Предисловие к повести - Си-минор -

Михаил Лаврёнов-Янсен
О том, что Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) великий русский  композитор, может не знать, пожалуй, лишь кто-то совсем далёкий от цивилизации.  За свою недлинную, но очень насыщенную событиями жизнь Чайковский  создал десятки выдающихся музыкальных произведений, которые и поныне на слуху, не сходят с театральных афиш,  звучат в новых постановках. Как автор музыки,  он  по-прежнему любим  многими, многими   музыкантами  во всех странах мира, а в России и Европе, наверно, самый исполняемый наряду с Шубертом, Бетховеном, Моцартом и Бахом.  В чём же секрет такой популярности?  Думается не только в разнообразии жанров, мастерски им освоенных, а в самой музыке, в её звуках, страстных и трепетных, героических и весёлых, но часто  трагических и грустных, в музыке, насквозь пронизанной неподдельной  человеческой искренностью,  любовью и сопереживанием. Мелодичность, подлинность чувств, безупречная чистота самовыражения   есть  в  каждом его сочинении, будь то крохотный этюд,  большая симфония, опера или балет. Несомненно, это привлекает исполнителей  и публику.
 
Но, как в музыке Петра Ильича, так и в личности его тоже привлекает очень многое.  Порою  кажется, что за свои неполные пятьдесят четыре года он прожил несколько жизней, от безоблачного детства в дворянской семье в провинциальном Воткинске с хорошими воспитателями и отличным образованием до прилежного выпускника училища правоведения в Санкт-Петербурге, от заурядной карьеры начинающего чиновника министерства юстиции  до преподавателя Московской консерватории, затем свободного артиста, и, наконец,  признанного всеми  композитора.   В большой семье Чайковских не было профессиональных музыкантов,  как и в числе его ближайших друзей юношества. Композиторский талант в нём распознали не сразу, ему пришлось доказывать свои    способности  настойчивым, упорным трудом, и кто знает, как бы повернулась его судьба, не встреть он на своём пути выдающихся музыкантов и подвижников, братьев Рубинштейн! Видимо, поэтому Чайковский даже в зените славы не утрачивал гипертрофированного чувства самоконтроля, граничащего порой с  кризисной неуверенностью в своём творческом потенциале.
 
Однако был в его жизни переломный период (около 1875-1876 г.г.), характерный невероятным творческим ростом. Именно в этот период он создаёт совершенно разные по жанру и настроению  шедевры мировой классической музыки –  первый концерт для фортепиано с оркестром, балет «Лебединое озеро» и увертюру-фантазию «Франческа да Римини», принесшие ему мировую славу. На взгляд искушённого автора данной повести, в этих сочинениях Чайковский превзошёл самого себя, прежнего. Что случилось?  Что подвигло композитора  к  созданию   бессмертных  творений именно в этот период его жизни? И вообще, что такое творчество, кому и чему должны быть благодарны авторы, создавая произведения искусства?
 
Об источниках вдохновения, о возможностях и развитии творческого потенциала в человеческом обществе на примере жизни любимого в мире   русского композитора, я и попытался рассказать в этой повести. Хотя описываемые в ней события происходят в позапрошлом веке, всё изменилось, но многое актуально и поныне, ибо внутреннее восприятие человеком новизны всегда отстаёт от реалий времени.  Всё меняется, на смену паровозам и пароходам являются самолёты, на смену книгам и  блокнотам – компьютеры,  неизменными остаются лишь звуки и гаммы,  буквы и слова, краски и холсты, голоса и движения, – каждый вправе делать со всем этим  всё, что только душа ни пожелает, если есть такие способности.  Главное, чтоб не было стыдно за собственное творение, и крепла безупречная вера,  что оно  непременно  найдёт отклик в сердцах и в умах людей, даст возможность каждому почувствовать в себе лучшее, открыть нечто новое, стать смелее, честнее, благородней, отзывчивей. Разве не должно быть это  основой  в извечном  стремлении общества к совершенству?  Или, поглощённые силами зла, мы уж к свету вовсе не стремимся, а чувство самосохранения  человечеству стало совсем чуждо?
 
Гуманистический посыл и вера в лучшее руководили мною  при написании повести «Си-минор». Основным источником вдохновения служила, конечно же, музыка Петра Ильича Чайковского. В процессе работы я активно вникал в его дневники, письма, воспоминания друзей и современников.  Стараясь быть объективным,  я в то же время использовал  право на художественный вымысел и  изменил ряд имён.  Однако я сделал это  с той лишь целью, чтоб  убедительнее  показать всю красоту и богатство  внутреннего  мира  моего  главного героя.
   
         Автор.