Лайза

Борис Тропин
Начало не предвещало никаких неожиданностей и уж, тем более, неприятностей. Вообще ничего не предвещало. Просто культурное мероприятие.
Но год был такой. Духоподъёмный.

Сразу после выборов народ встрепенулся, заактивничал. Молодежь в основном. Они при коммунистах не жили – не понимают, что выборы у нас – это демонстрация евроидентичности. Вот, мол, пожалуйста, тоже демократия, мы такие же европейцы, просто слегка восточные.

И надо же, объявились несогласные. Фальсификация! В отставку!

Такое оживление сразу. Митинги, шествия, демонстрации, пикеты. С одной стороны, конечно – фальсификация, а с другой – традиция. Обычные евразийские выборы.

Но некоторые ни в какую – подавай им чистую демократию.

Анархисты вышли с черно-красными знамёнами и транспарантами, сплоченной колонной энергично скандируя: «Революция! Революция!». АКМ тоже настроен весьма решительно. Молодые коммунисты категорически против сегодняшнего капитализма и хотят обратно в развитой социализм. Солидные коммунисты уже не хотят. Им в Думе лучше, но тоже хмурятся и выражают свой протест ворчанием, бурчанием и беспощадной критикой Америки.

Националисты со своими черно-желто-белыми флагами и транспарантами – «Русские, вперед! Стоп - иммиграции, свобода Русской Нации! Долой врагов русского народа!» Отчаянные ребята. Они сразу против всех врагов – сильно за русских переживают.

За ними вегетарианцы: Яблоко, аграрники, садоводы,  Огуречный союз из Луховиц. Экологические движения: Кедр, Берёзка, Уссурийский Тигр, Дальневосточный Леопард, Тамбовский волк - чтобы сохранить всё это. Партия котиков с белыми знамёнами. Симпатичные ребята. Много разных партий обманутых, надутых и просто ограбленных граждан. Кого с квартирой кинули, у кого бизнес отжали, кому-то пообещали место в Думе, деньги взяли – и с концами. Недовольны люди.
Либертарианцы, оказывается, у нас есть, красивое название, не знаю, кто это. Разные движения за достойное финансирование и тех, и этих…

Столько разных партий у нас, оказывается! И все против фальсификации выборов.
Геи тоже оказались в общей колонне. Их поначалу не поняли и слегка побили их же красивым флагом. Но они объяснили, что вышли не по секспроблемам, а тоже против фальсификации выборов. Тогда ладно.

Чиновники тоже вышли, но им деваться некуда – приказ. У них и митинги другие, и лозунги, и речевки. Там скучновато, но за 500 рублей можно и поскучать. К тому же они для разнообразия гастарбайтеров привлекают, старшеклассников и студентов. Митинги у них короче, плакаты и транспаранты самим делать не надо – всё выдадут. Главное, заранее записаться в группу, а то с деньгами пролетишь.

До того интересно стало на улицах и площадях столицы! И сама Москва будто помолодела, повеселела. И везде что-нибудь интересное происходит. Люди слушает народных лидеров. Есть у нас, оказывается, такие и помимо тех, что в телевизоре. Одеты попроще, но все такие воодушевленные, пламенные. Выступают интересно, зажигательно, со смыслом, с юмором. Народ аплодирует. 
- Партию жуликов и воров в отставку!

Телевизор, глядя на это, растерялся и словно оцепенел, что показывать, не знает, а потом экран безвольно разинул и заиграл  «Лебединое озеро». Тут уже все почувствовали – что-то будет!

Власть, как услышала «Лебединое озеро», сразу вздрогнула, занервничала – что с Телевизором случилось? Почему народ на улицы вышел? Куда милиция смотрит! Срочно принять меры!

А уже не остановить – всеобщее оживление, погода изумительная, солнышко, тепло, и вообще жить после выборов стало гораздо лучше, интересней и веселей! И на хрена он теперь этот Телевизор, если сама реальность такие развлечения предлагает! Вот все и потянулись на улицы.

Я тоже потянулся. Сначала на митинг, а потом в ЦДХ. Там еще интересней. Во дворе палаток понаставили, и в каждой мероприятие. Книжный фестиваль. Столько книжек интересных появилось! Со смыслом! Презентации, лекции, дискуссии и даже дегустации. Умные люди пытаются втолковывать остальным, что на самом деле в стране происходит и как нам жить дальше. Ну а мы слушаем, стараемся что-то понять. Потом поэты, эти опять про чувства, но тоже со смыслом, потом ученые… 

С интересом послушал замечательную лекцию известного математика о тёмной материи, черных дырах и белых пятнах. Оказывается, они в нашей жизни повсюду. Потом о парадоксах российского менталитета – тоже очень интересно – то он есть, то его нету, то он западный, то восточный, а то вообще вдруг сам себе наоборот менталитетничает. И все западные аналитики в замешательстве – умом Россию не понять! А мы гордимся – вот мол мы какие, умом нас не понять. Кроме Губермана, естественно. Но он матерщинник.

Подуставший от избытка информации заглянул в очередную палатку, а там… Яшин Илья в кроваво-красной футболке с Че Геварой и надписью черными буквами: «Revolution». Весь такой бравый, решительный, целеустремлённый. Говорил мало, но уверенно. И сразу ушел на очередной митинг.

Точно, что-то будет.

Я поскорей в другую палатку, чтоб не пропустить еще чего интересного, а там уже к концу лекция подходит.
Какая-то девчонка – ну, молодая женщина – о современном изобразительном искусстве рассказывает. Оказывается, она приехала из Великобритании и взялась рисовать на улицах и в подземных переходах московский вечно спешащий люд по утрам и вечерам, и средь бела дня. Я сколько ни ходил по улицам, никогда не возникало желания запечатлевать соотечественников. Бывало, посмотришь на эти физиономии, ну, никакого творческого подъема! А себя увидишь нечаянно, отраженным стеклом дверей или витрин – вообще настроение портится. А эта что-то нашла в нас, заинтересовалась. Молодец. Спасибо ей! Такая шустренькая, и рассказывает интересно с деталями, наблюдениями, демонстрируя на экране ноутбука свои рисунки. И сама нечего! Всегда ведь интересно, что думают и как видят нас другие, тем более англичане. Хотя она оказалась шотландкой. Но не в клетчатой юбке, а в чем-то полуспортивном. Говорила по-русски с акцентом, с ошибками, но бегло и всё понятно.

На столе заметил несколько открыток с большими черными буквами: «I LIVE HERE NOW». Автоматически взял одну – лучше потом выбросить, чем пожалеть, что не взял. А через некоторое время пришла мысль… 

Вот с этим у меня большие проблемы – мысли ко мне идут так медленно, нехотя и приходят всегда с большим опозданием.
Эта через год пришла, на выставке наших районных художников.

А что, думаю, если пригласить её к нам. Пусть наши районные художники да и литераторы заодно послушают, посмотрят. Им полезно будет. Расскажет о современном искусстве, о своем творчестве, о том, как она нас видит и что о нас думает. Интересно же!

А то наши художники – скажи им «Contemporary Art» – чего-чего, спросят. У них всё – Шишкин, Левитан, Шишкин, Левитан. И дальше никуда. У Гриши только Васнецов-Суриков, Васнецов-Суриков. Но тоже никакого движения.

Отправил ей письмо:
«Понравилась Ваша лекция. Есть предложение. Хочу посмотреть, как Вы работаете на пленере, и написать заметку для нашей районной газеты. И очень прошу прочесть лекцию для наших литераторов и художников».

Ответ пришел на следующий день.
 «Рада, что лекция Вам понравилась. К сожалению, я вернулась в Шотландию вчера вечером. Так что встретиться в ближайшее время можем только на улицах Глазго или Лондона».

Ни в Глазго, ни в Лондон не пригласила.

Ну, нет и нет. Для приличия отписал: 
«Дайте знать, когда появитесь в Москве! Предложение остается в силе. Удачи и творческой активности!».
На этом, как я полагал, наши взаимоотношения закончились.

Через год с небольшим получаю письмо.
«Добрый вечер Борис! Как ты поживаешь? Я скоро выбираюсь в Москву. Очень надеюсь, что нам удастся встретиться.
Недавно один коллег художник выпустил книгу о русский художник и писатель Сергей Иванович Шаршун. Очень красиво сделано, с иллюстрациями и  текстами на английском языке.
Проект не коммерческий. Главное, дальнейшее распространение книги, особенно, в России. Я привожу с собой несколько экземпляров. Если интересно, он может отправить вам коробку книг почтой. Всего хорошего!  Надеюсь, увидимся. Лиза».

Как гром среди ясного неба! Как голос из преисподней!

Какие художники-писатели! Какие книги! У нас академию наук дербанят почем зря!  Библиотеки закрывают, книжные магазины, творческие площадки, школы сокращают. Всю культуру утрамбовывают до минимума.
И вообще, что это за художник такой – Шаршун? Фамилия какая-то не наша. Не слыхал я про такого. И телевизор про него ничего не рассказывал. А может нам и знать про него не надо. У нас Шишкин, Левитан, Васнецов, Суриков. Зачем нам эти современные?! Всё равно их народ не понимает.

Эта Лайза в своей Шотландии думает, что у нас всё, как раньше. А у нас уже всё наоборот. Неправильные книги, неправильную еду сжигаем врагам назло.
Нам не до развлечений сейчас, не до культуры, нам бы только Родину сберечь.
Она у нас одна, большая, красивая…
А кругом шпионы, кругом Майданы!
А со всех сторон пиндосы, укры, рептилойды…
И все на нас окрысились!

У нас только за прошлый год 199 шпионов поймали. А за этот, еще не полный – уже 320! Сам президент сказал. А в будущем году к новым выборам чекисты обещают наловить в два раза больше.

И предателей развелось повсюду! От ученых до многодетной домохозяйки. Хорошо платят наверно! Вот и спешат Родину продать!

Целые организации – мы и представить не могли – сплошь иностранные агенты! Они-то и устроили духоподъём.

Народу много не надо. Почему он на улицы вышел? Фальсификации на выборах, воровство чиновников? Как бы не так! Кого в России удивишь воровством и фальсификациями! Привычное дело! У нас каждый, дай ему волю, обязательно чего-нибудь украдет или сфальсифицирует. Хорошо не всем волю дают.

Телевизор барахлил – вот в чем проблема. Его отремонтировали, экран засветился честным державным патриотизмом и  такое открылось!..

Оказывается, это длинная рука американского Госдепа протянулась в самое сердце нашей Родины, и не пустая, а с печеньками. А печеньки-то, как показало расследование, не простые. Что-то в них подмешано. То ли героин, то ли кокаин, то ли конский возбудитель. Вот вам и духоподъём.

А сейчас еще хуже. Дальнобойщики уже везут с Украины отравленное сало. Оно чем-то посыпано. На вкус замечательное, а съешь и сразу соображать перестаешь, и глаза начинают светиться. Ужас!

И со всех сторон одни пакости. Не успела нефть подешеветь, как все вчерашние друзья на нас ополчились. Рыночная политэкономика!

У нас даже детям сейчас не до книжек. Учебу забросили, маршируют по улицам в военной форме прошлого века или современном камуфляже. Поют патриотические песни, изучают военную технику и готовы защищать Родину от любых врагов. На них вся надежда. Какие книжки, им нормы ГТО сдавать и разбирать-собирать автоматы.

А она в такое время со своими художниками!
А не шпионка ли?..

Шпионы коварные. Начинают с чего-нибудь нейтрального, заманивают, заинтересовывают, а потом давай – отрабатывай! И эта Лайза, сначала книжка, потом предложит тысяч пять-десять фунтов стерлингов – как откажешься?! Мне надо сантехнику менять, диван новый купить, куртку зимнюю. Где деньги взять?!
Вот так и влипнешь.

Тревожно мне стало – как бы не было беды.
«I am glad for your letter and you remember me», - коротко отписал в надежде, что столь прохладный ответ нашу переписку и завершит.

Через неделю новое письмо. Короткое и тоже на английском:
«Hello, I want to talk to you seriously are you available by email. I ask you to keep above confidentiality. My email does not tell anyone I please. Thank you in advance. Liza».

Точно, шпионка! Как я сразу не догадался! До чего же медленно до меня всё доходит! Влип! И что теперь делать? Пошел на кухню нарезал тонкими ломтиками черного хлебушка, белого хлебушка, разложил на большой тарелке – пусть сушится.

Нервы на взводе. Аппетит потерял. Часов до четырёх заснуть не мог, а под утро сон, жуткий, пророческий…

Волокут меня на допрос. А всё уже не как раньше: один следователь злой, а другой добрый. Всё уже по-другому. Злой уже свирепый, а и другой не добрый.

Свирепый сразу в крик:
- Что, пятая колонна, Родину продавать?!

У меня от страха руки-ноги трясутся, ничего не соображаю.
- А почем сейчас? – сдуру спрашиваю. Мне же сантехнику менять, диван, куртку зимнюю…

- Ага! – злорадно закричал тот, впившись в меня взглядом. – Интересуемся! – и даже привстал со стула. Но вдруг осекся. Выпрямился над столом, нахмурился и нормальным голосом говорит, - Кстати, Михаил Иваныч, какие сейчас расценки? Посмотри-ка!

Второй, не добрый, вскочил, быстро подошел к сейфу, ключиком трик-трак, достал какую-то папку и вернулся на своё место сбоку от меня.

- Так, - полистал файлики, - Офицеры, вот, майор – 250 тысяч долларов. А нет. Это фэсэошникам. – Перевернул файлик. – Вот. Майоры ФСБ – 245 тысяч долларов.

- Ну, вот почему фэсэошникам больше?! – возмутился Злой.

- Товарищ майор, я тоже обратил внимание, - тут же согласился Недобрый. – Несправедливо!

- Ладно, - махнул рукой Злой, - а этим глянь! – кивнул на меня с презрительной усмешкой.

- Та-ак, Пятая колонна. Лидеры, - заводил этот Михаил Иваныч пальцем по прайсу.

- Да какие лидеры! – пренебрежительно махнул рукой Злой и сел, откинувшись на спинку стула. – Рядовые смотри или примкнувшие!

Мне, конечно,  уже легче, но обидно.

- Пятая колона, рядовые – 500 долларов! Примкнувшие – 200.

- Чиво?! – изумлённый, я даже привстал со стула. Не за себя, за державу обидно. И почему такая большая разница с этими?! – Наша Родина, - говорю громко, -  большая, красивая, с ракетами! И 200 долларов?!

- Сядь! – хлопнул рукой по столу майор и тут же передразнил, - «Большая, красивая»! Главное – не родина, главное – информация!
Но что-то, и правда, мало! – неожиданно согласился и даже как-то подобрел. – Ты прайс давно обновлял? – строго спросил второго.

- Товарищ майор, каждый понедельник, как вы приказали, - четко доложил тот.

Злой хмуро кивнул, пододвинул к себе толстую папку, лежавшую на столе, и поднял на меня пронизывающий взгляд.
- Что вы делали на Болотной площади 6 мая 2012 года? – спросил сухим официальным тоном.
- А я не делал, я не виноват и меня там не было, - развел я руками.

- Он на Сахарова митинговал, - ехидно пропел недобрый.

- А я не виноват, я не митинговал.

- А это кто?
И майор – мне фото под нос.

- А это, это мужик небритый. Напоминающий кого-то, очень похожего… Не пойму, на кого.

Злой придавил меня свинцовым взглядом.
- Будем отпираться? Или всё честно расскажем? Покаемся перед Родиной!

- Покаемся, конечно, а я не виноват.
Я за сардельками пошел. Смотрю: народ. Много. Чего это они, думаю, собрались такие радостные. Может, овощи подвезли по дешевке или фрукты из Краснодарского края. Мне еще и морковки надо было. Подошел поинтересоваться. Тут все как закричат и двинулись. Меня и понесло, а из потока не выскочишь – со всех сторон менты стоят, никого не выпускают. Только вперед – на Сахарова. А мне – не Сахарова, я за сардельками! Хотел влево, сразу за анархистами – нельзя! Всё оцеплено. Я вправо, там националисты. Идут, скандируют: «Настоящий русский тот, кто не курит и не пьёт!». Ничего себе, думаю! Хоть посмотреть на таких. Близко подходить боюсь, я иной раз употребляю, по праздникам и на похоронах. Скажут, не настоящий. А они ж отвязные, чуть что, сразу в морду. И паспорт не поможет – убрали графу. Никакой русский теперь не защищен от этой партии, про евреев уже и не говорю. Жду, пока пройдут, а в спину подталкивают, двигаюсь потихоньку в общем направлении. Но удалось, просочился между колоннами, хотел в переулок, а там опять менты. Здесь выхода нет, кричат. А где? На Сахарова! Меня и понесло вместе со всеми.
Вы их накажите, ментов, чтоб пропускали, если кто за сардельками! А то человек нечаянно на митинге очутится да еще и ляпнет чего-нибудь.

- Что, порядки не нравятся? – жестко спросил Злой.

- Почему?! Нравятся. Всё хорошо было организовано, с музыкой. И выборы, и митинги.

- Кстати, за кого вы голосовали?

- Он не голосовал, он бюллетени портил, - ехидно пропел Недобрый.

- А вот и нет. Я специально не пошел, чтобы нечаянно ни проголосовать как не надо. Моей подписи там ищите, не найдете.

- Надо будет, найдём, - хмуро сказал майор и новое фото мне под нос.
- Узнаёте, кто это?

- Это, это, а я не виноват! Это вообще не я.

- Кто эти люди, на фотографии? Вы же посещаете свои литературные сборища, должны знать!

На фото Борис Акунин и Сергей Гандлевский, другие люди, какая-то девчонка что-то кому-то протягивает… А-а, вспомнил, это она раздавала бесплатные билеты в автозак. Я сразу взял – в случае заметут – сидячее место моё, а безбилетники, хоть и знаменитые, пусть постоят.

- Что вы с ними обсуждали, о чем говорили? – не унимается злой.

- Не обсуждал, не говорили, не подходил.

- А это?!

И новое фото мне под нос. На нём те же и я слева, направляюсь в их сторону.

- А я хотел, а потом передумал – мало ли чего…

- Чего?

- Ну, мало ли вы меня начнёте спрашивать, о чем вы говорили, что они вам сказали – а я ничего не знаю, потому что я не говорил. А если б говорил, то чего-нибудь знал, а зачем? Мне не надо.

- Но все-таки хотели. Что хотели сказать, спросить?

- Спросить о творческих планах.

- Какие творческие планы! У вас у всех один план – лодку раскачивать.

- Лодку – нет! Не раскачивал – я плавать не умею…

- А кто английским шпионам Родину продал?! Сколько они тебе заплатили? – снова осверипел майор, да как хлопнет по столу, я и проснулся.

Сердце колотится, весь в холодном поту. Ой, сон в руку! Что делать?! Посадят!

Со страхом открываю почтовый ящик, и с ужасом вижу там новое письмо от проклятой шпионки Лайзы!

Кранты мне теперь!
Пошел на кухню, нарезал тонкими ломтиками черного хлебушка, белого хлебушка, разложил аккуратненько по большому тазику – пусть сушатся. Вернулся к компьютеру. Открываю письмо.  А там…

Thank you for your reply because I really need your support. I'm traveling to Greece for an significant matter. I intended to make a quick trip why I have informed person. Unfortunately for me I was the victim of aggression near a cafe. They stole everything (phone, credit card, money ...) it remains for me more than my passport. I'm really bad shape, that's why I ask you to grant me a loan. I will work on making the money you upon my return.

Это как понимать?! Это что такое?! Эта английская шпионка, нет, чтобы предложить мне ну хотя бы пару тысяч фунтов, так она еще у меня в долг просит! Это как называется?!
Мы так не договаривались!
Про такое даже телевизор не рассказывал. Настоящие шпионы так не поступают! Джеймс Бонд ни у кого в долг не просил, сам платил направо и налево.
Что с ними случилось?!

Наша Родина большая, красивая с ракетами!.. Почему бы ни заплатить!

Или, может, она вместе с нефтью так упала в цене, что много желающих её побыстрее сбыть, пока совсем ни обесценилась – большая очередь. А это вроде взятки, чтоб побыстрей. И все шпионы тоже перешли на российскую откатно-экономическую систему. Совсем совесть потеряли!
Куда мир катится?!

Конечно, иметь в Британии знакомую шпионку, пусть и коррумпированную под российским влиянием, может и престижно, но платить ей!.. Извините! С каких доходов? Да и опасно вдвойне. Это сразу пожизненное! Никакие правозащитники не помогут.

Конечно, прославишься, даже по телевизору покажут, по всем каналам, да еще и в прайм-тайм, но в каком контексте!

«Несмотря на тяжелые времена, страна продолжает обеспечивать безбедное существование незащищенным слоям населения. Особой заботой у нас окружены ветераны труда. Эти люди заслужили своё благосостояние и благодарны своей родине. Но стадо не без паршивой овцы…»

И мой портрет на весь экран! Нарочно самый страшный выберут.

«...Уму не постижима глубина падения этого, язык не поворачивается сказать, гражданина! Только представьте, этот невзрачный человечишко на свою немалую пенсию ветерана труда три года финансировал британскую разведку!
Это как надо ненавидеть свою Родину, которая вскормила, вспоила, дала образование…».

Меня соседи заплюют. Видали дурака, скажут, вместо того, чтобы с них брать, им платил! Ветераны отметелят – так это, оказывается, из-за тебя, сука, льготный проезд отменили! Подруга скандал устроит – мне на шубу пожадничал, а сам пиндоску содержал, тварь двуличная!

Я до суда не доживу!

Так что, Лайза, извини, Родина не продается!
Тем более, если за неё ещё и доплачивать. 

Ноябрь – декабрь 2015