Девушка с собачкой

Зия Мурадов
               
       (рассказ)


       Надо выйти в город. Неудачное время для поездки на машине. Ожидаются пробки. Какие-то государственные мероприятия. Все будет перекрыто.  По нижней  Баиловской, в сторону города не имеет смысла даже пытаться проскочить. Машина  отпадает. Автобус  тоже .
 
       Пешком!  До метро.  Дальше все просто.
 
       А до метро по нижней тоже не интересно. Грустно смотреть на огромное количество машин, которые двигаются гораздо медленнее, чем желание любого пассажира и возможности авто.

       Пешком! По верхней  Баиловской!  Мимо школы, пятачка, где Морская Администрация, потом узкая пешеходная  «тропинка» рядом с такой же  узкой, двусторонней  дорогой,  до поворота в Дворец  «Гюлистан», где моментально улучшается   и дорожное покрытие,  и качество  «тропинки». Но приходится идти с оглядкой. «Тропинка» в  направлении с движением. Принято идти навстречу машинам. А тут машины подъезжают сзади. Неприятное ощущение.  Если собьют насмерть, то в последние секунды жизни перед тобой не пронесутся «кинокадры» прожитой тобой жизни. Обидно!  Как ?!  Столько всего пережить, и в конце жизни из-за неправильной планировки дороги не иметь возможности просмотреть краткий «видео обзор» самых значительных событий автобиографии?! 

      Под заново освещенными лестницами, ведущими  наверх, к новым кафе, где я еще не был, с обзором на новый Баку, еще один пятачок. В прошлом году здесь невозможно было проехать  из-за припаркованных машин в два ряда. Потусовались  один сезон и все ! Переключились на другое место ! Вот почему у нас в Баку рестораны и кафе живут недолго. На второй сезон интерес к ним пропадает. Качество кухни, сервиса не имеют значение. Что то новое! Вот, что самое главное. Увидели и все. Давайте нам что то новое!  Никакой привязанности, никакой традиции, никаких завсегдатаев. Меняются названия, хозяева, стиль, направления. Но новизна пропадает. В другом, новом кафе будет тот же самый обзор Баку. А это мы уже видели. Смотреть на  один и тот же вид, в том же кафе с другим названием , с другой кухней ? Не интересно…

      Начинается  «охраняемый» участок. Первая ласточка – это будка с полицейским с правой стороны,где ООН, дальше – Дом Героев, "накрытый"  аглаем, освещенный снизу. Над ними ушки  «Flame Tower».  Как говорят в новом Баку  «dexlisiz» ( не в тему) загораживают небо. Наверно я их никогда не полюблю, как парижане никак не переваривают Дефанс или Ла-Дефанс — современный деловой и жилой квартал в  Париже, который считается самым большим деловым центром Европы.  Его также называют «парижским Манхэттеном». Парижане считают это место неуместным американизмом.  По моему, Язычки Пламени никак не вписываются в архитектуру города. Это мое мнение. Может я и ошибаюсь. У меня же нет полной картины того, что собираются сделать с ним, с городом в ближайшем будущем. Может лет через двадцать, город подгонят под башни.
 
      Я  почти дошел до третьего пятачка. Слева  никому не нужный «Телетеатр», отреставрированный, облицованный тем же аглаем.  Когда-то это место несло какую-то новаторскую нагрузку на телевидении. Здесь делались "экспериментальные" передачи. Отметка в программе о том, что передача делалась в Телетеатре, предвещало что-то интересное по стандартам унылой, безликой, однообразной  советской эстетики. Оглядываясь назад, понимаю, что ничего интересного в передачах оттуда тоже не было. Было какое-то особое чувство, что они, работники Телетеатра, предоставлены самим себе и могут ( могут ли?… ) выкинуть что-то особое, которое никогда  не сбывалось, но ощущение никогда не проходило. А Телетеатр умер, так и не сделав ничего из ожидаемого. А что ожидалось, так никто и не разобрался.

       Обычно в это время, здесь, на этом  пятачке, скапливается огромное количество машин. В виде исключения (пробки), их пускают поворачивать вниз, в сторону Президентского аппарата, с выездом на круг около Филармонии.  Сегодня здесь пустовато.  Патрульному делать почти нечего. Где-то в неизвестном для меня месте все перекрыто.  Жалко его. Патрульного, или как у нас до сих пор их называют, гаишника. Он сейчас похож на дворника без ворот из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова.  Некому показывать свою значимость, некем управлять, не на кого наехать, некому  указать. Нет автомобилей и водителей, нет и  патрульного. С ними он значим, без них никто. Вот и я прохожу рядом с ним, как с пустым местом. Я же пешком.

       Я не спускаюсь к Президентскому аппарату. Странное определение государственного образования или, если хотите, здания. Назвали бы уж дворцом. Более подходящее к нашим реалиям название.  Я иду вдоль  здания Кабинета Министров. Тоже странно. Есть еще Дом правительства.  Есть здания почти для всех министерств тоже. Если все министры сидят у себя, в собственном здании, то,  кто сидит в кабинетах для министров в этом здании? А  кто сидит в Доме правительства , если учесть, что правительство состоит из министерств?
 
       Здесь тихо. Никакого движения.  Слева фонтан , который я видел только в клипах. Сейчас тоже не горю желанием подняться туда. Если даже есть желание, то не получится. Мне надо встретиться с другом. Любое отклонение заставит его  подождать меня.  Пунктуальность у нас не в крови.  Допускается люфт в пять-десять минут. Это в порядке вещей. Но я давно не видел друга. Хотелось бы и фонтан посмотреть и с другом встретиться вовремя. Друг в данном случае важнее.  Прохожу мимо, осматриваясь вокруг, замечая охрану в гражданском, который делает вид, что не замечает меня, камеры наблюдения под вторым этажом и  военного около въезда или выезда, смотря куда или откуда двигаться, внутрь  здания или  наоборот, странное для города безлюдье. В этом месте наверно мало  гуляющих, праздношатающихся людей из-за соседства с такими серьезными организациями. Мы боимся ее; Правительства. Системы. Структуры.  Госорганов. Нам страшно. Мы не знаем, что там происходит. Что они нам готовят? Готовят ли нам или нас? Если нас,  то к чему? Что нас ожидает ? Мы не знаем. И боимся. И в страхе оглядываемся вокруг, чтоб не смотреть на эти массивные ворота с охраной, за которыми происходят непонятные для простого смертного вещи.
        А вокруг ничего и никого.

        Вы не замечали сколько в городе людей? Что все куда то ходят, ездят, стоят, ожидают, тусуются, говорят, ругаются, обсуждают, торчат, смотрят, смеются, проходят, идут навстречу, обгоняют, шумят.  Несмотря на группы, пары, на одиночки,  все равно вся эта куча воспринимается как толпа.  Разрозненная, но все равно толпа. Толпа, состоящая из отдельных групп. Она воспринимается вкупе. Вся. С деталями иногда, но все равно толпа. Когда много людей, на детали не тянет. Очень трудно выхватить кого-то из толпы. Обратить внимание. Додумать судьбу, пытаться вникнуть  в частности.  Ощущение стадиона без футбола и без ревущих трибун из-за забитого гола или неправильного решения судьи назначить пенальти.  Как найти интересного человека  среди такого количества. И стоит ли искать?
       Мне в Баку не хватает пространства. Город перезаполнен  по всем параметрам; людьми, зданиями, машинами, магазинами.

        А тут на несколько сот шагов почти полное отсутствие людей. Ухоженные газоны,  чистый тротуар, достаточно взрослые деревья, чего в Баку почти уже не встретишь. Все деревья молодые, под дизайн. Старые не вписываются в новый облик строящегося города. Их просто вырубают. Заменяют. Как здания, как комплексы, как улицы.  Меняется все. Остаются люди, которые долго не будут меняться. Их просто переселяют с обжитых мест, как не подходящих под новый облик, архитектуру, дизайн города. Подальше от центра.  А здесь, около Кабмина как раз  тот центр, который не изменился с советских времен. Здесь всегда жила «элита», при деньгах, при должностях. Нечего  и некого менять. Все свои. Видоизменились, обросли новой одеждой, идеологией, пересели с «Волги»  на другие машины, поменяли названия учреждениям. Но внутри мало что изменилось. Те же лица, те же семьи  до сих пор остаются  при деньгах и должностях.  Они не гуляют здесь после работы.
Здесь  только одна девушка с собачкой около фонтана, которая как раз спускается по лестницам. Может поэтому она привлекла мое внимание, потому, что была  единственном  человеком не несущем службу. Только она, и никого больше. И я. В другое время я даже не заметил бы  ее. Ничего необычного. Она впереди меня. Идет по диагонали по тому же направлению.  На ней джинсы, не обтягивающие. Простая белая кофточка. Не бросающиеся в глаза туфли. Не кроссовки. Но мягкие, для прогулки с собачкой. Средний рост, правильные пропорции тела. Не в теле. Но если одеть на нее облегающие джинсы, любой мужчина будет долго  на нее  смотреть не отрываясь, и скорее ниже пояса.  Время сумеречное. Не светло. Не темно. Время куриной слепоты. Я не страдаю это слепотой. Но ее  лица не вижу. Она чуть впереди меня. Мы уже двигаемся по одной линии. Я постепенно догоняю. В силу роста и отсутствия собачки у меня скорость выше. Насчет породы собачки ничего не могу сказать. Боксер от таксы и чиуауа ,которую русские на свой манер ,почему то называют чи-хуа-хуа, могу отличить конечно.

       Анекдот  (скорее фраза)  в тему:
       -Мама, пожалуйста, купи мне собачку, хотя бы маленького чи-хуа-***ныша.
 
       Но в определении  породы этой собачки затрудняюсь. Уши болтаются, ноги разлетаются в разные стороны.  Никакой грации, благородства. Если  не на повадке, если  не с хозяйкой, я бы  назвал эту собачку недоросшей  дворняжкой.  Ей нравится, что ее выгуливают. Хозяйка может и не хозяйка, а так, из числа обслуживающего персонала какой-то шишки.  Чувствуется, что собачка в данный момент счастливее своей хозяйки.  Я в десяти шагах от нее. Расстояние сокращается.  Впереди, справа,  маленький парк после Кабмина  с непонятными  фигурками.  Я иду прямо, почти сравнявшись с ней. Собачке еще радостнее. Она поворачивает в маленький садик.

       И…
       Девушка оборачивается и на несколько мгновений впивается в меня взглядом…

       …В положенное время, с опозданием всего  в одну минуту я оказываюсь на месте.  Вываливаем друг на друга все накопившиеся  мысли. Ходим вокруг парка, около метро Нариманова. Шум, гам, суета, дети, чайхана, пивные, аттракционы, влюбленные парочки. Все кипит. Все шумят.  Я вспоминаю и озвучиваю свли ощущения около Кабмина, о том, что город очень маленький, людей много, пространства не хватает. Про себя вспоминаю девушку с собачкой. Он меня отводит подальше от парка. Показывает маленький скверик, которую местные называют  «Поляной».  Это где-то  между тем же парком и центром Г.Алиева.  Тут нет ни кафе, ни чайханы, ни аттракционов. Деревья, скамейки, и все. Очень мало людей.  Спокойно. Тихо.  Как в Париже, в саду под кипарисами или в районе, в парке, оставшемся с советских времен.
 
       Обратил бы я внимание на ту девушку с собачкой здесь, в этом маленьком садике? Если да, то заговорил бы с ней на какую-то отвлеченную тему, хотя бы на тему породы собачки? Побеседовал бы я с ней без всяких задних мыслей, без всякой  надежды на будущие отношения, просто чтобы пообщаться, как в данном случае разговаривал с другом? Заговорила бы она со мной?  Повернулась ли она тогда, около Кабмина, по той же самой причине, что и я, из-за отсутствия других людей вокруг, из за звука  шагов  в непривычной тишине, приближающихся сзади. Не подумала ли она, что я ее преследую? …

       Я не смог прочесть ничего в мимолетном взгляде той девушки с собачкой.
      
       …Мы просто шли в одном направлении на очень короткое время. Я даже не запомнил ее лицо.  Запомнил только, что оно было обычное, спокойное и не накрашенное. Даже привлекательное.
      
Но…
      
       В следующий раз, я ее не узнаю в толпе.

      

Зия Ф.М.
06.10.2014. Баку.