Путешествие в Хайфу. Часть 3

Борис Готман
   Пока за окнами вагона бегут со скоростью около 30 км\час однообразные стены туннеля, вспомним кратко причины и историю строительства этого метрофуникулёра, единственного в своём роде в мировой практике.

   Любознательный читатель может полистать ГУГЛ и достаточно подробно прочесть почти обо всём, о чём говорится в этой заметке. Разница, как говорится, в нюансах.

   Современная Хайфа расположена на склонах горы Кармель, поднимаясь на эти склоны от Хайфского залива.

   Пишу "поднимаясь", потому что исторически именно так строился город: сначала небольшой порт в защищённой бухте – в качестве придатка к расположенному почти рядом городу-крепости Акко, затем поселения вдоль побережья залива, затем районы чуть выше этих поселений, а уже сравнительно недавно были освоены центр и вершина горы Кармель, возвышающаяся более чем на 500 метров над уровнем моря.
   
   Приведу сведения из Википедии:
  "Планы транспортной связи между Нижним городом Хайфы, расположенным у моря, и кварталами, возникающими вверх по склону горы Кармель, рассматривались британскими властями в Палестине и руководством еврейского ишува начиная с 1919 года. Среди разработчиков планов были такие известные деятели, как Артур Рупин и Пинхас Рутенберг. В числе выдвигавшихся предложений была и идея соединения разных уровней с помощью фуникулёра длиной до 12 километров, но ни одно из них так и не было реализовано до получения Израилем независимости.
   В начале 1950-х жизнь в Хайфе проходила на трёх разных по расположению на горе Кармель уровнях: на побережье, в Нижнем городе, находился деловой центр Хайфы; на плато, в районе «Адар», находились мэрия, культурный центр города и высшее учебное заведение «Технион»; а гребень горы венчал бурно развивающийся жилой район Кармель. Учитывая крутые склоны горы Кармель и узкие улочки района «Адар», автобусное сообщение, соединяющее все три уровня, было достаточно проблематичным — даже в наши дни поездка из центра района «Кармель» в Нижний город занимает не меньше получаса в случае отсутствия пробок. Поэтому возникла нужда создать новый вид транспорта, облегчающий путь между этими центрами городской жизни. Тогдашний мэр Хайфы Аба Хуши проявил инициативу создания этого транспорта. Ввиду того что прокладка наземной железной дороги или канатной дороги была сопряжена с необходимостью выкупа земли, разрушения существующей застройки и прочими неудобствами для населения города, в качестве такого средства транспорта был выбран транспорт подземного залегания".

   Таким образом, современный город расположен, если можно так сказать, на трёх "террасах", соединяющихся узкими крутыми и извилистыми улицами, улочками и лестницами.

   Некоторое визуальное представление об этих "террасах" можно получить по моим снимкам на иллюстрации.

   Нижний правый снимок сделан из Ир Тахтит – Нижнего города – в направлении горы Кармель. Высота места, с которого сделан снимок, около 12 метров над морем.
   
   Три остальные сняты из одной точки недалеко от "границы"  района "Кармель" –  самого высокого в городе.

   Высота этой точки примерно 280 метров над уровнем моря.

   На верхнем левом снимке видна вершина горы Кармель и на ней тридцатиэтажная башня "Эшколь" Хайфского Университета. Высота горы в том месте примерно 550 метров над уровнем моря.
      
   Верхний снимок справа сделан в направлении горизонтали "280" в западном направлении, чуть выше "границы" между районами "Кармель" и "Адар".
 
   Два самых высоких здания на фотографии, почти сливающихся в одно, это гостиница "Дан Панорама" и жилой дом.

   Контуры этих башен видны и на снимке под ним – два тёмных силуэта справа.

   По этим двум правым снимкам можно понять и расположение "главного героя" этих заметок  - "Кармелит", в вагоне которого мы сейчас едем.

   Верхняя станция "Ган А-Эм" -  "Сад Матери" – где мы зашли в метро, находится в нескольких сотнях метров левее башен на верхнем снимке, и примерно на таком же расстоянии за этими же башнями на нижней фотографии.
 
   Теперь мы можем на нижнем правом снимке мысленно проложить прямую линию от этих башен к высокому зданию, как бы сложенному из огромных кубов тёмного стекла,  которое возвышается над жилым домом справа от полукруглого здания с надписью "BIRAM".

   Эта кубическая громада из тёмного стекла называется "Мигдаль А-Невиим" – "Башня Пророков". О ней мы ещё поговорим, сейчас нам интересно знать, что в её "минус первом этаже" находится вход на предпоследнюю, пятую из шести, станцию метро.
 
   Название этой станции – "Солель Боне" – "Прокладываем и Строим" - особенно мне дорого:  это название крупнейшей и старейшей в стране строительной компании, в которой я проработал много лет.

   К сожалению, перепечатываемая из статьи в статью информация о том, что станция называется "Солель Боне" из-за расположенного рядом главного офиса этой компании, безнадёжно устарела.
 
  "Солель Боне", основанная ещё до провозглашения государства Израиль, была когда-то настоящей "империей": говорили почти всерьёз, что "…Израиль – небольшая часть "Солель Боне"…

   Сегодня, думаю, в "Солель Боне" не осталось ни одного человека, который хотя бы в ранней юности сидел в этом офисе…
 
   От станции "Солель Боне", находящейся на отметке 63 метра, ещё пару сотен метров до нижней конечной станции "Кикар Париз" – "Площадь Парижа".

   А пока наш поезд прибыл на вторую сверху станцию, которая называется "Бней Цион".

   Объявления: "Осторожно, двери открываются!" не будет.

   Кто хочет выйти (или войти) должен нажать кнопку открывания двери, около которой стоит.

   Продолжение следует…