О дилетантах широкого профиля

Михаил Шаргородский
В одной из глав этой книги, я уже делал краткий разбор того, кто более нужен в этой жизни - специалист узкого профиля, или так называемые «дилетанты широкого профиля».
Фактически, я склонялся к определенной предпочтительности специалистов узкого профиля, в особенности в науке. Возвращаясь несколько раз к этому вопросу, у меня возникло желание сказать несколько слов в защиту дилетантов широкого профиля. Возьмем бытовую ситуацию.
У меня дома возникли вопросы, связанные с водопроводом. Пригласили сантехника. Он сделал все, что надо. Но в доме уже давно не делался ремонт, и стали всплывать другие вопросы. Прохудился пол на кухне. Он поправил, что надо, а затем настелил новый линолеум, избавив меня от необходимости искать соответствующего специалиста.
Дальше - больше. Он сделал у нас довольно сложное газовое отопление с индивидуальным газовым котлом. Переместил газовую плиту, с газопроводом. Когда я понял, что он и «швец, и жнец, и на дуде игрец», я просто сбросил на него все работы. Он провел электросеть, уложил, где надо, кафель, сделал на балконе два шкафа и выполнил много других работ. Причем делал все сам. Я просто был счастлив, что мне не надо было искать уйму других мастеров, материалы, и вычерчивать схемы выполнения работ. В последующем он выполнял у нас самые разнообразные нужные работы. Мы вообще перестали приглашать других мастеров для выполнения любого ремонтного дела, нужного в доме. Причем делал все довольно качественно.
Это был мастер, профессионал, универсал широкого профиля. Может ли для указанных целей сравниться с ним любой специалист узкого профиля?
Конечно, нет. Однако, к сожалению, среди мастеров по бытовым проблемам не так уж много специалистов широкого профиля. Надо по отдельности вызывать штукатурщика, маляра, плиточника, электрика и т.д. И что хуже всего, каждый последующий мастер критикует работу предыдущего. А бедный хозяин вынужден единолично со всем этим расхлебываться. Для него уже нет сомнения - какой специалист ему лучше подходит.
Очень много лет тому назад, вскорости после падения железного занавеса, в СССР приехал американец русского происхождения, по фамилии Терещенко. Он работал там в крупной консалтинговой фирме. Так вот на встрече со специалистами нашей республики, он рассказал, что один и тот же специалист из их фирмы может консультировать металлургический завод, сельскохозяйственную фирму, или роддом.
Мы не могли поверить. Воспитанные в условиях Советской власти, со строгим функциональным разграничением отраслей деятельности, мы не представляли себе, как специалист одного направления может консультировать совсем другое.
Однако гость объяснил нам, что их специалисты никогда не вмешиваются непосредственно в технологию производства, будучи уверенные в том, что местные специалисты знают ее лучше. Для консультанта металлургический завод, или роддом являются одинаковыми производствами, созданными для получения прибыли. Он выявляет на них общие принципы организации производства и управления, анализирует их, устанавливает недостатки, и готовит предложения по их устранению.
Не могу сказать, что все объяснения американца были нам тогда понятны. Но прошли годы, СССР распался, способ производства изменился, стала внедряться капиталистическая система, и здесь пришла пора вспоминать то, о чем нам говорили много лет назад.
Даже мне, опираясь на определенные знания общих принципов организации производства и управления, пришлось поработать, или консультировать самые несхожие между собой организации.
В качестве примера приведу одну ситуацию. Однажды довольно серьезные люди пригласили меня разобраться с деятельностью риэлтерской фирмы и подготовить рекомендации по повышению эффективности ее работы. Надо сказать, что никогда раньше я не сталкивался с подобными организациями, не совсем представлял себе организационные принципы ее работы и даже не знал применяемую ими терминологию. Встретили меня на фирме весьма враждебно, так что рассчитывать на помощь не приходилось
Вспомнив, чему учил нас Терещенко, я начал так, как будто нахожусь на предприятии, структура которого мне хорошо известна. Экономический анализ, это всегда «начало начал». Очень скоро я увидел диспропорции между оборотом, прибылью и численностью персонала в одном и другом году.
Ген. директору пришлось давать объяснения. Надо было менять гнев на милость, а это значит сотрудничать с гостем. Мне удалось понять причины и пружины убыточной работы, а отсюда до рекомендаций один шаг. Заказчики, являвшиеся учредителями фирмы, были очень довольны, они получили нужные им советы, и что было не менее важно для них, сбили гонор у руководителя одной из своих организаций.
Хотел бы сказать, что я далеко не самый лучший спец. по подобного рода вопросам. Но мне неоднократно приходилось быть свидетелем, когда менее знающие люди, опираясь на понимание общих принципов деятельности разных структур, могли выявлять и подсказывать более сведущим специалистам рекомендации по улучшению дел.
Мне кажется, что обсуждать вопрос в ключе: что лучше - специалист узкого профиля, либо дилетант широкого профиля, не совсем правильно.
Все зависит от конкретной ситуации.
Приведу еще один пример. В доме испортилась отопительная система. Пришли специалисты, разобрали котел, и другие узлы. Потом вдруг заявили, что у котла вышло из строя компьютерное устройство, а как его чинить, никто не знает. Оказывается, что на весь миллионный город, есть чуть ли не один специалист по этим делам. Поехали к нему. А у него очередь. Два дня ждали. Когда он выполнил нужную работу, возник вопрос, а почему такое положение, что только один человек умеет что-то делать. Нам объяснили, что эту аппаратуру делают на заводе-изготовителе. Она очень редко портится, и в пределах гарантии, в случае надобности, завод ее меняет. А ремонтных организаций на местах нет. Никто не заинтересован кого-либо учить, ломая монополию.
С моей точки зрения этот пример ясно показывает, что существуют такие ситуации, когда дилетанты широкого профиля вынуждены призывать на помощь специалистов узкого профиля.
Пытаясь анализировать различные отрасли деятельности, складывается такое мнение, что научно-исследовательские институты, лаборатории, конструкторские бюро, - целесообразно комплектовать в основном специалистами узкого профиля, немного «разбавляя» их дилетантами широкого профиля. Вероятно соотношение между ними могло бы быть 10: 2.
И наоборот, в области жилищно-коммунального хозяйства, на заводах и фабриках, выпускающих серийную продукцию, и многих других производствах, соотношение специалистов, вероятно, складывалось бы в обратной пропорции.
Разумеется, что все эти рассуждения носят сугубо дилетантский характер и призваны только для того, чтобы в какой-то степени дать первичное представление тем, кто еще только выбирает профессию.
Уже несколько лет я живу в селе. Здесь особенно заметна потребность в т. н. дилетантах широкого профиля. Семьи, где хозяин на все руки мастер, просто счастливы. Но таких в современном мире все меньше. Нынешнее поколение, если знает одно дело, уже очень гордится этим, а для всего другого вынуждено приглашать других мастеров, точно так, как делают это в городе.
В нашем селе более 300 дворов, а по-настоящему, специалист широкого профиля всего один. Я называю его Грузинским Кулибиным, и не устаю удивляться объему его прикладных знаний и умений. Если у других сельских специалистов, занятых в иных прикладных профессиях, возникают вопросы, они, не стесняясь, идут к нему за консультацией.
Я глубоко убежден, что будь на селе хотя бы в 10 раз больше специалистов подобного толка, очень сильно выиграло бы и село и люди.
Может быть в иных пропорциях, но я бы это утверждение распространил и на город.
Можно ли в обозримом будущем ожидать кардинальных изменений? Не думаю. Сами по себе такие вопросы не решаются. Нужны какие-то государственные программы, организация, ресурсы, идеологическая подготовка. В почти постоянной кризисной ситуации, да еще и небольшому государству это не под силу. Будем надеяться на вундеркиндов!
Какой вывод? Весьма тривиальный. Нужны и те и другие специалисты. Причем ни у кого нет права кичиться перед коллегами, что у него более «голубая кровь».
Вместе с тем, несмотря на то, что я в этой главе намерен был что-то сказать в защиту дилетантов широкого профиля, все же надо признать, что, думая над этими вопросами, невольно приходишь к некоему выводу не в их пользу.
Переучить специалиста узкого профиля с его одной специальности на несколько смежных профессий, наиболее вероятно, будет намного легче, чем наоборот.
При написании этих строк, я думал, в качестве примера, о том, что, профессор математики, в случае надобности, вне всякого сомнения, намного легче бы освоил все, что знаю я, чем мне бы удалось освоить то, что знает он.
 Да еще и большой вопрос: а удалось бы освоить вообще?
Поэтому, при выборе профессии, очень желательно, чтобы юноша, или девушка, вероятно вместе с родителями, постарались реально оценить свой потенциал.
Убежден, что надо учитывать не только склонности, но и способности быть в избираемой профессии.
 Позволю себе привести еще один пример из собственной жизни. По диплому я инженер-механик. Однако почти всю жизнь проработал в управленческих, или экономических структурах. Вероятно, это более соответствовало и моим склонностям, и моим способностям. (В той мере насколько они у меня имеются).
У французского поэта и писателя Буало, есть такая сентенция. Один бездарный лекарь однажды навестил своего бывшего пациента, который, после его лечения, случайно остался жив. Тот строил большой загородный дом. Так вот врач стал так подробно входить в строительные дела, давал много умных советов, критиковал ошибки, причем с таким энтузиазмом и пониманием предмета, что хозяин предложил ему достроить дом, с учетом собственных представлений.
Таким образом, заключает автор, бездарный лекарь превратился в одаренного архитектора.
Я не уверен, что этот пример можно или нужно рассматривать в качестве всеобщего правила, но иметь в виду, что от правильного выбора профессии фактически зависит вся последующая судьба человека, конечно надо.