Неадекватная реакция первая ласточка?

Вадим Чернов 2
Опубликовав свои три первых размышления на злободневные темы, я обратил внимание на то, что в них больше вопросов, чем ответов. Что ж, это правильно: кто бы ни дерзнул давать ответы, подобно тому, как торговка сбывает горячие пирожки, он выглядел бы, при этом, весьма забавно. Именно поэтому я перестал следить за передачами, претендующими на звание аналитических. Большинство из них, это откровенные шоу. Аналитика требует тишины и ВРЕМЕНИ. Блиц-реакция никогда не была признаком вдумчивости: скорее – ловкости. А ловкость, это принадлежность АРЕНЫ, но не кабинета.

        Некто из мудрецов ввёл в ранг аксиомы выражение – "истина рождается в споре". Позволю себе наглость не согласиться с этим штампом, ставшим классикой. Спор, это ГРУБОЕ столкновение интересов и убеждений. Главное в споре – перекричать своих оппонентов; подавить их своим или чужим авторитетом. Истина не становится от этого ближе. Если быть точным – в споре истина теряется; затаптывается спорящими настолько, что извлечь её из грязи, образовавшейся в результате коллизий, становится несравненно сложнее, чем это было  бы в ДИСКУССИИ.

        Вопреки установившемуся представлению, дискуссия, это не спор. Дискуссия, это СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК – этим, она коренным образом отличается от спора. В рамках отдельно взятой теле или радиопередачи дискуссия физически невозможна.

        Но, я отвлёкся от начальной мысли, увлекшись новой – водится за мной такой грех. А начал я с того, что в трёх первых размышлениях на злободневные темы, обнаружил массу вопросов и ни одного ответа. Что ж, пусть эта серия размышлений пройдёт под общей "шапкой" – "Вопросы, вопросы, вопросы". Итак, тема четвёртая.

        Свершилось. Первая жертва рекламы, стала не номинальной, а вполне реальной жертвой. И не где-нибудь, а в Москве – что очень символично. Молодая женщина, которой жить бы да жить…. Но произошло то, что произошло. Сейчас будет очень много разговоров об оружии в частных руках, о спиртном, о психических расстройствах; будут неуклюжие объяснения случившегося из уст самого виновника этой нелепой смерти; но помяните моё слово: вряд ли вы услышите, что эту жизнь УБИЛА РЕКЛАМА.

        Реклама – в том виде, в котором она присутствует в нашей современной жизни – никогда не была присуща нашему менталитету. Нам её откровенно НАВЯЗАЛИ. Впрочем, как и многое другое, о чём мы сейчас говорить не будем, чтобы не отвлекаться от темы. Реклама, сама по себе, не есть нечто, из ряда вон выходящее: это одно из естественных проявлений нашей жизни, но, как и всё то, что выходит за рамки нормы – претерпевая гипертрофию – становится болезнью. А болезнь следует лечить, ибо запущенная болезнь неотвратимо влечёт за собою шлейф осложнений, становящихся стартовой площадкой для новых болезней. 

        Всё на продажу! Реклама – двигатель торговли!! Ну, что ж, поскольку продавать сейчас можно ВСЁ И ВСЕХ, то реклама действительно стала двигателем: но не только торговли – реклама стала двигателем саморазрушения человеческой личности. Однако, это слишком глубоко для кастрированного евро-американским вирусом рынка, среднестатистического российского ума. Поэтому, как говорят подводники, продуем балласт и подвсплывём на перископную глубину – то есть, ближе к поверхности, на которой плавает то самое, что и стало истинной причиной трагедии.

        Признайтесь честно: у многих из вас был искренний порыв разбить или расстрелять телевизор в тот самый миг, когда с его экрана в ваше сознание НАВЯЗЧИВО загружалась очередная порция убедительно-настоятельных увещеваний приобрести нечто, способное кардинально облегчить или улучшить вашу жизнь. Если не было – вы уже потенциальный клиент психиатрической клиники, поскольку ПОЛНОЦЕННОЕ восприятие фрагментированной информации не свойственно НОРМАЛЬНОЙ человеческой психике – человек не компьютер (который, кстати, через определённое время сам нуждается в дефрагментации своего винчестера).  Повторяю снова и снова – речь идёт не о запрете рекламы, как таковой (как можно запретить естественные отправления?). Речь о том, чтобы вернуть её в русло, в котором она – выполняя своё назначение – НЕ РАЗДРАЖАЕТ людей, процент которых, весьма велик в нашем обществе. Мы ведь не используем унитаз в качестве умывальника? Так и здесь: всему своё место и всему своё время.

        Что, в сущности, есть реклама? Это предложение товаров, услуг и, наконец, демонстрация себя, любимого (резюме). Но предложение, не есть НАВЯЗЫВАНИЕ, что сплошь и рядом происходит в действительности. Лоббисты неограниченной ничем рекламы говорят нам о том, что мы имеем выбор. Да, мы действительно имеем "выбор" – беспрерывно работать пультом ДУ, чтобы увернуться от беспардонного хамства рекламодателей, откровенно плюющих на НАШЕ право выбора: не только программ, но и УСЛОВИЙ их восприятия. Но впавшей в агрессивное состояние рекламе мало уже эфирного пространства. Она, преступив все нормы элементарной вежливости, нагло вторгается в наш внутренний мир в наших домах и квартирах. Она скалится нам с экранов наших телефонов, хотя мы её туда не приглашали. Она возникает на пороге нашего жилища в виде назойливых коммивояжеров. Она не оставляет нам никаких вариантов цивилизованного разрешения, созревшего, как нарыв, внутринационального нравственного конфликта. Можно сколь угодно долго рассуждать о превалировании права, о главенстве закона: но когда право и закон осознанно плюют вам в душу, возникают отдельные всплески спонтанного сопротивления. Это похоже на закипающую воду, когда в общей массе пока ещё спокойной воды, слышится шум, и на поверхность вырываются отдельные пузырьки пара.

        В нашем случае, это, что называется, попавшая под раздачу бедняжка промоутер (собственно, – зазывала) со своим мегафоном. Достала мужика в его собственной квартире и, естественно, нарвалась на пулю. Извечный русский вопрос: кто виноват? Я не буду навязывать своё видение по этому поводу, но скажу, что ни погибшая, ни её убийца НЕ ВИНОВНЫ, в том, что произошло. Оба они изначально были поставлены в условия, в которых противоречия разрешаются именно таким образом. И создатели этих условий вполне осознанно запроектировали под них некий процент смертей. Не будь у этого сорвавшегося "с резьбы" мужчины винтовки, он всё равно убил бы эту девушку: кухонным ножом, бутылкой, выломанной из стула ножкой, а то и просто кулаком. Они оба были обречены, а обрекла их на такой исход наша снисходительность к внедрению чужеродных элементов бытия на родную почву.

        Нам нужно быть крайне осторожными с тем, что считается ценностью у живущих где-то там – далеко от нашего родного дома. Далеко не каждая экзотика может быть признана ценностью в родном отечестве. Далеко не всё, привнесённое извне, может полноценно прижиться в отечественных условиях – это в лучшем случае. В худшем: привнесённое нечто, расшатывает устои и несёт гибель тем, кто на него польстился. Завершить же это размышление, мне хотелось бы короткой антирекламой от автора.

        – ДРУЖИЩЕ, Я ТЕБЯ НЕ УЗНАЮ – ТЫ СТАЛ СПОКОЕН КАК БУДДА. У ТЕБЯ ПРОСТО ЖЕЛЕЗНЫЕ НЕРВЫ! ТЫ ЧТО, ПРИНИМАЕШЬ МАГНЕв6 ФОРТЕ, КОТОРЫЙ СТАЛ НА 150 РУБЛЕЙ ДЕШЕВЛЕ?
– ДА НЕТ, ПРОСТО Я … НА ВСЁ ПОЛОЖИЛ; И ПОВЕРЬ, – ЭТО НЕ СТОИЛО МНЕ НИ РУБЛЯ.