Ещё раз о Ледовом Побоище

Василий Овчинников
                Виктор Торопчанин

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

            Мною, на основании многолетнего  изучения летописей, исторических справок, исследования ландшафта левобережья устья Великой, общения с жителями обозёрных деревень, установлено местонахождение в прошлом Вороньего камня, острова Вороний, а так же места сражения дружин под руководством Александра Невского с рыцарями Ливонского ордена и чудью, вошедшего в историю под названием «Ледового побоища».

           Немного истории. Рыцарский Немецкий  Орден был основан на территории Палестины в конце12 века  крестоносцами германского племени немцев. Позднее из-за внутренних разногласий этот Орден распался на три части. Одна часть основала на территории германского племени тевтонов Тевтонский Орден, вторая - Орден Меченосцев на землях литовского племени пруссов, третья подалась на покорение племён Восточной Прибалтики. В 1201 году немцы основали свой магистрат с центром Рига. Чуть позже стали появляться немецкие епископства на территориях племён Ливов и Чуди (Эстов).

          В 1236 году литовцы разгромили Орден Меченосцев. Остатки ордена соединились с немецким магистратом и в 1237 году образовали Ливонский Орден.
          В 1240 году  ливонцы в сговоре со шведами решили завоевать земли Пскова и Новгорода. Изборск и Псков были покорены  Ливонским орденом совместно с чудью. Новгородские же владения отстоял князь Александр со своей дружиной в битве на Неве. Потери дружины Александра (уже Невского) были незначительны, всего 20 человек.

          Александр попросил у новгородцев помощи для освобождения Пскова и других славянских земель, на благо самих же словенов, но получил отказ. Рассерчав, молодой князь со своей дружиной ушёл в Переяславль-Залесский во владения своего отца Ярослава, который княжил во Владимире.
          Рыцари Ливонского Ордена и примкнувшая к ним чудь, пользуясь благоприятной ситуацией, укрепили Сабельский погост (на реке Луга) и Саблю (на реке Тосно, ныне ст. Саблино, Октябрьской железной дороги) с целью грабежа, возможно сбора податей на путях купцов из европейских стран в Новгород и далее к югу.

          В 1241 году новгородцы обратились к Ярославу с челобитной направить к ним на княжение опять Александра, но Ярослав отправил в Новгород своего младшего сына Андрея с небольшой дружиной. При первом же походе на Сабельский погост Андрей потерпел поражение. В описании этого исторического события допущена ошибка - якобы он потерпел поражение в Копорье - центре племени води. В Копорье ливонцы попасть не могли, и Андрей тоже из-за заболоченности и непроходимости лесов.
        Вторая челобитная: «дать на стол в Новгород» именно Александра.

        В конце 1241 года Александр разгромил в новгородских владениях ливонцев и чудь. В начале 1242 года Невский попросил для помощи у отца владимирскую дружину во главе с Андреем. В свою очередь на борьбу с ливонцами Александр организовал ижорцев, корелов, водь и укрепил новгородскую дружину. Итак, под его командованием были: своя дружина, новгородская, владимирская, пешцы из ижоры, корел и води. Сделав манёвр и освободив Изборск, Невский двинул свою рать на Псков, откуда захватчики меньше всего ожидали. «Нечаянно» очистив от иноземцев Псков, Александр со своими воинами вернулся за сбором дани, а возможно награбленного завоевателями у купцов на территории ливонцев и чуди. Здесь, надо заметить, распустив своё войско подружинно и поотрядно, Невский совершил ошибку.

       Перенесёмся в наше время. В середине восьмидесятых автобус Псковского завода АТС с рыбаками - любителями подлёдного лова, в числе которых был и я, остановился (наконец то!) в Чудской Руднице. «Ну и завезли!..», «Ну и глухомань!..», - слышны восклицания на пути к озеру и при выходе на лёд. Погода пасмурная, лёгкий туман. Пробурил несколько лунок - клёва нет. Издали вижу двух подростков у канала, тоже безрезультатно помахивающих удочками. - Ребятки, а где находится остров Вороний? -интересуюсь, подойдя. Они дружно указали на Север: - Отсюда не видно, - пояснил один из них.
      Подхожу к старшему по поездке. - Ну и выбрал же ты, Юрий Константинович, сегодня чёртовы кулички, - говорю с упрёком. - Да, половина рыбаков настаивала: «Давай в Чудскую. Окуни клюют - лапти, белебра - лески рвёт, лещи - в лунку не влезают…»
           - Юрий Константинович, меня другой вопрос одолел: как сюда попал Александр               Невский со своими ратоборцами и окованная в латы немецкая «свинья»? Тяжесть-то какая, и попробуй-ка сражаться на льду.  Помнишь, в середине марта в районе Рейглы мы с тобою рыбачили? - Помню, выходили, виляя меж промоин. - А теперь представь себе начало апреля и на льду скопище воинов. - Ерундистика полнейшая с этим местом побоища, - подумав, ответил мой собеседник.
Меня, как говорится, задело за живое. Пришлось взяться за изучение летописей того времени, жития Александра Невского. Накапливались противоречивые данные: «Побоище происходило у Вороньего Камени… он был стражем града Пскова (?!)… в  узмени Чудского озера». Как ни старался, но времени (даты) переименования части Чудского озера в Псковское, я не нашёл. А вот в «узмени» - возбудило интерес…

        В начале семидесятых я работал в Псковском аэропорту. Коллегой по работе был Александр Воронин - коренной житель Большой Листовки, деревни, что расположена на берегу Вороны, протоки в устье Великой. Однажды Александр пригласил меня на рыбалку в родные места. С удивлением узнаю: большинство жителей в деревне носят фамилию Воронины. Обращение - независимо от возраста - по имени. И на вопрос, к примеру: «У кого был?», может последовать ответ: «Да у Вани Воронина». А «Вани» - восьмой десяток. Вот с этим «Ваней Ворониным», отцом Александра, поздним вечером, за стаканом самогона мы разговорились:
            - Давно ли здесь проживают Воронины? - Насколько помню своих предков, все            были Воронины. - Фамилии от протоки Ворона? - Возможно, и от неё, но параллельно этой есть ещё - средняя Ворона. - Дальше пошла беседа о делах рыбацких: - Когда были молодыми со своей женой, подадимся утречком на лодке, конечно, с тенётой, в Узмени за час можно было половина лодки рыбы поймать. Сейчас такой воды нет. Даже в половодье Узмень редко заливает…
           Здесь остановлюсь и замечу: только за последние два года (2000-2001) Псковское озеро омелело чуть ли не на метр. Теперь можно взглянуть на карту - километровку левой стороны устья Великой: две протоки - Ворона и Средняя, полоска суши с отметкой 33 метра, левее полоски большая низина - усохшая Узмень…

           Теперь представим эту местность в тринадцатом веке. Посмотрим с вершины скалистого берега: от протоки - заводь, напоминающая клюв и голову птицы, перешеек - шея птицы, Узмень залив, озера с узким горлом - тело птицы и назовём эту «водяную птицу» - Вороной. Имеем: остров Вороний, окаймлён шеей, клювом, телом и протокой, - протоку назовём Вороньей, а вершину скалистого берега - Вороньим Камнем. К юго-западу находится лесной массив из лиственных деревьев (отсюда Большая и Малая Листовки).

          … Март 1242 года. Магистрат, оценив обстановку с походом - грабежом рати Александра Невского, решает дать отпор и наносит удар  по дружине, возглавляемой Невским. Дружина отходит и останавливается в Изборске. Спешно сюда собирается и остальное войско. Но крепость не готова к осаде: - нужно учитывать и запас питания для воинов и проблему с кормом для лошадей. Прямая дорога на Псков перекрыта Ливонцами. Решено: - вдоль «рыбьего пути» (река Обдех) отходить к Чудскому озеру, дальше по льду и на Псков. Но заломы, промоины на озере заставляют всю рать двигаться  по взгорьям (нынешний ландшафт Печки, Большие и Малые Видовичи, Корлы). Достигли устья. Опять проблема - лёд на реке размыт, не переправиться, а преследователь близко. Подготовка к сражению. Утром 5 апреля Александр расположил своё войско так: на флангах Новгородская и Владимирская дружины, в центре его дружина, по глубине пешие ижорцы, корелы и водь. А вот об участии в побоище псковичей - данных я не обнаружил.

           Ливонцы (в середине чудь) «свиньёй» проломили центр фронта и упёрлись в лес возле Вороньего Камня. Правый фланг Невского делает обходный разворот и соединяется с левым. Вновь образуется сплошная боевая стена. Немецкой «свиньи» уже нет. Пешая чудь дрогнула, пустилась в бегство по Узмени к озеру, за ними тяжеловесные рыцари на лошадях. Лёд на мелководье стал проламываться. Здесь уже не до перестроений. Уцелевшие воины магистрата и чуди «бежали по льду семь вёрст» - это до нынешнего района расположения Больших и Малых Калок… дальше - известные, где-то малоизученные, исторические события…
                ***
        Вопрос: куда подевался Вороний Камень? - скалистое взгорье, подобное Снятной Горе и на котором (уверенность есть) находился дозор (стража) Пскова.
        Ответ: Пскову для строительства нужны были деревянные конструкции. Лес в районе нынешних деревень Большой и Малой Листовок вырубался. Вязались плоты, на них грузилась строительная известняковая плита, добытая на Вороньем Камне. Плоты тянулись в Псков. Так появились бурлаки на Великой. Скалистое взгорье с вершиной Вороний Камень исчезло. Такая же участь могла постигнуть и Снятную гору, но на ней находился (и находится!) монастырь.

        Что же касается острова Вороний на Чудском озере, то его тогда просто не было. Эта территория была затоплена водой. Если учесть месторасположение деревень вдоль нынешнего шоссе Псков - Гдов: Ершово, Замостечье, Нароново, Егорьевщина, то все они когда-то находились на берегу Чудского Озера, ныне называемого Псковским. Вода ушла от них на расстояние от трёх до четырех километров. То же самое случилось с правобережьем  Большого Чудского озера. Ведь до недавнего времени сообщение между Самолвой и Чудской Рудницей было только по зимнику и кругом непроходимые болота.
       Кто сомневается - исследуйте…
               
               
                ПРАВО НА ВЕРСИЮ (вместо послесловия)

      При одной из встреч, мой старший товарищ, писатель и земляк Виктор Торопчанин (Виктор Иванович Васильев), поведал о своей версии событий нашей далёкой ратной истории. Упомянул и о неопубликованной  рукописи,  отданной им в редакцию газеты «Псковская Губерния». Копию писатель неосмотрительно не сохранил.
 
      Вопросы, связанные с историей освобождения Пскова и последовавшего вскоре вслед за ним Ледового Побоища, возникали и возникают не только у Виктора Ивановича. Есть и «сухопутные версии» о месте битвы у Кобыльего Городища, впрочем, такие же неосновательные. Стоит только, прочитать (не механически) текст учебника, связав историю и географию (одна не существует без другой), и никуда не денешься от вопросов. Недаром многие западные историки, не отрицая факт освобождения Пскова дружинами Александра Невского, конечно, не без военных действий, до сих пор не признают достоверность событий на льду нынешнего Тёплого озера. Непроходимые болота по берегам с той и другой стороны, отсутствие путей (только зимники) и сколько-нибудь значительных поселений. Что там делать рыцарям? Зачем их там ждать дружинам Александра Невского? Закрыть путь на Новгород? Не думаю, что крестоносцы были так стратегически неграмотны. Идти на Новгород? Не время. Апрельский путь по болотам вдоль набухших рек. Идти на Псков? Тоже не менее опасно. Александр Невский с полками отступил и заманил? Сознательно выбрать полем боя апрельский лёд в неверном месте. Это шаг.

     Читаю Карамзина. Он опирался только на летописи. О Ледовом побоище очень мало, совершенно без подробностей и географически неопределённо. Детский историк Ишимова - ни слова. Да она и не историк, она просто популяризатор. Соловьёв тоже прошёл как-то мимо героической страницы. У Костомарова, считай, ничего. Дальше только летописи.

    М. Хитров, «Святый Благоверный Великий Князь Александр Ярославич Невский», репринт издания 1893 года. Здесь уже всё канонически. Время Александра третьего. Император, сумевший избежать войн в своё царствие, был не труслив и не близорук. Он чувствовал изменение сил на политическом театре и вновь надвигающуюся тевтонскую угрозу: «Слабые - завистники, сильные - ненавистники. У России нет друзей, кроме Армии и Флота Российских», - говорил он сыну Николаю (с 1894 года злополучный Николай второй), как бы в укор за его чрезмерные симпатии и движения навстречу родственнику по жене «дяде Вилли» - кайзеру Вильгельму.    Может быть,  почти как всегда, по заказу политиков, когда на злобу дня потребовалось обновить память о Герое, страницы истории были прочитаны слишком поспешно.
 
      «До последнего времени точное место Ледового побоища не было известно. Но, благодаря работе экспедиции историков, археологов и гидрогеологов под руководством военного историка Г.Н. Караева, Вороний Камень был найден, и место Ледового побоища точно определено…  О том, как экспедиции удалось установить это, увлекательно рассказывается в книге Г.Н. Караева и А.С. Потресова «Загадка Чудского озера», выпущенной в 1966 году издательством ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия» - Достопримечательности Псковской обл. Лениздат, 1987».

      Пару лет назад мне в руки попала переизданная книга Караева и Потресова «Тайна Вороньего Камня» о проведённых  исследованиях, и якобы найденных остатках размытой песчаниковой скалы в районе острова Вороний. Книга не разрешила сомнений, а только обострила вопросы.

       Понятным интересом объясняются мои шаги по «обретению» рукописи Виктора Васильева. К тому времени в газете успел смениться редактор, бывшая редактором моя «давняя знакомая» ещё по комсомольским годам Лиза Мартынова ушла на пенсию, и если бы не помощь самого «шефа» газеты Льва Марковича Шлосберга, рукопись могла бы и затеряться.

       Прочитав, и не раз перечитав обретенную рукопись, ознакомив с ней людей, которым небезразлична наша живая история, я понял, что этот материал как бы и не ко времени. Исторические мифы не гоже поспешно разрушать. Впереди ведь большие даты. Впору кричать здравицы. А тут…

      Несмотря на краткость рассказа, не претендующего на роль научной статьи (хотя бы потому, что отсутствуют ссылки на «первоисточники», впрочем, их немного и они общеизвестны) слишком интересна заявка. История наших предков ничуть не умаляется, она обретает мотивированность, выпуклость и достоверность, как историческую, так и географическую. Снимаются многие противоречия. Впрочем, я только один из дилетантов, и в истории и в географии. Не в широко распространённом ныне смысле «невежа», которому чужды сомнения, надеюсь, скорее в первоначальном «любитель», достаточно прочитавший и, самое главное, походивший пешком по родным местам.

       Направляя этот материал на кафедру истории в Псковский Педагогический институт и в редакцию альманаха «Псков», периодически выпускаемого институтом, я повторил вслед за Виктором Торопчанином: «Исследуйте». Но получил вполне ожидаемый осторожный ответ…
      
                Василий Овчинников, г. Псков, апрель 2003 года.


Апрель 2006 г.  Очередная годовщина. Вот уже пол года как нет Виктора Ивановича. А я время от времени, да и открываю эту страничку. Вопрос то в моей памяти далеко не закрыт.



09.12.2011
Г. Караев, А. Потресов. Путём Александра Невского, ЦК ВЛКСМ «МГ», 1970.
Ледовое побоище, 1242 г.  АН СССР, инст. Археологии, 1966. Материалы компл. эксп.


13.11.2012.  За последние два года мне три раза довелось заехать на Соколью гору. Сначала со свадьбой младшего сына, через год и оба племянника Лёха и Вася женились. И каждый раз, при взгляде на грандиозный памятник (самый большой по расходу бронзы в Европе!?), в голову приходит мысль, что взгляд Александра Невского с дружиной направлен как раз на Узмень, чуть левее протоки Вороны. Впрочем, это уже не так и важно.


12.11.2017.  Прочитал книгу Владимира Потресова "Ледовое побоище: правда, мифы, ложь", Москва, Пальмир, 2017.
Не всё у Виктора Ивановича сходится. Версия Караева, пожалуй, более обоснована. Однако, сомнения остались. По сему , ничего не зачёркиваю.

05.01.2018.  Вчера вечером вернулся с очередной встречи на Конной. Владимир Потресов, Даша Рейн (Потресова) представили свои новые книги. Презентовал им распечатку статьи. Привёз домой и книжку с автографами автора и художника. История продолжается.

23.10.23.  На "Прозе Ру" анонсирована интересная статья.
Оказывается, Виктор Иванович не одинок.
http://proza.ru/2021/10/18/1721