О том, что Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) великий русский композитор, может не знать, пожалуй, лишь кто-то совсем далёкий от цивилизации. За свою недлинную, но очень насыщенную событиями жизнь Чайковский создал десятки выдающихся музыкальных произведений, которые и поныне на слуху, не сходят с театральных афиш, звучат в новых постановках. Как автор музыки, он по-прежнему любим многими, многими музыкантами во всех странах мира, а в России и Европе, наверно, самый исполняемый наряду с Шубертом, Бетховеном, Моцартом и Бахом. В чём же секрет такой популярности? Думается не только в разнообразии жанров, мастерски им освоенных, а в самой музыке, в её звуках, страстных и трепетных, героических и весёлых, но часто трагических и грустных, в музыке, насквозь пронизанной неподдельной человеческой искренностью, любовью и сопереживанием. Мелодичность, подлинность чувств, безупречная чистота самовыражения есть в каждом его сочинении, будь то крохотный этюд, большая симфония, опера или балет. Несомненно, это привлекает исполнителей и публику.
Но, как в музыке Петра Ильича, так и в личности его тоже привлекает очень многое. Порою кажется, что за свои неполные пятьдесят четыре года он прожил несколько жизней, от безоблачного детства в дворянской семье в провинциальном Воткинске с хорошими воспитателями и отличным образованием до прилежного выпускника училища правоведения в Санкт-Петербурге, от заурядной карьеры начинающего чиновника министерства юстиции до преподавателя Московской консерватории, затем свободного артиста, и, наконец, признанного всеми композитора. В большой семье Чайковских не было профессиональных музыкантов, как и в числе его ближайших друзей юношества. Композиторский талант в нём распознали не сразу, ему пришлось доказывать свои способности настойчивым, упорным трудом, и кто знает, как бы повернулась его судьба, не встреть он на своём пути выдающихся музыкантов и подвижников, братьев Рубинштейн! Видимо, поэтому Чайковский даже в зените славы не утрачивал гипертрофированного чувства самоконтроля, граничащего порой с кризисной неуверенностью в своём творческом потенциале.
Однако был в его жизни переломный период (около 1875-1876 г.г.), характерный невероятным творческим ростом. Именно в этот период он создаёт совершенно разные по жанру и настроению шедевры мировой классической музыки – первый концерт для фортепиано с оркестром, балет «Лебединое озеро» и увертюру-фантазию «Франческа да Римини», принесшие ему мировую славу. На взгляд искушённого автора данной повести, в этих сочинениях Чайковский превзошёл самого себя, прежнего. Что случилось? Что подвигло композитора к созданию бессмертных творений именно в этот период его жизни? И вообще, что такое творчество, кому и чему должны быть благодарны авторы, создавая произведения искусства?
Об источниках вдохновения, о возможностях и развитии творческого потенциала в человеческом обществе на примере жизни любимого в мире русского композитора, я и попытался рассказать в этой повести. Хотя описываемые в ней события происходят в позапрошлом веке, всё изменилось, но многое актуально и поныне, ибо внутреннее восприятие человеком новизны всегда отстаёт от реалий времени. Всё меняется, на смену паровозам и пароходам являются самолёты, на смену книгам и блокнотам – компьютеры, неизменными остаются лишь звуки и гаммы, буквы и слова, краски и холсты, голоса и движения, – каждый вправе делать со всем этим всё, что только душа ни пожелает, если есть такие способности. Главное, чтоб не было стыдно за собственное творение, и крепла безупречная вера, что оно непременно найдёт отклик в сердцах и в умах людей, даст возможность каждому почувствовать в себе лучшее, открыть нечто новое, стать смелее, честнее, благородней, отзывчивей. Разве не должно быть это основой в извечном стремлении общества к совершенству? Или, поглощённые силами зла, мы уж к свету вовсе не стремимся, а чувство самосохранения человечеству стало совсем чуждо?
Гуманистический посыл и вера в лучшее руководили мною при написании повести «Си-минор». Основным источником вдохновения служила, конечно же, музыка Петра Ильича Чайковского. В процессе работы я активно вникал в его дневники, письма, воспоминания друзей и современников. Стараясь быть объективным, я в то же время использовал право на художественный вымысел и изменил ряд имён. Однако я сделал это с той лишь целью, чтоб убедительнее показать всю красоту и богатство внутреннего мира моего главного героя.
Автор.