Шито-рю. Смертельное оружие в чистых руках

Евгений Колобов
                Цель каратэ – убить.
                Искусство каратэ - оставить в живых

                ПРЕДИСЛОВИЕ.

Я. расскажу Тебе об одном из классических стилей каратэ-до Шито-рю. Это «эко-номный», эффективный и, я бы сказал, утончённый стиль. Жизнь сложилась так, что мне пришлось плотно заниматься разными стилями, как «классическими» так и «прикладны-ми», но я навсегда останусь его восхищённым поклонником. Он не лучше, не хуже других, он мой. Шито-рю подходит мне по комплекции, по темпераменту и если Ты не под 1,90м и не швыряешься гирями как мячиками, может быть это Твой путь, хотя никому дорога в Шито-рю не заказана.
У меня 3 причины обращаться к Тебе «по простому»:
1. Мы с тобой занимались Шито-рю. Решали одни задачи, поставленные по методикам Шито-рю. Мы ездили на одни семинары, сдавали экзамены японским мастерам, восхищались их мастерству. радовались победам своих на престижных соревнованиях, продвижении наших по иерархическим ступеням в мировом Шито-рю и конечно всю жизнь будем бесконечно благодарны Тэцуо Сато как Отцу-основателю Шито-рю в СССР. С 1968г. он бессменно и бескорыстно передаёт нам свои знания опыт и душу. Ты найдёшь здесь знакомые и дорогие нам имена, если Ты мастер не суди строго, ибо как говориться «Белинских много, а вот Пушкиных не видно», а я всё- таки не писатель.
2. Ты идёшь другим путём, исповедуя другой стиль или другой вид спорта, но ведь мы оба проливали бесчисленные вёдра пота, а нередко и крови. Это у нас с Тобой по но-чам судороги скручивали мышцы в «поросячье ухо». Это мы были в экстазе от побед над собой и соперниками. У нас разные учителя, но уважаем мы их одинаково.
3. Ты только думаешь чем тебе заняться. Займись, чем ни будь. Праздность к хо-рошему не приведёт. Собирай марки, будь компьютерным гением, выучи все песни любимой группы, клей модели самолётов, но займись чем-нибудь и скоро Ты увидишь новые горизонты, о которых Ты даже не подозревал, правда тело Твоё вскоре напомнит, что мышцы, сухожилия, суставы, лёгкие, сердце Ты не развивал и не поддерживал, по этому займись спортом.
Займись для себя, не для рекордов, а там видно будет. Тело своё Ты не на мусорни-ке нашёл его беречь нужно. Жизнь – мгновение, а сделать нужно так много. Займись каратэ-до. Пусть простят меня миллионы спортсменов, но каратэ-до это гораздо больше чем спорт. Это изменение мировоззрения мироощущения, переоценка ценностей и пр., пр., пр.
В конце - концов хочешь, чтоб Тебя уважали - Займись каратэ-до!
Если у Тебя есть возможность - займись Шито-рю. Не понравится, не повезёт с первым наставником, всегда можно легко перейти в другое направление каратэ-до, так как Шито-рю как бы «срединный» стиль. Одни школы делают акцент на силе удара или блока, другие уповают на резкость. В Шито-рю и то и другое.
Методики тренировок японского, а значит, и российского Шито-рю предлагают по-знание техники каратэ-до через выполнение формальных комплексов КАТА. Это застав-ляет интенсивно работать мозг. Возможно, поэтому велик процент мастеров Шито-рю занимающих лидирующие позиции в бизнесе, медицине, искусстве, политике.
В этом эссе, я хочу отойти от стереотипных книг по каратэ-до поговорить о том, что не видно со стороны и на что в спортивном зале никогда не хватает времени. Нор-мальная продолжительность тренировки 2,5-3 часа 2 лучше 3 раза в неделю.
На разговоры и длинные объяснения времени нет. За тренировку наставник увидит Твои ошибки и подскажет как их исправить, а вот исправлять Тебе придётся дома перед зеркалом. Ежедневно необходимо уделять «работе над ошибками» минимум 1 час, это, не считая времени потраченного на развитие подвижности, гибкости суставов и усиление физической силы, а если Ты хочешь стать Мастером - умножь всё на 2. Где взять столько времени? Каратэ-до можно и нужно заниматься везде и всегда. Например, у Тебя сидячая работа - напрягай по очереди разные группы мышц ног, спины, шеи. Едешь в транспорте – отрабатывай устойчивость, баланс в высоких стойках. Идёшь в толпе - тренируй технику уклонов. Ты должен «просачиваться» мимо людей не теряя устойчивости и не лишая равновесия окружающих. Попробуй - это прикольно. Тебя там вроде и нет. Со временем научишься контролировать и предугадывать траектории движения 6-8 окружающих с одно-временным анализом кого и как можно уложить на землю. В нашей жизни, к сожалению, иногда свалить человека значит спасти (теракты, пожары, катастрофы). Передвигаясь по улицам, анализируй обстановку. Вычисляй тревожные компании. Занимай выгодное по-ложение. Несостоявшийся бой - выигранный бой, но готов ты должен быть всегда. Однако не будь «букой» все твои «хитрости» должны быть незаметны для окружающих. Каратеком нельзя стать сразу. Научись сначала решать простенькие задачи, постепенно услож-няй как в любом деле, от простого - к сложному, а дальше «через тернии к звёздам»! На каком бы уровне мастерства Ты не был - удачи Тебе и успехов.
Два слова о языке. В каратэ-до принят японский язык. Ничего необычного в этом нет. В русском балете традиционно принят французский язык, во флоте и авиации масса терминов на английском. Нет смысла придумывать громоздкие словосочетания типа «задней ногой по короткой дуге в голову бей». Попытки были - не получилось На русском невозможно написать правильно японские слова, ну нет у нас таких букв в алфавите, так что если Ты привык говорить, к примеру. СИТО-рю - это тоже неправильно.
Истина по середине, между «ш» и «с», к тому же Шито-рю стиль окинавский. Окинава в разные исторические промежутки принадлежала то Японии, то Китаю, то снова - Японии, поэтому многие термины Шито-рю отличаются от терминов «токийских» школ.
Вообще писать о каратэ дело не благодарное. Описать словами как дышать, как хо-дить, какие мышцы напрягать в первую очередь, а какие в дальнейшем, в принципе возможно, но займёт много времени, да и нужно ли это. Научится каратэ по книге не возможно. Я постараюсь дать несколько советов по методике подготовки. Они помогут тому, кто уже занимается и дадут возможность понять чем занимаются на тренировках, тем кто ещё раздумывает.
В общем - читай, надеюсь, скучно не будет и чего-нибудь полезное. Ты для себя найдёшь.

                1. ИСТОРИЯ КАРАТЭ ДО ШИТО-РЮ

14.11.1889г. в городе Сюри о. Окинава, родился Кэнва Мабуни. Потомок в 17-м колене князя Осиро Кэнъю - одного из самых знаменитых воинов о. Рюкю.
Ребёнок рос слабый и болезненный. Родители всерьёз опасались за его жизнь. Од-нажды мать рассказала малышу предание о его героическом предке. Оно произвело на Кенва столь большое впечатление, что он, несмотря на свой малолетний возраст, загорел-ся желанием стать сильным человеком. В это время в Сюри жил известный мастер каратэ стиля Сюритэ Итосу Анко. Кенва получив обязательные, тогда, рекомендации от знако-мых Сэнсэя, попросился к нему в ученики. Так тринадцати летний мальчуган стал учеником знаменитого мастера. Мабуни занимался фанатично, не пропуская тренировок, какая бы погода не была. Даже во время тайфунов, не обращая на уговоры родных, он шёл к мастеру Итосу. Через несколько лет Мабуни Кэнва овладел искусством Сюритэ.
Двадцатилетнему Мабуни его друг, Мияги Тёдзюн, предложил познакомить со своим наставником Хигаонна Канрё. Так Мабуни стал постигать секреты стиля Нахатэ под руководством Хигаонна, о котором можно написать отдельную и очень увлекатель-ную книгу. Оба направления - (Сюритэ и нахатэ) стали одинаково значимы для Мабуни. В последствии они легли в основу Шито-рю. Название Шито, образовано из первых иероглифов имён учителей «Ито» - старый китайский иероглиф «Си». «Хига» - старый китайский иероглиф «То».
Окончив школу, отслужив в армии, Кэнва подал прошение о зачислении в полицию. Нужно сказать, в те времена это была очень почётная служба. В обязательном по-рядке, полицейские должны были изучать дзюдо и кендо (искусство владения мечом).
Мабуни, вообще любивший боевые искусства, занимался с присущим ему азартом и трудолюбием. Никто не тренировался больше его. По делам службы приходилось бы-вать в различных местах Окинавы, благодаря этому имел возможность познакомиться с разными стилями малоизвестных мастеров.
Доподлинно известно об обучении у мастеров Соэиси и Арагаки искусству владения палкой (кобудо) и трезубцем - сай у сэнсэя Тавада Симпатии. После нескольких лет службы в «глубинке» Мабуни переводят в г. Наха, столицу префектуры, отдел уголовного розыска Полицейского управления. Здесь он снова среди друзей по занятиям у Хигаонна и Итосу. То было время быстрого распространения каратэ, оно изучалось в средних школах отдельным предметом. Япония готовилась к войне.
Мабуни постепенно тоже включился в процесс обучения. В 1918 г. Итосу А., Хи-гаонна К., Мияги Т. и Мабуни К. с целью изучения и пропаганды боевых искусств, созда-ют Окинава-кэн годэ кэикю-кай (Общество изучения тодэ префектуры Окинава).
Дом Мабуни становится «штабом» организации. Здесь собираются ведущие спе-циалисты того времени: Фунокоши Гитин. Ханасиро Тёмо. Ябу Кэнцу, Осиро Тёдзё, Ти-бана Тесин, Исикава Хоко, Токумура Сэйтё и др. Обсуждаются вопросы развития каратэ вырабатываются методики обучения, тактика, стратегия. Общества по отношению к вла-стям и населению.
В том же 1918г. впервые за историю. Окинаву посетили члены императорской семьи. Японские принцы Како и Куни. Визит рассматривался как высочайшая милость и об-ставлялся с большой помпой. К великой радости членов Общества изучения Тодэ, им было поручено провести показательные выступления для именитых гостей. Мабуни, Фуна-тоши, Мияги с блеском продемонстрировали своё мастерство.
В 1924г. Мабуни увольняется из полиции и целиком сосредотачивается на препо-давательской деятельности. Он обучает будущих учителей в Педагогическом училище, позднее они разнесут полученные знания по всей Японии. Тренирует будущих шкиперов в Рыболовецком техникуме, а рыбак в островной стране это не только ловец рыбы. Это и пограничник, и разведчик, и конечно готовый специалист для военно-морского флота.
Преподаёт он и Полицейской школе префектуры Осаки. В 1925г. Мабуни открывает первое настоящее додзё каратэ на Окинаве - «Клуб изучения окинавского тодэ» (Оки-нава тодэ кэнкю курабу).
Клуб разместился в доме Мабуни. Преподавали в нём Кёда Дзюхацу, Ханасиро Тёмо, Осиро Тёдзё, а так же мастер китайского цюаньфа Го Кэнки. Это сплошь выдаю-щиеся мастера оставившие ярчайший след в истории современного каратэ-до. Главными инструкторами клуба были Мияги Тёдзюн и Мабуни Кэнва.
1. На первом этапе обучения главным было развитие физической силы. Для этого в додзё (спортзал) был оборудован уникальными окинавскими тренажёрами. Макивары подвесные и стоячие, вороты для накручивания верёвки с грузом, для тренировки кистей рук. Станки какэтэхики для отработки блоков, захватов, ударов руками и ногами. Камен-ные и железные сандалии (гэта) для ног.
Металлические трезубцы (сай), гантели (саси), булавы (тиси) для укрепления за-пястий и плечевого пояса; кувшины (камэ) для развития пальцев и усиления хвата. Ящики с песком для набивки рук и пр.
На втором этапе изучалась техника каратэ-до, причём ввиду слабой проработки ме-тодик обучения, ученики доходили до всего сами, наблюдая за работой мастеров. Когда ученик спрашивал наставника, как действовать в какой-то ситуации, мастер приказывал атаковать себя и показывал контрприём. Так продолжалось до тех пор, пока ученик не запоминал схему приёма, после чего отрабатывал его самостоятельно или с партнером. В обучении ката-такая же картина.
Каждый сэнсэй делал их по своему. Ученики запоминали ката как видели. Объяснения были минимальными.
Не зря говорят: «Удача любит смелых», в 1927г. судьба вновь улыбнулась Мабуни. В октябре Окинаву посетил легендарный основатель современного дзюдо президент Ко-докана Дзигоро Кано. Человек очень влиятельный и уважаемый. Депутат верхней палаты парламента, почётный президент Всеяпонской ассоциации физической культуры, обще-признанный авторитет по вопросам будо-боевых единоборств. Кано, в сопровождении лучших мастеров дзюдо, пригласили на открытие Общества чёрных поясов дзюдо префектуры Окинава и открытие нового додзё. Ещё в 1922г. основатель дзюдо наблюдал демонстрацию каратэ-до в исполнении Фунокоши Гитин на 1-й национальной выставке физической культуры, которая проходила в Токио. Тогда выступление Фунокоши вызвало интерес у публики и в том числе у Дзигоро Кано.
Оказавшись на родине каратэ-до, он, конечно же, решил воспользоваться возмож-ностью познакомится с местным боевым искусством. Кодокан направил запрос через Ми-нистерство просвещения в адрес губернатора Окинавы с просьбой организовать для Кано показ разных стилей каратэ-до. Демонстрация прошла очень успешно. Лучшие окинавские специалисты - Кенва Мабуни, Мияги Тёдзюн, Ябу Кэнцу, Кян Тётоку, Ханасиро Тё-мо, Куба Косаку - продемонстрировали для Кано различные ката, Мабуни и Мияги под-робно прокомментировали происходящее. Увиденное произвело на признанного авторитета и его свиту большое впечатление. По окончанию выступления Кано Дзигоро сказал: - «Это великолепное искусство нападения и защиты. Его нужно распространить по всей стране!»
Окинавские бойцы были счастливы. Большей похвалы едва ли можно было ожидать. Именно одобрительные слова Кано Дзигоро стали той «последней каплей», которая позволила Мабуни принять давно вынашиваемое решение - отправиться в метрополию и посветить себя пропаганде каратэ-до.
В мае 1928г. уволившись из всех учебных заведений, оставив семью на Окинаве, Мабуни перебирается в Осаку. В то время не существовало спортивных общедоступных залов, и Мабуни выступал в полицейских участках и на различных фестивалях будо. Сразу же столкнулся с абсолютным непониманием каратэ-до. Большая часть зрителей и участников из других видов будо, воспринимала ката каратэ-до как кулачные танцы. Шутники поговаривали о смене мест демонстрации на театральные подмостки, тогда Мабуни во время выступлений стал бить кирпичи, доски и другие твёрдые предметы, благодаря этому осакцы, увидели мощь этого искусства.
Однако увиденное могущество каратэ-до породило новые проблемы. Люди вообще с трудом и недоверием воспринимают всё новое, революционное. Пошли разговоры, что это слитком грубый недостойный самурая вид будо. Подходящий только для простолю-динов, что им непременно будут пользоваться преступники, а для полицейских он не годится, так как при задержании преступника можно превысить предел необходимой самообороны, однако Мабуни не опускал руки, отыскивая новые способы для верного понимания любимого дела. Его неутомимые усилия по пропаганде каратэ-до увенчались основанием Ассоциации каратэ-до Великой Японии (Дай Нихон кара-Тэ-до- Кай ) в 1931г. Позднее она была переименована в Японскую Ассоциацию каратэ-до (Нихон Каратэ-до кай) и явилась прародительницей современного Шито-рю, которую Мабуни официально зарегистрировал в 1939г. Он считал, что самым главным в каратэ-до являются КАТА, в которых собраны воедино приёмы защиты и нападения. Необходимо понимать смысл каждого движения в КАТА и его правильного выполнения. Он первым ввёл понятие БУНКАЙ КУМИТЭ, определил назначение и установил правильное употребление каждой КАТА для того, что бы в конечном результате, уметь применить приёмы в свободном спарринге, а так же для передачи знаний, зашифрованных в КАТА последующим поколениям.
Вторая мировая война остановила развитие Шито-рю. После окончания войны в побеждённой Японии стояла американская армия.
Оккупационные власти с большой опаской давали разрешение на открытие клубов культивирующих боевые единоборства.
Исключение было сделано только для университетов. Постепенно в них начали возрождаться клубы каратэ-до, между ними стали налаживаться связи. По западному образцу стали проводиться соревнования. Для соревнований требуются правила. Этот сложнейший процесс согласования канонов и традиций разных стилей, а зачастую и разных подходов среди мастеров одного стиля. Как верно выбрать такую концепцию, что бы уберечь спортсменов от тяжёлых увечий, но сохранить дух каратэ-до. Как сделать соревнования по каратэ привлекательными для зрителей, но не пустить каратэ-до по пути вылущивания боевой и духовной составляющих. Эти поиски продолжаются и в наше время. Ничего странного в этом нет, ведь даже в таких «старых» видах спорта как футбол, бокс и др. периодически изменяются правила. Короче, это сложнейшая работа требующая громадных нервных затрат, недюжинных организаторских способностей и авторитета в деле, где многое субъективно, где каждый мастер «сам себе голова». Мабуни трудился и на этой ниве. 23 мая 1952г. сокэ Кенва Мабуни оставил этот мир. Многие из его планов остались невоплощённые в жизнь, но многие его ученики объединились во Всеяпонскую федерацию каратэ-до Шито-кай, что бы продолжить дело, начатое учителем.
1 ноября 1960г. на востоке острова Хонсю Ивата Мандзо открыл восточную штаб-квартиру Нихон каратэдо-кай. Одновременно в регионе Кансай была учреждена Западная штаб-квартира под руководством Мабуни Кэнъэй. Первоначально Восточная и Западная штаб-квартиры проводили самостоятельные чемпионаты, но в апреле 1964г. в честь 13-й годовщины со дня кончины основателя Шито-рю Мабуни Кенва они приняли решение провести общий чемпионат Японии. В этом же году, 1 октября, образовалась Всеяпонская федерация каратэ-до. В этой ситуации возникла идея объединить две штаб-квартиры в единую организацию. В городе Ацуми префектуры Сидзуока после объединительного со-брания было объявлено о создании Всеяпонской федерации Каратэ-до Шито-кай. Прези-дентом федерации был избран Танака Эйити, вице-президентами - Мабуни Кэнъэй и Ива-та Мандзо, председателем Совета директоров - Кайхо Каору, главой Главного техническо-го Комитета-Сакио Кэн.
После кончины 1 февраля 1965 года Танака Эйити состоялись перевыборы руководства Федерации. Почётным президентом федерации стал Мабуни Кэнъэй, президентом - Ивата Мандзо, председателем совета директоров - Сакио Кэн.
Федерация Шито-кай активно участвовала в спортивных мероприятиях различного уровня. Члены Шито-кай входили в японскую делегацию, выступавшую на международ-ном турнире в Мексике 1968г. В 1970г. на 1-м чемпионате мира по каратэ-до в составе японской сборной в качестве инструкторов и официальных представителей было 9-ть чле-нов Шито-кай, а в качестве спортсменов-7-мь. Началось направление инструкторов Шито - кай за границу - в Мексику, Венесуэлу, США. Победы мастеров Шито-рю на различных международных соревнованиях способствовали росту авторитета Шито-кай, увеличению числа её отделений по всей Японии. Всё больше инструкторов направлялось за границу - в страны Азии, Латинской Америки, Европы.
Менее чем за три десятилетия Шито-рю Шито-кай укрепилась по всему миру. В ноябре 1990г. в Мехико на заседании официальных представителей стран, культивирующих Шито-рю, Было принято решение о создании Международной федерации каратэ-до Шито-рю.
19 марта 1993 г. в Токио представители 28-ми стран проголосовали за открытие Всемирной федерации каратэ-до Шито-рю. Генеральным президентом (сосай) был избран Мабуни Кэнъэй (сын Мабуни Кэнва). Этот пост он занимает по сегодняшний день. Ивата Мандзо стал президентом федерации. 14 июля 1993года Мандзо Ивата умер.
Президентом Всемирной федерации каратэ-до Шито-рю выбрали Кэн Сакио.
21-22 марта 1993г. в стенах токийского Будокана состоялся 1-й чемпионат мира по каратэ-до Шито-рю. 23-25августа 1996г. в Мексике в городе Пуэбло - 2-й. 3-й чемпионат в 2000г. в Токио собрал 1600 участников из 33-х стран. 4-й в августе 2003г. принимала Москва.
Перед каждым чемпионатом проходит Международный конгресс Представителей- членов Всемирной федерации каратэ-до Шито-рю.
На конгрессе подводятся итоги предыдущего периода работы, намечаются пер-спективные планы развития школы каратэ-до Шито-рю в мире. Так же перед чемпионатом проходит судейский семинар и экзамен, а после соревнований - экзамен на высокие мастерские степени. Московский чемпионат проходил под девизом «Фестиваль мира и дружбы. Без дискриминации по национальным, религиозным, идеологическим признакам, без государственных границ» прошёл он в очень тёплой, дружеской атмосфере. Международный форум каратэ-до - в Москве показал, что школа Шито-рю прочно стоит на ногах и быстро развивается, завоёвывая новые страны и поколения.

2. История развития стиля ШИТО-РЮ в России.

В СССР Шито-рю появилась благодаря прямому ученику Ивата Мандзо студенту университета дружбы народов им. П.Лумумбы (РуДН) Сато Тэтсуо. В 1968 году он пред-ложил своему слабому, постоянно болеющему соседу Гамсоват (выходцу из Лаоса), укре-пить здоровье через занятия каратэ-до. Индивидуальных тренировок не получилось, так как сразу же, к ним стали проситься другие студенты. В 1970 году группа насчитывала около 40-ка человек. Среди них были и советские граждане. КГБ в те времена не могло безучастно наблюдать за происходящими не совсем понятными сборищами иностранцев с советскими и направило своих сотрудников в группу. Результат - КГБ не существует, а «внедрённые сотрудники» занимают высокие посты в мировых структурах каратэ-до. Среди первых учеников Сато-сана были Ако Таулуев, Алик Мухаметов, Александр Травников, Алексей Репин, Владимир и Александр Эйдлины, Александр Мельников, Эльхан Мустафаев, Юрий и Александр Никитины, а также первая девушка Елена Можейко, много студентов из стран Латинской Америки. В 1973 году в СССР карате, культуризм, йога были запрещены как «методы физической подготовки, не имеющие ничего общего с советской системой физ. воспитания». Самого Сато-сэнсэя не трогали, но ученики вкусили всю «сладость» противодействия гос. системе. Тренировки проходили тайно, конспиративно в парках, вестибюлях, школьных спортзалах под видом групп здоровья. Но каким бы ни был зал, в котором проводилась тренировка, он всегда рассматривался как святое место познания истины каратэ-до. В нём властвовали, этикет каратэ-до Шито-кай, дух уважения младших к старшим, причём возраст никакого отношения к градации сэмпай - кохай (старший - младший) не имеет. Кто продвинулся дальше - тот и старший. Сато-сэнсэя очень требовательный учитель. Техника оттачивалась до мелочей. Он и сейчас считает, что с не японцев нужно требовать больше, чем с японцев. Эта позиция подтверждена жиз-нью. Европейское каратэ-до, отказавшись от «до» - пути духовного совершенствования приняло уродливые, а иногда просто смешные формы. Надпись над входом в великолепно оборудованный додзё в одной из европейских столиц - «Тренировки проводит 2-й дан по ката БАСАИ-дай....» или «мастер такой-то 3-й дан по кумитэ».
Сато Тэцуо считает, что лучше «придержать» присвоение очередной ступени, а лучше двух, чем кто-то усомнится в соответствии пояса - мастерству. Такой подход вел к неуклонному росту уровня подготовки. Во второй половине 70-х годов в группу пришли Григорий Карпенко, Валерий Козлов и Сергей Феличев.
Тогда же известный путешественник и телеведущий Юрий Сенкевич сделал передачу о советском клубе каратэ-до под руководством японского тренера. В передаче было интервью с Сато-сан и фрагменты тренировки, так о Шито-рю узнала вся страна.
Хочу напомнить - официально в стране каратэ под запретом.
Желающие заниматься у Сато-сэнсэя не помещаются в одном зале, приходиться снимать ещё несколько. Там, 2-а раза в неделю тренируют лучшие ученики. Сато Тэцуо один раз в неделю лично проводит занятия с каждой группой. Кроме исправления много-численных технических ошибок он проводит методическую работу и непрерывно ведёт отбор перспективных ребят в старшую группу. Те, кто попадает туда, будут тренироваться каждый день, без выходных и праздников. Это нормальный японский подход к тренировкам. Результатом явились первые квалификационные экзамены на пояса. Шёл 1978 год. В этом же году, 13 марта Спорткомитет СССР издал приказ «О создании комиссии по борьбе каратэ в СССР», а в ноябре того же года - приказ «О развитии борьбы каратэ в СССР». Началась подготовка к первым официальным соревнованиям.
В 1-м чемпионате Москвы приняли участие старшие ученики: В. и А. Эйдлины, Э. Мустафаев, Ю. Орлов, С. Шинков, В. Дубинин, С. Филичев и др. Готовилась к участию очень сильная команда Высшей школы КГБ, но руководство КГБ не одобрило эту идею. До 1983 года ученики Сато сэнсэя успешно выступали на всех значимых соревнованиях проходивших в городах СССР. Не смотря на многочисленные негативные моменты в ор-ганизации и проведении всестилевых соревнований по каратэ-до. Зачастую организацией и судейством занимались спортивные функционеры, имевшие представление о каратэ-до по небольшому отрывку из художественного фильма О. Куросавы «Гений Дзюдо». Это был период испытаний техники и силы духа приверженцев Шито-кай.
Окончив Московский университет дружбы народов, Сато Тэцуо поступил в аспирантуру МГУ. Естественно, центром Шито-рю стали многочисленные спортивные залы Московского государственного университета им. Ломоносова, где 3-и раза в неделю проходили регулярные тренировки. Выпускники университета разъезжались по городам и республикам. С Шито-рю знакомились новые сотни советских граждан, появились филиалы» в Грузии, Казахстане, Киргизии, Прибалтике, Белоруссии, Узбекистане и в Украине.
Мощным стимулом для развития Шито-кай в СССР стал приезд в 1980 году одного из выдающихся мастеров Шито-рю Ивата Мандзо, который провёл семинар и аттестацию на чёрные пояса.
Главным результатом визита президента Всемирной федерации Шито-кай стала организация 75-го филиала Всеяпонской федерации каратэ-до Шито-кай. После ряда организационных и структурных мероприятий все советские группы Шито-рю официально зарегистрировались под крышей 75-го Московского филиала. Создание филиала позволило ребятам и девушкам из СССР на равных, принимать участие в ежегодных националь-ных чемпионатах Японии, что позволило серьёзно повысить уровень мастерства. Об участии наших в японских чемпионатах можно рассказать отдельно. В Японии 12-ть универ-ситетов выставляют команды по каратэ-до Шито-рю. В командном зачёте они занимают 1-е место по очереди. Здесь есть свой смысл. Авторитет всех клубов одинаков, никому не обидно, исключается любая возможность интриговать и лоббировать какой-то клуб, но официально такой порядок никто не подтверждает. Судейство есть только результат заранее известен.
Участники должны демонстрировать выучку и выдержку. Сборная будет формироваться не по титулам, а по мастерству и степени готовности. И тут в эту размеренную японскую жизнь врываются русские! После нескольких лет равноправного участия в Чем-пионатах Японии от 75-го филиала избавились очень по-японски, предложив создать свою национальную федерацию. В 1990г. Федерация каратэ-до Шито-кай СССР была создана и проведён 1-й чемпионат СССР.
После распада Советского Союза в 1992г. Федерация каратэ-до Шито-кай СССР реорганизовалась в Федерацию каратэ-до России. Президентом стал В.А. Дубинин, вице - президентом - С.О. Шинков, генеральным секретарём - А.И. Репин. Ученики Сато Тэцуо в Азербайджане, Беларуси, Грузии, Таджикистане, Казахстане создали национальные организации каратэ-до Шито-рю.
В 1990 году в Москве прошёл 1-й Международный турнир по каратэ-до Шито-рю с приглашением японских спортсменов.
Сыны основателей Шито-рю подошли к предложению серьёзно, прислав сплошь чемпионский состав. Они и заняли 1-е место в командном зачёте, 2-е место у Москвы, выставившей 5-ть команд. Неожиданно для всех, 3-е место взял Краснодар.
В перерывах между поединками красоту ката демонстрировали, В. Дубинин и 12-тилетний паренёк из Краснодара Саша Мехитаров.
Было от чего забиться мальчишескому сердцу. Кроме, практически всей верхушки Всемирной федерации, приехали главные тренера национальных команд Великобритании, Нидерландов.
В 1992 в Нижнем Новгороде прошёл 1-й чемпионат России по каратэ-до Шито- кай. Всего к настоящему времени проведено 14-ть чемпионатов России среди взрослых и 10-ть среди детей. С 1993г. проходят открытые кубки России по Шито-кай, с 1995г. - куб-ки «Дружба», для представителей стран СНГ. Ежегодно проводятся турниры по кумитэ (свободный бой) среди ветеранов.
Детские турниры «Испытай себя», посвященный окончанию учебного года. Открытый кубок России по командному кумитэ, турнир коричневых поясов, первенство России среди детей, подростков, взрослых по программе ката с бункай - кумитэ, турнир чёрных поясов «Иккэн Хиссацу» по правилам сёбу - иппон. С 2000г. проходит турнир «Мама Шито-рю», для женщин имеющих детей и продолжающих заниматься каратэ-до. Регулярно проходят семинары и экзамены для инструкторов и судей. С 1995г. выходит ежеквартальный «Вестник Каратэ-до Шито-кай», в котором освещается жизнь федерации.
Основная идея школы Шито-рю - достижение единства разума, духа и тела. Основы реализации этого идеала закладываются в детстве. Поэтому важнейшей задачей явля-ется массовое привлечение к занятиям детей, чтобы посредством каратэ - довоспитывать в них лучшие человеческие качества, закладывать основы гармоничного развития личности. Улучшить общество через улучшение отдельного индивидуума.
Я, намеренно не перечисляю все достижения ребят из федерации Каратэ-до Шито - кай - это будет слишком длинный список. Кто интересуется - читайте «Вестник Каратэ - до Шито-кай».
В апреле 2003 года прошла учредительная конференция Евразийской федерации Каратэ-до Шито-рю, в которую кроме российских федераций вошли федерации республик Беларусь, Казахстана, Грузии, Таджикистана, Азербайджана, в стадии оформления Ук-раина.
Возглавили Евразийскую федерацию Президент Сато Тэцуо и почётный президент Федерации обладатель почётного 5-го дана Шито-рю Председатель Счётной палаты Рос-сийской Федерации С.В. Степашин.
Ученики Сато-сэнсэя снова вместе, теперь и организационно.
Я подробно описывал все коллизии становления организации от Кэнва Мабуни до на наших дней, что бы Ты, понял, что это очень сложный не прикращающийся процесс. Масса самых разных людей добровольно, должна действовать едино и слаженно. Когда это получается, организация как живой организм, растёт, делится на новые члены, и за-частую всё это держится на авторитете отдельных личностей. Для нас это Сато-сэнсэй. Человек бескорыстный с широкой щедрой душой.

                3. Особенности Шито-рю.

Сначала, нужно сказать, что с возрастанием уровня мастерства стилевые различия перестают бросаться в глаза. Анатомия человека, механика воздействия на суставы и болевые точки-величины, постоянные с одной стороны. С другой стороны стремление затратить меньше сил с максимальным эффектом за меньшее количество времени приводят к нивелированию боевых приёмов в различных школах и направлениях боевых единоборств (будо).
Можно представить пирамиду, к основанию которой, с разных сторон подходят ученики разных стилей. Расстояние между ними большое. По мере подъёма к вершине оно сокращается, чем выше мастерство, тем меньше отличий, так что, говоря о характер-ных особенностях Шито-рю, можно говорить лишь о начальном периоде обучения.
Необходимо так же отметить, что с ростом мастерства, в пределах одной школы появляются отличия в исполнении одних и тех же приёмов. Сказываются индивидуаль-ные особенности каждого мастера. Один высокий физически сильный - другой малень-кий лёгкий, но быстрый. Естественно используемый арсенал будет различным. Для ис-ключения потерь в передаче технических приёмов последующим поколениям, сущест-вуют ката и бункай ката (практическое применение каждого движения ката, расшифровка).
Здесь всё неизменно и обязательно для каждого последователя данной школы. Характерными особенностями стиля Шито-рю являются:
- широкое использование высоких стоек, что позволяет проводить скоростные атаки и быстрый уход с линии атаки с последующей контратакой;
- отсутствие (даже в ката) стойки Киба-дачи. Вместо неё используется Шико-дачи. Ступни не параллельно как в Киба-дачи, а развёрнуты в стороны под углом 400 относительно центральной оси;
- вместо Кокуцу-дачи - Нэкоаси-дачи;
- базовая боевая стойка Мото-дачи;
- основное отличие Шито-рю в технике - это техника самого удара.
В некоторых школах учат наносить удары, проникающие внутрь цели, т.е. точка прицеливания переносится от 2-х до 10 см. Удар получается очень сильный, но растяну-тый по времени воздействия. В Шито-рю все контакты с противником минимальны. Возвратное движение руки или ноги (хики) производится с не меньшей скоростью, чем сам удар. Точка прицеливания лежит на поверхности головы или тела. За счёт кратковременного соприкосновения и высокой скорости удара происходит внутренние сотрясения живых тканей. «Синяка» (гематомы) нет, а орган развалился.
Однажды, на тренировке я пропустил не самый сильный удар, в область лопатки - лопнули два ребра возле грудины.
Самое же главное отличие в том, что весь тренировочный процесс с первого дня построен вокруг формальных комплексов - ката.

Нелегко из львят воспитать молодых львов.
Приучить не бояться копыт, когтей и клыков.
Не жалеет львица, ударов тяжёлых лап,
чтоб щенок огрызался, хоть мал он и ещё слаб
(Умэнь,11в)


                ГЛАВА 2
                Теория защиты и нападения.

4-е ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТА БОЕВЫХ ЕДИНОБОРСТВ. Все боевые единоборства основываются на четырёх важнейших факто¬рах.
1. ИТИ-ГАН - обзор, наблюдение. Наблюдая за противником необходимо немед-ленно оценить рельеф, погодные условия, подсветку, возможные направления появления подкрепления врагов и стараться занять выгодное для себя положение. Находясь перед противником, куда нужно смотреть? Глаза противника подскажут направление и момент начала атаки. Однако, не нужно гипнотизировать, не упускай даже малейшие движения тела противника. Нельзя всматриваться в одну точку, нельзя смотреть вниз, даже на тренировках. Опуская глаза вниз, Ты не сможешь даже проверить свою стойку, а вот обстановку перестаёшь контролировать.
Если взглянуть шире ГАН (сокращение от ТЯКУГАН) - это ежесекундный анализ и контроль окружающего пространства. Днём и ночью при любой погоде и в любом со-стоянии. Из состояния ИТИ-ГАН логичный переход к следующему фактору ТАН. Это смелость. Готовность в любой ситуации, не растерявшись принять меры. Чем отличается смелость от безрассудства?
1-е - основано на анализе обстановки, расчёте и способности немедленно действо-вать.
2-е - только на желании изменить ситуацию к лучшему. Бывает и это удается, только шансов маловато.
СОКУ - перемещение ног. Перемещаться нужно легко и быстро, не цепляясь за землю и не поднимая ноги высоко. Между стопой и полом (асфальтом) лист бумаги, конечно воображаемый.
РИКИ - сила. Сила физическая, выносливость, мгновенная сила, т. е. умение скон-центрировать значительную часть силы в одно движенье, в один удар. Начинающие бы-стро устают, так как прилагают много сил там, где не нужно.
Напрягая не те мышцы и не в то время, растрачиваешь энергию, не добившись ре-зультата. Необходимо много тренироваться и изучать принцип использования силы

а) Техника выполнения блоков (богё-вадза).
5-ть принципов защиты.
1. Ракка (ПАДАЮЩИЙ ЦВЕТОК)
В основе этого способа защиты лежит быстрое, очень мощное движение рукой, фактически удар по руке, наносящий противнику травму.
Защита проводится без ухода с линии атаки. Смысл названия принципа заключа-ется в сравнении защитного действия с ударом по стволу дерева, приводящим к опаданию с него цветов.
Не всегда есть возможность для маневра, а защищаться нужно надёжно и решительно. Зачастую сильный жёсткий блок прекращает драку после первого же удара. Со-хранилась такая история. У великого учителя Мацумура Сокон, исповедующего жесткий скоростной бой, был один бестолковый ученик. Все попытки научить его ката или каким-либо комбинациям проваливались. Дурачок молотил с утра до вечера по макиваре и ни о чём другом не хотел слышать. После смерти Мацумура, как водится, лучшие ученики разъехались, кто, куда и открыли свои школы. В селении Наха осталось несколько учеников Мацумура. В это время в Наха приехал, до этого непобедимый, боец Осима Хито-си. Князь Симадзу пожелал увидеть поединок представителя славной школы с заезжей знаменитостью.
Ученики Мацумуры пригорюнились, ведь по тогдашним обычаям, жизни и здоровья никто не гарантировал. Но тут неожиданно вызвался бестолковый любитель макивары восприявшие духом соученики стали подтрунивать над увальнем и гадать сколько се-кунд он продержится. Схватка действительно закончилась мгновенно. Жестоко избитый чемпион, когда его поднимали с пола, бормотал: «Ну что тут будешь делать! Двинешь его кулаком, он будто руку отрубает, пнёшь его ногой - он будто обламывает ногу!...» А бестолковый ученик Мацумура прокомментировал: «Я из наставлений Учителя хорошо усвоил только одно: бьют тебя рукой - перебей эту руку. Бьют тебя ногой - перебей эту ногу. Вот я и бил как по макиваре...».

2. РЮСУЙ (ТЕКУЩАЯ ВОДА).
Цель защиты - не остановить атаку противника, а направить в сторону, как теку-щая вода обтекает препятствия на её пути. Позволяет контратаковать пока противник не закончил свои действия и не может ничего изменить. Чем выше мастерство, тем чаще применяется этот вариант защиты. Во первых, меньше вероятность самому травмиро-ваться. Во вторых ,не затрачиваются силы, может их уже нет. В третьих, почти 100% ве-роятность поражения противника. Этот принцип положил основу тако¬му виду едино-борств как АЙКИ-до.

3. ТЭН-И (СМЕНА ПОЛОЖЕНИЯ).
Принцип основан на уходе с линии атаки одновременно с защитным действием. В отличии от второго принципа защиты, здесь происходит разрыв дистанции, а не сближе-ние с противником. Направление ухода может быть в любую сторону, но оно должно быть таким, что бы противник ни смог сделать повторную атаку, т. е. необходимо нахо-диться в господствующем положении. Позволяет выиграть время для:
1. в случае внезапной атаки, оценить обстановку и мастерство и силу противника;
2. восстановить дыхание, если бой затянулся, опять же, на напрасную атаку противник тратит в два раза больше сил, ведь ему нужно тормозить, разворачиваться, выполнять какие-то действия на случай вашей контратаки. Как правило, после 3-х «пустых» атак противник останавливается, отдавая инициативу вам. Хороший результат полу¬чается ес-ли после ТЭН - И сделать РЮСУЙ с контратакой.

4. КУССИН (сжимание - разжимание).
Этот способ применяется в ограниченном пространстве. Суть принципа - переход с защитой из одной стойки в другую (из длинной в короткую, из высокой в низкую и т.д.), но без перемещения. Сразу после защиты одновременно с возвратом в исходную стойку выполняется контратака.

5. ХАНГЭКИ (ВСТРЕЧНАЯ АТАКА).
В основе принципа защиты - защита контратакой. В ответ, на атакующее действие защищающийся, отвечает встречной атакой, разрушая планы противника. Очень важно предугадать время, когда противник начнёт нападать, и технику, которую он использует для этого. Встречную атаку нужно выполнять с максимальной скоростью и силой. Для применения требуется уровень не ниже коричного пояса.

Б). Удары.
Для удобства в обучении силуэт противника разбит по высоте на 3-и уровня: нижний - гедан (от пола до пояса), средний – тюдан (от пояса до плеч), верхний - дзёдан (плечи и всё что выше).
Разработана очень простая система названий ударов и блоков.
Первое слово - левая или правая нога или рука. Хидари - Миги.
Второе - название части тела (руки, ноги), которая соприкоснётся с противником;
Третье - траектория движения (по прямой, по дуге)
Четвёртое - уровень, куда направленно движение (гедан, тюдан, дзёдан).
Например - хидари сэйкен тёку цуки тюдан удар правой рукой 2-мя косточками кулака по прямой линии в средний уровень. Миги сокуто ёхо гери дзёдан - правой ногой внешним ребром стопы прямой удар в горло противника. Чувствуете, как длинно полу-чается на русском, кстати обуче¬ние на иностранном тренирует мозги.
При передвижении называют исходную и конечную стойки с обязательным указа¬нием какая нога впереди.
Например - миги мото дати-маэни-хидари дзэнкуцу-дати-хидари сото-ути-укэ - миги Маэ сокутэй гери тюдан. Из правосторонней стойки шаг вперёд в левостороннюю стойку дзэнкуцу с одновременным блоком левым предплечьем и контратака из этой же стойки правой ногой основанием пальцев.

В). Подсечки.

В русском Дзюдо подсечками называются несколько другие технические действия. Мы будем говорить о технике Каратэ-до.
Подсечка это удар стопой по передней ноге противника. По внутренней, внешней и задней стороне голени. Человека стабильно стоящего в стойке с внутренней и внеш¬ней стороны подсечкой не сбить, если вы не тяжелее килограммов на 50-ть - это эффективное оружие при перемещении противника.
Правильно сделанная подсечка по задней стороне голени сносит любого незави-симо от веса. Стопа, производящего подсечку, двигается параллельно полу, разворачива-ясь на 90о относительно плоскости пола, в момент касания ноги противника. Мизинец бьющей ноги должен касаться пола. Ниже или выше подсечка не сработает.
Существует вариант Аси гари - «нога коса». Вместе с уходом вниз и разворотом корпуса на 360о, нога идёт по широкой дуге, сметая всё на своём пути.

Г). Броски (Нагэ-вадза).

На каком-то этапе развития современного каратэ-до появилась тенденция дистан-цироваться от «смежных» боевых единоборств, выбирая из многочисленного количества приёмов, якобы, характерные только для каратэ. Это, как бы, детская болезнь, к счастью, прошла. Особенно это «урезание» проявлялось в технике бросков. Остались лишь броски, основанные на постановке противника в такое положение, когда он сам вынужден падать, чтобы избежать перелома или после выведения противника из равновесия.
Такие броски характерны небольшой амплитудой падения и не способны надёжно вывести противника из строя, поэтому бросок сопровождается захватом руки или ноги, шеи с последующим удержанием или добиванием.
Сейчас разрешены и высокоамплитудные броски - основа таких видов Будо как дзюдо, самбо. И это абсолютно логично. Человек, упавший с 1,5 метровой высоты на спину или шею теряет всяческую способность защищаться. О нападении и речи не может идти. Такие броски основаны на переносе центра тяжести противника выше своего центра тяжести.
Методики тренировок каратэ-до разрешают переходить к изучению бросков второго типа, только после овладения в совершенстве низкоамплитудными бросками.
С одной стороны учишься бросать, контролировать летящего противника, нейтра-лизовать его через «болячку» - болевой приём, перевести в режим конвоирования или удержания. С другой стороны, учишься падать, контролировать своё тело в полёте, учишься приземляться и контратаковать при малейшей возможности. Освободиться от захвата и уложить противника.
Изучая этот раздел в полной мере понимаешь - нет безвыходных положений, есть упущенные возможности.

Д). Техника передвижения (Идо).

Японцы в своей любви к совершенству, разложили все варианты передвижений на отдельные шаги, дали им названия и придумали способы тренировки каждой группе. Простой шаг (Аюми-Аси) - нога стоящая сзади, переставляется вперёд Скользящий (Ёри) от слова ёру - подходить, скользить, приближаться Сперва передняя подшагивает к противнику, затем подтягивается задняя, если требуется отойти, то сначала отшагивают ногой стоящей сзади, после подтягивая переднюю ногу.
Преследующий («погоняющий») - Цуги - Аси.
Задняя ступня подтягивается к передней до касания.
Прыжковый шаг (Тоби - Аси или Тобикоми)
Скрещивающийся - Коса - дачи (Саси - дачи).
Мне не очень верится, что кроме японцев, кто-нибудь заметил, выделил и разрабо¬тал правила для промежуточного положения ног, длящегося доли секунды. И тем неменее - правила есть.
Все передвижения выполняются плавно (без рывков), но с максимальной скоростью. Без раскачивания корпуса в стороны. При смене низкой стойки на высокую или наоборот следует перемещаться по диагонали постепенно поднимаясь или опускаясь.
Следует твёрдо уяснить, что вся техника каратэ-до построена на скорости. Кто первый понял, что происходит, первым переместился в безопасную, в этот момент, зону, первым нанёс разящий удар, тот и выжил. Один из принципов каратэ-до звучит пример-но так: «Каратэк первым не нападает, но бьёт первым».
Требования к перемещению можно сформулировать и так:
1. Устойчивость на всех этапах;
2. Стремительность;
3. Незаметность. Противник не должен заметить начала движения. Если соблюдается диагональ по высоте и прямая по направлению - глаз даст сигнал в мозг с опозданием.
По этому на тренировках много времени и внимания уделяется передвижениям, сменам стоек, поворотам. Следующий раздел хотя и выделен, но подчиняется всем пере-численным правилам, а точнее законам.

Е). Техника уклонов Таи - собаки Основа Таи - собаки - повороты со смещением относительно линии атаки (эмбусэн).

В бою с несколькими противниками необходимо двигаться в разных направлениях и неожиданно для противника, менять направление движения. Таи - собаки позволяют это делать быстро и малыми энергетическими затратами.
Есть повороты короткие (задняя нога подносится к передней, за счёт мощного им-пульса бёдрами вокруг своей оси, осуществляется поворот корпуса до 180о (в зависимо-сти от обстановки), затем эта нога выдвигается либо вперед, либо назад.
В любом случае, оставляя одного противника за спиной, к другому разворачиваемся лицом на шаг ближе и на шаг в сторону.
Существуют длинные повороты. Передняя нога подносится к задней, поворот бёдрами и та же нога идёт вперёд. Таким образом, разрывается дистанция на 2-а шага с одним соперником и соответственно сближаемся с другим, но смещаясь на шаг в сторону от первоначальной оси атаки. Посмотри любой фильм Джеки Чана - увидишь весь арсенал Таи - собаки. Изменения своего положения не только по горизонтали, но и вертикали, нырки, падения - это всё Таи - собаки.

                Методика тренировок.

Название очень громкое. Каждый тренер может написать не одну книгу о методике тренировок. Я ограничусь лишь перечислением ,того что обязательно нужно делать в зале и дома, надеясь, что на начальном этапе это поможет Тебе.
Ритуал - поклоны не научат Тебя драться, но здорово дисциплинируют. Буквально через несколько месяцев, Ты почувствуешь как это здорово, одним поклоном при входе в додзё (зал) отсечь все накопившиеся мирские проблемы. В ритуале масса своих нюансов, но понимание этого придёт только с опытом.
Индивидуальная разминка - лёгкий, неспешный разогрев суставов и мышц.
Здесь Ты сам подбираешь последовательность и интенсивность Медитация обычно сидячая, не слишком продолжительная, но достаточной для мобилизации духовных и физических сил для предстоящей тренировки .
Коллективная разминка. (Дзюмби - ундо). Под счёт до 8 последовательный разогрев, растяжка всех суставов и мышц. Первые 4-е цифры называет старший (тренер или сэмпай проводящий разминку), 4-е последующих цифры все вместе.
Этим нехитрым приёмом ставится правильное дыхание.
Японский счёт: ичь, ни, сан, си, го, рокку, Сити, хати, ку, дзю.
В зависимости от замысла тренера разминка может включать бег, различные уп-ражне¬ния на ходу, укрепляющие и развивающие, ведь кроме накачки «физики» ученика необходимо научить ориентироваться в пространстве и быстро меняющейся обстановке. Очень помогают различные игры. Большинство упражнений, входящих в разминку, пря-мо или косвенно соотносятся с техническим арсеналом данной школы и должны приви-вать необходимую культуру движений.
Дыхательные упражнения (Кокю). Брюшное дыхание - позволяет восстановить газовый баланс в крови. Выполняется после интенсивной нагрузки. Все дыхательные упражнения можно разделить на три раздела.
Комбинирование лёгочного и диафрагменного дыхания, образование так называемого малого круга дыхания в области брюшины, и, наконец, образования «большого круга» дыхание лёгкими и диафрагмой.
Дати-ката. Все основные стойки выполняются в определённой последовательности.
Базовая техника (КИХОН). Блоки и удары выполняются на месте, как правило, в низких стойках. На 10-ть счётов. Первые 10-ть раз делаются медленно (юккури). Это позволяет продумать головой, что же ты делаешь и как ты это делаешь. Следующие 10-ть раз делать максимально быстро и сильно. На 10-й удар (блок) максимум силы вместе с криком Киай.
Базовая техника в движении ( Кихон Кумитэ) Половину отведённого времени от-рабатывается в «воздух», половину с партнёром. Одни всё своё внимание уделяют защите, вторая половина - атаке. Затем роли меняются.
Блоки и удары в движении с переменой стоек. Комбинации блоков с ударами с переменой стоек (Якусоку кумутэ). Существуют 5-ть якусоку кумитэ, как правило, включающих 10-ть движений. Блокировка и контратаки из разных стоек. Отработка проводится с партнёром.
Формальные комплексы - Ката.
Поочерёдно от простых к более сложным. После нескольких коллективных исполнений ката, разбивка на пары и отработка расшифровки комплекса - Бункай кумитэ.
Подробно в главе посвященной Ката.
Поединок (Кумитэ). В зависимости от уровня подготовки, поединок может быть условным, ограниченным, замедленным, свободным (дзиу-кумитэ). К свободному по-единку допускаются ученики, владеющие всем техническим арсеналом Шито-рю и умеющие контролировать дистанцию. Так как в дзию - кумитэ удары наносятся в полную силу, в жизненно важные центры и точки, только атакующая рука или нога не разгибаются до конца, что позволяет вести почти реальный бой без нанесения увечий партнеру, хотя без травм, особенно на соревнованиях, не обходится.
Такая методика позволяет отработать самое главное - чувство дистанции. Ведь даже самый сильный и точный удар, нанесенный в нужный момент, но с дистанции на 10-ть см дальше, чем нужно не приведёт к безусловному поражению противника в реальном бою.
Такой метод тренировки не самый совершенный, но более совершенного, пока не придумали. Методики, при которых работают в полный контакт (как они уверяют), хороши тем, что быстро истребляют страх пропустить удар. Плохи тем, что это всё равно не полный контакт, иначе трупы появлялись бы на каждой тренировке, а процент хороших перспективных ребят, перестающих из-за травм, заниматься ещё на ранней стадии подготовки, велик.
Методики проведения поединков в защитных шлемах и жилетах снижают скорость и прививают некоторое пренебрежение к защите.
Так что, полностью совершенной системы проведения учебных и спортивных поединков не существует. Даже в средневековой Японии, когда поединки проводились до гибели участника, великие мастера, старались избегать таких боёв. Прекрасно понимая - бой ситуация переменчивая. Лучше подготовленный боец может проиграть из-за миллиона случайных факторов. Запомни - один поединок ничего не решает.
Заканчивать тренировку можно упражнениями на развитие силы, гибкости или укрепления вестибулярного аппарата. Обязательны дыхательные упражнения.
Заканчивается всё непродолжительной медитацией, во время которой нужно осмыслить всё происшедшее на тренировке, проанализировать свои ошибки и поставить себе задачу на следующие занятие Цель должна быть простой, скажем, устранение одной, двух технических ошибок, если возьмёшь за правило к очередной тренировке искоренять две ошибки - вперёд будешь продвигаться быстро.
Представленная схема проведения тренировки - типовая. Лицо, проводящее тре-нировку вправе менять пропорции и акценты, в зависимости от целей, которые известны, возможно, только ему.

                В Пути природы всё движется,
                ничто не застаивается,   
                потому и возникает вся тьма вещей.
                В Пути мудрых всё движется,
                ничто не застаивается, поэтому
                всё среди морей им покоряются.
                Чжуань - цзы (4-3 вв. до н.э.)

                Часть 2.
Базовая техника (Кихон).
Кихон - отработка блоков и ударов на месте в статичных стойках, как правило в низких. Это нужно чтобы укрепить мышцы ног, пресс и развить мощь блоков и ударов, так как выполняется всё без помощи корпуса. Попробуй ударить в воздух изо всех сил и точно также ударить сидя на коленях. Сразу почувствуешь разницу. Кихон стремиться эту разницу стереть, по этому мастера самой высшей квалифи¬кации не пренебрегают Ки-хон.

А). Блоки.
Блоки в Шито-рю выполняются без замаха, прямо из исходной стойки. Расслабленную руку необходимо разогнать как можно быстрее, максимально напрягая в момент касания с противником. Причем напряжение начинается со ступней ног и выше до плеч. В момент соприкосновения с противником, на долю секунды, Ты должен стать монолитом, скалой. Моментальный выплеск энергии называется Ки-мэ. Предплечье проворачивается вокруг своей оси. Кроме усиления блока, Ты «размазываешь» площадь касания, а противник получает всю «прелесть» в одну точку. Ему больно - тебе нет. Затем все мышцы полностью расслабляются, кроме мышц живота (пресса) - эти всегда напряжены. Необходимо знать - мышцы пресса для всех мускулов у млекопитающих, как головной мозг для нервной системы. Не возможно сделать чего-либо сильно, если живот не в тонусе. Правильно выполненный блок не провожает руку (ногу) противника, а отбрасывает её за обводы Твоего корпуса. Противник ещё в атаке, а ты уже защитился, расслабился и готов контратаковать.
Один из теоретиков даосизма - Сунь-дзы в 4 - 5 в.в. до н.э., так определил роли защиты и атаки: «Непобедимость есть оборона: возможность победить есть наступление». «Непобедимость заключена в тебе самом, возможность победы заключена в противнике». Все ката (формальные комплексы) начинаются с блоков. Древние даосские принципы «Недеяния» дошли до нас не через истлевшие свитки и книги, а через комплексы физических упражнений. Не знаю сколько учёных-философов начали заниматься каратэ-до, но все каратэки, достигнув определённого уровня начинают интересоваться философией. В итоге ещё раз повторю: «Овладев техникой защиты - Ты становишься неуязвимым, для того что бы остаться в живых, этого хватит. Для победы этого не хватит».
Гедан-барай
Гедан шюто барай - уке
Гедан Коса-уке
Тюдан Сото-уке
Тюдан Учи-уке
Тюдан Нагаси-уке
Тюдан Цуки-уке
Тюдан Осаи-уке
Б). Техника ударов.
Удары возможно нанести любой частью тела, всё зависит от ситуации. Главное - эффективность! Удары руками ввинчивающиеся. Исходное положение бьющей руки - тыльной стороной ладони вниз. В момент касания с противником - тыльная сторона ладони сверху. Спиралевидная траектория значительно повышает проникающую способность руки, усиленной раскручиванием бёдер и всего корпуса. При ударах руками, усиливает эффект обратное движение второй руки (Хики-тэ) в исходное положение.
Концентрация (Ки-мэ) - обязательна, так же как и баланс (равновесие). При неустойчивой стойке Тебя отбросит назад собственный удар. Так же как и при выполнении блоков, удар начинается от пятки опорной ноги. При ударах ногами важна хорошая растяжка особенно в тазобедренном суставе. Чтобы нанести сокрушительный удар в живот, нужно уметь прилично бить в голову, хотя в реальном бою в голову ногами бьют только «бесбашенные», кому на себя наплевать. Рискованное это дело. Чем меньше времени Ты стоишь на одной ноге, тем больше шансов изменить своё положение в пространстве.
Удары ногами в прыжках эффективны при схватке с несколькими противниками и при показательных выступлениях. При поединке с подготовленным противником они не проходят.

Сэй-кен-тёку цуки тюдан
Ввинчиваем прямой рукой в солнечное сплетение воображаемого противника. Кулак второй руки отдёргивается с силой к рёбрам, как будто нанося удар локтем назад. Плечи неподвижны, Спина прямая. Локоть ударной руки не отводить в сторону, поджимая к рёбрам. Это не позволит руке согнуться в локте при контакте с противником, да и прямая всегда короче дуги, а значит удар будет быстрее.

Ёко-уракен-ути-дзёдан
Удар наноситься 2-м и 3-м суставом тыльной поверхности кулака, после проведения удара кулак моментально возвращается в исходное положение. При ударах в сторону взгляд должен опережать руку. Это общее правило при любых ударах назад и в стороны

Шюто-ути-дзёдан
Дугообразный удар ребром ладони в область шеи. Большой палец согнут и прижат к ладони. В момент касания кисть «натягивается» в сторону большого пальца сообщая дополнительную силу удару. Концентрация (Ки-мэ) - обязательна.

Хидзи-атэ-отоси тюдан
Удары локтями прямые и дугообразные мощное оружие ближнего боя. При ударах вперёд, бьём верхней боковой поверхностью предплечья. При всех остальных вариантах - задней стороной локтя.

Мае-гери-кэкоми
Колено атакующей ноги поднимается как можно выше, удар по прямой - проникающий, если удар снизу вверх, то это другой удар - Кэ-аге (восходящий). Не допускается отклонения корпуса назад. Проникающий удар ногой самый мощный. Я знал людей, которые после тяжёлых травм таза, не могли делать боковые или дугообразные удары ногами, но Мае-гери всаживали - «мама не горюй»!

Ёко-сокуто-гери-кэкоми
Удар в сторону ребром стопы. Колено вверх, под 45о в сторону. Одновременный разворот таза, колена и ступни. В момент касания, пальцы стопы натянуть на себя. Не допускать разворота опорной ноги и заваливания корпуса. Против одного противника используется редко.

Маваши-гери-дзёсокутай-дзёдан
Удар по дуге, обводящий защиту. Прекрасная концовка боя, если противник уже потрясён и плохо ориентируется. Отличная возможность, ударом в печень поучить тех, кто поднимает слишком высоко руки. Чем выше будет поднято колено - тем выше удар. Ступня параллельно полу, Бьём подушечками пальцев (дзёсокутэй). Возможен вариант - поверхностью стопы (куби). Разворот опорной ступни только вместе с ударом.

Уширо-гери-тюдан
Проникающий удар, направленный назад. Колено как можно выше, удар наносится пяткой, ступня атакующей ноги - параллельно полу

В) Стойки
Попробуем убить сразу двух зайцев. Основные стойки. Рассмотрим при выполнении формального комплекса стоек - Дати-ката.
Дати – ката
Мисуби - дати + поклон (рэй).
1. Хайсоку-дати
2. Хайко-дати
3. Сото-хатидзи-дати
Ступни развёрнуты наружу на 20о от центральной оси
4. Ути-хатидзи-дати
Пятки на ширине плеч, ступни на 20о внутрь
5. Сантин
Левая нога идет вперёд. Пальцы направлены внутрь, пальцы правой ноги направлены вперёд. Пятка левой ноги и пальцы правой на одной линии. Если опустится на правое колено, оно должно коснуться левой пятки. Бёдра и ягодицы напряжены.
6. Дзенкуцу-дати.
Правая нога скользит назад и выпрямляется. 70% веса на передней ноге, её голень перпендикулярна полу. Одновременно с переменой стойки сделать ой цуки-тюдан левой ру-кой.
7. Кокуцу-дати.
Перенести 70% веса на правую ногу, сгибая её в колене Одновременно выпрямляя левую ногу и выполняя левой рукой блок Гедан-барай
8. Нэкоаси-дати.
Переносим 90% веса на правую ногу с одновременным разворотом корпуса в исходное направление и подтягиваем левую ногу к себе, отрывая стопу так, чтобы ступня вместе с голенью были перпендикулярно полу. Оставшиеся 10% веса тела опираются на подушечки пальцев левой ноги. Бедра и ягодицы напряжены. Одновременно левой рукой делаем блок Шюто-уке.
9. Мото-дати
Левая нога выдвигается вперед. Вес по 50% на каждой ноге. Ширина стойки одна ступня. Длина определяется так, опустившись на правое колено, касаемся левой пятки. Ноги слегка согнуты в коленях. Кулак передней руки на уровне плеч по высоте и по габаритам. Правый кулак на уровне солнечного сплетения. Плечи развёрнуты на 1/3 внутрь. Основ-ная боевая стойка. Вас уже не легко поразить. Передняя рука готова перехватить все удары в верхний и средний уровни, задняя защитит нижний. Атаковать можно любой конечностью.
10. Фудо-дати (хидари).
Правая нога скользит назад вправо 45о к продольной оси, левая остаётся на месте. Колени разводятся наружу. Вес по 50%. Голени перпендикулярно полу. При отходе назад, левой рукой сделать блок Гедан-барай, правой удар в средний уровень Фурии-дзуки.
11. Фудо-дати (миги).
Левая нога по прямой сдвигается назад на одну линию с правой, а правая выдвигается вперёд, правой рукой блок Гедан-барай, левой Фури-дзуки.
12. Шико дати
Правая нога назад по прямой, левая вперёд на одну линию с правой. Ступни развёрнуты в стороны. 50о от линии перпендикулярной линии, проведённой между пятками. Колени развёрнуты в стороны. Голени перпендикулярны полу. Спина прямая. Расстояние между пятками - голень+три кулака.
13. Найфанчин-дати.
Ступни сдвигаются друг к другу на расстояние равное голень+развернутый кулак. Пальцы ног направлены внутрь. Мышцы ягодиц и бёдер сильно напряжены. Ноги в коленях согнуты так, что бы перпендикуляр опущенный от колена падал на у кончиков пальцев.
14. Коса-дати
Не поднимаясь вставляем колено левой ноги в подколенную ямку правой ноги. Стопа передней ноги развернута наружу. Пятка передней ноги и кончики пальцев задней находятся на одной линии. Задняя нога стоит на подушечках пальцев. Корпус прямой.
15. Сагиаши-дати.
Передней ногой слегка хлопаём под колено выпрямленной левой ног. Опорная ступня развернута наружу 30о, Корус поворачиваем в туже сторону, одновременно правая рука выполняет блок Шую-гедан-барай, а левая поднимается до виска и ладонью прикрывает левую половину лба.
Стойка на одной ноге получила название Саги-цап-Ля. Используется в основном, для ухода от Мае-гери
16. Сото-хатидзи-дати.
Правая нога опускается на одну линию с левой. Руки перед собой, слегка согнуты в локтях. Кулаки сформированы. Между кулаками расстояние кулак.
17. Мисуби-дати+рэй.
Дати - ката не канонический комплекс. Каждый мастер в праве менять последовательность как он хочет, вносить стойки или варианты стоек, главное, что бы их не было меньше.

             БАЗОВАЯ ТЕХНИКА С ПЕРЕМЕНОЙ СТОЕК-Кихон-кумитэ

В этом разделе нет никаких ограничений для фантазии. Любые удары из любых стоек. Комбинации блоков и ударов с переходами и поворотами. В этот раздел входят различные комбинации Рэндзоку-ваза.

                Рендзоку-ката шудан

Исходное положение
Хидари-мото-дати Правая нога назад в Дзен-куцу-дати, левой рукой-аге-укэ правой рукой тюдан-гьяку-дзуки

Правой ногой Тюдан-мае-гери После удара ногу поставить вперёд в мото-дати С разворотом корпуса вокруг правой ноги левой ногой тюдан- ёко-гери

После удара в Хидари-мото -дати Разворот левой ступни влево правой ногой миги-тюдан-маваси-гери. Поставить правую ногу в миги - мото-дати, одновре-менно дзёдан миги-отоши-кэнцуй

РЭНДЗОКУ-КАТА-НИДАН

Хидари-мото-дати Правая нога назад в хидари-дзенкуцу-дати, левой рукой блок аге-уке Правой рукой тюдан гяку-дзуку

Левая нога подтягивается в хидари-мото-дати, левой рукой блок хидари-барай-гедан-барай-уке Шаг вперёд в миги-дзенкуцу-дати с ударом ми-ги-ой-дзуки. Правая нога отшагигивает в миги-мото-дати с блоком хидари-тюдан ути-уке.

Правая нога на месте - левой тюдан - мае - гери После хики-аси - без поста-новки ноги левой рукой - дзёдан-ой- дзуки. После удара нога вперёд в хидари-дзенку-дати с одновременным ударом миги-тюдан-гяку -дзуки.

                РЕНДЗОКУ-КАТА–САНДАН

Хидари - мото - дати. Левая нога вперёд в хидари- дзенкуцу-дати вместе с блоком хидари-аге-укэ. Шаг правой в хидари дзен-куцу- дати, правой рукой - миги-аге-укэ.

Шаг левой в хидари-дзен-куцу- дати вместе с блоком хидари- тюдан-ой-уке. Шаг правой в миги-дзен-куцу- дати, правой рукой миги-тюдан- ой-дзуки. Шаг левой в хидари-дзенкуцу- дати, левой рукой - хидари-дзёдан -ой-дзуки. 5 и 6 движения делать слитно.



                РЕНДЗОКУ-КАТА–ЁНДАН

Сото-хатидзи-дати. Правая нога отшагивает в хидари- дзенкуцу-дати с блоком хидари - аге-уке. Правой рукой - миги-тюдан -гяку- дзуки.

Левая нога разворачивается на месте, правой ногой тю-дан-ёко-гери. Левой ногой – хидари-тюдан- уширо-гери. После удара, левая нога скользит вперёд в хидари-дзенкуцу-дати, с защитой хидари-гедан-барай и сразу миги-тю¬дан-гяку-дзуки.

Все движения выполняются в одном направлении - вперёд.

                РЭНДЗОКУ-КАТА-ГОДАН

Сото-хатидзи-дати. Правой рукой отвлекающее движение вперёд. Продолжая движение рукой, отшагиваем под прямым углом вправо в миги дзенкуцу-дати с защитой правой рукой.

Хидари-тюдан-гяку-дзуки. Левой ногой - хидари-тюдан-ёко-гери После постановки левой ноги, правой тюдан-уширо-гери.

Разворот на 180о в миги-дзенкуцу -дати, блок - миги-гедан-барай Левой рукой удар - тюдан-гяку-дзуки. Возврат в исходную стойку - сото -хатидзи-дати.
Все Рендзоку - ката необходимо выполнять с обоих сторон.

                Работа с партнёром.

Для начала нельзя забывать, что партнёр у Тебя один, т.к. при тренировках с партнёром группа делится пополам. Если Ты травмируешь его, то остаток тренировки будешь скучать, а если так будет происходить регулярно, то с Тобой не захотят становиться и остальные. Каратэ - не балет, но напарника нужно жалеть. Если видишь, что партнёр не успевает защититься или уйти - побереги его, не добивай. Одновременно отрабатываемые ситуации, должны максимально приближены к боевой обстановке. Этого добиваются постепенным ускорением и увеличением силы в блоках и ударах. К максимальным скоростям нельзя переходить если при медленной отработке Тебе больно что- то делать, значит - Ты делаешь неправиль¬но или твои конечности недостаточно закалены. Быстрая отработка приведёт к травме, а значит к пропуску занятий. В общем, требуется разумная дозировка. Как и при набивании ударных поверхностей, можно за раз разбить сустав и потом годами он будет опухать при не сильном контакте. Умеренность и последовательность! В каратэ травм итак хватает.
Очень полезны комплексы Якусоку-кумитэ, созданные на базе пяти ученических ката-пинан. Это строго регламентированный поединок. Вариации не допускаются. Все 5 -ть Якусоку-кумитэ начинаются и заканчиваются в стойке Мото-дати. Оба партнёра стоят или вправо, или левосторонней стойке. Отрабатывать необходимо с обеих рук.
Якусоку-Кумитэ-Сёдан

Исходное положение хида-ри-мото-дати.

Хидари - мотто - дати. Прав, нога назад под 45о вправо в хидари нэкоаси-дати. Лев рукой Тюдан-ути-уке, одновременно прав, руку поднять к прав. виску, рука сжата в кулак, пальцы вниз, предплечье параллельно полу. Пр. рукой тюдан-сото-укэ, одновременно лев. кулак к прав, бицепсу.

Сэмэтэ (атакующий) из хи-дари- мотто-дати в миги-мото-дати с ударом миги-тюдан-ой дзуки.
С подшагом задней ноги, выполнить левой рукой хи-дари-тюдан- гяку - дзуки.

Лев. нога вперёд, поворот корпуса на 90о вправо в со-то-хатид-зи- дати, лев. рукой дзёдан-маваси- кэнцуй-ути, прав. руку в исход, полож. Лев. нога назад 135о в Хи-дари- дзенку-дати, прав. рукой Гедан- барай. Поворот корпуса вокруг своей оси с переносом 70% веса на пр. ногу в миги-дзенкуцу-дати. Прав. рукой ура-цуки, лев. - хидари- дзёдан-цукэ-укэ.

Сэмэтэ. Подтянуть перед ногу назад, прав. рукой - дзёдан-нагаси -укэ Лев. ногой хидари-мае-гери После удара, нога вперёд в Хидари-мотто-дати, рукой миги-дзёдан гяку-дзуки.

Якусоку-кумитэ нидан


                КАТА. Шифрованные послания через века.

                Человек делает ката,
                ката делает человека.

А). История не сохранила имени первого изобретателя комплексов движений имитируещих воображаемый бой с несколькими противниками и страну, где появились такие формы обучения и тренинга, мы тоже, наверняка не знаем. Знаем, что распространению способствовало успешное шествие Дзен (Чань)-буддизма по странам Востока. Знаем, что комплексы (на китайском - тао), стали обязательными в дзен-буддийских монастырях, как вид активной медитации. Многие исчезли бесследно, другие стали каноническими. У иных есть названия, у других ничего нам не говорящие номера. У некоторых есть имена создателей, появление других - тайна! Одинаковое у всех назначение - воз-можность, даже человеку, не знающему грамоты, понять, выучить и передать следующим поколениям.
Человечество воевало всю свою историю, конечно в Европе и на Руси были мас-тера, имевшие своих учеников, но школы, сохранившийся в веках до наших дней, нет. В современном каратэ-до различаются ката на сложность техники, на скорость, силу, на энергетическую наполненность. Существуют ученические ката и мастерские. Быстрые и медленные, дыхательные и энергетические. Ката можно делать на одном месте. В любое время года, при любой погоде, в любом возрасте. За одну минуту можно сделать несколько ката. Ката формируют состояние готовности тела и духа к борьбе, мобилизуют волю, снимают стрессы. Это можно сказать о любом виде спорта, но военно-прикладных знаний марафонский бег, не даёт. При отработке ката прорабатывается каждый мускул, каждый нерв.
Мабуни Кэнва писал: «Самое главное в каратэ - формальные упражнения (ката). В них собраны все приемы нападений и защиты. Поэтому надо хорошо понимать смысл движений Ката и использовать их правильно. Хотя некоторые вероятно считают, что можно игнорировать Ката и практиковать только спарринг, такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в Каратэ. Дело в том, что удары и блоки, техника нападения и защиты имеют тысячи вариаций и в схватке все опробовать невозможно...».
Последняя часть требует объяснения. Отличие китайских Тао от японских Ката в исторических и культурных традициях двух народов. Поднебесная громадная страна Япония ограничена небольшими по площади островами, где уединиться надолго невозможно. За бумажными стенами домов невозможно быть уверенным, что тебя не слышат. Так в Японии родился язык недомолвок, где интонация несет больше смысла, чем само слово. Две письменности тоже служили больше для ограничения круга посвященных. Россия тоже это проходила, когда знать между собой говорила по-французски. Сдержанность и недосказанность проявилась в Ката Каратэ-до. Без расшифровки (Бункай - применение) формальные комплексы бесполезны. На одно казалось бы бессмысленное движение рукой в Ката существует несколько вариантов применения, каждый из которых состоит из комбинации трех-восьми ударов и блоков. В современном Шито-рю один вариант расшифровок каждого Ката считается как бы официальным. Его сдают на экзаменах, показывают на соревнованиях, остальные как в старину изучают только в рамках школы. Недосказанность по-прежнему остается,

Б) Классификация Ката в Шито-рю.
Тайкеку Ката - это больше учебное пособие для шлифовки техники защиты, нападения в передвижении. Выбирается определенный блок и удар, и весь комплекс выполняется по классической схеме Ката. Отрабатываются два движения в одной-двух стойках. Физически, вероятно, самые тяжелые комплексы, так как напрягаются одни и те же группы мышц, что в общем-то и ценно.
Пинан 1-5. Сегодня Пинан с 1 по 5 считается ученическим, хотя от мастерских отличаются лишь длительностью. Пинан-короче.
Мастерские Ката тоже подразделяются на несколько групп.
Итосу-ха (от мастера Итосу). Басай-дай (ворваться в крепость и оставить ее разрушенной).
Басай-се (Маленький басай), Косойкун-дай, Косокун-се, Косокун-сихо, Дзион (китайский монастырь 15 века), Дзитте (10 рук), Дзион, Ванею, Чинтэй, Усэй-си (Еодзюси-хо), Чинто, Рохай 1-3, Найфан-ти 1-3, Хигаоно-ха. От мастера Хигаона. Сантин, Тэнсе, Сэйтин, Сэйпай, Сайфа, Супаримпэй, Сэйсан, Курурунфа, Сисотин, Сансэйру.
Арагаки-ха. От мастера Арагаки. Нисэйси (Нидзю-сихо), Сотин, Унсю.
Мацумура-ха. От мастера Мацумура. Рохай, Сэйсан, Басай. Группа
Ката Мабуни. Мацукатдзе, Дзюроку, Аоянаги, Миойоги, и др.
Пинан

Для связи kolobov1955@.gmail.ru