Заскрёбыш. Гл. 6

Пономарёв Майский
 


                Глава 6

                АРОМАТ ЯБЛОКА

В России пить чай всегда любили и умели. У нас, например, всегда был ведёрный самовар, оберегаемый матерью при многочисленных переездах, как зеницу ока. Чаёвничать любили особенно зимой. Настоящего чая не было, заваривали обычно сушёной морковью, или листьями смородины, но самовар опустошали полностью за один присест. А если были гости, то и доливали, разжигая по новой лучинками и сосновыми, или еловыми шишками, которыми запасались с лета.

В голодные 50-е годы в нашей местности сладости были ограничены в основном сушёными овощами и не какими-то экзотическими, а местными – свекла, морковь, да ягодами – малина, черника, черёмуха. Варенья не варили из-за отсутствия сахара. Матери иногда удавалось где-то раздобыть сахарин – вот сладость, так сладость – несколько крупинок, а он обычно был расфасован в маленькие пакетики наподобие аптечных порошков, заменяли ложку сахара.
Что это был за продукт, мне не известно, да и не встречал
я его в последствие.

О фруктах мы имели представление только по книгам и считали недосягаемой экзотикой. Может быть поэтому так бережно сохранила память аромат яблок из посылки, которую в 45-ом году нам прислал из Молдавии неизвестный мне дядя Антон. Все в нашей семье называли его дядей, но я точно знаю, что ни у матери, ни у отца брата по имени Антон не было. Наверное, кто-то из двоюродных вспомнил о нас.

Не известный, но чудесный аромат я почувствовал даже из закрытого ящика, а когда его открыли аромат заполнил всю комнату. Вся посылка была килограмм на 6…8, каждое яблоко завёрнуто в прозрачную пергаментную бумагу.
Я первый запустил руку в открытый ящик, вытащил один свёрток, развернул и все ахнули – такого чуда красоты мы не видали. Конечно, мы рисовали натюрморты, в которых были и яблоки, раскрашенные цветными карандашами,
но вживую такую гамму цветов вообразить не могли.

Впоследствии, особенно при жизни в Узбекистане, я перепробовал много сортов яблок, но таких красивых, с таким ароматом не встречал. Алмаатинский Апорт
по размерам и раскраске походил на те молдавские яблоки, но аромат был другой и значительно слабее.

Мать помыла одно яблоко, очистила его ножом, как сырую картофелину, которых она в картофеле сушилке, где работала, перечистила множество. О том, что яблоко нужно есть с кожурой никто из нас даже не подумал- раз картошку чистят. Но я, привыкший летом набивать желудок разной растительностью с полей, лугов и леса, не растерялся, сгрёб все очистки от яблока и с наслаждением схрумкал.

Мать разрезала очищенное яблоко на 6 частей – по количеству голов. Брат полушутя предложил лишить меня доли потому, что кожуру от яблока я съел один, но мать шикнула на него и все получили одинаковые доли. Не знаю, что чувствовали остальные, но я сосал свою дольку с наслаждением с закрытыми глазами и представлял себе лес из одних яблонь, усыпанных крупными разноцветными яблоками.

О том, что такие леса существуют и называются садами,
как это не покажется диким, но я не догадывался потому,
что в нашей местности садов сроду не было, а если в книгах
и встречал такой термин, то для меня он был пустым звуком. А вот лес из одних яблонь представлял хорошо и для начала решил вырастить на огороде несколько яблонь из семечек, которые братья и сёстры выплюнули на стол.

Собрав несколько семечек, не повреждённых зубами,
я завернул их в бумажку, спрятал, а потом поделился своим планом только с матерью. Она с сомнением покачала головой, но посчитав, что дело это хорошее, не стала отговаривать, а помогла найти свободный горшок из- под цветов и приготовить смесь из земли и сухого навоза. Посадив собранные семечки в горшок я ежедневно с нетерпением ожидал, когда они взойдут и можно будет высаживать их на огороде.

Кто и когда съел остальные яблоки я не знаю, да это для меня было и не интересно – всё-таки экзотика, а не хлеб насущный. Вероятно, мать раздала их по знакомым – угощать она любила.

Надежды сменялись сомнениями, и я уже начал остывать
к своей идее, но к весне одно из семечек всё же дало росток.
Я не находил себе места от радости, каждый день ходил
вокруг дома, выбирая место для посадки. Но мать, со своим житейским опытом, подсказала, что высаживать яблоньку около дома не стоит – вытопчет скотина, а посадить надо в пришкольном палисаднике, который огорожен и заботливых рук будет больше. 

Нашей идеей я поделился с учительницей Фаиной Михайловной Тропиной, которая встретила её с энтузиазмом. Решили день посадки яблоньки организовать, как школьный праздник.

Впоследствии таких праздников в моей жизни было много и назывались они субботниками, инициатором которых был сам В.И.Ленин.

Подробности этого первого в моей жизни субботника не помню, а сочинять, разбавляя доброе дело вымыслом, не хочется.

На удивление местных жителей яблонька приросла и через
5 лет даже дала урожай в несколько яблок, разумеется
не таких ярких и ароматных, как от прародительницы-молдаванки.

Это я узнал из писем, а самому повидать не пришлось потому, что вскоре мы переехали жить в другое место, а посетить свою малую родину я так и не собрался. Но аромат того яблока из посылки не известного мне
дяди Антона преследует меня всю жизнь.
                январь    2016 г.
                с. Украинка, Оренбург. обл.
       
Продолжение - http://www.proza.ru/2016/02/14/675