Рецензия 10

Виталий Шолохов
В 2005 году была опубликована работа Эдвард У. Younkins, профессора бухгалтерии и делового администрирования на кафедре бизнеса и технологий в Wheeling иезуитского университета «Aristotle and Economics» (Le Qu;b;cois Libre Promoting individual liberty, free markets and voluntary cooperation since 1998. # 158 – September 15, 2005)
В заключение автор пишет «Аристотель - создатель экономического анализа. Он видел так много в области экономики. Он предвидел основные элементы австрийской теории ценности. Например, он увидел концепцию убывающей полезности и ее применение к определению меновой стоимости (т.е. цены). Он понимал важность определения стоимости при оценке эффективности средств в достижении целей человека. Он также предвосхитил австрийскую теорию вменения. Он считает, что стоимость факторов производства может быть получена через вменение от рыночной стоимости конечных продуктов. Аристотель был первым, кто провел различие между значением в потребительной и меновой стоимости. Его предварительные теории предельной полезности также отвергает трудовую теорию стоимости, что позже было проведено многими экономистами-классиками. Кроме того, он был первым мыслителем, который анализировал проблемы соизмеримости. Кроме того, Аристотель признавал парадокс ценности и реализации на практике принципа дефицита. Хотя экономические идеи и влияние Аристотеля на развитие экономической мысли были значительными, ему не удалось в полной мере оценить, что рынок и прибыльные виды деятельности могут служить механизмом, посредством которого обеспечивается порядок в обществе через отдельных лиц, которые преследуют собственных интересы. Тем не менее, Аристотель является одним из великих мыслителей в истории экономической мысли».
Йонкинс (применим такой перевод) известен как идеолог капиталистической системы, разрабатывающий концептуальные основы капитализма. Но он напрасно пытается сделать Аристотеля своим напарником. Да, Аристотель рассмотрел вопрос о стоимости, который был для него частным вопросом проблемы «справедливости». Справедливость есть там, где имеет место равное отношение к материальным благам. Однако, справедливость имеет два вида. Это – справедливость уравнивающая и,с другой стороны, - справедливость распределяющая. Причем, Аристотель был склонен считать уравнивающую справедливость более моральной. В то же время, он утверждал, что в обоих случаях будет иметь место неравное отношение к материальным благам.
Не вникая в доказательства и в детали двух видов справедливостей, можно утверждать, что рассмотрение только одной стороны справедливости не добавляет авторитетности к тем выводам, которые делает Йонкинс. И особенно такой подход ничего нам не дает, если результаты одной системы мы будем прилагать к другой системе.
Здесь остается только добавить, что уравнивающую справедливость Йонкинс полагает основой капитализма. Тогда, в определенном смысле можно было бы отнести распределительную справедливость к «патриотическим» государствам.
Использование Аристотеля при рассмотрении экономических вопросов вполне допустимо. Однако главным результатом у Аристотеля оказывается Этика (и Метафизика).

01/16/2016