Дубовая грива Корсачки

Евгений Садков
 Сегодня наша Корсачка услышала первую в этом году весеннюю песенку синицы. Сначала неуверенная, в одно коленце, но все смелее и смелее доносилась она до древних дубов.

 Вчера упомянул эти деревья. На южном склоне горы они стоят поодиночке. Возможно, сады совхоза "Комбайн" постепенно вытесняли дубы с этого участка. А вот на западном склоне деревья стоят вытянутым с севера на юг массивом. Изначально думал, что посадки искусственные. Но рассказы очевидцев указывают на естественное происхождение урочища.

 Как важны они сейчас для самой Корсачки. И как ранимы от давления человека. Сдаются дубы-колдуны под натиском каменных джунглей. Исчезнув, унесут с собой целый взаимосвязанный мир, называемый биоценозом. Обязательно в любом таком сообществе есть некая основа. Такие организмы называют продуцентами. Именно они дают остальным видам опору для существования. В том числе и человеку. Не думая об этом, он неизбежно обрекает на уничтожение не только биоценоз, но и себя самого. Не дадут чистого воздуха каменные джунгли. Только ядовитый смрад от машин.

 Знакомясь с главным биоценозом Корсачки, услышал это словосочетание. И вроде, не относится Дубовая грива к этим местам, но очевидно, что остатки некогда огромного урочища растут сейчас в этих местах. Во времена Дон Кихота, когда козопасы угощали идальго желудями, простирались по бескрайним берегам матери-реки российской бесконечные леса. И судя по названиям, главным продуцентом в этих биоценозах были именно дубы. Как грива огромного Единорога разметались зеленые урочища с юга на север.

 Об этом говорят и повторяющиеся названия. Кроме нашей "гривы", остатки которой сохранились на островной турбазе, аналогичный биоценоз есть в Татарстане и даже на Каме. Почему древние дубы локализованы на островах? Ответ на поверхности. На "материковой" части деревья эти уж больно притягательны для наших нужд. И это не желуди, а срубовая основа. Не зря же: посадить дерево, построить дом, вырастить сына. И как зачастую непродуманно вычленяется из этой заповеди первая, по сути основная часть. Сначала дерево. Нет же, и коттедж и трах, все удовольствия в одном стакане. И отступают древние урочища, сжимаясь шагреневой кожей, под натиском каменных джунглей. Лишь только названия напоминают нам о прежних бескрайних лесных просторах.

 Судя по всему и остатки Дубовой гривы Корсачки могут исчезнуть лет через десять-двадцать. Слишком ослаблены здесь деревья. И происходит это под воздействием антропогенного фактора. Думаю, ситуация выгодна тем, кто уже разметил здесь участки для застройки новых коттеджей. Об этом и о переписке с администрацией чуть позже. А пока послушаем вновь первую песенку большой синицы.

 Услышат ли её следующие поколения?

 На фото. Дуб на юго-западе Корсачки. Сами видите, до чего доходит человек. Кстати, этот бедолага-дуб растет недалеко от главной мусорной ямы, происхождение которой тоже довольно интересно.