Бабушка и телевизор

Валентина Телухова
Люся закончила школу и превратилась в симпатичную девушку: легкую, стройную, порывистую. Она была душой любой компании, потому что любила петь и танцевать, рассказывать забавные истории, утешать и подбадривать ровесников в трудные минуты их жизни. Она училась уже в институте на "историю", как говорила о ней её малограмотная бабушка.

Девушка жила в пятнадцати минутах ходьбы от института, В старинном купеческом особняке.Иногородние подруги любили приходить к ней в гости, потому что у неё была замечательная бабушка. Акулина Андреевна была женщиной безграмотной, потому что лет ей было много, родилась она в деревне, где совсем не существовало школы. Читать она немного умела. Но как она читала! Она так налегала на чтение, что бумага могла задымиться. Ударение она всегда делала на первом слоге. "В нЕкотором царстве, в Некотором гОсударстве жил-был царь" - читала очень  медленно старушка.

-Ишь ты, какой-то царь глуповатый. Не знал даже, как его царство называется. Ведь как же то оно называлось? А то - "некоторое". Китайское есть, Японское, я Грузинское знаю, а "некоторого" я не знаю. И сомневается он как-то в себе. Жил он или был? Ишь ты,определиться не может. То ли жил, то ли был?

Бабушка рассуждала громко. Люся слышала и тихонько хихикала. У бабушки был нестандартный ум, самобытная речь и свое собственное мнение по всем главным вопросам жизни.

Люся тоже имела свое мнение.

- Вот почему, кода видишь человека первый раз в жизни, не можешь понять, умный он или не очень? Хорошо бы сделать так, чтобы во лбу у людей было что-то вроде звездочки. Умный - светилась бы красным, не очень - желтым, а если уж совсем тупой - фиолетовым. Вот тогда и узнавали бы все про всех сразу. А то говоришь-говоришь с некоторыми, вкладываешь душу в каждое слово, а он тебя и понять не может в силу своих умственных способностей.

- А по каким признакам ты бы делила людей? - сразу набрасывался на неё брат Андрей, - по каким?

- Да я бы и не делила. Природа бы сама. Есть же уши и нос у человека от природы. От природы был бы и фонарик во лбу.

- И что? Ты думаешь, что дураки бы смирились со своей очевидностью. Да они бы заставили умных, они бы что-нибудь придумали. Фильтр световой бы незаметный поставил дурак, и вот уже красный свет во лбу.

- Умные не станут дуракам помогать.

- Станут. У глупых всегда денег много, они умных подкупят.

- Да? Тогда моё пожелание, если осуществится, ничего не даст.

- А ты поговорить с человеком не пробовала? Есть речевая характеристика, она не обманет.

Люся умолкала, потому что понимала, что Андрей прав.

Теперь Люся носилась с идеей, что люди мало успевают в жизни, потому что медленно ходят. Пешком. Хорошо бы бегать. Она пробовала, но прохожие странно на это реагировали. Один дедушка лет пятидесяти даже спросил её, что у неё случилось? Люся бегать перестала, но зато она додумалась до того, что стала делать шаги шире, но соседка тетя Тося сказала, что так ходят гренадеры, а девушки семнадцатилетние так не ходят. Это не женственно. И Люся вернулась к прежней походке.

Любимая бабушка сказала, что настоящая девушка должна ходить легко.

- Ходи, внучка, так, как будто ангелы тебя с каждым твоим шагом над землей приподнимают. Оттолкнись и взлетай. Вот тогда все тобой любоваться будут.

Люся такую походку освоила.

Однажды, кода уже первая в жизни институтская сессия была позади, а зима хоть и перешла на свою вторую половину, но уступать место теплу не собиралась, Люся застала бабушку взволнованной. Приближалось Крещение, а вместе с ним и знаменитые крещенские морозы. При такой погоде не до лебединой походки, быстрей бы живой до дома добежать, да не обморозиться.

Бабушка позвала внучку в свою комнату.

- Как покушаешь, так зайди! Я у тебя спросить кое-что хочу.

Люся зашла и уселась на сундук. Бабушка  могла спросить о чем угодно. Дома она целыми днями была в одиночестве. Люся научила бабушку включать телевизор. Они тогда были большой редкостью в домах горожан. Передачи начинались в вечернее время. Но вот с некоторых пор появились трансляции в обеденное время. Коротенькие. Полуторачасовые. Бабушка смотрела их внимательно. Она никак не воспринимала изображения людей на экране обособленно. Она искренне верила, что не только она видит людей, но и они её видят. Поэтому всегда надевала чистый фартук, нарядный полушерстяной платок чтобы произвести впечатление.

-Здравствуйте вам! - говорила она телеведущим и кланялась им сердечным поклоном. Они не отвечали. Она и не обижалась.Столько народу смотрят на них. И соседи смотрят и те. что рядом, и те, что на другой улице живут. Разве со всеми раскланяешься?

Однажды выступал по телевизору её внук старший. Бабушка его не признала. Она сказала, что если бы это был Витя, он бы с бабушкой поздоровался!
Внук у неё человек воспитанный.

Бабушка никак не могла собраться с духом и задать вопрос.

- Только ты не смейся надо мной. Ты вот девочка умная. Скажи мне, - бабушка понизила голос до шёпота, - бывают ли коты в клизме.

Люся чуть не рухнула с сундука от смеха, но сдержалась.

- А где ты, бабушка, такие слова слышала, опять телевизор смотрела днем?

- Ну, да! Там и слышала. Вначале мужик такие слова говорил, потом баба какая-то кудрявая с ним тоже голову из ящика высунула, и давай говорить так же.

- Бабушка, так это научная передача была. "Катаклизмы в природе". А ты вот как это слово поняла. Катаклизмы - это потопы и наводнения. Такой смысл у этого слова, но в широком смысле - это всякие неожиданности. Они в жизни везде бывают. И в политике, и даже в обыкновенной жизни.

- А у нас бывают?

- Бывают. Например, получит отец получку и выпьет на радостях, а потом заходит в дом и начинает ко всем приставать. Все ему не так. Вот тогда ты валерьянку пьешь, мама плачет, а я ругаюсь с ним. И это и есть катаклизмы в нашей семье.

Бабушка кивнула, давая понять, что она все уразумела, как она сама говорила.

Когда через две недели отец пришел домой не очень трезвый и стал искать повода для скандала, бабушка вышла из своей комнаты.

- Явился, кот в клизме! А ну, не шебурши!

Отец Люси посмотрел на мать удивленно и притих.

А Люся подумала, что бабушка осталась при своем мнении, и что коты в клизме все-таки бывают.