Терпимость и терпение

Михаил Шаргородский
И человеку, как отдельной личности, и обществу в целом, как государству, нужны определенные правила, по которым они выстраивают свою жизнь. Для государства эти правила, в основном, выстраиваются на основании законодательства, и реализуются проводимой им политикой, с учетом той системы ценностей, которая этой страной признается. Для индивидуума, помимо обязательного для него законодательства, правила определяются еще и той совокупностью нравственных норм, которые он исповедует.
В предыдущих главах мы останавливались на многих качествах, которые непременно должны присутствовать у достойного человека. Указывались и честь, и совесть, и доброта, и такт, и многое другое.
В настоящей главе хотелось бы высказать некоторые мысли относительно тех качеств, без которых все остальные трудно реализуемы. Речь идет о таких понятиях, как «терпимость» и «терпение».
В Декларации ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года терпимость (с некоторыми сокращениями) определяется так:
«Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Терпимость способствует достижению мира и замене культуры войны культурой мира – это не уступка, снисхождение или потворство, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».
Переходя на простой язык, терпимость обозначает, что кто-то кого-то терпит, да еще и в благожелательной форме. Возьмем для примера семью. Случается, что родители исповедуют разную религию. Во всех случаях, когда они уважают и любят друг-друга, это им абсолютно не мешает. Они просто терпимо относятся к разным убеждениям каждого из них.
В семье вырастают дети. Как правило, у них совершено иные взгляды и вкусы, чем у их родителей. Как в этом случае соблюдать мир, спокойствие и благожелательность?
Опять спасительная терпимость. Поскольку в жизни, в большинстве случаев, все взаимно, на родительскую терпимость к их жизненной позиции и образу жизни, дети отвечают «той же монетой».
Быть терпимым — значит признавать за другими право поступать так, как они считают нужным и правильным.
Очень большое значение имеет терпимость в отношениях между государствами. Когда в России произошла революция, и возник СССР, большинство стран его не признавали. Но когда прошло время, и стало ясно, что это «всерьез и надолго», то потихоньку в мире стали более терпимо относиться к совершенно чуждому для того времени «новообразованию».
Более того, в суровые годы Второй мировой войны, терпимость переросла в боевое содружество, что и стало основой Победы.
А вот как терпимость трактует Википедия ( с сокращением).
«Терпимость – социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в непресле-довании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает чьё-либо неодобрение…. Терпимость не требует признания поведения других приемлемым и означает лишь, что люди терпят человека или социальную группу, зачастую как неизбежное зло».
Мне кажется, что эта формулировка изложена в более доступной форме.
Здесь кроется основа правильных взаимоотношений, суть которых в том, что я, хотя и не разделяю Ваших взглядов и убеждений, но готов с уважением относиться к ним.
Термин «терпимость» применяется к ненасильственному поведению, основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами религии (в таком случае часто употребляется термин веротерпимость), политики и морали.
«Терпимость – очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма. Наш первый порыв, и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы» (Жорж Леметр).
Терпимость подразумевает способность преследовать (наказывать) и сознательное решение не делать этого, это готовность признавать не только свои ошибки, но и правоту других, это корректность в политике, умеренность в религии, и чуткость в общении.
Очень близко к терпимости примыкает пришедший к нам из западного мира термин «толерантность». Некоторые даже считают, что это слова синонимы. Мне кажется, что это не совсем так. В материалах Википедии определяется, что толерантность не равносильна безразличию. Она означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.
В Интернете приводится такая трактовка этих понятий.
«Терпимость – это милосердие. Снисхождение. Понимание». «Мы разные, мои убеждения противоречат вашим, но вы имеете на них право. Я готов терпеть ваши убеждения».
Толерантность – это равнодушие. Вседозволенность. Отсутствие какой-либо позиции. «Мы разные, но у меня нет никаких убеждений, поэтому меня не беспокоят ваши. Я к ним равнодушен, будьте и вы равнодушны к моим».
 Несравнимо более жесткую оценку при сравнении этих понятий дают представители церкви.
Они считают, что терпимость - это русское понятие, которое возникло из православного отношения к жизни, и предполагает активную позицию в защиту своих ценностей. При этом осуществляется чёткое разделение хорошего и плохого, и терпение по отношению к тому, что ещё не в силах измениться к лучшему.
Толерантность, в их трактовке, возникает между отдельными индивидуумами либерального общества. Они должны согласовывать свои интересы, чтобы не довести общество до хаоса. Поэтому толерантность безразлична к понятиям «хорошо» или «плохо» в абсолютном смысле этих слов.
Мне кажется, толерантность – не только отношение между людьми, но и, как правило, является (или не является) частью государственной политики.
 Фактически, на государственном уровне чаще употребляют термин толерантность, чем терпимость. Зато на уровне межличностного общения этот термин, как мне кажется, вообще не употребляется.
Представитель церкви при сравнении двух указанных терминов, однозначно отрицательно оценил толерантность, как ведущую к пассивному восприятию действительности и безбожию.
Я не намерен вступать в полемику с уважаемым автором, но полагаю, что если разумно и грамотно определить границы дозволенного и в терпимости, и в толерантности, можно свести к минимуму реальные, или мнимые, их негативные последствия.
Поэтому терпимость несправедливых поступков и зла может оказаться вредной, опасной, и даже преступной.
Чем вызвано мое желание написать главу, связанную с терпимостью?
Мы живем на Кавказе. Общеизвестно, что у каждого народа свой менталитет.
У кавказцев, помимо свободолюбия, национальной гордости, и воинственности, это, как правило, повышенная эмоциональность. Надо сказать, что даже не коренные кавказцы, типа меня, со временем тоже воспринимают местный менталитет. Поэтому понятие «терпимость» здесь имеет особо важное значение. С моей точки зрения, общество в целом обладает этим качеством. Будучи недовольными своим правительством, или проводимой им политикой, люди все же, как правило, не бунтуют, и с терпимостью воспринимают объективную реальность. Зато на личностном уровне этих качеств явно недостаточно. В некоторых местах до сих пор еще существует закон вендетты, хотя с ним уже много лет весьма активно борются.
Слава Богу, у нас этого нет. Но воспитание терпимости, как к отдельным людям, или к их группе, так и к некоторым общественным явлениям, очень важная задача каждого из нас. В этом случае нет проигравших.
В некоторых источниках пишут, что надо уметь относиться терпимо даже к тем, кто к нам относится нетерпимо.
Может это и правильно, не знаю. Но я бы не взялся пропагандировать такую позицию.
Терпимость требуется от нас и в обычном контакте с нашими близкими, соседями, сослуживцами. Сказал кто-то (по нашему мнению) глупость - надо ли его высмеивать или презирать? Если чье-то решение идет вразрез с нашими привычками или убеждениями, будет все же разумным принять это, а не стараться во что бы то ни стало убедить человека поступить по-другому.
Терпимость и уважение к старикам и детям, инвалидам и гастарбайтерам, бомжам и заключенным - вполне естественны, как к людям, какими мы были, или будем, или можем стать (общеизвестно, что от сумы и от тюрьмы - не зарекаются).
Очень обширный материал по вопросам терпимости размещен в Интернете. При всех различиях своих толкований, большинство авторов сходятся во мнении, что терпимость должна иметь свои пределы и активную позицию, в основе которой лежит выбор в пользу той или иной нормы поведения, базирующейся на определенной системе ценностей.
Одной из основ терпимости является терпение. Хотя это и однокоренные слова, но разница между ними очень принципиальна. Если терпимость – это поведение в отношении других, то терпение - это поведение самого себя.
Терпеть (по Википедии) – безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, неприятное, нежелательное). Это способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации или ожидании результата от неподконтрольного процесса.
В течение длительного периода народ и отдельные мудрецы создали немало афоризмов и пословиц, связанных с терпением.
Желая показать неодинаковость понятий терпимость и терпениие Г. Бичер, в качестве примера, пишет: «Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет своим источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание».
Вот как результаты терпения видел Конфуций:
«Сиди терпеливо на берегу реки, и мимо проплывет труп твоего врага».
Одна из самых известных пословиц: « Терпи казак, атаманом будешь!».
Терпеливых людей чаще всего делят на две группы. Одна без ропота и покорно тянет свою лямку, несет «свой крест». Другие живут по формуле «Улыбнись, и мир в ответ улыбнется тебе». Они умеют соединить терпение с упорством, и, как правило, добиваются положительных результатов. «Терпение и труд – все перетрут» – вот мудрость нескольких поколений.
«Терпение – прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы долго терпеть» ( Навои А).
Некоторые авторы считают, что любовь неотделима от терпимости, которая и придает ей силу. (Марк Леви) По их мнению, толерантность, которая вырастает из принципов справедливости, немыслима без сочувствия и любви, в то время, как неприязнь к инакомыслящим приводит лишь к ненависти и войне.
В принципе, я согласен с такой оценкой, хотя и не совсем уверен, что недостойного человека, которого вынужден терпеть, я смогу любить.
Специалисты, исследующие истоки происхождения терпения и терпимости, приходят к выводу, что в основе терпения лежит страх, а терпимости – собственное достоинство.
Начиная думать над вопросами терпимости, мне хотелось показать, насколько она важна в общении людей. Однако, в силу наличия огромного материала по этим вопросам, для того, чтобы даже слегка их коснуться, пришлось расширить первоначальные рамки.
Всем нам довольно часто приходилось быть свидетелями, когда отсутствие терпимости к взглядам и мыслям другого человека, приводило к жестким ссорам, в результате которых не только продолжение беседы теряло смысл, но и возможность новых встреч спорщиков вызывала большие сомнения. Хуже всего то, что если у любого индивидуума с детства не привито чувство терпимости, очень трудно выработать в себе это качество в последующем.
Терпимость, как одно из непременных условий общения, необычайно нужна и важна на уровне семьи, и при общении людей в обществе.
По моему мнению, одной из причин бесчисленного множества разводов, чему мы все свидетели, как раз и является отсутствие элементарной терпимости друг к другу. Любовь вряд ли сможет существовать изолированно от других человеческих качеств. И минимально необходимыми из них, как я думаю, и являются уважение и терпимость. В этих случаях либо совсем исчезнет, либо намного сократится сакраментальная формулировка причин развода «Не сошлись характером».
Терпимость – это непременный компонент всякой любви, всякой дружбы и всякого партнерства.
В жизни современного общества достаточно большую роль играет позиция Государства и Церкви к тому или иному вопросу.
Поэтому нам необходимо и понимать, и разделять (при возможности) позиции этих Институтов.
Исторически, политическая и религиозная сфера являлись наиболее важными для продвижения идей терпимости, так как различия в политических и религиозных идеологиях вели к многочисленным войнам, чисткам и другим жестокостям. В разных религиозных конфессиях отношение к терпимости их представителей варьируется от полного неприятия до безоговорочного принятия её принципов.
В настоящее время практически все христианские конфессии за терпимость. Однако большинство из них твёрдо стоит на своём праве высказываний негативных оценок в адрес инакомыслящих.
В иудаизме, в соответствии с Библией, заведомо нетерпимое отношение к идолопоклонникам.
Буддизм. Пожалуй, единственная из конфессий, безоговорочно принимающая принципы терпимости.
Есть мнение, что зороастризм также терпимо относится к другим религиям.
Вопросы терпимости, в особенности веротерпимости, неоднократно становились предметом рассмотрения на государственном уровне. Так, в 1905 г. в России был принят Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Еще раньше аналогичные законодательные акты были приняты в некоторых других странах.
В качестве иллюстрации примеров проявления терпимости приводятся такие:
- когда люди различных религиозных взглядов умеют договариваться и взаимодействовать;
- когда государственные деятели отказываются от деления людей по расовому либо национальному признаку;
- когда люди, придерживающиеся разных точек зрения по одному и тому же вопросу, не вступают в перепалку, а спокойно и с достоинством ищут компромисс.

Уже несколько поколений просвещенных людей цитируют афоризм Вольтера: «Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать».
Что касается меня, то я не готов в полной мере поддержать этот тезис. Я бы предпочел, чтобы и противная сторона проявляла терпимость и не высказывала того, что заведомо неприемлемо для меня. Хотя в принципе, это хороший пример проявления терпимости.
Английский философ Локк (1632—1704) еще в свое время сформулировал, что «Веротерпимость, — главная характеристика «истинной церкви».
Поскольку ни я сам, ни мои предполагаемые читатели не являемся государственными, или церковными деятелями, для нас всех наибольшее значение имеет терпимость, проявляемая в семье, в быту, при общении друг с другом.
Самое интересное состоит в том, что позиция, или точка зрения собеседника, которая в пылу спора казалась совершенно неприемлемой, или даже абсурдной, по зрелому размышлению, может оказаться вполне заслуживающей внимания.
Поэтому, проявляя терпимость, мы не только создаем благоприятную ситуацию для общения, но и расширяем свой кругозор, вникая в чужие мысли и понятия, то есть фактически оказываемся в выигрыше.
Если бы терпимость можно было прививать, как вакцину, в каком бы выигрыше оказалось общество!
Мне всегда было очень обидно, когда я становился свидетелем, что из-за отсутствия элементарной терпимости к чужим взглядам, не совпадающими со своими, весьма достойные люди теряли друг друга.
Неизмеримо хуже, если подобное, буквально бедствие, произойдет на уровне семьи.
В нынешнем просвещенном мире, перенасыщенном информацией и высокими технологиями, отсутствие терпимости может вызвать серьезные осложнения, как на государственном, так и на личностном уровне.
В свое время очень популярным был лозунг: «Люди, будьте бдительны!»
Если бы я мог, то сегодня бы провозгласил другой призыв, который диктуется современными реалиями: «Люди, будьте терпимы!». Вся наша жизнь станет светлее, если все мы будем терпимы друг к другу…
Содержание этой главы позволяет мне рассчитывать, что мой узкий круг читателей сумеет проявить:
Терпимость, чтобы нормально воспринять мой труд.
Терпение, чтобы прочесть эту книгу, даже если не будет желания.
Толерантность, чтобы разделить позиции автора.
Взамен, я всем желаю Счастья!