Страна бедняков или черная армия земли

Романов Евгений
Читая пожелтевшие страницы Воронежской коммуны 20 – х. годов, удивляешься размахом революционных преобразований в Воронежской губернии, как писал Андрей Платонов «ураган работ… высшая степень дисциплины, работоспособности, инициати-вы и способности ориентироваться в сложной общественной обстановке».

Вернувшись с гражданской войны с пламенными надеждами и чистой верой пролетарский романтик Андрей Платонов (Климентов) активно вступил в начале 20 - х годов в революционные преобразований Воронежской губернии. Его герои - это люди, проливавшие кровь за революцию на полях гражданской войны, которые хотят построить «новый мир». И начинать светлую жизнь, для себя и своих детей они начнут с «котлова-на». Он искренне верил в то, что весь мир вращается вокруг него, словами его героя Вогулова из фантазии «Потомки солца» начал заниматься «перестройкой земного шара». Литература, электрификация, гидрофикация всей страны для него началась в Воронежской губернии.
Гражданская война еще не закончилась, но на воронежскую землю обрушилась за-суха и голод, как писал Андрей Платонов в 1921 году в «Нашей газете»: «Засуха - зияю-щая рана земли, ее можно победить знанием, силою мозга, напряжением. Для борьбы с засухой необходимо создать армии работников». 
Почти два года была засуха и голод. Мало того на поля налетела саранча.
В «Ювенальном море» он писал: «Людям хотелось начать жить по - новому спо-койной мирной жизнью, но не получалось. Трудно нам, но трогательно в сердце: хлеба вот мало, черного чёрта! Смотрю, понимаешь, на хлеб – и вижу в нем кулака: лежит тем-ное глупое тело и пахнет теплым навозом. Сволочь, а не пища! А революция голодает! Вот идиотизм деревянной жизни!.. Ну, ступай, дай я бандитизмом займусь».
В губернии был разгул бандитизма и крестьянские восстания. В Богучарском уезде банды Вараввы, Колесникова, Курочкина, Чекуши грабят народ, убивают активистов, бедная разрушенная страна, но Платонова больше тревожит электрификация, воронеж-ский чернозем и наступающие пески «Богучарской сахары».
В декабре 1921 года через газету «Наша газета» Андрей Платонов призывает: «Мы оторвем людей от их повседневной будничной работы и бросим всех на героический праздник труда - на фронт зноя, на фронт смерти … Мы проведем миллионные мобилиза-ции и создадим Черную армию земли, машины, плуга и насоса против желтых армий су-ховея и знойного песка.  Все второстепенные занятия, всякая работа, не прямо относящая-ся к добыче хлеба, всякое искусство, театры, торговля должны быть остановлены, люди с них должны быть насильно переброшены на черную землю к борьбе за влагу с безоблач-ным небом». Это вовсе не означало, что культуру, театры нужно остановить, он призывал их использовать во благо «Черной армии земли». Подтверждение этому сообщение в «Во-ронежской коммуне» за 1922 год статья «Интересный вечер журналистов»: «Помимо ли-тературных и музыкальных номеров будет демонстрироваться с пояснениями т. Платоно-ва машина для орошения, модель которой сделана губернской комиссией по гидрофика-ции».
14 января 1922 года Андрей Платонов выступил на заседании губернского эконо-мического совета с докладом о гидрофикации, там же была создана чрезвычайная комис-сия по борьбе с засухой, получившая краткое название Губземчека. Как писал Андрей Платонов: «губернский боевой штаб сельскохозяйственного фронта, созданный против расплясавшихся смертельно опасных стихий, грозящих сплошным истреблением рус-ского народа и революции».
В Российском государственном архиве экономики хранится доклад в Наркомзем  инспектора общественных работ А.А. Прозорова, который он представил после общения с А.П. Платоновым на Богучарской земле. В нем он уделяет значительное внимание дея-тельности по разукрупнению сел на юго-востоке Воронежской губернии и в качестве примера приводит интересные мысли и цифры: «Основным направлением землеустройства здесь <в Богучарском уезде> является расселение многодворных селений на поселки – для устройства же последних необходимо обводнение. Устройство прудов, таким образом, производилось по землеустроительным планам, и при осмотре прудов я уже видел на одном из них, как вокруг пруда велись работы по постройке хат для нового поселка. Для характеристики экономического значения произведенных работ мне удалось в Богучарском УЗО подобрать любопытные статистические сведения относительно одной из волостей Богучарского у., которые прилагаю при настоящем докладе. Старо - Меловатская волость, лежащая в середине Богучарского у., насчитывает всего 5 селений, из которых 2 больших тянутся вдоль реки, остальные же 3 расположены у прудов. Анализ этих статистических сведений показывает, что общая площадь засева в больших селениях составляет 2,96 дес. на двор, в селениях же меньших на двор приходится 3,44 дес. засева. Погибшая площадь засева в больших селениях составляет 52%, в малых же селениях всего 34%. Наконец урожайность главнейшей культуры - ржи в 1924 г.  в больших селениях в среднем была в 2 п. с десятины, в малых же - 4,5 п. с дес. Эти данные относятся к неурожайному 1924 г.- но из них можно сделать некоторые выводы - в больших селениях засевается меньше и обработка полей ведется хуже, чем в малых. Очевидно, что, когда поля находятся на 15-20 верст расстояния от села и засеваются меньше, крестьянин лишен возможности достаточно внимательно заботиться о поле и применять более совершенные способы обработки, что, конечно, неминуемо сказывается на урожае» 
В Богучарском уезде в ярах начали сооружать плотины, а удаленных селах и хуто-рах от реки Богучарки сооружены десятки каменных и деревянных колодцев. К общест-венным работам было привлечены десятки тысяч людей. Восстанавливали мосты, мости-ли дороги, в народе называлась «каменка». Работали в основном женщины и молодежь.
Как правило, кто - то выделял подводу с лошадьми, на ней подвозили камень из ближайших карьеров. Все работы велись под руководством и инспектированием трех профессоров.
Вопросы обводнения инспектировали: Рутцен А.Н заведующим техническим отде-лом Воронежского губернского СНХ (бывший депутат в Государственной думы I созыва избран в 1906 году – Е.Р.), осушением занимался Дубах А.Д. заведующий кафедрой сель-скохозяйственной мелиорации Воронежского сельскохозяйственного института, а вот гидрогеологией Дубянский А.А. – будущий член - корреспондент Академии Наук Укра-инской ССР, лауреат Ленинской премии.
Почти два года напряженного труда и в богучарском уезде появились пруды у сел: Дьяченково «Котлован» (далее приводятся современные названия прудов – Е.Р.), Свобода «Гадючанский», Луговое «Солонцы» и «Четвертый яр»,  Шуриновка «Шуринян-ский» и «Прогрессянский», Медово «Копани», Криница «Васильевский», западнее пос. Дубрава «Белый», а так же у хуторов Барсуки, Сармин, Веселый, Высокий, у поселка КИМ и многие другие.
Географически произведения Андрея Платонова часто привязаны к тем местам, где он оставил частичку своего труда и души. Так было с «Чевенгуром» в котором по моему, зашифровано слов Богучар. Нет сомнения в том, что и «Котлован» написанный Платоно-вым в 1930 году очень напоминает село Дьяченково. Взять хотя бы пару фраз «вдалеке электрическое освещение города» или фактов. Как раз в это время велось строительство чугунолитейного завода в г. Богучар. В «Котловане» кулаки убивают двух руководящих работников — Сафронова и Козлова. Действительно 25 января 1925 г  на пути из Богучара в Верхний Мамон у села Осетровка были убиты начальник Богучарской уездной милиции Маслова Т.А и уполномоченного губсуда Овчарова М.С. (Похоронены под Памятником Героям гражданской войны  в городском парке г. Богучара - Е.Р.)
Упоминается так же «колхоз имени Генеральной Линии». В с. Дьяченково название колхоза «Путь коммунизма», созданного в декабре 1929 года.
Электрификация Богучарского уезда то же проходила при непосредственном уча-стии Андрея Платонова. В марте 1924 года как сообщала «Воронежская коммуна» в статье А.П. Платонова «Электростанция памяти В.И. Ленина»: «На совещании представителей местных организация: Общества сельхоз кредита Среднечерноземной области, Губплана, ГубЗУ, Всеработземлееса, ГСНХ, коопретивных организаций, банков, было принято решение об увековечении памяти В.И. Ленина строительством в городе Богучаре электростанции «на средства, которые должны быть собраны с организаций, принимавших участие в этом совещании».  Электростанцию расположили в здании, построенном еще в начале XX века на ул. Ленина дом 30. К кон¬цу 1924 г. в здание электростанции ус¬тановили два генератора, доставленных из Англии. Окончательно электростанция им. В.И. Ленина введена в эксплуатацию в 1925 году. В планах Андрея Платонова была и постройка гидроэлектростанции на реке Дон в Богучарском уезде.
На высоком берегу реки Дона у хутора Ольхов (Казьменков) и села Грушовое из жителей села было создано мелиоративное товарищество, были установлены гидромаши-ны подающие воду, здесь же вырыто два мелиоративных пруда под названием «Котлова-н» и колодец, который сохранился до наших дней. Уже в конце 20 – х годов жители ху-тора в благодарность за свой труд присвоили имя Андрея Платонова мелиоративному товариществу. Такой чести он был удостоен и мелиоративным товариществом с. Лысо-горка, где на улице Радченко до сих пор сохранились два платоновских колодца.
Черная армия земли и главнокомандующий ее Андрей Платонов, самоотверженно трудились и результаты были ошеломляющие. Уже к ноябрю 1924 года в Богучарском уезде, как сообщалось Андреем Платоновым в статье «Мелиоративные работы в нашей губернии», под нашим техническим руководством население «соорудило 55 плотин (пру-дов) 40 из которых уже закончены…. Преступлено к устройству 150 колодцев, не менее 20 процентов из этого количества будут бетонные, остальные каменные и деревянные. Рабочей силы по 9 ноября пропущено через работы: пешей - 336 882 человеко - дней (из них 80 процентов женщин), конной (подвод) - 105 436 коне -дней; всего - 442 308; вручено населению в виде зарплаты - 388 022 р. (по 9 ноября)».  Лето 1924 года Богучарский уезд сильно пострадал  от засухи.
Телеграммы Наркомат земледелия главнокомандующего армии Черной земли вы-глядели как донесения с поля битвы: «По полученным 22 <октября> (1924 года - Е.Р.) не-полным сведениям работы идут Богучарском <уезде> новых прудов 32, ремонт 26, колод-цев 1, пеших 2726, конных 965».
Денег на обводнительные работы не хватало. Наркомат требовал сократить количество прудов и колодцев. 9 октября 1924 года газета «Воронежская коммуна» сообщала: «Наркомзем предложил Воронежскому ГубЗУ сократить обводнительные работы и усилить осушительные, для чего изменить весь план общественно-мелиоративных работ». Андрей Платонов едет в Москву и добивается «старый план не изменять». 
Но уже через год проблема нехватки денег даже на зарплату возникает снова. Дос-таточно сказать, что задолженность по оплате работ в Богучарском и Верхнемамонском уезде достигла четырех месяцев.
В письме от 3 апреля 1925 года  в Наркомат А.П. Платонов пишет: «Работать нау-чились здорово. Прикажите, что угодно сделаем. Я проповедую машинное орошение на больших площадях (в местной прессе). Необходимо, чтобы начавшаяся героическая эпоха мелиораций не прекратилась жалким образом. Тогда хоть самоубийством кончай. Что нам тут делать?» Снова поездка в Москву и опять победа. В Управмелиозем пришел запрос по поводу (Воронежской губернии). А.П. Платонов сообщает: «Задолженность вся по Бо-гуч<арскому> у<езду> ликвидирована. Задолженность произошла вследствие опережения производством работ плана финансирования». Всего в Воронежской губернии под руко-водством А.П. Платонова было «построено 763 пруда, 315 шахтных колодцев, 16 трубча-тых колодцев, осушено 7600 десятин заболоченной земли.
Андрей Платонов личность многогранная. Ведь его революционные преобразова-ния, это не только дать людям воду, электричество. Планы были грандиозные. В своем очерке «Страна бедняков», в 1925 году, поднимает очень важные и большие задачи Воро-нежской области: «Почва у нас хороша, но то, что под почвой, – еще лучше. Вот, занима-ясь не только почвой, но и “подпочвой”, найдя правильное, оптимальное соотношение между с.х. и промышленностью, можно не только вывести область из ее дикого, нищего, заколдованного состояния, но и пустить впереди бури растущих производительных сил республики. Черноземная область как район возможной промышленности еще малоот-крытая страна. Но ясно, для фундамента ее роста и благополучия одна почва тонка, нужны недра».
В предварительных набросках «Страны Бедняков» были подняты злободневны проблемы, которые актуальны и в наше время. У нас есть агрономические руды - фосфо-риты. Огромные запасы. У нас есть цементные мергели, по химическому составу выше знаменитых новороссийских, причем, возможно, благодаря этому природному составу мергелей, даже кустарное производство цемента. Вблизи станции Подгорная ЮВЖД (Во-ронежская губерния) цементных мергелей залегает сотни миллионов тонн. Здесь возмож-но крупнейшее производство цемента, и он будет дешевле новороссийского и вольского цемента, потому что его производство будет ближе к промышленным центрам республи-ки. У нас есть огнеупорные глины (знаменитая латнинская глина) и фарфоровые глины в Богучарском уезде. У нас возможно крупное сахарное производство, и к этому область уже переходит, с каждым годом увеличивая площадь свеклы и пуская старые заводы. У нас неисчислимо много добра в земле, запасенного про нас солнцем и веками».
К 1931 году комиссия во главе с геологом Дубянским А.А. установила: «Из полез-ных ископаемых установлены каменный уголь, пока непромышленный слой, гранит, ок-рестные глины (в Дубовиково), кирпичные гончарные и фарфорофаянсовые глины (Филоново, Монастырщина, Залиман, Сухой Донец), высокосортный булыжник (карьеры Абросимово, Дьяченково)». Кстати Дубянский А.А. уроженец слободы Старая Криуша Богучарского уезда в последствии исследовал и открыл белогорскую минеральную воду. Именно благодаря работам Дубянского А.А., Лепорского Н.И., Кудрявцева А.И. и Несте-рова В.С., было получено заключению комиссии Минздрава РФСР в 1958 году, что  вода «Белая Горка» является близким аналогом знаменитой воды «Баден-Баден» в Германии.
Многие проблемы в 30 – е годы XX века в Богучарском районе были решены. Были построены чугунолитейный в г. Богучар и два кирпичных завода в селах Залиман и Твердохлебовка, которые обеспечивали дешевым кирпичом не только Воронежскую об-ласть.
На западной окраине города добывали мергель и построили известковый завод, за-тем и цементный завод, черепичную мастерскую и конечно стали выращивать сахарную свеклу.
Было остановлено продвижение подвижных оголенных дюн у сел Подколодновка, Журавка и Старо – Толучеево и спасены плодородные почвы. Богучарцы уже забыли о том, что в конце XIX века песчаная мгла закрывала солнце когда начинал дуть «афганец» - ветер, приносивший сушь из калмыцких степей.
Многие пруды Богучарского района радуют и сейчас, но только рыбаков, многие пропали вместе с хуторами. В конце XX и начале XXI века мелиорация «сошла на нет», но как писал Андрей Платонов «через десять или двадцать лет другой инженер» с «черной армией земли» и возродит задуманное пролетарским романтиком.

Р.S. Судьба Андрея Платонова сложилась трагически, как и многих его героев. В своем произведении «Котлован» он как бы подводит итог своего труда по построению нового мира мыслями своего героя Прушевского: «Вот он выдумал единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом; через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом. Через десять или двадцать лет другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли».
Тысячи прудов, колодцы, осушение болот, электричество не это оказалось глав-ным. Герой «Котлована» Вощев вместе с Андреем Платоновым в начале 30 – годов XX столетия думал уже по - другому: «он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на све-те, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем?» Однозначно, в этом пророчество писателя ведь детство принято связывать с идеей будущего.
Андрей Платонов не просто писатель, а писатель – философ, писатель – порок. По - разному можно трактовать смысловой шифр произведений писателя. Понимаю так, что не стало у Платонова его мечты «маленького верного человека» и не построить «монументальный новый дом», народу не будет мира и не спасти от жажды и голода, не зажечь электричества, если его нет «в детском чувстве и в убежденном впечатлении».

Евгений Романов.

  Газета «Наша газета», Воронеж, 25 ноября 1921 г. , № 47, С. 3 .
  Российский государственный архив экономики (РГАЭ), ф . 478. оп. 7, ед. хр. 3388, л . 60 - 6 1; доклад от 10 мая 1925 г.
  Газета «Воронежская коммуна», Воронеж, 1 марта 1924 г, № 50, С. 4.
  Корниенко Н. В. Андрей Платонов. Сочинения,  Москва, 2004 , С. 275.
  Журнал «Московский журнал», Статья Антоновой Е. В.  «Москва Андрея Платонова», август 1999 г. №8.
  Корниенко Н. В. Андрей Платонов. Сочинения,  Москва, 2004, С. 288.