О так называемом антиисламизме Бродского

Римма Гумерова
 Егор Холмогоров в своей статье http://100knig.com/ утверждает , что   в стихотворении Бродского "Речь о пролитом молоке" (1967) наряду с другими звучит тема резкого антиисламизма поэта. Основанием для этого послужила строка : "Календарь Москвы заражён Кораном". Другой филолог Андрей Василевский  https://www.facebook.com/nm1925?fref=nf приводит в доказательство такого утверждения эссе Бродского"Путешествие в Стамбул".
 
 По моему мнению, ярлык антиисламиста к нему не приклеивается. Это скорее политеичный человек. Он заметил : "Политеизм - синоним демократии...Абсолютная власть синонимична единобожию...Непредвзятый человек политеичен" .

С этой позиции и изложены все его  мысли в этом замечательном эссе.  К примеру , хотя бы одна : " ...поведение молодого человека с автоматом на университетской башне не отличается от от иранского имама...или от тезиса Джугашвили " у нас незаменимых нет" ... общее для них —" антииндивидуалистическое ощущение , что человеческая жизнь ничто. ...отсутствие этого понимания - явление не сугубо восточное"

Конечно, есть, есть места в очерке , из - за которых и приклеили поэту этот ярлык ( да разве он у него  только этот !) Чего стоит сравнение отпечатка стопы Пророка с Йети! Но , дальше признание : мечети - свидетельства лиричности Ислама.Замечание , что "комплекс шатра ( о мечетях) - придавленность земле! намаза — перекликается с его же мыслью  "Нет больше противоречия, чем торжествующая Церковь".

 "всё в этой жизни переплетается, всё в сущности, есть узор ковра. Попираемого стопой."...


 Когда я говорила о политеизме поэта, исходила из его собственных рассуждений, весьма интересных,хотя и не бесспорных :" Я понимаю политеизм весьма простым -- и
поэтому, вероятно, ложным образом. Для меня это система духовного
существования, в которой любая форма человеческой деятельности, от рыбной
ловли до созерцания звездного неба, освящена специфическими божествами. Так
что индивидуум, при наличии определенной к тому воли или воображения, в
состоянии усмотреть в том, чем он занимается, метафизическую -- бесконечную
-- подоплеку. Тот или иной бог может, буде таковой каприз взбредет в его
кучевую голову, в любой момент посетить человека и на какой-то отрезок
времени в человека вселиться. Единственное, что от последнего требуется --
если таково его, человека, желание, -- это "очиститься", чтоб сделать этот
визит возможным. Процесс очищения (катарсиса) весьма разнообразен и носит
как индивидуальный (жертвоприношение, паломничество к священному месту, тот
или иной обет), так и массовый (театр, спортивное состязание) характер. Очаг
не отличается от амфитеатра, стадион от алтаря, кастрюля от статуи.
Подобное мироощущение возможно, я полагаю, только в условиях оседлости:
когда богу известен ваш адрес."