Первоклассный концерт

Эрик Аспиров
     Не знаю, как сейчас, раньше, когда мы учились в школе, в моде были конкурсы художественной самодеятельности. Сначала они проходили среди младших классов, затем – среди старших, затем – общешкольные, затем – районные, зональные и так далее. Мне посчастливилось поучаствовать в таких конкурсах несколько раз, пока учился в школе, но больше запомнился самый первый из них в первом классе, о чем и хочу рассказать вам тоже.

     Состоялся тот концерт в нашем сельском клубе. Ведущей назначили Сафиуллину Альфину*. Она никогда не волновалась, выходя на сцену, и имела громкий зычный голос. Что такое микрофон, мы тогда не знали.

     Альфина объявляла номера примерно так:
     - Выступает хор мальчиков из двух человек. Песня: «Сыновья уходили на войну». Поют: Лукманов и Гиндуллин.
     - Выступает хор мальчиков из трех человек. Песня: «Шаймуратов Генерал». Поют: Халиков Фангат, Халиков Рифкат и Мустафин Фарит.

     Да, мы тогда, в силу своего возраста и патриотического настроя в целом по стране, пели больше про войну, через которую прошли отцы половины моих одноклассников. На другие темы, в том числе про любовь, мог себе позволить петь только Кашапов Рафинад – наш деревенский соловей. Стоило ему запеть:
                «Когда заалеет закат,
                Когда старики спят,
                Милая, приходи в сад,
                Со мной поворковать». –
у меня всегда по коже заползали мурашки.

     Петь мы любили все, но не у всех это получалось. У кого совсем не получалось, рассказывали стихи.
     Альфина их объявляла так:
     - Стихотворение Гарифьяновой, читает Маяков… Ой!.. Стихотворение Маяковского, читает Гарифьянова  Дамира.

     Но самым большим искусством конкретно в нашем 1-м классе считалось умение плясать. Этим искусством владели только две или три девочки в классе, а мальчиков, способных  что-то сплясать, среди нас вообще не было. Такой номер Альфина объявляла особенно громко и торжественно:
     - Татарская народная пляска! Исполняет Килимбетова Фая!

     После этого на сцену выплывает сама Фая. Рот у нее до ушей от сознания того, что настала ее очередь блеснуть на сцене. На ней коричневое школьное платье и черный школьный фартук, на которых издалека видны несколько белых волосинок от гусиного пуха. Когда Фая начинает быстро двигаться, пушинки тоже начинают шевелиться, как бы участвуя в процессе. Сама пляска проста и незатейлива: круг по сцене, вращение вокруг себя  и топот на месте. Главное, попасть топотом в такт музыке и начинать круги с началом нового куплета. Но Фая не особо заморачивается на этом: нарезает круги и топочет  по собственному наитию;  хотя гармонист пытается помочь ей, играя тише в конце куплета, и громче – в начале каждого.

     Так продолжается одна минута… Две...  Три…  Круг – вокруг себя – топот… Круг - вокруг себя - топот... Зрители в зале начинают тихо посмеиваться  и аплодировать под гармошку. Но Фая по-прежнему невозмутима и продолжает:  круг – вокруг себя – топот…
     Через пять минут гармонист  пытается намекнуть ей, что пора уже уходить со сцены, добавляя в конце каждого куплета торжественные финальные аккорды, которые уловил бы даже глуховатый цирковой медведь, изображающий танец за угощения. Но наша Фая продолжает нарезать круги по сцене.

     Тут из-за кулис вмешивается классная руководительница:
     - Доченька, хватит, выходи!
     Фая смотрит на учительницу ясными голубыми глазами и… уходит на новый круг…

     Первым не выдерживает  гармонист – он просто перестает играть. Но Фая продолжает плясать, уже чисто под аплодисменты зрителей. Учительница на нее шикает, грозя ей самыми страшными школьными  карами.
     … Фая продолжает плясать и купаться в лучах зрительской славы.

     Спасает положение та же Альфина. Она выходит на сцену и уводит неутомимую плясунью за руку.
     В зале громкие овации, крики восторга – все требуют продолжения пляски. Из-за шума минут пять-шесть еще Альфина не может объявить следующий номер. Все это время классная руководительница удерживает Фаю в своих цепких объятиях и говорит ей вкрадчиво:
     - Килимбетова, я тебе поставлю «пять» по пению, только не выходи больше на сцену!

     Несмотря на оглушительный успех, татарская пляска Фаи не прошла в следующий тур – общешкольный заключительный концерт.  А вот скучнейшее стихотворение  про паспорт  в исполнении Дамиры – прошло!..

     Несправедливость есть даже в первом классе.


     * Имена и фамилии некоторых моих одноклассников могут не совпадать с настоящими.