Мезень - края заповедные. Часть вторая

Николай Бечин
Через три - четыре часа плот был готов. Его пришлось делать двухъярусным,  поскольку  сушины из-за  дождливой погоды были  влажными и тяжёлыми. Он получился громоздким и плохо управляемым, но надёжным средством  передвижения по реке. Все уязвимые соединения были для надёжности перевязаны прочной верёвкой. Совместив завтрак с обедом и, поплевав  через левое плечо на всякий случай (чтобы плавание прошло удачно),  мы длинными жердями по стапелям-брёвнам спустили плот в воду. Начало путешествия несколько омрачило то, что в спешке мы забыли у костра чайник. Так - как возвращаться обратно было нельзя (плохая примета), то решили на привалах кипятить воду в банках из-под консервов. Все продукты  вынули из рюкзаков и разложили на плоту, чтобы в любой момент можно было перекусить. Одноместная небольшая палатка, раскинутая по доскам и брёвнам,  создавала иллюзию уютного семейного очага. Правда, ненадолго. Как только наш плот выплыл на середину Мезени, его стало время от времени забрызгивать водой. Северный  прохладный ветерок, вроде бы и небольшой,  гнал одну за другой серые волны на наш плот. Пришлось сесть на рюкзаки и любоваться красотой реки в сидячем положении. Слева и справа от нас,  в 150-200 метрах, уплывали назад  красноватые берега Мезени, ёлки, сосны, лиственницы, заросли черёмухи и смородины. Такая удалённость от берега вызывала некоторую нервозность и тревогу. Первой не выдержала этого  напряжения Маша.  «Давай к берегу  рули, возле него поплывём, а то мне страшно стало» - сказала она. Я быстро выполнил её приказ по двум причинам: во-первых, я очень любил свою жену (пользуясь случаем,  хочу сказать, что и сейчас я её люблю); во-вторых, её желание совпадало с моим.
***
Как только мы приблизились к берегу, у  нас появились новые  проблемы, только гораздо более  реальные и опасные. Уровень воды в Мезени, в том дождливом году,  был значительно выше обычного. И затопленные ёлки  и сосны угрожали нам и нашему плоту через каждые 100 – 150 метров. Приходилось их огибать, а поскольку плот был тяжёлым, это требовало большой затраты моих сил. Свальное течение (от середины реки - с одной стороны  и от берега - с другой) и глубокие ямы делали иногда все мои усилия бесполезными. Хозяйкой плота в таких случаях была Мезень. И уже несколько раз наш плот сталкивался с деревьями, но пока всё обходилось благополучно для нас. Ещё с одной опасностью  и довольно неожиданной, мы столкнулись около шести часов вечера. Солнышко стало уже заметно ниже, ветер стал стихать, но было довольно прохладно. Из-за поворота наш плот вынесло к самому берегу. Залив, в который  нас занесло,  был очень глубоким, мой четырёхметровый шест полностью погрузился в воду, не доставая дна. Решив отдохнуть, я уселся на рюкзак. И в это время раздался страшный рёв - метрах в десяти от плота, на крутом берегу, словно от сильного порывистого ветра раскачивались сосенки и черёмухи, обильно поросшие травой и малинником. И хотя медведя  не было видно, но само присутствие матёрого зверя вызывало очень неприятные чувства. Течение медленно несло нас возле берега и я, как ни пытался, не мог направить плот к середине реки, подальше от опасного места. Бросив бесполезный шест возле ног, я быстро достал топор из рюкзака. К счастью, хозяин тайги нас решил только напугать. Но ещё минут десять  мы слышали его грозный голос.
***
На этом наши приключения,  в этот день,  не закончились. Самое главное было ещё впереди. Часа два, после встречи с медведем, мы плыли относительно спокойно. Несколько раз сталкивались с затопленными деревьями, но каждый раз плот, остановившись на несколько секунд, плавно разворачивался вокруг ствола и, сделав круг почёта, плавно продолжал  своё движение вниз по реке, к Койнасу.  Выплывая из-за очередного  поворота в залив, я увидел метрах в семидесяти от нас затопленную и довольно толстую сосну. Согнувшись вершиной к нам навстречу, и касаясь ею воды, она своими обломанными  и острыми  ветками, представляла для нас серьёзную угрозу. Я, в сотый  уже раз за день,  стал отталкиваться шестом от берега, пытаясь увести плот от столкновения. Но свальное течение и глубина реки в этом месте, делали все мои усилия бесполезными. Вдобавок ко всему течение здесь было очень быстрое,  и мощный поток воды  нёс нас прямо на дерево. Нам оставалось только крепче схватиться за верёвки, которыми был опутан плот и, лёжа на нём, чтобы обезопасить себя от веток сосны, ждать дальнейшего развития событий. Ударившись с разгона о дерево, плот вздрогнул, замер на секунду - другую и, вдруг стал подниматься по сосне  передней кромкой, вверх.  Задняя часть плота стала погружаться в воду, а мощный поток воды всё поднимал и поднимал плот выше и выше. В воду полетели все вещи, которые были разложены на нём. Крепко держась одной рукой за верёвку, я другой  рукой изо всех сил стал удерживать – прижимать к плоту жену, которая стала соскальзывать в воду. Страха не было, в голове была одна мысль: если плот опрокинется на нас, нужно нырнуть поглубже и, не выпуская  жену из рук,  выплыть  с ней на поверхность подальше от него. До берега было  не больше десяти метров. Уверенность в действиях мне придавала учёба в пединституте, на факультете физического воспитания – где мы, студенты, отрабатывали навыки спасения тонущих людей и где нас научили нырять и плавать всеми спортивными способами. Плот, поднявшись почти вертикально, как-бы задумался на несколько долгих секунд – переворачиваться или нет. А затем его стало разворачивать боком,  и он плавненько опустился на воду. Впереди, метрах в четырёх от нас плыли шест и рюкзаки. Рюкзаки прямо на глазах оседали в воду, и медлить было нельзя. Изо всех сил подгребая руками, как вёслами, я сумел догнать их и, уже доставая их из толщи воды, поднял на плот. Точно так же я догнал, а потом и поднял шест. Отдохнув от пережитого, мы стали подсчитывать убытки, которые понесли при столкновении с деревом. Продукты, лежащие на плоту, а также топор, мои кеды и банка с червями для рыбной ловли, кое -что несущественное из одежды – всё это поглотила Мезень. После этого, моя Маша сказала мне, что дальше она на плоту не поплывёт и, чтобы я немедленно направил плот к берегу. Понимая, что возражать ей сейчас бесполезно, я быстро выполнил приказ.