Моя Сибириада. Часть 1. Незнакомая Сибирь

Владимир Параносенков 2
               

                НЕЗНАКОМАЯ СИБИРЬ.

               


Я прибыл в Новосибирск 13 апреля далекого уже 1988 года.  Хорошо помню тот момент   и тот самый первый свой приезд для прохождения военной службы в Сибири.

       Город Новосибирск встретил меня этим пасмурным весенним днем в своем обычном размеренном ритме жизни.  Некоторая насторожённость и тревожное чувство ощущались буквально на каждом шагу, тем более, что я не был уверен, что кто-то  встретит меня в этом большом и незнакомом городе.

       Поезд миновал большой железнодорожный мост через реку и медленно двигался в черте города. Из окна купейного вагона я внимательно всматривался на проплывающие мимо серые пейзажи нового для меня места службы.

       На улице было пасмурно и сыро, оттого город показался мне серым и хмурым . Было довольно прохладно, хотя снега на платформе и на тротуарах уже не было. Лишь в тенистых местах железнодорожной насыпи и у больших серых домов лежали ледяные глыбы.

       На красивом железнодорожном вокзале прямо у вагона меня встретил высокий сухой мужчина в гражданском. Это был знакомый офицер моего московского друга Юры Павлова, которого в телефонном разговоре  Юрий попросил помочь мне в Новосибирске на первых порах.

       Узнать меня на перроне было легко. Среди толпы многочисленных пассажиров прибывшего на первый путь фирменного скорого поезда  Москва - Новосибирск  я один был в военной форме. Одет я был по погоде - повседневная форма, шинель, фуражка и туфли.

- Майор Параносенков? Здравствуйте, подполковник Иванов! - по-военному кратко представился офицер,
- Зовут Сергей, - Добро пожаловать в наш город!

      Сергей мельком взглянул на чемодан, окинул меня своим взором, внимательно посмотрел в глаза и, остановив взгляд на фуражке, любезно протянул руку.

- Здравия желаю, рад знакомству, майор Параносенков, можно просто Володя, - по привычке чётко приложив руку к головному убору, радостно ответил я, улыбнулся и крепко пожал руку Сергея.

- Спасибо, что встретили, в Новосибирске я впервые.

        Сергей любезно взял у меня небольшой чемодан и предложил пройти к машине. Я не возражал. Добрый жест сибиряка вызвал в моей душе приятные чувства. В руке у меня остался небольшой портфель с предметами первой необходимости.

        Сергей уверенной военной походкой направился по перрону ко входу в вокзал со стороны железнодорожных путей, переходить которые нам не пришлось. Фирменный скорый поезд Москва - Новосибирск прибыл к первой платформе.

         Пройдя через большой зал основного здания, мы вышли на огромную привокзальную площадь, где нас ждал водитель на " таблетке " - небольшом крытом военном УАЗИКЕ.

         Запомнились яркие контрасты в одежде новосибирцев. Кто-то уже был одет совсем  по-летнему без головного убора и в легких кофточках с коротким рукавом. Другие просто в одном костюме спокойно гуляли по городу. Тут же, рядом шли люди в сапогах, куртках, пуховиках, шапках и зимних пальто.

- Это Сибирь, - подумал я, стараясь не отставать и идти рядом с Сергеем.

           От главного вокзала Новосибирска мы поехали через центр города по Красному проспекту в сторону набережной. Изредка Сергей старался комментировать достопримечательности нашего маршрута.

- Мы проехали по Красному проспекту и выезжаем на улицу Большевистскую. Справа река Обь, - неохотно и тихо сказал Сергей.

     Настроение у него было несколько угнетённое, не весеннее, видимо из-за того, что мой приезд в субботний выходной день, нарушил его планы. Но, что поделаешь, надо блюсти офицерское братство, сегодня ты помогаешь мне или моим друзьям - завтра тебе помогу я или мои друзья, так давно заведено не нами.

     Из окна Уазика я посмотрел направо и увидел величественную реку, о которой слышал лишь в песне   "Хороши вечера на Оби ". Далее наш маршрут пролегал по улице Большевистской в направлении Академгородка на Ключ -Камышенское плато, где на большой возвышенности располагалось новое место моей военной службы - Новосибирское высшее военное командное училище внутренних войск.

- Судоходная сибирская река Обь, мы едем по её правому берегу, продолжил экскурсию мой гид.
- На левом берегу тоже Новосибирск, там находятся часть Советского района, Ленинский и Кировский районы города, с неохотой пояснил Сергей.

       Через три минуты движения после очередного поворота я увидел необычный огромный мост через Обь и вновь услышал комментарии,

- Это Коммунальный мост и рядом Метромост, мы проезжаем станцию метро "Речной вокзал". Метро у нас небольшое, построили недавно , но оно единственное во всей Сибири!

          Незаметно большие жилые дома слева закончились и мы оказались в безлюдной зоне. Мне показалось, что мы подъезжаем к военному училищу и что в конце улицы Большевистская заканчивается город. Поэтому я спросил у Сергея,

- Мы за городом?

- Нет, мы едем по территории Октябрьского района, а там, впереди, минут через тридцать, если ехать прямо, находится Академгородок. Он тоже входит в наш город, только это Советский район Новосибирска. Город большой, по площади он третий в стране после Москвы и Ленинграда, - уже несколько веселее стал рассказывать Сергей.

          Минут через десять мы подъехали ещё к одной реке, где, проехав под железнодорожным мостом, наша машина повернула налево.

- Это река Иня, она впадает в Обь.  Мы почти прибыли на место,- пояснил Сергей.

- Река Иня -..., какое-то странное название, - подумал я и увидел, как по ней быстро , но безшумно плывут огромные льдины и белые хлопья пены.

- Вот смотрите шуга на Ине! Ледоход начался, наконец-то река вскрылась!- громко произнёс Сергей и попросил водителя немного снизить скорость.

          Вновь я услышал не совсем понятное мне редкое слово -  "шуга", но уточнять и переспрашивать не стал, догадался сам, что это и есть пена и мелкий лёд, которые образуют на поверхности воды необычное явление.

          Признаюсь честно, такую редкую картину - вскрытие реки и сам ледоход я увидел вживую на сибирской реке впервые.

- Символично, река вскрылась в день моего приезда в Сибирь, к чему бы это? - вслух произнёс я.

- Надеюсь к лучшему, к переменам в Вашей жизни, - серьезно ответил Сергей.

- Возможно и так, будем надеяться!, - ответил я и непроизвольно улыбнулся.

         Машина резко пошла вверх и уже через минуту, миновав первое КПП, мы оказались на горке у центральной проходной военного училища. Машина послушно остановилась.

- Прибыли, вот Ваше училище, - буднично и загадочно произнёс Сергей.

         Сердечно поблагодарив Сергея и водителя Уазика и крепко пожав обоим руку, мы расстались. Теперь я на месте.

         Перед высоким крыльцом кирпичного четырехэтажного здания серого цвета я увидел на постаменте знакомый силуэт - бюст Ф.Э. Дзержинского.

         Как позже выяснилось, этот бюст в восьмидесятые годы установил перед училищем мой сослуживец по дивизии имени Ф.Э.Дзержинского полковник Павлов. Около двух лет Лев Васильевич командовал тогда Новосибирским высшим военным командным училищем внутренних войск. Период его руководства военным училищем небольшой, однако Лев Васильевич кроме бюста Ф. Дзержинскому и хорошей памяти о себе, оставил здесь частичку своей души и сердца. После присвоения ему воинского звания генерал-майор Лев Васильевич Павлов был назначен на должность Командующего Приволжским округом внутренних войск.

         Напротив корпусов военного училища через дорогу, за высоким бетонным забором с колючей проволокой находились корпуса учреждения колонии номер восемь, точно такого же цвета, что и здание военного училища.

- Ну и соседство!, - подумал я и медленно поднялся на крыльцо к дежурному по военному училищу.

         С этого необычного и памятного дня началась Моя Сибириада. Так я озаглавливал тогда первые письма родителям, своей молодой жене Татьяне и двум любимым маленьким дочкам - семилетней Кате и пятилетней Наташе, оставшимся без меня в центре страны за три тысячи километров в подмосковном городе Балашиха.
 

    ( Продолжение следует )


Вл. Параносенков г. Новосибирск

04.02.2016 г.