Два тупика Высоцкого

 
Два тупика Высоцкого.



1 часть.
    
     1976 год, Югославия. Х Международный театральный фестиваль.
Театр на Таганке за спектакль «Гамлет» удостоен Гран – при.
Владимиру Семёновичу Высоцкому за блестящую игру Гамлета, датского принца, вручена Золотая медаль.

     1976 год, английская сказка «Алиса в стране чудес», два диска – гигант, альбом, грампластинки с песнями Высоцкого выходят внушительными тиражами на зарубежного слушателя.  Торговые представительства Союза во всех развитых странах, англоязычное население в восторге… 
«Гамлет с гитарой» и молва распространяется по всем уголкам мира. Доставка на полярные станции, горячие точки, отдалённые от цивилизации советские объекты.
Получает устойчивое звание у себя на родине, «Гамлет с гитарой» вместе с не афишированным призом…, автомобиль «Мерседес – Бенц» за авторские стихи к своим песням для детей в радиоспектакле «Алиса в стране чудес».
Плюс, моральный Приз, стимул творить, два диска – гигант, альбом, грампластинки в таком виде, в то время, не у каждого народного артиста был.

     1976 год, Высоцкий в США, запись на ТВ в передаче «60 минут». Февраль 1977 года, трансляция на всю американскую страну. Радио «голоса» комментировали фактом, не углубляясь в подробности.  О его вояже за океан многие близкие друзья не знали.
Советский самиздат, который «хороший», все «наши»…
и, который «плохой», те кто «против», скромно отреагировали, не заглубляя в суть необычного турне барда.
Американский учёный славяноведения Б.Рубин, высказался так:
«Советское правительство было очень радо, что Высоцкий появился на американском телевидении, а вот для американского общественного мнения это было плохо…».

     1976 год, Канада. Запись на грампластинку одиннадцати песен в сопровождении оркестра, но распространяется во Франции,… коммерция, сбыт активнее.
1975 год, запись с французским ансамблем 23 песен на грампластинку, по неустановленным причинам, распространялись «ихним» самиздатом первоначально, как магнитофонные.
1976 год, записи на радио Франции, распространялись магнитофонными кассетами.
Все варианты были скопированы на магплёнки, растиражированы на просторы стран социализма, само собой имели большую популярность в Союзе.
1977 год, все предыдущие записи издаются грампластинками, распродаются во Франции, распространяются по миру. Моряками, лётчиками, торговыми представителями, командировочными, лицами, выезжающими по частным делам, завозятся в Союз, массово тиражируются магзаписями.

     1974 – 1976 годы, Венгрия, киносъёмки, спектакли театра на Таганке, авторские концерты.
Южная группа советских войск (ЮГВ).
Воспоминания заместителя начальника Дома офицеров А.Сидорука:
«… Что творилось в зале!  Володя был неутомим.
… На улице гостей ждал автобус, толпа солдат подхватила Высоцкого и буквально забросила на крышу автобуса. Оттуда Владимир спел 4 – 5 песен для солдат.
… Володя попросил комдива показать аэродром… Прибыли на лётное поле.
Генерал – майор разрешил прервать полёты на час и Владимир, стоя на крыле самолёта, пел для лётчиков и техников».

     Станция Чоп, Закарпатская область, Украина, чехословацко – венгерское направление пересечения государственной границы. Пункт пропуска пассажиров и поездов, СССР – Европа.
     «Высоцкий один или с артистами театра пересекали границу… Багаж, реквизит, гора вещей. Таможня, декларация, подпись, печать и до свидания.
     Выборочная проверка, это мировая практика. Или проверка…, если повод.
Высоцкий, артисты повода не давали.
     Новость быстро облетела город.
Высоцкий в поезде! Кричали, а помнишь…, помнишь меня!
Почти 20 лет прошло, когда жил в Мукачево у родственников летом, не один год. Чоп недалеко. Вдоль и поперёк взрослые пацаны…, приключения. Граница! Романтика!
Фильм «Над Тисой», это всё о нём, о Чопе в 50 – х! Рекордная посещаемость.
     Он, конечно же, помнил, разве забудешь!
Может, почудилось, девчачий голос из 50 – х: «Во – в – ка – а помнишь?»
Бегали, заглядывали в окна, требовали.
Просили пассажиры с других поездов, работники станции. Пару раз вышел, помахал рукой.
     И я, мысленно…, он бы вспомнил. Не смог, занят был. Позднее, в этот же день, держал в руках регистрационный талон. Заполнялся при пересечении границы,
Высоцкий Владимир Семёнович»
                                                                     Из моей книги, « О Высоцком! Замолвить слово!», 2013.

Зарубежная слава, признание, фурор, вселенская известность с середины 70 – х!


2 часть.

     Режиссёр театра, Юрий Петрович Любимов, неоднократно готовил, собирал документы на присвоение звания «Заслуженный артист РСФСР» Владимиру Семёновичу.
Прославил его, театр, себя. Заслужил!
Известный режиссёр понимал, без Высоцкого театр не театр, народ только на него идёт.
Не будет его, «умрёт» театр и он вместе с ним.
Юрий Петрович раз за разом свои ходатайства получал обратно, несмотря на многочисленные знакомства в верхах.
У Артиста знакомства были повыше, поважнее…, значимее. Отказ, его рук дело, маститый руководитель догадывался.
    
     Первоначальные просьбы «второму отцу»,
 затем требования – сначала  ПРИЗНАНИЕ,  быть поэтом.
     Преодолеть «вето» «высоких» поэтов  «Союза писателей» Любимов так и не смог. Партийные связи не помогали, поэзия – дело тонкое, свои правила.
Он чувствовал, Володя уходит из театра, постепенно, медленно, неотвратимо…
По болезни,
«Ногами в пах, потом – под дых,
На печень – бедолагу…»                               
                                                      «История болезни», его автобиографическая поэма, 1976 -  77г.г.

по неудовлетворённости, сочетанию непреодолимого, медленно надвигающегося финала
«… советовался. Оставить театр временно…  Ощущение, насовсем.
- Устал, нервы, чтобы вдруг не сорваться. Не переживу…»
                                                                                             Л. Филатов, Одесса, 80 – е, из моей книги.

     Режиссёр не помог в главном и зачем ему тогда Заслуженный артист, если он поэт. Вопрос принципа. Вероятно, ошибочный, но принципиальный.
Пробное голосование «высоких» поэтов крыла поэзия «Союза писателей». Результат…
не признали. Молва народная, была и дурная ещё с середины 60 - х. Несправедливая, жестокая, беспощадная.
Поведение, критика, отчаяние.
«Я… не поэт, я… кто Я? Что Я? Зачем Я?
Жизнь, какая же ты всё – таки сволочь!»                                    «Дельфины и психи», рассказ.

     Молва о блатном чуваке, блатных песнях, необычном жанре начала творческого пути…
Популярность, сплетни и слухи. Авторские концерты, актёр театра и кино.
Бремя славы и оценка с того, с чего начал – с песен на свои стихи. Стихи – это поэзия, кто их пишет – поэт.
     Известный литератор М. Розанова, жена писателя Андрея Синявского, преподавателя русской и советской литературы в школе – студии МХАТ, когда там учился на артиста будущий бард, позже сформулировала стиль, жанр будущей знаменитости.
Мария Васильевна, литературовед, публицист, издатель. За свою жизнь дала множество интервью, всегда имела своё мнение. Своей откровенностью не раз ставила в тупик литературную общественность. О Высоцком:

«Слово «поэт», я вообще приложить к нему не могу. Это совершенно особый, отдельный жанр, не имеющий к тому, что называется поэзией, на мой взгляд, вообще никакого отношения. Это можно только петь.
Читать это и нельзя, и не к чему, и, главное, неинтересно.
Это интересно именно в сочетании с музыкой, гитарой, голосом».

Проклятие непризнанного творчества к чему стремился, повисло плотным смогом,
НЕТ… с самого начала.

Поженян Григорий Михайлович, поэт, фронтовик…
… какой же ты поэт?...
… ты, бард…
… но не поэт…»

     … Уволился из театра, работал «по договору о найме»…
Звёздный телесериал «Место встречи изменить нельзя». Роль капитана МУРа  Жеглова, восхищения, мнения, полемика до сегодняшнего дня.

«Вручая Почётные грамоты МВД СССР, нам сказали, что во время демонстрации фильма, в Москве и Московской области не произошло ни одного ЧП – и так по всему Союзу...

С. Говорухин… не играл в маститого кинорежиссёра… Он доверял всем – все доверяли ему…
… фантазировали, спорили, импровизировали, показывали, советовали…
Говорухин внимательно слушал, смотрел и… говорил, как будет снята та или иная сцена. И все сразу соглашались…
… Не случайно главным героем фильма стал Высоцкий. Он был тем камертоном, сверяясь с которым, одни звучали в унисон, другие фальшивили…».
                                                                       Лев Алексеевич Перфилов,
                                                   роль «шесть – на – девять». Заслуженный артист Украинской ССР.

Фильм – НАСЛЕДИЕ…!


3 часть.

     Леонид Алексеевич Филатов. Одесса 80 – е, встречался с пограничниками.
Мы ему помогали в поисках, его исследованиях. Приезжал «наскоком» редко, как правило, после завершения каких – то киносъёмок, по своим «секретным» делам. Кратковременное посещение, прибыл, незаметно  убыл. Роль лётчика «Аэрофлота» в нашумевшем на весь мир фильме и было понятно, на чём убыл.
У него были свой круг…
Для обследования организма, свой профессор, для вопросов коллекционирования, свои люди в этой сфере, для доставания хитроумных восточных лекарств, свои каналы. Такие были только в Одессе, океанские, морские  лайнеры в очередях стояли, в те годы, к причалам.
Его популярность огромна после фильма «Экипаж», личность известная, город заполнен отечественными и зарубежными туристами. К известности беспардонно пристают, бегал от них, скрывался, бывало и таился. 
Двигался стремительно, часто время поджимало, всё успеть запланированное, по натуре, нервный, мгновенно реагировал, что не так.
Неизменно с папиросой или сигаретой, без разницы.
С годами ощущения… и он торопился жить.
Не забывал при прощании произнести фразу: «Без афиши».

     Решая своё, взамен наше участие, по ходу дела, развлекал разными рассказами, мы же ждали,   хотя он знал…, что ни будь о Высоцком.
О нём, противоречивая, резкая, обвинительная, в то же время всёпрощающая кумиру была молва в городе, с дня ухода…,  года 80 – го.
     Филатов тогда только популярный артист. Для моего начальства, его круга общения,  в том числе представителей города, был Лёней. Мы обращались на «Вы».  Собирал всё, что касалось его друга Владимира Высоцкого, о его жизни в Одессе. Жизни бытовой, творческой, съёмочной, киносъёмочной. Шумной, бурной, повседневной обычной или с «картинками»… застольной и после.

«Я жил почти четыре года в поездах и гостиницах Одессы. В поездах полгода точно жил…
И поэтому многие думают, что я одессит и много писал про Одессу. Нет, я про Одессу очень мало писал…,  просто я там очень много жил.
И одесситы, значит, принимают меня за своего.
                                        Ну, бог с ними, если им приятно. Я не возражаю».
                                                                                                               Творческий дневник. Самиздат.
     Л. Филатов, 80 – е, в одной из бесед.

«Владимир Семёнович собрался на войну!
Говорит мне…
- Слышал, что в Афганистане делается?
Я узнавал, будут организовывать группы для поддержки
морального духа солдат. Поеду с военной программой.
Я ему, а если пуля – дура?
- Напишешь обо мне, что ни будь хорошее».
                                                                                           
     Афганистан, страницы истории моего поколения, ввод войск в 1979 году.  Выход из войны 1989 год. Выполнение боевых задач и отдых, передышка, выступление концертных бригад перед солдатами, офицерами.
     Доверительные беседы офицеров – пограничников с известным артистом на любые темы,  откровенно о волнующем.
Пока ещё самиздат книги вдовы барда Марины Влади, под названием «Владимир, или Прерванный полёт». Разворачивающаяся полемика в советском обществе в молве, строки цитат   самиздата о сокровенном, личной семейной жизни.
Не принято было в народе публиковать в разных печатных изданиях с исторических времён, чтобы жена о муже откровенничала вот так… по – западному, без утайки, экивоков.
Её и западные ценности с его демократией в личном, народ обсуждал, как и она, откровенно, то есть по – разному, сопровождая известными эпитетами. Но уже с любопытством до нездорового, была объявлена «гласность» и кое – какая откровенность приветствовалась.
Книга ещё в Союзе не была опубликована, а выдержки откровений из неё уже были известны до Магадана.

     Общество бурлило событиями вокруг Чернобыля. Дети зараженных радиацией районов были размещены в детских санаториях, пионерлагерях города.
     События в Афганистане, часть населения касалось «невозвращением из боя» родных, близких солдат и офицеров.
Была определённая сдержанность в беседах, в то же время здравомыслящая оценка событий. Вопросы офицеров настырные, прямые… Лёня от ответа на некоторые уходил виртуозно, артист есть артист…

     … В 1989 году, 
популярный артист Филатов, был избран секретарём Союза кинематографистов СССР.

     В 1990 году позвонил, попросил перезвонить, чтобы с киностудии встретили, они знают кого. Поезд, номер. Сам не может дозвониться.

     … До этого он в одном из разговоров о друге.
«Однажды… пофилософствовать, говорю ему, зацелуют, залюбят.
Он:
«Я знаю, что ты хочешь сказать. Слышал. Кто?»
Твои поклонники, народ, если возвышенно.
Он:
«Приятного мало,… зацелуют, залюбят».

   

4 часть.

     Леонид Филатов,
«Я от Высоцкого набрался много чего…».
Дружить…  На пользу делу.  Несомненно и себе.
… Дружил…
Официальные обращения…В высоких организациях.
Людям при больших должностях, о памяти, о Высоцком. О признании заслуг, вклад в культуру…
     1986 год, посмертно присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР Владимиру Семёновичу Высоцкому! Сделано совсем невозможное, невероятное, посмертно, что не принято…, в виде исключения, начавшейся памятной волны  к 50 – летию со дня рождения и именно Артиста!
Филатов нам, скромно,… лично он,  активно поучаствовал в этом.
Народная молва, слухи, оценка, поздние домыслы, Союз «сделал» в «пику» книги – воспоминаний вдовы Влади, её «не той биографии о нём, не нужных в таком виде воспоминаний советскому народу», которую она пишет и написала, издала во Франции к полувековому юбилею Высоцкому.

     1987 год, кинохроника, радостное восклицание Филатова: «Наконец – то!»
Посмертно, о присуждении Государственной премии СССР, за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.
Артисту, прежде всего, но и автору своих песен, а его песни – это его  СТИХИ! Хоть в такой форме, но СССР признал «авторское исполнение», вне сомнения, формулировка главных слов, для поэта – песенника.
Союз Советских Социалистических Республик – Владимиру Высоцкому!?
Критику советской действительности? И всё – таки, в том числе, за песни.
Где есть тексты «против»?!
     Марина Влади. ТВ, фильм.
«Лауреат Государственной премии, … вот. Я думаю, всё это ему было бы очень смешно…»

     1988 год, 25 января. 50 – летие В.С. Высоцкого!
Л.А. Филатов, его участие в торжественных мероприятиях, яркие, памятные комментарии об утрате, что вернуть невозможно…
Одесса: «Володя, если бы был жив.
Тяжело, постепенно, собрал бы все звания и награды».

После 1990 был 1991 год! Образовались новые границы…



5 часть.

     Комментарии, вопросы, выводы, мнения, скандальная печатная продукция времени «разнузданной гласности» по народной молве.
Разговоры только о деньгах, прибылях и демократии…, опять же в деньги…
Смутные времена, время очередных жестоких перемен.
     Звучат «вольные» песни Высоцкого на автомагах, из окон домов  девчачий ансамбль с названием под ихний прикид нижнего белья, «Комбинация», наяривает песню «Американ Бой»…
     … Показательный момент того времени очередной революции.
Из – за «бугра» возвращаются уехавшие из СССР по разным причинам или  высланные граждане.
Сам себя называющий диссидентом, периодически приезжает из – за границы, уезжает туда же, известный писатель Аксёнов Василий Павлович.
Со временем окончательно вернулся в страну. Выступает в печати, на ТВ, даёт интервью, как жилось в СССР, США, Франции, всегда трудно и там, и там. Оценка резкая, по его мнению, единственно правильная.

     Ему частые вопросы журналистов о Высоцком, были знакомы, вспоминает о нём в свих книгах. Неизменно, постоянно, акцентированный ответ,
«… его жизнь всё – таки в другой сфере была: мы все литераторы, а он был артистом».

Люди бумаги, пера, уже видеокамер, не унимались, откровенно намекали.
Он, Аксёнов – руководитель самиздата, альманаха «Метрополь», был такой скандальный проект в 1979 году, «паралельный» «Союз писателей», пригласил на его страницы Высоцкого, как поэта.
Почему утверждает, что он только артист?
Аксёнов неизменно, «… мы все литераторы, он – артист».

     Взял на себя функции судьи, эксперта, оценщика творчества Высоцкого, главный в определении… упёрся намертво…
     СССР дал зацепку в словах о Государственной премии и за авторское исполнение песен. Авторское, значит, свои стихи, своя поэзия. Развить бы, сделать поэтом, объявить, поднять шум.

Отвергал Аксёнов… Написал много чего в романе «Скажи изюм».
«… Владимиру Высоцкому поставили памятник.
ВРЕМЯ  ПРОШЛО…
Всё смыто… поползли слухи…»

Как точно…! Но не по писательскому братству…

     Василия Павловича слушали молодые и возрастные писатели и поэты новой литературы, время очередных перемен в стране. «Раскрепощённая» литература, авторы волны, часть,  отвергающие всё советское, как он, его влияние могло сказаться на академический консервативный аппарат чиновников.
Журналюги (да простят меня за вольность), опять с вопросами, что Высоцкий пел и «против», так или иначе призывал ко времени перемен и его надо подавать, как протестного поэта.   

     Аксёнов категорически не признал Высоцкого – поэта. Поставил в тупик  наследие барда, многостраничный архив до тысячи стихов и текстов к песням. От его влияния в 90 – е годы, начало 2000 – х, зависело мнение и как  «штатовского», в том числе, писателя, хоть мало, но его издавали там.  На волне распада страны, агрессивных требований, революция всё – таки, могли надавить на академическую науку о рассмотрении  творчества Высоцкого, признания его стихов  ПОЭЗИЕЙ.
Тем более в городах бывшего Союза стали устанавливать памятники с надписью «ПОЭТУ», в торжественных речах обращение только, как поэт.

     Екатеринбург, 2012 год. Встреча, любопытство и вопросы…
Марина Влади представляет спектакль по своей книге «Владимир, или Прерванный полёт».

- Марина Владимировна… в одном из интервью Вы говорили…
потеряли всё самое лучшее, что было в СССР…, переняли самое плохое у Запада.

… Сегодня… я вижу всепоглощающее стремление делать деньги…
теряя всё лучшее в культуре…
… говорить о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», я не хочу… он мне не нравится…
Мне всё это противно.
… в этом спектакле всё…
как он жил, любил, грешил и умер.
Знаете, если бы Володя видел все эти скульптуры, корабли, высотки, названные и сделанные в честь него, он бы смеялся, я надеюсь…
Хотя, конечно, в сегодняшнем времени он был бы счастлив жить и творить, его так любят, боготворят, печатают…».



6 часть.


     2015 год. Театр на Таганке, там служил культуре Владимир Семёнович Высоцкий.
Рядом музей его имени, занимается наследием артиста, барда.
Администрация города объявляет о появлении новой улицы, «Улица Высоцкого» в районе театра, музея. Компактно в одном месте…
Будет называться, комплекс, в будущем – исторический культурный  АНСАМБЛЬ.

     Не проспект, бульвар, площадь, а скромно – улица образованная двумя тупиками, примыкающими к театру.
Раньше назывались, «Верхний Таганский тупик» и «Нижний Таганский тупик», отсюда, предвидение или нет, но повод  ЛИРИКАМ  к свершению в будущем подвигов в памятном стихосложении в честь этого события на долгие годы.

     У Высоцкого есть им сказанная фраза:
«Мне есть что сказать и спеть «ЗА», но есть и «ПРОТИВ».

     «За» и «против», это его тупики.
Всё равно, какой и кто «за», кто «против». Верхний или Нижний.
Пел «за», пел «против», его стихосложение не признали  ПОЭЗИЕЙ, а его  ПОЭТОМ!
Слагал патриотические слова стране, событиям, значимым датам, яркие строчки морякам, лётчикам, пограничникам, шахтёрам, полярникам… Фронтовикам. Павшим и живым в войне.
Сказал слова:
«Почему я много пишу о войне?
… Я вырос в семье военных…
… Мы дети военных… мы «довоёвываем» в своих песнях…
у нас совесть болит из – за того, что мы не приняли участия в войне.
Это почётная задача – писать о людях, которые воевали».

     Патриот своей страны.
«Ты не в ладу с собой. Тебе хорошо только на Родине.
За границей… тебе скучно…»
                                                                                                                          М.Влади, воспоминания.

     «Против» был и говорил. Даже были периоды, дразнили антисоветчиком 
Одесса, 80 – е, настойчивые приставания, вопросы офицеров пограничников Леониду Филатову.
«Был долго слух, антисоветчик. А как же тогда Государственная премия?
- Распространяли. Унизить, оскорбить.
Многое шло от пристрастия к водке. Всё собиралось в кучу. Видели плохое. Хорошее, как всегда, после смерти.
Он фальшивил?
- Ещё и как! Но как ответ, оборона. Бывало, был зол на весь белый свет! Если ещё и на себя…!
Не подходи, не спрашивай, спрячься…
А как за пьянки наказывали? – Пауза…
- Было всё, даже увольняли… Пауза…
…..
Его резкие высказывания, противостояние на очередной поклёп, сплетни… И потом срывы.
Воспитание постоянной критикой, назиданиями и он начинал сопротивляться…
… война интеллекта с обстоятельствами… опять же назло, всегда поражение. И вообще, я устал. Хватит».
Короткий фрагмент одной из встреч, говорил быстро, слова ловить надо было.

Разный В.Высоцкий,
«… я вылил водку в аквариум,
Пейте, рыбы, за мой день рождения»

Его обстоятельства… Он «против».
…..
«Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или – когда всё время против шерсти,
Или – когда железом по стеклу»
…..
    
     «ЗА» и «ПРОТИВ», проклятие Высоцкого?
Оценят потомки…, писал, как Шекспир.
Многократно изучат, вынесут решение. Академическая наука назовёт – ПОЭЗИЯ  Высоцкого.
     Он исследователь… и себя, учёный, назвал публично,  озвучил:
«Магнитофонные записи – это род литературы теперешней». В каждый дом, каждую семью.
     Правопреемник – компьютер, ещё далеко до изучения феномена, «компьютерная литература», «компьютерный язык», «компьютерный стиль», «компьютерная поэзия», средство доставки в каждый дом строк поэзии. Песен!

     В годы юности и зрелости Владимира Семёновича, а это послевоенные десятилетия, в народе  был тост,
«Лишь бы не было войны!». Вставали, торжественно и до последней капли!
Проходят годы, старые песни, а тексты, чем дальше, тем актуальнее…
Слова Высоцкого во многих песнях,  действительность, какая она есть…
Живучие застольные тосты…

     На сегодня Высоцкий уже в двух десятилетиях нынешнего века, присутствовал в тройке призёров опроса  ВЦИОМ, Кумиры  ХХ века. Он стихотворец, близко к нему его собратьев нет. Нет равных в популярности.
В 2020 году будет следующий опрос и ему достаточно быть в перечне известных имён, как и он.
У нас надежда, его стихи назовут поэзией!

     А пока, начало шумного века, события... Споры, оценка НАСЛЕДИЯ. Строки памяти…
Для него отгулявшая, отпетая, бурная жизнь.  Тишина Ваганьковского,

«Он спит! И сны его легки,
Его баюкают Москва, Париж, Одесса».
                                                               
                                                              Самиздат 80 – го, слов посвящения на третий день со дня…
                                                                                                                            С.Романьков.


   
На сайт ПРОЗА и СТИХИ.


Рецензии
Владимир, замечательно написали. Помню, где-то читал: "Приехали в Штаты Марина Влади с мужем, а уезжал Высоцкий с женой".

Михаил Бортников   21.05.2017 22:50     Заявить о нарушении
Спасибо.
Стараюсь. Тема, ещё далеко до окончания.

Владимир Конюков   22.05.2017 09:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.