Пушкин наше все! или чудесное открытие

Николай Прошунин
Из сборника «Страна, которую мы забыли»

Глава 1. Обрывки

1.18. Пушкин – наше все!
(или чудесное открытие)

     В свое время эта фраза из «Прогулок с Пушкиным» Абрама Терца (Андрея Синявского) вызвала всплеск негодования среди советских читателей. Как я понимаю, все импотенты были оскорблены в своих лучших чувствах. Позволю себе напомнить ее: «на тонких эротических ножках вбежал Пушкин в большую поэзию». 
     За несколько лет до этого учительница по русскому языку нашего 6 «В» класса попросила принести на урок стихи Александра Сергеевича. К карманным изданиям советская власть относилась предвзято, посему моя одноклассница Женя Симкина была вынуждена притащить необъятный по размерам тяжеленный том какого-то юбилейного издания. (Ведь были когда-то покладистые школьники!)
     Любознательные подростки, движимые возбуждением плоти, не пожалели усилий на изыскания и к своему восторгу нашли в этом фолианте стихотворение «Вишня». Их восторг запомнился мне настолько, что, пытаясь понять его причины, я в последующие годы проверял все попадавшиеся мне издания Пушкина «на вшивость», то есть на наличие этого запретного плода.
     В результате я убедился, что эмоции одноклассников были вполне объяснимы, поскольку вопреки утверждению интернет-энциклопедии, будто «стихотворение традиционно включалось в собрания сочинений Пушкина, начиная с 1857 г.», ни в одном из попадавшихся мне изданий его не было. Возможно, это объясняется тем, что по словам того же источника «нет достаточных оснований считать его [то есть стихотворение «Вишня»] принадлежащим Пушкину».
     И вот совсем недавно, уже совсем не в пытливом подростковом возрасте, традиционно проводя упомянутую проверку, обнаруживаю «Вишню» в томе юбилейного собрания сочинений 1949 года издания. То есть полное собрание сочинений в 6 томах было приурочено к 150 дню рождения поэта.
     Вообще-то, в нашей стране наблюдается некоторая странность, которая выражается в том, что годовщины смерти известных людей отмечаются чуть ли не с большей помпой, чем юбилеи. Применительно к Пушкину в 1937 году это было вполне объяснимо. На фоне остальных событий всенародный праздник был, конечно, необходим. Несколько сложнее объяснить подобную шумиху 2007 года. Впрочем, это к делу не относится.
     Итак, открываю первый том на странице 204 и читаю пресловутое стихотворение. Пресловутое, так как со времени того эпизода в шестом классе, я его никогда не читал. Странно, ведь мне помнится нечто иное. Неужели это могло вызвать такой ажиотаж среди подростков!? Но я же хорошо помню, с каким вожделением одноклассники выдирали из рук друг у друга толстенную книжищу…
     В чем же заключается открытие? Да-да, я обнаружил именно то, о чем вы уже могли догадаться. Исчезли десять последних четверостиший и еще одно в серединке. В юбилейном издании цензоры кастрировали Пушкина! Или, словами Абрама Терца, обломали поэту его тоненькие эротические ножки…

     Привожу ксерокопию моего открытия. Желающие легко найдут в интернете полную версию стихотворения.

Москва, 2014