Тоннель

Нина Агошкова
Часть 1. Электричка

Ночь наступила внезапно. Только что за окнами электрички мелькали в полумраке дома и разномастные деревья, проливая серость на лица усталых людей, дремлющих в вагоне. Словно по взмаху волшебной палочки загорелись светильники, и заоконные сумерки мгновенно превратились в черноту. О том, что мы движемся, говорили лишь фонари, лениво пролетающие мимо, да освещённые чуть  ярче станционные здания. Осталось совсем немного. Сейчас пригородная электричка вползёт в тоннель, потом дорога сделает крутой поворот, и можно будет собираться на выход. От вокзала три квартала прямо, один направо. Ужин в кругу семьи, телевизор, сон.  А с утра - всё по новой: дорога – работа – дорога – дом.
Вагон качнуло на дуге, а я в который раз подумал: «Когда же будет жизнь? Всё куда-то спешим, крутимся, надеемся на лучшее, влезаем в долги, чтобы быть не хуже других. Редко выдаются счастливые минуты, и то мы их не замечаем в этой повседневной суете. Грустно …». Металлический голос объявил станцию, народ потянулся в тамбур. Выбросив из головы бесполезные мысли, толкнул спящего друга:
- Серёга, просыпайся, выходим!
Тот дёрнулся, уронил шапку, ругнулся вполголоса:
- Ты что? Не мог раньше разбудить?
- А что, сам не мог проснуться? – хмыкнул я в ответ, - давно пора вылетать на автопилоте, столько лет ездишь…
Прохладный осенний воздух хлынул в открытую дверь. Народ высыпал на перрон и тут же  послышались недоумённые выкрики:
- Что за нах…?
- Ну, ничего себе!
- А это у нас откуда? Учения, что ли?
- Да не трогай ты меня!
В ответ послышались  бубнящие звуки – мужской голос что-то объяснял возмутителям спокойствия.
Мы двинулись в сторону очага волнения и сами застыли ошарашено: на выходе с привокзального пятачка стояло то, что при здравом рассуждении никак не могло здесь стоять:  радиолокационный сканирующий портал. Ну, чисто аэропорт Шереметьево! С каких это пор в нашей деревне проводят такую тщательную проверку? Не иначе, где-то в полях окопались террористы… Шутки шутками, но мне это перестало нравиться буквально через десять минут – именно столько понадобилось расторопным мужчинам за стойкой, чтобы проверить багаж стоящих передо мной. Мало того – они ещё и отбирали у всех подряд мобильники, смартфоны, планшеты, ноутбуки, плееры  – причём безо всякого зазрения совести. И самое странное, что люди не возмущались, а молча отдавали гаджеты этим людям в форме и отходили куда-то в сторону под конвоем военных – или кто они там были?
Я толкнул друга в бок:
- Серый, валим! Не нравится мне это представление!
Улучив минутку, когда стражи порядка занялись очередным пассажиром, мы резво проскочили мимо них и через секунду были уже по ту сторону вокзала. Не сбавляя скорости, помчались вперёд под возмущенные крики и улюлюканье окружающих.
- До завтра! – крикнул я другу и прибавил ходу. Сергей свернул в сторону – он жил на два квартала ближе.
Вот и моя улица. Позади уже не слышно преследователей. Я открыл калитку и вошёл во двор. Залаяла собака. Странно, откуда она взялась? Катюха, что ли, выпросила у мамы игрушку? В доме горел свет. Тут же он зажёгся на веранде и в освещённом дверном проёме появился силуэт мужчины. Нехорошее предчувствие шевельнулось у меня в груди: «Неужто Ленка в моё отсутствие хахаля привела? Да ещё внаглую!»
- Добрый вечер! Я могу вам чем-то помочь? – незнакомый человек спустился по ступенькам, остановился в трёх шагах от меня. Среднего роста, в домашней одежде, в шлёпанцах на босу ногу. Видно было, что мой приход поднял мужика с дивана, оторвав от телевизора. Кто он такой? Почему не вышла моя жена? Где дочь? И что происходит, черт возьми? Все эти вопросы я выпалил ему прямо в лицо.
- О чём вы? Какая жена? Какая дочь? Это наш дом! Мы живём здесь уде двадцать лет! – по лицу говорящего пронеслась целая гамма чувств. Он как то неловко попятился назад, и, видимо,  решив что-то про себя, заговорил совсем другим тоном: - Да вы не волнуйтесь так, всё будет хорошо! Сейчас позвоним, куда следует, и за вами приедут. Вы посидите во-он там, на скамеечке, - кивнул он в сторону забора. Он принял меня за сумасшедшего, не иначе. Это мы ещё посмотрим, кто здесь не в себе!
Оттолкнув щуплую фигуру в сторону, я взбежал по ступенькам, распахнул дверь, быстро миновал прихожую и оказался в зале. Было от чего впасть в ступор. Это был и мой дом, и не мой. Как будто его выпотрошили, оставив только оболочку, а затем вновь наполнили содержимым.  Я обвёл взглядом комнату.
Совершенно незнакомая мебель. Горшки и кашпо с цветами. У дальней стены на столике непонятной конструкции телевизор, напоминающий внешним видом старинные ламповые. На широком диване, укрытом пёстрым пледом, застыли женщина и двое мальчишек, видимо, погодки. Все со страхом смотрят на меня.
- Куда вы дели все наши вещи? Где Лена? Где Катюшка? – голос мой дрожал и срывался на крик. Настолько сильным было потрясение, смешанное с недоумением, что я просто не в состоянии был осмыслить происшедшее. Приехал домой с работы, называется…
На автопилоте полез в карман за телефоном. Взвизгнув, женщина вскочила с дивана и выбежала в соседнюю комнату, прихватив с собой детей, и захлопнула дверь. Побледневший хозяин трясущимися губами прошептал:
- Только не убивайте!
- Больно надо, - отмахнулся я, удивившись, с какого это перепугу они так реагируют на телефон? Аппарат молчал. Никаких тебе «Абонент недоступен», или «Абонент вне зоны действия сети», вообще никаких признаков жизни. Батарея почти на полном заряде. В чём же дело?
- Что у вас с сетью? – на повышенных обратился к затаившемуся мужчине.
- С какой сетью?
- С сотовой, естественно!
- А что это?
Видно было, что спрашивает он на полном серьёзе. Не успел я осмыслить его ответ, как на улице послышался шум подъезжающей машины, затем торопливые шаги, отрывистый разговор. Я кинул взгляд в окно.
«Те, с вокзала. Странно… Они же не знали, где я живу… Выследили? Скорее всего. Ну, сейчас выясним, что это за чепуха творится в моём родном доме!»
В дверях показались двое в форме:
- Вам нужно проехать с нами в участок.
- Вы не имеете права – это раз. Во-вторых, я ничего не нарушал. В чём вы меня обвиняете? Это я у вас должен спросить, как произошло, что в моём доме без моего ведома поселились совершенно посторонние люди, а моей семьи, жены, дочки, мебели, наконец, и близко не видно! Как вы это объясните? – выпалил я, всем своим видом давая понять, что им придётся-таки ответить на мои вопросы.
Стражи порядка переглянулись, затем старший по чину опять завёл свою шарманку:
- Вы должны проехать с нами. Там вам всё объяснят.
- Хорошо. Только ради того, чтобы во всём разобраться, я готов с вами поехать. – Мне пришла в голову мысль, что они и сами ничего не знают, у них приказ – привезти меня, а следовательно, нужно поговорить с кем-то, кто в курсе происходящего.
Мы гуськом – я посредине – проследовали  к машине. Вслед надрывалась в лае чужая собака.
Участок полиции, в который меня привезли, больше походил на офис: занавески на окнах, мягкие диваны, стол с кучей бумаг… и ни одного человека в «обезъяннике». Да его самого тоже не наблюдалось. Зато на диване у стены сидели в рядок человек пять таких же бедолаг, как я. Лица многих были мне знакомы – наши, деревенские.
- Присядьте, - предложил мне один из сопровождающих, - чуть позже вас вызовут.
Подождав, пока они отойдут, я покосился на дежурного и спросил:
- У вас тоже телефоны не работают?
- У нас их отобрали…
- А зачем нас сюда привезли? Что происходит в нашей богом забытой деревне?
Молодой мужчина пожал плечами:
- С таким же успехом могу задать тебе этот вопрос. Сами ничего не понимаем.
Остальные снова закивали. Потом стали рассказывать, перебивая друг друга. Картина вырисовывалась следующая: на выходе с привокзального пятачка у всех отобрали гаджеты и дали взамен бумажки с адресом. Сказали, что там находится пункт сбора. Самые дисциплинированные туда и отправились. А остальные разбежались. В результате всех выловили и доставили в отделение. Дома у каждого было то же, что и у меня: чужая мебель, чужие собаки, чужие люди и ни следа своих семей.
Тут привели Серёгу. Он молча уселся на самый краешек дивана. Видно, сильно «шандарахнуло», раз до сих пор прийти в себя не может.
За стеной внезапно раздались голоса. Много позже я понял, что всё это говорилось специально. Но тогда мы, словно по команде, замерли и вслушивались в диалог, боясь пропустить хоть одно слово.
- До каких пор это будет продолжаться? – с возмущением произнёс баритон, - куда смотрит наше правительство? Давным-давно нужно засыпать этот тоннель!
- А потом рядом проделывать новый? Ты шутишь? Дорогое удовольствие! - возразил ему сочный бас, потом продолжил: - Пусть уж будет.
- Странные какие-то эти «пришельцы», - опять вступил баритон, - ни к чему не приспособленные. И как назло – в нашу смену!
- Совпало. А вообще я читал, что тоннель открывается раз в пять лет. Так что может быть это наоборот везение – не каждому выпадает такое приключение.
- Хотелось бы, чтобы меня миновала чаша сия. Больно мороки с ними много… - устало заключил баритон.
Через минуту нас пригласили в комнату и вежливо объяснили, что мы попали в параллельное измерение.
Что такое случается редко из-за тоннеля, который срабатывает, как портал, и по своей прихоти раз в пять лет соединяет на какое-то время два мира.
Что всё здесь примерно так же, как у нас, с той лишь разницей, что нет надобности в телефонах и интернете - все жители могут общаться между собой телепатически. («Вот как они меня нашли – прочитали мысли!» - подумал я.)
Что специально для «пришельцев» – так здесь называют выходцев из другого мира – уже создана  организация, призванная адаптировать нас к новой жизни.
Что обратно электрички не ходят…
Выслушав это с вытянутыми лицами, мы уже безропотно дали себя увезти в пункт сбора. Ну, не могло же такого быть, чтобы вся полиция разом сошла с ума? Или все люди, приехавшие на знакомую станцию  в злополучной электричке. Выходит, так и есть: мы в параллельном мире, о котором читали только в книгах и смотрели по телику. То ли смеяться, то ли плакать… Самое паршивое, что в той, нашей реальности, остались близкие, которые будут считать всех нас «без вести пропавшими» даже без войны…
*
Часть 2. Мы – «пришельцы»

Прошёл год. Из тридцати семи «пришельцев» треть обжилась в новом мире: нашли себе жён и мужей, работу, увлечения. Хотя какие могут быть увлечения при отсутствии интернета? Так, по мелочам: театр, кино, охота, рыбалка. Ну, чтение книг, само собой. Кто-то вышивал крестиком, кто-то строгал фигурки из дерева. А мы с Серёгой изучали тоннель. Ничего необычного: сквозная дыра в горе, на той стороне – лесополоса по обе стороны дороги, через два километра станция Вязьмино. Это небольшой городок, районный центр. Мы ездили туда на работу. И каждый раз с замиранием сердца думали, что вот, вот сейчас… вот сегодня… мы окажемся дома, в своём, привычном, мире. Но чуда не происходило – электричка исправно возила нас со станции на станцию в странном параллельном измерении.
Труднее всего было привыкнуть не к тому, что нет интернета и сотовой связи, а к тому, что твои мысли могут читать все, кому ни лень. А ты лишён этой возможности. У меня было такое ощущение, что я хожу по улицам голый. Нет, правда: как можно остановить ход собственных мыслей? Вообще ни о чём не думать? Это ж полная деградация…
Однако и тут нашёлся выход, местный умелец сконструировал приборчик: вставляешь его в ухо, и он работает глушителем. Аборигенам это без надобности – они и так умеют блокировать свои мысли. Открывают только чтобы связаться с кем-то, типа СМС послать, или поговорить по телефону. Ещё и частоты разные изобретали, чтобы с другими не пересекаться. А все «пришельцы» копили на прибор – стоил-то он не дёшево!
Тем из нас, кто не нашёл себе половину, выделили дом, похожий на общежитие, где у каждого была комната со всем необходимым. Почти сразу появились фанаты: они часами простаивали у подъездов, в надежде хотя бы прикоснуться к жителям параллельного измерения. А уж если заговоришь – их радости нет предела! Свой фан-клуб они назвали «Тоннель», раскрутили бренд, стали выпускать майки, кружки, блокноты и тапочки с логотипом. Короче, наживались за наш счёт. Но в этом общении были и положительные стороны: несколько человек настолько увлеклись темой, что решили помочь нам вернуться домой. Подняли все документы со времени прошлых «пришельцев», разыскали их адреса, и мы с другом Серёгой в свои выходные ездили навещать коллег по несчастью. Но надежда на возвращение таяла с каждым днём…
Как оказалось, не все попавшие сюда пять лет назад были несчастливы. Большинство, оставив ложные амбиции, словно вернулись на пятьдесят лет назад, во времена детства наших родителей, и чувствовали себя совершенно комфортно. Нашлась парочка ренегатов, которые были безмерно рады нашему приезду и тут же собрались ехать к нам, чтобы всячески помогать в исследовании феномена тоннеля. Мы не могли пока взять их с собой, поскольку сами жили «на птичьих правах», но пообещали поддерживать связь и сообщить, если наклюнется что-то реальное.
Эта поездка ничем не отличалась от других. Притормозив возле небольшого дома со светящимися в сумерках окнами, мы с Сергеем вышли из машины. Неожиданно свет потух. Спать лег, что ли? Так было же слышно, как заглох наш мотор. А-а-а, наверно, подглядывает из-за занавески, чтобы рассмотреть, кто приехал. Что ж, это разумное решение. Я бы и сам так сделал.
Постучав в дверь, долго ждали ответа. Наконец в окнах вновь зажегся свет, послышались шаги, потом звук открывающейся защёлки.
- Ну, и что вам нужно? – голос говорившего был скрипучим, похожим на голоса грачей, колдующих над строительством гнёзд по весне.
- Мы просто хотим поговорить с вами, - я постарался вложить в свои слова как можно больше убедительности, - мы - «пришельцы», меня зовут Михаил, а это – Сергей. Вы тоже, как нам известно…
- Проходите, - хозяин сдвинулся в сторону, пропуская нас внутрь. Обычно люди, узнав, что мы недавно прибыли из родного села, искренне радовались, начинали расспрашивать об общих знакомых, о политике, о положении в стране. Этого странного человека ничего не интересовало.
Комната была просторная, не загромождённая мебелью. Стол, стул, диван и телевизор – вот и всё убранство. Никаких книг, газет, журналов, ничего, что указывало бы на привычки и пристрастия хозяина. Он небрежно махнул в сторону дивана, а сам уселся на стул, отодвинув его к самому окну.
- Так что вы хотите?
- Видите ли, мы посещаем всех, кто пять лет назад попал в этот мир. Хотим узнать, известно ли им что-либо о тоннеле? И о том, можно ли вернуться назад?
Мужчина, на вид которому было лет пятьдесят, хмыкнул и медленно ответил:
- Думаете, если бы я знал, как вернуться, сидел бы здесь?
- Может быть, хоть что-то вам известно? – не сдавался Сергей, - мы и сами пытаемся выяснить, что помогает тоннелю работать, как порталу. И единомышленников привлекли к решению этой задачи. Не только тех, кто с нами прибыл сюда, но и ваших – Бориса Петрова, Ивана Каминского, Жаворонка…
Услышав это имя, вернее, кличку, происходящую от фамилии Жаворонков, хозяин явно развеселился:
- А этот-то каким боком может быть вам полезен? Бессмысленное создание, одни песенки на уме…
- Зачем вы так? Лёня старается. Ему, как и вам, не больно-то нравится здесь.
- Кто сказал, что мне здесь не нравится? – совсем сбил нас с толку этот человек по имени Дмитрий Смирницкий. Заметив наше недоумённое переглядывание, он подтвердил: - Да, если бы была такая возможность, я бы вернулся. Но раз её нет – что зря сотрясать воздух?
Неожиданно в соседней комнате раздался писк зуммера. Хозяин извинился и вышел. В ту же минуту что-то подкинуло меня с дивана и заставило неслышно подойти к двери и заглянуть в приоткрытую щелку. Увиденное ошеломило, но я поспешил вернуться на место и придать своему лицу незаинтересованное выражение.
Дмитрий вернулся в комнату.
- Извините, господа хорошие, но времени на разговоры с вами у меня нет. Потому прощайте. Обещаю, если узнаю что-либо интересующее вас, непременно свяжусь. Только вряд ли… - это он произнёс уже в полголоса себе под нос, но я расслышал. Хотя не понял, к чему относились слова: к тому, что узнает, или что свяжется с нами.

По дороге домой я рассказал Сергею, что увидел за дверью: этот странный человек разговаривал по рации!
- Да как это может быть? – изумился Сергей, - здесь же нет ни телефонов, ни раций – они просто не нужны в мире телепатов.
- Вот это мы и выясним, - подытожил я разговор. – Есть идея: давай проследим за этим Смирницким. Уж больно тип  подозрительный…
*


Часть 3. На хвосте у Смирницкого

Мы пригласили помочь ещё двоих, соседей по общежитию, Антона и Женьку.
Следя по очереди, словно в шпионских фильмах, прокатались несколько дней безрезультатно: никаких подозрительных поступков и встреч замечено не было. Народ начал роптать, мол, зря бензин тратим и время… Но я настоял на том, чтобы продолжить наблюдение.
Во вторник всё и случилось, причём, при моём непосредственном участии (кто б сомневался!).
Уже одно то, что Смирницкий отправился в путь на рассвете, казалось подозрительным. Ночь, проведённая «в засаде», давала о себе знать. Зевая и стараясь не упустить из виду серебристый автомобиль, я сосредоточенно крутил руль. Попетляв по улочкам села, в котором жил, Дмитрий наконец выехал за пределы его и направился…  куда бы вы думали? В сторону Вязьмино!
«Ага! – обрадовался  я, - дело всё-таки в тоннеле!»
На пустой дороге легко было «засветиться», потому пришлось сильно отстать. Когда добрался до места, машина Смирницкого уже стояла на обочине, а самого его не было видно. Загнав свой автомобиль подальше в придорожные кусты, я стал пробираться по направлению входа в тоннель, стараясь не слишком хрустеть ветками. Заглянул в темноту и увидел где-то в середине силуэт. Двигаться дальше было глупо, пришлось ждать. Выйдет же он когда-то оттуда? И уедет. Вот тогда и пищу следы его пребывания. Приняв решение, я присел на поваленное дерево. Но нетерпение снова гнало посмотреть, что там и как. Заглянув во второй раз, я, к своему удивлению, не увидел никого. Тёмный силуэт словно растворился в глубине сквозной пещеры. Первым порывом было кинуться вслед. Но я мужественно сдержал его и, вернувшись на место, стал дожидаться возвращения «объекта». Разные мысли бродили в моей голове. И о том, что неспроста всё это – есть в поведении Дмитрия какая-то тайна. И о том, что за прошедший год воспоминания о прежней жизни как-то не то чтобы стёрлись, а притупились и уже не давали о себе знать такой ярко выраженной болью, какой отзывались прежде.
Внезапно раздался звук отъезжающего автомобиля. «Прозевал!» - сокрушенно дёрнулся я, чуть не свалившись со своего импровизированного сиденья. Можно было уже не бояться, что ветки под ногами затрещат, потому помчался к машине и рванул следом за своим «объектом», с запозданием вспомнив, что хотел исследовать тоннель… «Ладно, в следующий раз».
Припарковавшись неподалёку так, чтобы от дома меня не было видно, я стал наблюдать за Смирницким. Он спокойно вылез из машины и начал доставать из багажника коробки и носить их в дом. Видно было, что это привычное занятие и для «объекта», и для его окружения, поскольку никто совершенно не обращал на это внимания – мало ли, что привёз и разгружает сосед? Может быть, ящики с водкой… нет, не с водкой… что-то легкое, вон как несёт – не напрягаясь. Я пожалел, что не взял с собой бинокль – отсюда было не разглядеть маркировку.
Больше ничего разведать не удалось – хозяин загнал машину в гараж и скрылся в доме.
В тот же день мы с Серёгой поехали к тоннелю. А следить за Дмитрием отправился Антон, прихватив по моей подсказке бинокль.
- Ты пойми, - рассказывал я по дороге, - раз он выгружал ящики, значит, где-то их взял? А где он мог взять, если не в тоннеле? Больше же он никуда при мне не ездил.
- Может быть, он вчера их приобрёл, - друг отнёсся к моим размышлениям скептически.
- Э, нет! Если бы вчера – логичнее было бы вчера же и разгрузить машину, так?
- Это для тебя и для меня логично. А у этого мутного чела логика своя. Ладно, на месте видно будет, что и откуда.
Но на месте всё было по-прежнему: просто дыра в горе и ничего более.
Мы пошли по шпалам. Шоссе возле самого тоннеля отходило в сторону и вилось серпантином по скалам, забегая в отдалённые села, а две железнодорожные колеи пронзали гору насквозь. В середине было сумрачно, но даже этого рассеянного света хватало, чтобы убедиться в том, что никаких дыр, щелей и прочих отверстий в стенах не наблюдается.
Вдруг над головами пронеслась тень, за ней – вторая. Раздался своеобразный писк.
- Откуда здесь мыши? – удивился я, - в прошлый раз их не было.
- Может быть, мы просто их не видели? – предположил Сергей, задирая голову и разглядывая стену наверху. – Вот их обиталище, смотри!
Почти не различимый в полутьме выступ тянулся вдоль потолка.  Неожиданно моё внимание привлекло ещё кое-что...
- Серый, там ступеньки!
- Какие? Где? – друг закрутил головой.
- Вон! – я указал рукой на скобы, которые, практически сливаясь со стеной, располагались на расстоянии полуметра друг от друга. Самая нижняя находилась на высоте трёх метров от земли, а самая верхняя была как раз возле выступа, облюбованного мышами.
- Интересно… - задумчиво произнёс друг, - почему это мы раньше их не видели? Как и мышей.  Потом предложил:  - Давай посмотрим, что там?
- Как ты дотянешься до скобы? Высоко же!
- А трос на что? Сгоняй, возьми в багажнике.
- Вы посмотрите на этого командира! – возмутился я, но уже по дороге к выходу. Серёга знал, чем меня завести – любопытство было одним из главных моих качеств. Тем более, что разгадка поведения Смирницкого не давала покоя.
Привязав к тросу монтировку, мы начали забрасывать импровизированную «кошку», стараясь зацепиться за первую ступеньку. Грохот стоял на весь тоннель! Но попытки ни к чему не привели – то ли умения было мало, то ли слишком близко к стене прилегала скоба.
Наконец, ругнувшись в последний раз, Серёга сказал:
- Всё, шабаш! Приедем завтра. Найдём лестницу и поднимемся.
Дома ждала ещё одна новость: вернувшийся Антон с раскрасневшимся лицом в третий раз пересказывал свою историю:
- Сижу я, никого не трогаю. Смотрю – собирается он выезжать. Ну, ничего необычного. Только коробку вынес из дома и пока открывал багажник, поставил её на капот. Я в бинокль прочитал: «Rolex».
- Что? – воскликнули мы вдвоём с Сергеем, - часы?
- Ну да. Загрузил в багажник и поехал в город.
- И что? – торопили мы рассказчика.
- Да потерял я его… - смущённо сказал Антон, - сам не знаю, как… Может быть, он заметил «хвост»?
В моей голове помимо воли выстроилась логическая цепочка: странность в поведении Смирницкого, когда мы приехали просто поговорить;
желание поскорее отделаться от нас;
посещение тоннеля и возвращение оттуда с коробками, в которых оказались часы;
таинственное исчезновение на улицах города.
Всё это наводило на мысль, что неспроста появились эти коробки. Ох, неспроста!
*
Часть 4. Портал

Вернувшись с лестницей в тоннель, мы изучили скобы и всё прилегающее к ним пространство, но опять не заметили ничего подозрительного или странного. Обычная каменная стена, отшлифованная, и только. Ступеньки ржавые, но держат крепко. Испуганные нашим вмешательством мыши метались возле головы, издавая оглушительный писк. Пришлось убраться не солоно хлебавши.
Решили не откладывать в долгий ящик разговор со Смирницким. Собрали команду из семи человек и в субботу отправились к нему в гости.
- Я не понимаю, чего вы хотите от меня! – в очередной раз отвечал на наши вопросы упрямый тип, окружённый плотной толпой. Оставалось только позавидовать его самообладанию.
- Вы были 15-го числа, в прошлый вторник, в тоннеле?
- Нет!
- Но вас там видели! – возмутился Серёга, - вон, спросите Михаила! Я кивнул головой и сказал:
- Да, я видел вас собственными глазами!
Дмитрий невозмутимо парировал:
- Всё это сказки! Я не был ни в каком тоннеле. У меня работа, некогда мне на машине разъезжать!
И так продолжалось уже минут десять. Непробиваемый тип, что и говорить.
- А давайте мы обыск у него сделаем, – предложил молчавший до сих пор Лёня Жаворонков. Краем глаза я успел заметить, как стоящий у стены хозяин непроизвольно дернулся, но тут же взял себя в руки и заявил:
- Не имеете права! Это частная собственность. И вообще, мне надоело с вами препираться, я вызываю полицию. Пусть они подержат вас, где следует, за проникновение в мой дом!
- Да ты сам нас впустил! – заорал Антон, не простивший типу того, как он смылся от преследования в городе.
Хозяин усмехнулся и, не обращая внимания на выкрик,  повернулся к Лёне:
- На твоём месте я бы вообще молчал.
Мы переглянулись. Потом Женька спросил:
- Что ты имеешь в виду?
- Сами у него спросите. Я чужих секретов не выдаю, – многозначительно проговорил Смирницкий, глядя в упор на Жаворонка. Тот отвёл глаза.
Вернувшись домой, я первым делом решил поговорить в Лёней – он ехал в другой машине и по дороге не было возможности сделать это.
Жаворонков долго отмалчивался, но наконец, видимо что-то решив для себя, сдался:
- Портал в тоннеле постоянный.
Я не поверил своим ушам:
- Как – постоянный?! И ты молчал???
Лёнька съёжился под моим взглядом. Я продолжил атаку:
- Ты же знал, как мы все хотим вернуться домой! Неужели трудно было это сказать раньше?
- Он мне запретил говорить.
- Кто – он? Смирницкий?
- Да. Грозился убить меня.
Я разочарованно смотрел на того, кого считал своим другом, «коллегой по несчастью», пытаясь понять, как такие люди могут ходить по свету.
Внезапно Лёнька встрепенулся и выпалил с жаром:
- Я знаю, что ты обо мне думаешь. Но поверь, это не пустые слова, он и в самом деле может... Он уже убил двоих!
- Кого? – удивился я, - вроде бы не было никаких громких дел с «пришельцами».
- Это не здесь, а там… в прошлой жизни, - вздохнул мой собеседник.
- Ещё того не легче! Среди нас живёт убийца, и никто об этом не знает? Кроме тебя, - уточнил я.
- Выходит, так, – Лёнька помолчал, потом добавил, - я его знал. Он байдарочник, часто с друзьями сплавлялись по рекам. В тот раз поехали втроём в Сибирь, и в походе двое погибли. Всё списали на несчастный случай. Но как-то по пьяному делу он проболтался, что те двое были слишком борзые… ну, ты понимаешь.
- Это ничего не доказывает, Лёня! Мало ли, что он сказал! И из-за такой вот ерунды ты молчал и боялся нам сказать про тоннель? – моему изумлению не было предела.
- Выходит, так… - снова завёл своё Жаворонок.
- Расскажи про портал, раз уж начал.
- Я всех подробностей не знаю. Он мне предложил вступить в долю, если я ему буду помогать, но я отказался. Тогда он пригрозил, что если я проболтаюсь, мне не поздоровится.
- А что ж ты тогда начал говорить про обыск? – оставалось только удивляться парадоксам человеческой логики.
- Ну, нас же много там было! – пришла очередь удивиться Лёне, - он бы не посмел при вас… и мы бы нашли доказательства, и про портал бы он был вынужден  рассказать, и домой бы вернулись…
Я задумался на минутку. Что-то не сходилось.
- А на какое дело он тебя подбивал?
- Заниматься контрабандой.
- ???
- Ну, покупать ТАМ вещи, а ТУТ продавать.
- Даже так? Выходит, целых пять лет тут существует налаженный бизнес, и никто об этом не знает? – моему удивлению не было предела.
- Выходит, так… - опять поддакнул Лёнька. И спросил: - Вот ты бы что взял из нашего времени, чтобы тут продать?
Я задумался. Так сразу и не решишь.
- Продукты, может быть?
- Нет, у них срок годности ограничен.
- Ну, вещи какие-то!
- Подозрительно, тут такое делать не умеют. Смирный умный, зараза. Он сразу придумал, что можно привозить. Часы. И лёгкие, и надежная фирма, тут тоже швейцарские часы в почёте.
- А как же он расплачивался в нашем мире? Деньги же разные.
- Менял их тут на золото, - пожал плечами Лёнька, - оно ж во всех мирах ценится.
- Слушай, а ты почему мне всё это рассказал сейчас? – пришла мне в голову мысль.
- Миш, да надоело мне прятаться. Видел, как он на меня смотрел – волком? Вас много, вы его вмиг скрутите и домой меня вернёте. А он пусть тут в тюрьме посидит, - с воодушевлением выдал Жаворонков.
Ну, надо же! Оказывается, и трусы умеют мыслить логически, если вдали замаячит личная выгода.
*
Часть 5. «Мозговой штурм»

Экстренно собрав всех заинтересованных лиц, я вкратце рассказал им то, что узнал от Лёньки. Когда послышались возмущённые голоса, пресёк это словоизлияние:
- Не время сейчас гнобить Жаворонка. Давайте шевелить мозгами, как нам активировать портал. Сдаётся мне, что ответ на этот вопрос знает только один человек. И этот человек нам ни за что не откроет секрет. Значит – что?
- Значит, и дальше следить за ним?
- Выходит, только так мы сможем узнать последовательность его действий.
- Как вы это себе представляете? – задумчиво спросил Женька. – Висеть у него на хвосте днями и ночами? Так он теперь будет настороже. Да и затаится на время после разговора с нами. Я бы, например, так и поступил на его месте.
Все «зависли», видимо, прокручивая в головах собственные соображения на этот счёт.
- И потом, - сказал Борис, - даже если кто-то из нас выследит его, то только он и сможет вернуться в наш мир «на хвосте» у Смирницкого? А как тогда остальные узнают об  активации?
- Значит, нужно сделать так, чтобы заветные слова «Сим-Сим, откройся» стали известны всем, - подытожил дебаты я. – Всё, перерыв! Может быть, у кого-то ещё появятся конструктивные предложения. Вот только местные власти, думаю, впутывать сюда не стоит. Пусть они узнают о нашем исчезновении постфактум.
И с этим согласились все.
Как и предположил Женька, Смирницкий затаился. Слежка была бесполезной. И день, и два, и неделю, и месяц. Мы не могли бросить это занятие, поскольку не знали, в какую именно минуту Дмитрий решит, что мы отстали, и поедет к тоннелю.
Параллельно со слежкой разрабатывали другие способы. Например, Иван Каминский предложил воспользоваться видеоаппаратурой на этапе слежки в самом тоннеле. Но камеры, которыми пользовались в этом мире, были несовершенны: громоздкие, шумные, не приспособленные для снятия движущихся предметов при слабом освещении.
- Эх, вот бы сюда сотовый с камерой! – размечтался Серый, - никто не знает, где они хранят то, что отобрали у нас? Кстати, может быть, вы мне объясните, зачем им нужна была рамка? Ну, когда мы только из электрички вышли. Видно же, что не гангстеры, а простые роботяги. Отбирать телефоны и прочие гаджеты тоже не имело смысла - ведь тут всё равно ими не воспользуешься.
- Вот потому и отобрали, - мрачно заметил Женька, - чтобы неповадно было новшества вводить! Перестраховались!
- Верно, - продолжил логический ряд Антон, - потому и насчёт оружия шмон провели - мало ли, что у нас, «пришельцев», на уме?
- Создаётся впечатление, что местная власть была в курсе и поджидала нашу электричку... Только делали вид, что мы их застали врасплох, - вздохнул Жаворонок.
- Так что там насчёт телефона? Где его раздобыть? – не успокаивался Сергей.
- У меня есть знакомый в полиции, могу узнать, куда отвезли наши вещи, - предложил Иван.
- Так есть же телефон! - вдруг вспомнил я, хлопнув себя по лбу.
И тут же на мне скрестились недоумевающие взгляды всех присутствующих.
- Что вы смотрите? Да, валяется где-то в вещах. Забыли у меня отобрать. Но без подзарядки это бесполезная вещь.
- А у меня сохранилась зарядка! – радостно выпалил Лёнька. – Какой у тебя телефон?
- Нокия.
- Вот ёёё, у меня Самсунг. Не подойдёт… - огорчился он.
- Я читал как-то в интернете, что можно напрямую зарядить, - вдруг вспомнил Иван. - Тащите сюда!
Воодушевлённые перспективой, мы притащили всё и Ваня начал колдовать: срезал штекер, снял изоляцию с проводов, достал батарейку из телефона, присоединил синий проводок к «плюсу», а красный – к «минусу», примотал их изолентой и воткнул вилку в розетку.
- Ну вот, - удовлетворённо сказал он, - через час будет готово.
- А что так быстро-то? – удивился Лёнька.
- Так напрямую же!
- Остаётся только придумать, как включить камеру дистанционно, - вздохнул Женька.
- Не обязательно на расстоянии, - сказал я, - там можно подобраться к самому входу незаметно. Выставил руку и снимай весь процесс!
- Вариантов у нас всё равно нет, - резюмировал Серёга. – Осталось только дождаться, когда Смирницкий доберётся до тоннеля.

Ещё одно конструктивное предложение поступило, как ни странно, от Лёньки. Посмотрев в окно на фанатов, кучкующихся у подъезда, он сказал:
- Надо и этих как-то пристроить. Что они тут без толку сидят?
- И как же ты их пристроишь? – удивились все.
- Они же зарабатывают на нас? Вот и мы можем использовать их умение читать мысли.  Пусть тоже пасут Смирницкого, только ментально.
- Так у него же защита стоит, я уверен! – тем не менее воодушевился идеей Иван и тут же развил мысль: - но если местные умельцы смогли сделать глушитель, то смогут придумать, как его разблокировать. Вот этим я и займусь. Хоть какая-то польза будет, надоело сидеть без дела!
И как это мы сами до сих пор не додумались до такой простой вещи? Фанаты с удовольствием согласились побыть временно в качестве наших сотовых телефонов. Желающих было много, потому дежурили они рядом с каждым из нас по очереди, чтобы не бросать свою основную работу. С этим нововведением дело пошло быстрее. Мы уже могли знать о перемещениях Смирницкого в любой момент. Стоило только тому, кто в данный момент висел у него на хвосте, сказать сидящему рядом фанату:
- Передай: объект едет в город, – и он тут же передавал мысль своим друзьям, находящимся возле каждого из нас, а те уже сообщали нам простым языком, без выкрутасов:
- Семён сказал, что объект едет в город.
Всё гениальное просто!
*
Часть 6. «Назад, в будущее»?

Наши совместные усилия стали приносить плоды.
Во-первых, одному из местных мастеров удалось сконструировать прибор, снимающий блокаду с глушителя мыслей. Оказалось, что такие работы уже велись, просто никому в голову не могло прийти, что это будет востребовано.
Во-вторых, теперь у нас был полностью заряженный телефон с видеокамерой.
В-третьих, мы могли в любой момент времени знать, где находится Смирницкий.
Оставалось только ждать и либо схватить его с поличным, либо заснять на видео процесс активации портала.
Однако оказалось, что в этом прозрачном мире долго хранить какую-либо тайну невозможно. Но всё по порядку. Лишь на третий день после того, как всё закончилось, я смог восстановить и записать хронологию событий.
Был понедельник,  20 декабря.
10.20 - Поступает сообщение от Антона, что объект движется в сторону Вязьмино.
10.25 – Все заинтересованные лица получают эту информацию через своих помощников – фанатов, посредством телепатической связи.
10.25-10.55  – По шоссе в сторону тоннеля мчится куча машин, ввергая в недоумение аборигенов.
11.00 – Объект входит в тоннель. Рассредоточившиеся по придорожному лесочку люди замирают в тревожном ожидании, поёживаясь от холода. Серёга, подобравшись неслышно, выставляет телефон с камерой, снимая Смирницкого.
11.10 – Слышится гул вертолётов и сигналы полицейских машин. Всё это движется в нашу сторону. Я стою поодаль от друга, соображая, кто же нас сдал?
11.15 – Раздаётся автоматная очередь и Серёга падает на землю  – к счастью, телефон он держал за краешек, потому руку просто «отсушило», а не отстрелило.
11.20 – Внутри тоннеля слышится хлопок, и вся гора вздрагивает, словно большой кит: раз, и ещё раз, постепенно замирая. Буквально следом за этим  где-то в середине тоннеля с грохотом осыпается порода…
11.25 – Со всех сторон раздаются крики, усиленные мегафонами:
- Всем лечь! Руки за голову! Не двигаться!
11.40 – Согнанные в полицейские автомобили, мы удручённо движемся в сторону города Вязьмино, не замечая дорожных ухабов и думая о том, как же несправедлива судьба…
Нас продержали в камерах 72 часа, периодически вызывая на допросы. Состава преступления никто озвучить не смог, потому по истечении этого срока всех выпустили на волю, заставив дать подписку о невыезде.

Тёплый ветер принёс оттепель. С крыш домов свисали длинные сосульки, а дороги и тротуары представляли собой катки. Мы с Серёгой шли, балансируя руками, медленно продвигаясь в сторону дома. Сегодня нас в очередной раз вызывали в полицию. На этот раз стражей закона интересовало, в каких отношениях мы были с покойным Дмитрием Смирницким, организовавшим диверсию и устроившим подрыв тоннеля. Но самое интересное, что тела подрывника так никто и не нашёл – знакомый Ивана, работавший в полиции, сказал ему об этом под большим секретом. Мы-то знали, куда подевался наш «объект», но говорить об этом, конечно, не стали.
- Столько трудов  – и всё зря! – вдруг в сердцах проговорил Сергей. – Так и останемся здесь навечно!
- Без паники! – я попытался вразумить друга, - не мог портал самоликвидироваться! Вот уляжется заваруха, снова туда наведаемся.
- Да вряд ли это поможет! Ведь заветного «Сим-Сим, откройся!» мы так и не узнали.
И тут я обратил внимание на молодого человека, обогнавшего нас с лёгкостью, словно мы стояли, а не ползли по льду. На ногах его были ботинки с неприметными буквами DC, и шагал он уверенно, помахивая на ходу папкой.
Одна и та же мысль озарила нас: наверняка есть где-то ещё портал, через который сюда ввозят не только часы, но и обувь!
Не сговариваясь, мы прибавили ходу и устремились вдогонку за парнем.
Будущее вновь замаячило перед нашими взорами всеми цветами радуги!
*