Двести лет одиночества

Наталья Чернавская
   Был порыв сразу написать, когда посмотрели с сыном "Необыкновенное путешествие Серафимы", но чего-то не хватало, нужно было время, чтобы созрел этот текст.

   Мульфильм нам обоим понравился, я его раза три посмотрела. Сначала сама, потом с сыном, потом он захотел другу показать. Смотрели не в кинотеатре, в сети нашли и на планшете смотрели.

   Я наревелась, когда одна смотрела, наблюдала потом за реакцией детей - нет, на них эти эпизоды такого впечатления не произвели.

   Соседский нецерковный мальчик смотрел - вопросов не задавал, потом, правда, когда возились они с лего, что-то построил и принёс мне показать.

  - Вы, тётя Наташа, знаете такого дядю, которого вот так повесили? - и показывает мне Распятие.

   Я даже не сразу поняла, о чём он. Семь лет ребёнку, пошёл в первый класс, читать пока ещё не научился, приходит к нам играть. Бывает, что и на правиле нас застаёт, и Евангелие с Апостолом я при нём вслух читала, и на елеопомазание ходил в нами в храм.

    Предыдущий опыт, когда дворовых приятелей сына я вместе с ним пыталась в воскресную школу записать и на Причастие водить, был, мягко говоря, сомнительный, когда дома одна обстановка, а у нас другая, ребёнка просто раздирает.

   Я и раньше понимала, что к нам эти дети приходят поиграть в большой чистой квартире с большим количеством игрушек и вкусно поесть, ни того ни другого дома они не видят, занесло меня как-то любопытство к одному их них домой.

   Не скажу, что удивилась, я же работала соцпедагогом, насмотрелась на такие берлоги. Но всё-таки снова испытала шок, не получается привыкнуть. В таких вот прокуренных облезлых берлогах в деревне ещё полегче жить, там больше времени на воздухе проводит ребёнок, да и в малокомплектных сельских школах больше внимания не именно таким детям (хотя и это есть), а вообще каждому ребёнку.

   А в городе, даже если стоит семья на учёте как находящаяся в СОП (социально-опасном положении) и есть перспектива, что ребёнка отберут и отдадут в приёмную семью, скорее всего в деревню (где таких семей больше), не очень такая перспектива радует, ну какому ребёнку будет лучше, если его лишат мамы, пусть даже безпутной.

   Я, во всяком случае, всегда пыталась сохранить ребёнка в семье, и, этого соседского мальчика жалея, до ночи разрешаю у нас находиться.

   Однажды у нас с ним такой разговор состоялся. Он принёс мне гедеоновский Новый Завет. А у меня их несколько разных форматов, то в поликлинике подберу, то на буккроссинге, то прямо в магазине. Бросают их где попало, а у меня не получается пройти мимо, может, думаю, лучше пристрою, прямо в руки кому-то.

  - Это моя мама Вам в подарок!- с гордостью за маму.

  - Спасибо маме передай. Только у меня уже есть, а у вас тоже ещё есть?

  - Нет, нам не нужно, мы её уже почитали.

   Ну и вот что с ним делать? Воцерковлять помимо мамы (ей всё равно, где он и что делает)? Кошка, севшая на горячую плиту, больше на неё не сядет. И на холодную плиту тоже.

   Предыдущего мальчика, увязавшегося за мужем с сыном на Литургию, посещавшего воскресную школу, священник причастил.

   Муж сразу после храма поехал в город, детей привёл мне в соседнюю церковь, где в это время в библиотеке я была. И я говорю им:

  -  Голодные, наверное? Сейчас пойдём домой блины есть (на масленице дело было).

    И новоявленный причастник мне отвечает: - Да нам уже какую-то гадость дали, только очень мало.

    Я долго потом размышляла над этим случаем. Ребёнок пришёл к нам голодный, надеялся поесть. А мы собирались в церковь на Литургию, как положено, натощак. Ладно, он увязался следом, до этого ходил уже зиму в воскресную школу, до и после которой я его кормила. А тут вот что вышло: перепало, но не то, что он ожидал и совсем чуть-чуть.

    Блинами, конечно, я его накормила, но потом, не буду все перипетии рассказывать, расстались мы с этим мальчиком, и не только с ним одним, раз за разом повторялась одна и та же история: появлялся в доме полубезпризорный ребёнок, проводивший у нас много времени в играх, которого я поила-кормила.

    Но стоило мне начать "приобщать его к вере", как начиналось... То подерутся, то утащит у нас что-нибудь, то материться начнёт, то пересказывать гадости, которые дома по телевизору видит и от старших слышит и т.д и т.п.

    И я решила не будить лихо. Голодный - накормлю, хочешь послушать, что я читаю - слушай, телевизор мы не смотрим, молимся перед едой, и у нас в доме не матерятся, это не обсуждается, принимаешь - оставайся, не нравится - не приходи к нам. Всё.

    Ну и вот очередной маленький дикарь, который, повторюсь, в церкви всё-таки с нами бывал, Евангелие слушал, молился с нами перед едой и если на правило попадал, посмотрев "Путешествие Серафимы", сделал из лего Распятие и спрашивает меня, знаю ли я этого дядю. 

   Я в этот момент посуду мыла, стула поблизости не было.

  - Думаю, что знаю, - говорю.

  - Он умер и это Его памятник.

  - Да нет же, - отвечаю я, - Он не умер. То есть умер, но воскрес.

   Скульптор посмотрел на меня недоверчиво и пошёл дальше строить, а я - тарелки мыть.

   Это всё я к тому, что нужный мультфильм. Да, дети не плакали, когда Серафима встретила своего расстрелянного отца-священника. Я плакала, потому что знала не одну такую Серафиму, одну особенно явственно вспомнила в этот момент: старенькую учительницу, которая рассказывала мне, как мама именно её посылала в город из деревни узнать что-то об арестованном отце- священнике, сама не могла, висели на ней другие дети мал мала меньше.

   Отца уже на тот момент - сразу - расстреляли - но семья долго об этом ничего не знала...

   Дети спросили у меня только, почему такой сыр-бор из-за крестика (на этом весь сюжет построен), я сказала: "Нельзя было, запрещали его носить", - и после фильма они играть пошли.

   Действие развивается от Вербного воскресения до Пасхи, на Страстной седмице в разгар войны. Мне этот сюжетный ход показался уместным, и что именно в Страстную пятницу над Серафимой состоялось судилище - тоже. Директор детдома, инвалид-фронтовик - ну просто вылитый Пилат.

  - Где твой Бог, Серафима?

    И уж тогда учительница - это весь синедрион в одном лице, а бывшая хозяйка дома, ныне уборщица - разбежавшиеся ученики...

   Ой, нет, ещё же девочки, и среди них Иуда в юбке...

   Да ведь как ни проводи параллели, а раньше или позже, в жизни каждого христианина наступит этот момент: смерти и - воскресения, если со Христом умрёшь, с Ним и воскреснешь...

   Примечательно, что нижегородский митрополит Георгий, причастный к созданию фильма, мой земляк, мальчик из многодетной рабочей семьи.

   Читала, сначала хотели просто Житие прп.Серафима нарисовать, но потом остановились на "путешествии Серафимы". И по-моему не прогадали, преподобный Серафим с новомучениками и исповедниками прямо и особенно связан, и поскольку, как написала уже, третий слой в этой истории евангельский, то вот так и получается, что ребёнок через историю маленькой Серафимы сразу обо всём узнаёт: и о новомучениках, и о преподобном Серафиме, и о Христе, - и остаётся в его душе какой-то след, зерно.

   Которое, получается, другими способами засеянное не всходит, о чём я в этой истории и пыталась рассказать. Отсюда и название - двести лет одиночества.

   Это я про русскую детскую литературу, которая примерно во времена преподобного, 200 лет назад, возникла. "Чёрная курица" Погорельского, например.

   И с тех пор как-то отдельно от агиографии существовала и развивалась, а когда уже в наше время появились православные ёжики и прочие православные сказки, их хоть и издают, но, надо сказать, и поругивают справедливо, иногда такое впечатление создаётся, что автор на ходули назидательности встаёт не потому что по-человечески ходить (писать) не умеет, а намеренно, словно только так и можно с детьми о Боге и вере говорить.

   Не буду писать о создателях мультфильма, рецензий на него уже достаточно было. Из голосов я только Александра Михайлова узнала, он преподобного озвучил. Мне всё понравилось - и сама история, и как нарисовали и озвучили эту историю создатели.

   И что ещё меня поразило: осенью на фестивале в Киеве получил мультфильм главный приз. Две параллельные реальности: кто-то по Донбассу стреляет, кто-то фестивали православного кино проводит и выбирает " Необыкновенное путешествие Серафимы" как лучший православный фильм.

   Точнее говоря, это как в самом мульфильме - два плана происходящего, и пока мы видим как сквозь мутное стекло - они плохо совмещаются, но ведь наступит и такое время, когда лицом к Лицу мы всё узнаем и поймём.