о всем ответственным товарищам, работающим в казац

Ралот
Ко всем ответственным товарищам, работающим в казацких районах.

 

 

Именно так назывался директивный секретный циркуляр подписанный Яковым Свердловым 24 января 1919 года от имени бюро ЦК РКП(б). Именно этим письмом узаконивалось то, что и раньше уже во всю исполнялось новой властью, а именно политика репрессий и раскулачивания вольного казачества. Следующая цитата:- « Признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества потём поголовного истребления.

Мой родной дед, по материнской линии, кошевой станичный атаман, которого я никогда так и не увидел, никак не относился к верхам казачества, однако спустя несколько лет после выхода в свет этого документа исчез в сталинских лагерях вместе с моим дядькой.

Вышеназванный циркуляр предписывал всем партийным и советским органам конфисковывать весь хлеб и картошку, изымать оружие и беспощадно расстреливать за каждую найденную винтовку или револьвер.

Для чего же советскому правительству понадобилось уничтожать таких работящих граждан, как мой дед и дядька. Сдаётся мне, что большевики прекрасно осознавали силу вольного казачества, его способность самоорганизовываться и критически оценивать происходящее в стране.

Теперь спустя много лет, я вспоминаю рассказы моей матушки. Из них следует, что в большинстве своём, в начальный период, кубанские казаки относились к новой власти вполне благосклонно. Почти всё взрослое мужское население станиц прошло через горнило Первой мировой войны. Поэтому Ленинский лозунг «Мир народам» упал на благодатную почву.

А декрет «О земле» так и вообще вызывал всеобщий восторг. Каждый казак искренне надеялся, что кусок жирного помещичьего чернозёма достанется и ему. Однако реальная жизнь быстро расставила всё по местам.

Укрепление Советской власти в нашем казачьем крае проходило при постоянных « перегибах на местах». Нехитрое имущество кубанских казаков нещадно экспроприировали. Сопротивляющихся убивали без суда и следствия- «именем революции». Благосклонность очень быстро сменилась на страх и гнев. Атаман Деникин в своих мемуарах вспоминал, что подобные методы работы советского режима с его неизбежными приёмами- убийствами, грабежами и насилием стал вызывать в казачьей среде волю к сопротивлению. Оно возникало стихийно, неорганизованно и разрознено.

Это привело к тому, что станичные бунты были быстро и нещадно подавлены Красной Армией хорошо обученной и прекрасно экипированной.

Практические безоружные станичники- казаки не могли противостоять броневикам и пулемётам. Чудом дожившие до наших дней деды- станичники рассказывали, что в добавок к явному превосходству в военной технике, хвалённые красные командиры практиковали так называемые « профилактические» расстрелы - одного из пяти или одного из десяти человек. А уж взятие в заложники было в то время вполне обыденным делом. Хутора и целые станицы при малейшем подозрении в пособничестве восставшим- сжигались дотла.

« Нет жалости к предателям» - официальная директива Реввоенсовета 8-й армии от 17 марта 1919 года.

После раскулачивания двадцатых годов, на благодатные кубанские земли пришёл голод начала тридцатых.

Моя матушка, тогда ещё девчёнка малая, ходила по дальним родственникам, выпрашивая христа ради- жменьку крупы. У неё уже начали пухнуть от голода ноги. Спустя много лет, помня эти «окаянные дни» она слёзно просила меня- иди учиться в институт и обязательно по зерну, что бы всегда был при хлебе. В нашей стране может случиться, что угодно, а твоя профессия позволит тебе всегда быть при хлебушке. И сам с голода не помрёшь, но главное род наш казацкий продолжишь! Так я стал мельником, всё жизнь молол зерно, но сказ мой не об этом. А о том, что нам с вами ни в коем случае нельзя забывать о таких документах как директива товарища Свердлова и ему подобных. Что бы никогда в нашей стране БРАТ НЕ ШЁЛ НА БРАТА.