Про кино в селе Корсаковка Уссурийского района

Леонид Галаюда
     На фото - коллектив Дирекции киносети Уссурийского района в конце 70-х годов прошлого века, служащие, киномеханики, кассиры, водители. В среднем ряду третий справа - директор киносети Заика З.И., третий слева - технорук киносети Гринчий Е.А. В верхнем ряду крайний слева - автор.

     Кино явилось миру в конце XIX века как занимательный аттракцион с «оживающими» картинками и фотографиями, но уже в начале XX века открылись его огромные возможности, информационные и эстетические. Первые художественные фильмы, ещё короткие, чёрно-белые, немые, начали завоёвывать популярность у масс зрителей. Кино документально отражало действительность, популяризировало науку и технику, агитировало и воспитывало эстетически и этически.

Особенно активно использовали эти возможности кино американцы. Они поставили на поток изготовление кинотехники и фильмокопий, в коммерческих и пропагандистских целях. Эти фильмы через систему зарубежных филиалов затем распространялись по всему миру. Широким фронтом развернулось наступление американского кино на Россию в годы гражданской войны и интервенции. Русский комитет Американского бюро печати, этой информационно-разведывательной службы, в содружестве с американскими кинопрокатчиками, пропагандистами из Красного креста и ХСМЛ (Христианского союза молодых людей), развернул широкую деятельность не только в крупных российских городах, в столицах, но и в провинции.

Одним из первых регионов России, где американская киноиндустрия предприняла тотальное наступление, стало Приморье. По договорённости Американского бюро печати с администрацией Приморской области, где высадились войска интервентов, демонстрирование американских фильмов охватило ряд уездов Приморья, прежде всего густонаселённые Никольск-Уссурийский, Иманский и Ольгинский уезды. Омский журнал «Трудовая Сибирь» летом 1919 года сообщал, что в Приморском крае только за период с января до середины апреля американские передвижки посетили 25 населённых пунктов и дали 127 сеансов в сопровождении соответствующих лекций. Сеансы эти посетило 5741 человек. Особенно успешно прошли сеансы в сёлах Приморья, на фильмы сельскохозяйственной тематики поступило множество благодарственных писем и отзывов.

Помимо познавательных, культурных функций, американские фильмы в приморской деревне выполняли и пропагандистские функции. Они восхваляли американский образ жизни, мощь американской армии, в них Америка претендовала на руководящую роль в мире, восхвалялась война как средство установления нового мирового порядка. Кроме того, каждый киносеанс обязательно включал в себя рекламу американской техники, американских семян, американских пород скота и т.п. 

В 1922 году в городах Приморья действовало 6 небольших кинотеатров. С первых же лет Советской власти в Приморье стала создаваться государственная киносеть. В 1925 году здесь открылось отделение «Пролеткино», затем «Совкино», а с 1930 года – Госкино. В рамках культурной революции и с учётом особого пропагандистского и воспитательного эффекта кино, в 1926 году на I съезде избачей Приморья была поставлена задача кинофикации деревни. К 1940 году в крае действовало уже 317 киноустановок в городах и сёлах, а также кинопередвижек, разъезжавших по сёлам.

В 1947 году последние немые киноустановки в Приморье были заменены на звуковые, появилось несколько сельских кинотеатров. К 1950 г. здесь было уже 17 кинотеатров и 327 киноустановок. Сельская киносеть в 50-е годы получила новые отечественные проекторы «Украина», с конца 50-х в крае развивается широкоэкранный кинопоказ. В начале 60-х годов в Приморье завершена сплошная кинофикация городов и сёл. В 1961 году в Приморье работало 1321 киноустановок, из них 17 широкоэкранных. Ежегодно киносеансы посещало 30-40 млн. зрителей.

В 1963 г. киносеть и кинопрокат были выделены из состава Министерства культуры и переданы новообразованному Госкомитету по кинематографии, Госкино. Появились городская и сельская дирекции киносети. Дирекция киносети Уссурийского района организовывала кинопоказ во всех сёлах района. Сельские киноустановки оборудовались 16-мм кинопроекторами типа «Украина» или 35-мм проекторами типа КН, которые устанавливались, как правило, в специальных пристройках-кинопроекционных (по-народному, «кинобудках»). В селе цены кинобилетов была несколько ниже городских – 5 копеек детский билет, 20 копеек взрослый, 30 копеек удлинённый сеанс, 40 копеек сеанс большой программы или двухсерийный фильм. Выручка от продажи кинобилетов приносила прибыль государству в виде «налога с кино» - 10% отчисления на развитие киноотрасли. Также отчислялось 10% в виде «прокатной платы» - эти средства использовались для тиражирования фильмокопий, для печати рекламных материалов и содержания прокатных организаций.

От момента появления дирекции киносети Уссурийского района её возглавлял Заика Захар Иванович. При нём сложился коллектив дирекции, который затем дружно работал не один год – технорук (Гринчий Евгений Афанасьевич), главный бухгалтер и кассир, методист и водители киносети. И сельские киномеханики во всех сёлах района, больших и малых.

Долгие годы в Корсаковке не было своего клуба, и кинообслуживание села ещё с довоенных времён велось с помощью кинопередвижек. Для этого в селе подыскивалось достаточно просторное помещение, устанавливался проектор, затемнялись окна, запускался электродвижок на улице – и луч проектора высвечивал в темноте белый прямоугольник экрана. В качестве кинозалов использовались самые разные помещения – здание заброшенной церкви, красный уголок МТС, складские ангары из гофрированного цинка, срубы строящихся домов. В летнее время часто квартирующие рядом с селом воинские части показывали по вечерам фильмы для солдат прямо под открытым небом. Это привлекало на сеансы не только ребятишек, но и живущих поблизости взрослых. Лично я помню из детства три таких киноплощадки, ныне на этих местах находятся: угол улиц Ленина и Кирова; двор у трёхэтажного жилого дома по улице Гагарина, 13; площадка между зданиями ДК и торгового центра.

В 1959 году в селе было завершено строительство нового клуба, со сценой и пристроенной библиотекой. С фасада, рядом со входом в клуб, была пристроена киноаппаратная (в просторечии - «кинобудка»), где стационарно установили комплект 16-мм аппаратуры «Украина». Ещё в период достройки клуба в нём уже показывали кино. Отсутствовали половицы в зрительном зале, и зрители рассаживались на поперечных лагах и на принесённых с собой табуретках. А детвора проникала  на сеансы нелегально, через просветы между грунтом и балками фундамента, уложенными на жернова и каменные глыбы, и рассаживалась прямо на траве перед экраном.

В 1968 году в клубе была установлена широкоплёночная, 35-мм киноаппаратура КН-14. А в 1969 года с помощью совхоза были изготовлены рама и полотнище для широкого экрана, Полотнище, натянутое на раму, окрашивалось раствором зубного порошка в молочном обрате, и после высыхания обладало высокими отражающими способностями. Рама экрана крепилась к потолку перед сценой, и после киносеанса экран поднимался кверху, не закрывая сцены.

Для показа широкоэкранных фильмов перед объективами проекторов на специальных кронштейнах – кремальерах крепились анаморфотные насадки, которые растягивали изображение по горизонтали в два раза, обеспечивая широкоэкранное изображение. Пока все сельские киноустановки не были оснащены такими насадками, показ вёлся с помощью передвижного их комплекта, который доставлялся на киноустановки вместе с копией фильма. Позднее все киноустановки были снабжены собственными комплектами насадок, и показ широкоэкранных фильмов стал регулярным. А стандартный пластиковый киноэкран (5x10 м) Корсаковка получила в 1981 году, в новом ДК.

В 60-е годы, в период распространения широкоэкранного кино, существовали передвижные широкоэкранные киноустановки, которые обслуживали сельскую местность в тёплое и сухое время года. Большой экран монтировался под открытым небом, и сеансы начинались с наступлением темноты. В качестве аппаратной использовался автофургон. Зрители рассаживались на принесенных с собою табуретках. В Корсаковке под зрительскую площадку использовалось свободное место рядом с клубом – там, где ныне расположена площадь перед гостиницей-общежитием. В программу кинопоказа включались, как правило, зрелищные постановочные широкоэкранные фильмы, такие, как «Крестоносцы», «Парижские тайны», «Горные мстители», «Илья Муромец», «Повесть пламенных лет» и т.п.

После появления в Корсаковском клубе широкого экрана здесь начала вестись регулярная, выражаясь языком официальных отчётов, «работа по продвижению к зрителям произведений киноискусства, эстетического и этического воспитания зрителей». За этими стандартными словами стояло использование самых разнообразных средств. Информационно-рекламное сопровождение кинопоказа включало в себя анонсирование кино с помощью афиш и плакатов, листовок, информаций в газете, «уголков кино» на производственных участках, трансляции киномузыки через громкоговорители перед сеансом и т.д.

Штаты сельских киноустановок состояли, как правило, из одного или двух киномехаников и одного кинокассира. В 60-90-х годах на киноустановке № 33 с.Корсаковка работали киномеханики Кузьмин Евгений Иванович, Голоюда Леонид Петрович, Хан Пётр Григорьевич, кинокассиры Гаськова Нина Петровна и Лаврова Елена. Киномеханику приходилось выступать не только в роли кинодемонстратора. Он был также и художником-оформителем. В простейшем случае ему оставалось только вписать название фильма в афиши-«безымянки», указать время начала сеансов и расклеить афиши по селу. Но киномеханик мог оформить афишу самостоятельно, а также использовать типографские киноплакаты и различные рекламные материалы.

«Уголки кино» на производственных участках оформлялись обычно раз в месяц, с помощью фотографий и печатных материалов зрителей знакомили с репертуаром кинопоказа на месяц. В районной газете помещались материалы о наиболее интересных новинках месяца, авторами этих материалов часто выступали, в том числе, и сельские киномеханики. Для привлечения зрителей использовалась и музыка – с помощью магнитофона через громкоговорители звучала музыка из фильмов – советских и зарубежных, и рекламные магнитофильмы.

К 80-м годам ХХ века в Корсаковке была создана система пунктов по пропаганде кино. В неё входили 4 рекламных щита в разных местах села, киноуголки на производственных участках – в Доме овощеводов на парниках, в совхозных мастерских, на животноводческом комплексе, в школе и в самом клубе. В киноаппаратной имелся усилитель и два громкоговорителя на крыше, слайд-проектор для рекламных слайдов. Приобретение материалов, изготовление рекламных щитов и уголков кино, работы с металлом, ремонт киноаппаратной – во всём этом киномеханику содействовал Корсаковский совхоз, его профсоюзная и партийная организации. Первая половина 80-х годов была периодом наиболее успешного кинопоказа в селе – кинозалы были полны на большинстве сеансов.

Репертуар кинопоказа формировался ежемесячно. Раз или два в месяц работники сельской киносети собирались в дирекции, которая размещалась много лет на Некрасова, 19, в одном здании  с офисами  охотоведов и садоводов, райкомом профсоюзов и редакцией районной газеты. Здесь же размещалась киноремонтная мастерская. Во дворе имелся гараж для машин-фильмовозок.

На совещаниях решались текущие рабочие вопросы, велась профсоюзная работа, проходила техническая учёба. Киномеханики получали расходуемые материалы – проекционные и звуковые лампы, быстроизнашиваемые детали для кинопроекторов, бланки «безымянок», киноплакаты и т.п. Кассиры отчитывались за проданные билеты и получали новые для реализации. Методист киносети выдавал киномеханикам репертуарные планы на будущий месяц, сформированные с учётом заявок с мест. С помощью методиста разрабатывались программы кинофестивалей, учебные программы для отраслевой  учёбы работников совхоза, программы для школьного кинопоказа и т.д.  Кинофестивали детских фильмов проводились традиционно в дни зимних каникул, а в дни весенних каникул показывались фильмы-экранизации, приуроченные к проводимой в библиотеках «Книжкиной недели» (конец марта – начало апреля).

Работа с детьми-зрителями занимала существенное место в кинообслуживании. Сама цена детского билета – 5 копеек (в городе 10 копеек) – делала кино предельно доступным для любого ребёнка. Для детей снималось и закупалось в других странах большое количество прекрасных, добрых фильмов, многие из которых с удовольствием смотрели и взрослые зрители. Осенью 1968 года у корсаковских школьников появилась возможность и самим участвовать в кинопоказе. Для этого при средней школе села был создан школьный кинотеатр. Директор школы И.И.Гриднев сумел увлечь ребят этим делом. Под кинозал использовалось переоборудованное помещение пионерской комнаты. Были сделаны скамейки, шторы для затемнения окон. Школе передали комплект киноаппаратуры «Украина», экран и громкоговорители. Братья-старшеклассники Александр и Валерий Лукьянчиковы отремонтировали аппаратуру, оборудовали стол для проектора. На общешкольной линейке из самих учащихся были выбраны директор, администратор, киномеханик, кассир кинотеатра «Пионер». Ими стали Александр Лукьянчиков (10 класс), Петя Абрамкин (5 класс), Валерий Лукьянчиков (8 «Б» класс) и Надя Сердечная (9 класс).

На первом киносеансе присутствовало около сотни ребят и девочек. Перед ними выступили учителя школы, которые поздравили ребят и пожелали долгих лет работы школьному кинотеатру. В этот день дети посмотрели сборник научно-популярных и учебных фильмов. В первые несколько месяцев на киносеансах для школьников было показано более 40 фильмов, среди которых фильмы-экранизации литературных произведений, познавательные фильмы по разным отраслям зданий и фильмы учебные. Впоследствии школьный кинотеатр дважды перебазировался в другие помещения, вместе со школой, и просуществовал до 80-х годов, когда киносеансы для школьников были перенесены в новый Дом культуры, где имелись лучшие возможности для показа фильмов на 35-мм плёнке и на широком экране. За школой же остался показ учебных фильмов.

В 80-е годы широко распространилась в стране такая форма работы со зрителями, как поездки творческих групп с новыми фильмами в самые дальние уголки страны, проводились всесоюзные премьеры новых фильмов и фестивали картин студий страны – «Мосфильма», им.М.Горького и т.д. Некоторые из творческих групп побывали с кинопремьерами и в нашем селе, выступая перед зрителями с рассказом о своей работе. В эти группы входили, кроме киноактёров, режиссёры, операторы, директора картин. У нас в селе выступали со сцены известные актёры и актрисы Лариса Лужина, Олег Фомин, Виктор Ильичёв, Виталий Соломин, Никита Джигурда и другие. Они привозили с собой премьерные фильмы «Отцы и деды», «Меня зовут Арлекино», другие фильмы.

Чаще всего такие турне творческих групп проводились в конце августа – начале сентября и приурочивались к празднованию Дня советского кино 27 августа, в день подписания декрета о национализации кинодела в Советской России в 1919 году. С 1980 года этот праздник широко отмечался кинопоказами, кинопремьерами, кинофестивалями и т.п. Все работники кинематографии, от руководителя Госкино СССР до сельского киномеханика из глубинки, считали этот день своим профессиональным праздником.

В 1988 году в журнале «Киномеханик» было опубликовано письмо киномеханика из Корсаковки, который рассуждает о проблемах сельских киноустановок, о новых формах работы со зрителями, формулирует предложения и претензии к руководству Госкино. Председатель Госкино СССР в своём интервью журналу «Искусство кино» отметил своевременность вопросов, поднятых сельским киномехаником.

В 1990 году в серии «Кино. Реклама. Сельский зритель» вышла брошюра о работе киноустановки в селе Корсаковка. Привожу фрагменты из неё.

«…В таких условиях приходится работать нашим киномеханикам. Им очень часто необходимо овладевать умением художника (в иных клубах киномеханик, подчас, является единственным представителем культурного очага на селе), сказителя, электрика, изобретателя и т.д. Трудно даже перечислить, кем должен быть киномеханик, работающий в сельской местности. Это имеет, конечно, свои плюсы и минусы. Не буду называть какие, скажу только, что порой выдерживают не все – поэтому-то и такая «текучка» кадров в нашей сельской дирекции киносети. Так вот, лишь немногие, можно их даже назвать «романтиками», остаются надолго верны своему делу – не просто профессии киномеханика, а именно делу, которое помогает воспитывать подрастающее поколение, делу, которое играет огромнейшую роль в формировании новых взглядов, новых жизненных позиций, продиктованных временем».
«Каждый день на киноустановке – какой-нибудь «дебют». Дебютируют не только новые фильмы, новые методы работы, но и все старые, те же фильмы, те же киновечера, киноутренники каждый раз приобретают всё новый оттенок, как-то видоизменяются. Это всё в общем, а теперь конкретно – чем же они занимаются?
Что бы очень хотелось отметить – это творческий подход ко всему, что касается кино, зрителя. Во-первых, киномеханики не просто пользуются готовыми сценариями, рекламными роликами, а сами разрабатывают целый мини-спектакль, где главное действующее лицо – кинофильм. На киноустановке есть магнитофон, диапроектор, усилитель – и всё это они используют в своей работе над премьерой нового фильма. «Пульт управления» - киноаппаратная. С ней связан кинозал, громкоговоритель на улице. Киномеханики используют все средства для того, чтобы заинтересовать зрителя, увидеть в казалось бы с первых кадров неинтересном фильме новое».
«Огромную роль в предсеансовой работе над фильмом играет, конечно, реклама. В селе Корсаковка четыре щита именно на производственных участках, куда вывешивается реклама с кратким содержанием – аннотацией к фильму. Организуются вместе с этим и предварительная продажа билетов на производственных участках. На щитах, кроме каждодневной рекламы, есть и план работы киноустановки на месяц с краткой аннотацией к каждому фильму. Во время демонстрации фильмов сельскохозяйственной тематики, на щитах имеется ещё план демонстрации хроникально-документальных фильмов данной тематики.
У кассира, контролёра, киномехаников и на всех производственных участках имеются планы работы киноустановки с краткой аннотацией к фильмам.
Некоторый проблемный подход в рекламировании фильмов создаётся благодаря неустанному труду наших киномехаников в с.Корсаковка, и именно на этой киноустановке план всегда выполняется на 150-200 процентов. Самая высокая посещаемость. Зрители видят, что к ним относятся не как к поставщику денег, а как к желанному гостю кинозала, и с охотой идут в кино, участвуют во всех мероприятиях, проводимых на киноустановках. Разговор со зрителем начинается ещё задолго до киносеанса. Один из киномехаников встречает зрителей вместе с контролёром. Он сидит за столиком, а перед ним – либо художественная реклама, либо просто лист ватмана, на котором красочно написано название кинофильма, премьера которого состоится в ближайшее время. Люди интересуются, а киномеханик рассказывает о фильме. Затем перед сеансом в зале магнитный ролик к этому фильму. Люди ценят такое внимание, человечное отношение к ним и стараются чаще бывать в клубе».
«Здесь кстати привести слова бывшего начальника управления кинофикации ЗУСМАНА об этой установке: «Хочется снять шляпу, когда входишь в эту аппаратную».

80-е годы прошлого века стали годами наиболее успешного кинообслуживания Корсаковки. К 90-м годам стали сказываться последствия перестройки кинематографа. К сожалению, курс на «американизацию» нашего кинематографа, взятый на «революционном» съезде советских кинематографистов в 1986 году, в дальнейшем привёл к разрушению действующей системы производства и проката фильмов. Из-за ухудшения кинорепертуара стал заметен спад интереса к кино, посещаемости кинозалов, перестала давать отдачу рекламная и пропагандистская работа – засилье «чернушных» и третьесортных американских фильмов окончательно отбивало у зрителей желание ходить в кино…

В 1991 году в Москве, в Кремлёвском дворце съездов, состоялся съезд АСКИН («Ассоциации кинематографистов»), организации, пришедшей на смену Госкино СССР. На нём присутствовали не только люди, которые создавали фильмы, но и прокатчики фильмов, и те, кто показывал их зрителям – киномеханики со всей страны. Мне довелось представлять на съезде Уссурийскую дирекцию киносети.

Выступали с высокой трибуны известнейшие кинодеятели – актёры и  режиссёры. Странно было слышать, как знаменитый киноартист заявляет с высокой трибуны – неважно, мол, сколько зрителей соберёт фильм, и будут ли зрители вообще, а важно авторам фильма выразить себя, пусть даже их никто не поймёт. А глава АСКИНа поделился планами Ассоциации  закупить большое количество американских фильмов оптом, пакетами, чтобы получить от их проката средства для дальнейшего развития киносети. К сожалению, пакетами продавались самые бросовые, третьесортные американские фильмы. Наши зрители, приученные к высокохудожественному кино, этих киноподелок не принимали, на их сеансы заглядывали лишь единичные зрители, да и те не всегда до конца досиживали.

Киносеть стала убыточной, и государство, в конце концов, отказалось от её содержания. Попытки создания альтернативных, в том числе и частных организаций по кинообслуживанию села также не удались, и вся сеть сельских киноустановок была ликвидирована. У нас в Уссурийском районе были закрыты все киноустановки – около трёх десятков сельских и большинство городских. В настоящее время единственный кинотеатр, реально функционирующий в районе – это уссурийский кинотеатр «Россия». Но он работает уже в иной экономической структуре, в иной системе проката фильмов.

В последние годы в верхах поговаривают о желательности восстановления киносети в сельской местности. Однако стоимость современного кинооборудования настолько высока, что ныне эти планы вряд ли осуществимы. На экране Корсаковского ДК предпринимались попытки демонстрации фильмов с помощью видеопроектора, но регулярными они не стали. Так что в настоящее время село остаётся пока без  «большого кино».

Но до сих пор изредка мне задают вопрос «Ну когда же в клубе будут кино показывать?»…

/2016/