О, Шукшин приехал! Или Юрий Тузов о зрителе

Алена Конова
О, ШУКШИН ПРИЕХАЛ!

ИЛИ ЮРИЙ ТУЗОВ О СОВРЕМЕННОМ ЗРИТЕЛЕ

В Театре одного актера Юрия Тузова вот уже не первый год зрители приходят на моноспектакль «Шукшинские чудики», концерты «В. Высоцкий. Песни и стихи. Судьба» и другие.  Около 5 тыс. уроков, спектаклей, концертов  провел Юрий Васильевич за свою творческую карьеру во многих регионах России: Ставропольский край, Тюменская область, Москва, Подмосковье. Владимира Высоцкого и Василия Шукшина актер театра и кино называет своими братьями. Почему Высоцкий и Шукшин? С этого вопроса началась моя беседа с актером.

– Как и Владимир Высоцкий, Василий Шукшин я – бунтарь, борец за справедливость, хотя по натуре - добрый человек. Высоцкий был гоним в свое время за то, что несмотря ни на что, говорил правду.  Даже его отец Семен Владимирович когда-то сказал: «Володя, ты смелее нас,  ветеранов войны. Ты воюешь с помощью гитары, слова и не боишься ничего».

– Как вы считаете, в современном мире опасно говорить правду?

– Человек, радеющий за истину, вопреки собственным интересам, а часто и во вред им, неотступающий от своих принципов во все времена вызывал и будет вызывать резонанс в обществе. Таких людей трудно не заметить. В своей жизни я не раз страдал за правду, но не жалею об этом. Однако иногда нужно уметь сдерживаться.

– Юрий Васильевич, что вы могли бы назвать самой большой несправедливостью?

– Так сложилось, что моя стезя – это работа с молодежью. Всю жизнь я занимаюсь  созданием театрально-литературных программ, много выступаю перед детьми. В репертуаре моего просветительского Театра одного актера -спектакли по произведениям Шукшина, Зощенко, Чехова, Гоголя, Шолохова, Пушкина, Лермонтова и многих других. Больно осознавать, что мы сеем вечное, доброе, а всходов нет. Кругом войны, бескультурье.

Порой даже задаюсь вопросом, может я зря жизнь прожил, разъезжая по школам? Весь издергался от безразличия, особенно в кабинетах чиновников по образованию и культуре. Школы все реже приглашают на уроки, все меньше проблема патриотического воспитания волнует самих педагогов. Это самая большая несправедливость, я считаю.

–  Расскажите о своем просветительском Театре одного актера…

–Я готовлю программы для молодежи, на которых знакомлю ее с биографией тех или иных писателей. Сейчас, к сожалению,  в школах  ребята не читают Шукшина, не знают о его творчестве. Меня даже иногда встречают возгласами: «О, Шукшин приехал!». Но когда я начинаю читать рассказы Шукшина или петь песни Высоцкого, я вижу, как меняется их отношение к происходящему, чувствую их заинтересованность. Дети должны знать русских писателей, поэтов, читать, просвещаться.

– Более 30 лет вы выступаете на сцене. Как за это время поменялся зритель?

– Современный зритель безразличен. К сожалению,  все чаще приходится с ним говорить о культуре поведения в театре. Кстати, маленьких учить не надо, они лучше подкованы в этих вопросах, чем взрослые.

– А как нужно вести себя в театре?

– Театр – это не кино. Если я снялся в фильме, то мне все ровно: разговаривайте ли вы во время сеанса, грызете семечки, пьете воду или  выходите из зала – я этого не вижу. А когда я на сцене и, вдруг, человек встал и пошел – то я понимаю, что что-то сделал не так, что-то недодал зрителю. Может он, конечно, просто поговорить по телефону вышел, но я все ровно чувствую свою вину.

–  Юрий Васильевич, а что для вас театр?

– Театр – это когда вышел актер на площадь, постелил коврик, встал на него и начал действо, и люди потянулись к нему. У многих представление театра – это красивое, роскошное здание с дорогим убранством. А я считаю, театр – это диалог артиста со зрителем. Вот сейчас мы беседуем с вами и это - мой театр. Театр – это смех и слезы,  это очищение души. Поэтому, как актер, на сцене я живу, а не просто играю…

Редакция Дианы СВЕРДЛОВСКОЙ
Беседовала Алена КОНОВА
Фото автора
Январь, 2016 года.