Родительское собрание

Наталья Чернавская
   
   Когда мой старый ноут окончательно сломался, дочка подарила мне планшет с безпроводной клавиатурой. С одной стороны - удобно, если клавиатура не нужна - планшет компактней.

  С другой стороны - нет редакторской программы. Зато  не тащишь с работы домой служебные проблемы.

   На служебном компьютере есть все "болванки" для служебных бумаг, там их и строчишь. 

    Это я к тому, что ничего в планшете не сохранилось, осталось на службе, пишу по памяти, один сюжет никак нейдёт из головы.

    Когда в сельской школе работала социальным педагогом/психологом, то  Бог меня миловал, приходилось общаться с родителями, но по отдельности, на родительском собрании ни разу не была и не выступала.

    А когда в городском саду вышла на работу психологом, то сместились мои обязанности. Хоть и приходилось в основном теми же сопами (детьми в социально-опасном положении) заниматься, но методист предупредила меня, что я должна и с воспитателями, и с родителями "проводить работу".

   А это самая трудная часть работы любого педагога. С детьми проще найти общий язык, чем с их родителями. Но делать нечего. Поначалу всё гладко шло, никаких собраний, по отдельности разбиралась с особо тяжёлыми случаями.

   У одной мамочки ситуация была такая: из деревни, её мать пьющая, девочка в интернате воспитывалась, но почему-то никакого социального жилья не получила, осталась прописанной у мамы в деревне.

   Сошлась в городе с парнем, родила от него, не расписываясь, потом он погиб, и она осталась с ребёнком одна. Работала и снимала жильё, в сад ребёнка не отдавала, просила сестру смотреть, а у той свои дела, она его одного бросала, ребёнка забрали в приют.

   В процессе выяснилось, что мать к ребёнку привязана, регулярно навещала его в приюте, и, чтобы не разлучать их, опека приняла соломоново решение, уговорила бабушку по погибшему отцу ребёнка взять их к себе.

   Бабушка согласилась при условии, что "невестка" будет полностью отдавать ей пособие по потере кормильца (её сына), опека на это глаза закрыла.

   На момент нашего знакомства мама с сыном от этой бабушки ушли и жили у знакомой. Мальчику шёл пятый год, он не говорил. Пообщавшись с мамой, я поняла, что помочь им можно: ребёнка мы перевели в логопедическую группу в спецсад, а маме через профком её предприятия выделили по моему (от детского сада) ходатайству  комнату в общежитии.

  Потом я встречала их в городе, по словам мамы, всё у них налаживалось. 

  Этот случай вдохновил меня, с энтузиазмом принялась уговаривать и других мам в логопедический сад неговорящих детей переводить, пока там есть места в группах.

   Но не тут-то было. Одну только уговорила, да и то - благодаря бабушке, бабушка согласилась туда ребёнка возить, она в основном и занималась внуком.

   На остальных мои уговоры не действовали, нет, им неудобно возить туда детей. Спасибо за внимание, но мы сами свои проблемы решим. Сами - так сами. Неговорящие дети не только в социально опасном положении бывают, есть во вполне с виду благополучных семьях, а мне хватало с сопами забот. Просто в саду не было логопеда, вот я и влезла в её сферу.

    Одного мальчика до меня отобрали у мамы - отдали бабушке. Папки с его делом полшкафа занимали. Сошлись молодые, родили мальчика. И даже - о, чудо! - по такому случаю зарегистрировали брак.

   Но потом то папа запьёт, то мама, оба винят другого, развод и девичья фамилия. У мамы ребёнка довольно быстро отобрали по настоянию папы, но, удовлетворив самолюбие, он своими делами занялся, так что скоро и у него отобрали ребёнка и отдали бабушке по отцу (мамина мама пьющая, ей не до внука).

   А у этой бабушки тоже проблема - дедушка пьющий... На момент нашего знакомства бабушка с внуком проживала у своих родителей, поскольку дедушка как раз запил. С бабушкой я поговорила в саду, но опека требовала и дома у них с инспекцией побывать, так что пришлось мне отправиться в прабабушке с прадедушкой в гости.

   Встретили они меня любезно, обычная квартира в многожтажке, прабабушка в одной комнате перед ноутбуком, прадедушка в другой перед телевизором, бабушка на работе, ребёнок в саду. Когда я всё, что положено, записала в протоколе посещения, прабабушка мне говорит:

  - Вы так хорошо объясняете, сходите к нашему зятю, поувещевайте его (я им объяснила, что и у бабушки могут отобрать внука, поскольку государство бабушке опекунское пособие не для того платит, чтобы дедушка пропивал).

  - Нет уж, - говорю, - сами его увещевайте, моё дело - до опекуна, то бишь бабушки, донести позицию государства. И внуку своему передайте, как у него дела-то?

   Оказалось, давно другая семья и там ребёнок, этим не интересуется, "обиделся, что лишили родительских прав". А мама ребёнка и вовсе незнамо где, у неё как у сироты было социальное жильё, но в последнее время там только её очередной сожитель находился.

   В деле отражено, как мои предшественницы бились с этой мамой, сама интернатская, она понятия не имела, что делать с ребёнком после рождения, уж и такие, и сякие с ней проводили инструктажи - всё равно бросала его и уходила то среди ночи, то среди бела дня...

   Была ещё семья, у которой перед моим появлением в саду отобрали троих детей мал мала меньше, один новорожденный (мама с пособия по нему и загуляла).

   Я наблюдала и эту маму в соответствии с должностными обязанностями. Раз в месяц в райисполкоме комиссия по делам несовершеннолетних обязана была рассматривать их ситуацию, на первом при мне заседании мама слёзно просила отдать детей, и я подумала: что за безсердечные люди в комиссии.

    Но после того, как мама вышла за дверь, они мне объяснили свою позицию. По Декрету №18 Президента РБ такие мамы обязаны трудоустраиваться и выплачивать из заработка алименты на содержание детей в приёмной семье или приюте, так вот устроиться она устроилась, но ни разу зарплаты пока не получала, вот как только первую получит И (ЕСЛИ) НЕ ПРОПЬЁТ, - вернут ей её детей. На первый раз. А вот если всё-таки потом с детского пособия она запьёт (ведь когда детей вернут - вернут и пособие, работать уже не надо будет) - тогда заберут и прав родительских лишат.

   Ну и теперь про родительское собрание. Это в последний день моей работы было. Я не думала, что так быстро всё закончится, но, пока заведующая была в отпуске, у меня собственный ребёнок в реанимацию попал, и тут оказалось, что когда ребёнок в больнице - маме больничный не дают, дескать, там есть кому за ним смотреть.

   Но какая работа! Я позвонила и.о. домой и договорилась с ней, что задним числом напишу за свой счёт заявление на эти дни, сейчас даже написать не могу приехать, не до того.

   Было подозрение на менингит, спинномозговую пункцию делали. Подозрение не подтвердилось, пункцию мы пережили благополучно, температура спала, выписали нас домой, в понедельник собрала я ребёнка в школу, хотела следом и сама на службу -  а ноги не идут, слабость и в глазах темно.

  Никуда не пошла, вызвала врача, та осмотрела меня и говорит:

  - Ничего не понимаю, сдайте кровь из вены, там её сразу посмотрят и разберутся, что с Вами делать.

   Делать нечего, поплелась кровь сдавать, потом домой (не сразу готов результат), так и вечер наступил, поехали вечером на такси, и врач мне говорит:

  - Надо ложиться в инфекционное отделение, картина неясная, там Вас на всякий случай прокапают.

  - А ребёнка куда?

    Врач на меня посмотрел с укоризной, дескать, мало мне своих проблем. Я его взгляд поняла и написала отказ от госпитализации. Тут ребёнок стал жаловаться, что снова болит голова. Господи, помилуй!

    Заехали мы в детскую больницу (там рядом всё), в приёмной сделали нам укол, и поехали домой, утро  вечера мудренее.

    Наутро отвела сына к неврологу и взяла освобождение от школы, пока не съездим на консультацию в областную больницу, потом озаботилась своими делами. Вроде полегче, передвигаться могу.

   Завезла ребёнка домой и поехала на работу. А там заведующая вышла из отпуска и как набросится на меня:

- Никто так не делает, у всех дети!

   Оказывается, без меня случилось чп, один папаша скандалил, мама вызвала милицию, ребёнка у них не забрали, но ситуация сложная, не раз пришлось туда ходить  самой заведующей, а у неё своих забот хватает, это мои обязанности...

    Ну я и написала заявление. Не потому, что не люблю, когда меня отчитывают (кто это любит?), а просто нужно было на консультацию везти ребёнка, и там нам предложили госпитализацию (что я и предчувствовала), ну так что ж, своего бросить одного в больнице и чужими, алкоголиков, детьми заниматься?

    Когда заведующая подписала моё заявление, и я сидела-строчила, добивала какие-то бумаги, подходит ко мне молоденькая воспитательница и просит провести родительское собрание в её группе.

   Я с умилением на неё посмотрела, это хорошо, думаю, что теперь мне уже нечего бояться (перед этим администрация всё просила меня не портить отношения с родителями, потому что клиент всегда прав).

   Группа была выпускная и, поговорив о выпускном (в октябре месяце!), что, дескать, может лучше постепенно деньги собирать, сумма-то большая, воспитательница предоставила мне слово.

   - Вам,- говорит,- специалист объяснит, как подготовить детей к школе.

    А я уже имела дело с некоторыми детьми из этой группы и с одним папой успела провести воспитательную беседу. В каждом саду обычно есть, кроме психолога, логопед, если на одну ставку - 24 ребёнка набирает.

    Остальные ждут своей очереди, кто не успел, тот опоздал. В нашем саду гораздо больше детей нуждались в логопеде, но проблема была в том, что логопеда как такового в тот момент вообще не было, и пока я как психолог смотрела по прошлогоднему списку детей, чтобы, возможно, кого-то отчислить и освободить место для самых неговорящих.

    В том числе и из этой группы посмотрела мальчика: букв не знает, цифр не знает, говорит плохо для своего возраста, попросила нарисовать мне что-нибудь - монстров каких-то нарисовал. Спросила, что это?

  - А это они ограбили банк, купят оружие и будут всех убивать.

   Ну я и попросила воспитательницу, чтобы заглянул ко мне тот, кто придёт за ним, пришёл папа. Посмотрел рисунок, выслушал меня и посмотрел снисходительно.

  - Это у него игра такая на планшете, играет ребёнок...

  - Так заберите у него планшет, книжки с ним читайте! Или мультики хотя бы смотрите, добрые, он у Вас даже Винни-Пуха не знает!

   Тут папа умильно улыбнулся и сказал, что сам любит Винна-Пуха, но это отстой, а отберёшь планшет - у соседского мальчика есть, будут на том играть.

   Так и расстались. Правда, на собрание этот папа не пришёл, хотя была парочка пап. Я искренно удивилась, думала, ни одного не будет.

    - Дорогие,- говорю, - родители!
Посмотрите по сторонам, что Вы видите в группе? Видите ли Вы здесь телевизор? Не видите? И компьютера не видите? А что видите? Игровую зону, зону для занятий и еды, спальню, а за окном - игровую площадку? Так вот, запомните, что вся та гадость, которая есть в душах и головах Ваших детей, не в саду туда попадает, а дома.


   Воспитательница испуганно на меня посмотрела, но я уверенно продолжала.

  - Вы хотите, чтобы ваши дети хорошо учились в школе? Тогда выбросьте телевизор, заберите у них  смартфоны и планшеты и читайте вы, именно вы, с ними дома хорошие детские книжки. У воспитательницы их 25, она-то проведёт все положенные по программе занятия, но основная ответственность за воспитание и нормальное развитие на вас лежит и никто за вас развивать, учить ваших детей говорить, готовить их к школе и жизни НЕ БУДЕТ!

   Воспитательница порозовела, молодые родители потупились, но обрела дар речи и подала голос явившаяся на собрание бабушка:

   - Да Вы знаете, как им, родителям, теперь приходится крутиться, некогда заниматься детьми!

    - Ну так вы, бабушка, занимайтесь! - парировала я.

    - Мне тоже некогда...

  Ну, дальше можно было не продолжать, если бы и до прабабушки дело дошло, ей тоже некогда, когда сериалы смотреть, если ребёнком заняться...

    Но я всё-таки долбила своё.

    - Ребёнок должен воспитываться в лоне родной ему культуры. Начиная с потешек и колыбельных. Должен получить защиту, выработать иммунитет к чужеродному. Пусть это будет русская культура, пусть - белорусская, армянская (по фамилиям детей ориентируюсь), но своя, родная. Вот укрепится он - можно будет и чужеродное попробовать на зуб, но нельзя сразу погружать ребёнка в кислотную среду...


    Тут подал голос один из пап.

  - Да не хочу я в лоне родной культуры воспитывать своих детей, вот, репетитора, нанял, немецкому учу, уедем у Германию и будем жить как нормальные люди.

    Остальные родители молчали, задумчиво глядя в пол.

   И я растерялась. Заниматься им своими детьми некогда, отобрать планшет они не хотят, хотят жить как все НОРМАЛЬНЫЕ люди. А я перед ними распинаюсь. Хорошо хоть уволилась уже и не будет завтра меня отчитывать заведующая, если кто-то из них на меня пожалуется.

   Попрощалась и ушла. Навсегда из этого заведения. Воспитательницы об этом жалели, говорили, что хоть кто-то за них перед администрацией и родителями заступался.

   Но я не министр образования и даже не заведующая детским садом, хотя подозреваю, что тут и министр безсилен, если родителям родная культура не родная, то что можно сделать?

   Когда я на севере жила и в Госсовете Коми работала, то как-то вернулась из отпуска, проведённого в Беларуси, и в красках описала увиденное председательше одного комитета, потом она весь Госсовет возглавляла.

   Что мне всё понравилось: на улицах порядок, ходила с племянницей за ребёнком в сад и в детскую поликлинику - и там всё понравилось, везде чистота и порядок. Она меня слушала и кивала, вот бы, дескать, и у нас так. Сейчас сидит, многих там, в Коми, посадили.

   А толку-то? Всех не пересажаешь, у кого за душой никакого лона родной культуры! Тут что-то другое нужно, а что -  не знаю. Не буду больше на родительских собраниях выступать.