Кон не валялся...

Марта Лазовская
   Стюша строила замок из конструктора «Лего», когда бабушка позвала её обедать.   Традиционные кирпичики, с выступами для соединения, никак не хотели складываться так, как хотела девочка, а предпочитали вольно валяться на ковре.               

– Стюша, а ты игрушки за собой убрала ?- спросила бабушка девочку, когда та стала усаживаться за стол.               
- Да, почти – сказала внучка, укладывая льняную салфетку на колени.       
   Голос у неё был смущенный, и бабушка решила проверить, как на самом деле    обстоят дела.               
 - Ой, да тут и конь не валялся! Ну-ка, иди, убери быстренько!         

    Когда игрушки были убраны, и Стюша склонилась над тарелкой с борщом, она спросила бабушку: « А что значит, конь не валялся?»               
- Так говорят, когда работа даже не начиналась.               
 - А почему именно так ? – решила уточнить Стюша, разбалтывая ложкой сметану.               
- Ой, да тут разные версии…   Одна из них пришла к нам от предков-крестьян, которые перед началом работы, прежде чем надеть на коня хомут, давали ему поваляться в траве. Вот и пошло, что если конь ещё не валялся, значит и к работе не приступали пока.
Но есть ещё и другая версия, она связана не с конём, а с валенками…               
 - С валенками?  Как интересно! Расскажи, бабушка!                - Обязательно расскажу, целую сказку, но только после обеда. На сон грядущий. Так что, ешь побыстрее, а то на сказку и дневной сон времени совсем не останется.
Девочка быстро расправилась с обедом и отправилась в спальню - бабушкину сказку слушать.

***

   В одном селе жила была семья: Иван да Марья, да их дочка Глаша.
Хозяйство у них было крепкое – корова, лошадь, куры, утки да отара овец.
Марья вела хозяйство, а Иван из овечьей шерсти валял валенки. Дело его приносило стабильный доход, так как на Руси валенки были популярной обувью. И мягкие они, и тёплые, и целебные. Говорят, что их даже сама царица во дворце носила.               
  Иван был настоящим мастером своего дела, так как относился к нему с любовью. Вот и пользовались спросом его валенки. Иногда, длинными зимними вечерами, Марья валенки украшала, тогда они вообще шли нарасхват.
      
 Всё бы хорошо, жить да радоваться, но пришла в семью беда. 
 Как-то возвращался Иван из города, с ярмарки, где он продал большую партию валенок. При нём была крупная сумма денег. И напали на него разбойники. Избили они Ивана до полусмерти и ограбили.  Хорошо хоть из телеги не выбросили и лошадь не отобрали. Лошадь- то его и спасла – сама нашла дорогу домой. Притащила телегу с Иваном к воротам и заржала, Марью вызывая.

 Выскочила Марья, увидела мужа, зарыдала. Позвала соседей. Затащили они Ивана в горницу, положили на перину. Очнулся Иван. Уфф, жив!
 Жив-то, жив, но стал с того времени Иван болеть: и ноги у него не ходят, и руки почти не слушаются. Не работник Иван стал.

 Марья бросилась мужа лечить. По врачам да знахаркам бегает, лекарства покупает, а мужу лучше не становится.   А денег в семье  всё меньше, да меньше.               
-    А тут ещё пришел в дом купец, бумагу  показал, вексель называется. Говорит, взял у него Иван денег в долг, хотел он усовершенствовать валяльное производство, да не успел. А срок возвращать долг пришел. А платить –то нечем….
   Заплакала Марья, попросила подождать. Согласился купец, но срока дал 3 месяца. Не успеют найти деньги – продаст их дом.
   
 Стали Марья да Глаша думать, что делать. Ивану не рассказывают, чтобы не расстраивать.
      Иван же, когда здоровым был, начал учить дочь валять валенки.
 Отец брал овечью шерсть, промывал, выравнивал и сваливал в мягкий войлок. Потом из этого войлока делал основу, так называемый кон, а потом, вместе с дочерью, они эти заготовки обминали, формируя валенок.
 Вот и решила Глаша начать делать валенки сама.
   
 Решить-то решила, да не получилось. Опыта не хватало. Без отца у неё даже кон не валялся, не получалась заготовка. А это же основа дела. Села в уголке Глаша и заплакала. Плачет, а слёзы  горючие капают на её валеночки, батюшкой сделанные, да матушкой украшенные. Вспомнила Глаша, что валенки это ещё и древнерусский оберег и решила попросить у них помощи.
  Взяла она их, нашептала на них желание, и рано-рано утром повесила над входной дверью. В один валенок положила зёрнышко, а в другой – монетку медную. Другой не было.   И, встав под валенками, попросила зарю- заряницу отцу своему здоровья, а ей –сил, да умения, чтобы долг выплатить.
      
  На следующий день, когда Мария пошла договариваться о продаже оставшихся овец, чтобы выплатить хотя бы часть денег купцу и Глаша осталась в доме одна, в калитку постучали.

Девочка отворила её и увидела старую-старую женщину в тёмном одеянии.   – Девочка, милая, не дашь ли ты мне воды напиться ?- попросила старушка   - Конечно, заходи, бабушка, во двор – Глаша пошире открыла дверь, и помогла женщине переступить через маленький порожек.   
 Пока девочка ходила за водой, странница опустилась на скамейку возле забора,  огляделась. Было видно, что ранее добротный двор пришел в запустение.
 Из живности осталось всего ничего – парочка кур, да петух, да слышалось блеяние овец в сарае.               

 Глаша вышла с ковшиком воды и маленьким оладушком.
– Съешь, бабушка, ты, наверное, голодна.                Странница внимательно посмотрела на девочку и поблагодарила.               
– Мне люди сказали, что в этом селе живёт знатный валяльщик валенок Иван. Так ли это? - спросила  женщина, закончив со скромным угощением.   – Да, это так. Иван – мой батюшка, а это его дом. Только он сейчас болен и не может работать – с грустью произнесла Глаша и сама не заметила, как всё-всё рассказала страннице. 
 Та горестно покачала головой и с сожалением сказала, что шла к Ивану за валенками, прослышав, что они у него особо мягкие и целебные. 
А у неё так болят ноги, что ходить почти невозможно. Уже и клюка не помогает.   Да и мёрзнут сильно, даже жарким летом.
Ну, коль Иван не работник и у самого на дворе беда, на помощь ей рассчитывать не приходится.  Странница поблагодарила за гостеприимство и оперлась на клюку, чтобы подняться и идти  дальше.    

  Тут взгляд Глаши упал на валеночки, висящие над дверью. Жалко ей стало бабушку и она, сняв валенки с гвоздика, протянула их ей.               
– Вот, попробуй, надень ! - проговорила девочка. – Будут ли в пору? Их мне батюшка валял, а матушка  украшала.
Глаша нагнулась и сама надела бабушке валенки, которые были как по ней сделаны. Посмотрела странница на свои ноги, и её лицо озарилось ясной улыбкой.
 – Спасибо, добрая девочка! Я чувствую, что ногам моим уже легче стало. И чтобы хоть как-то отблагодарить, я хочу тебе кое-что подарить. 

 Она достала из котомки деревянную расчёску для шерсти, колодку и веретено.

- Этой расческой будешь выравнивать шерсть, перед тем как кон валять,  колодка эта поможет тебе валенок формировать.
 Самые первые валенки укрась вышивкой красными нитками и надень на ноги своему батюшке со словами: « Валенки надеваю, болезнь прогоняю!» 
Веретено это отдай матушке. Пусть она из овечьей шерсти сделает нитки, свяжет перчатки и, надевая их на руки мужа, скажет: "Надеваю перчатки - беги беда без оглядки! Вон! Вон! Вон!"               

 Сказав это, странница вложила свои дары в руки Глаши и, развернув девочку, подтолкнула её к  дому. Девочка пошла было, но вспомнила, что не поблагодарила бабушку и резко повернулась. Глянула, а старушки и след простыл.
 
 Когда  Мария вернулась домой, Глаша ей рассказала о странной женщине и её дарах.

А потом они приступили к работе. Мария стала пряжу прясть, да перчатки вязать, а Глаша стала валенки валять. И всё-то у неё стало получаться!  И кон хороший свалялся, затем и валенки сформировались. Украсила их Глаша красной вышивкой и надела на ноги отца, произнеся заветные слова.
 А мама надела ему перчатки. О, чудо! Иван сначала пошевелил руками и ногами, на другой день стал садиться самостоятельно, а через неделю полностью поправился и приступил к работе. 
 Они все вместе, с помощью новых инструментов, быстро наделали валенок да перчаток и, когда  появился на пороге купец, отдали долг своей продукцией.

 Удивлён был купец.
– Я думал, что у вас в производстве валенок  и кон не валялся, а тут такое….   
   И рад был купец, что всё так обошлось, и что ему не надо продавать дом Ивана, и что Иван ,по прежнему, будет поставлять валенки в его магазин.
      
 А семья Ивана  зажила как прежде, в добре и здравии.
Кроме того, понимая, что добро порождает добро, старалась помогать едой всем бедным странникам, и всем болящим, кто не в состоянии был заплатить за валенки, отдавала их даром.

***

- Бабушка, значит если говорят, что кон не валялся, значит и работа не начата? Хмм…. Понятно.  А вот скажи мне, бабушка, получается, что доброй-то быть  выгоднее, чем жадной и злой?
- Выгоднее? Нет, дорогая. Добрый, искренний человек не думает о выгоде. Он делает добро, потому, что не может поступить иначе. Это порыв души.  И у таких людей обычно и кон валяется, и конь валяется, и работа спорится, и жизнь ладится.