18. Дорогами растерзанной юности

Яаков Менакер
    Г Л А В А   В О С Е М Н А Д Ц А Т А Я

    В Б Л И З И  М Е Д Ж И Б О Ж А  и  Л Е Т И Ч Е В А

    По полученным в Староконстантиновском гетто наставлениям мне следовало  несколько отклонится влево от дороги, ведущей к Проскурову -41 с тем, чтобы мой путь продолжить по грунтовой, менее опасной дороге, ведущей к местечку Меджибож -42, расположенному на левой стороне автомобильной магистрали Проскуров–Винница.

    «... Немецкие войска захватили Меджибож 7 июля 1941 года. Сразу же после занятия города, немцы и украинские полицейские начали жестоко издеваться над евреями, особенно религиозными.

    Евреев отправляли на принудительные работы по прокладке дорог, строительству аэродрома, в каменоломни. Осенью 1941 года было создано гетто, окруженное высоким забором с колючей проволокой.

    Скученность в гетто, тяжелые работы, избиения, почти полное прекращение снабжения евреев продовольствием способствовали массовой смертности среди еврейского населения от голода и тифа.

    14 апреля 1942 года 220 мужчин были отправлены сопровождать немецкую воинскую колонну на фронт. Все они были уничтожены. 22 сентября 1942 года большинство обитателей гетто были расстреляны немцами и украинскими полицейскими в оврагах у берега реки Южного Буга.

    Около 100 молодых людей были заключены в Летичевский концентрационный лагерь -43. Подавляющее большинство из них было уничтожено. Лишь несколько евреев Меджибожа были спасены украинскими крестьянами из окрестных сел. После окончания войны около двух десятков еврейских семей вернулись в Меджибож»-43.

    По наставлению узников Староконстантиновского гетто, мне не следовало заходить в Меджибож или какое либо другое, лежавшие на моем пути местечко, где было гетто. Мотивировалось это наставление опасностью нахождения вблизи Летичевского района, на территории которого находился концентрационный лагерь.

    В этом лагере содержались советские военнопленные, а также пригнанные сюда из близлежащих гетто молодые трудоспособные евреи. Узников лагеря использовали на тяжелых земляных работах по рытью каких-то длинных траншей.

    Дурная слава о режиме в Летичевском концентрационном лагере была широко распространена среди местного украинского населения, на глазах которого расстреливали пытавшихся спастись бегством узников этого лагеря, а заодно и способствовавшим его беглецам местных жителей-крестьян.

    Позже, в 1942 году я сам оказался в числе тех, кто подлежал отправке «под Летичев», откуда никто не возвращался в гетто. Несколько подробнее на этом, я останавливаюсь в очерке «Четвертый побег» -45.

    Однако вернемся к моему пути по выходу из Староконстантиновского гетто.

    Выйдя на грунтовую дорогу, я заметил прикрепленную к перекошенному столбу дощечку с надписью «Medjiboj – 40 km».

    В этот короткий декабрьский день из-за потраченного времени на запоздалый выход из Староконстантиновского гетто, мне не удалось преодолеть сорокакилометровое расстояние. С наступлением темноты, дойдя до какого-то села, я заночевал в нем.

    Крестьяне не отказали мне в помощи: вначале накормили, а затем предложили провести ночь в крестьянской хате, на ее глиняном полу, устеленном соломой. С ног сваленный сном я не почувствовал, как с меня сняли размоченные ботинки.

    Проснувшись утром, я увидел заботившуюся у печи пожилую крестьянку, а на припичке повернутые «лицом» к огню ботинки, и чуть пониже, развернутые на табуретке, повернутые «лицом» к огню онучи.

    В очередной раз это была не та заботливая тетя Ульяна или тетя Ганна из Полесской деревни Симоновичи, а с незапомнившимся именем и великодушным сердцем украинская крестьянка из глухого села.

    В моем сердце она была одна из тех представительниц тысяч, а может быть и сотен тысяч литовских, белорусских, польских, украинских и загнанных в гетто еврейских женщин, чья бескорыстная помощь помогла нам выжить.

    Повторю: никто из нас так и не поставил им благодарственный памятник!

    Проснулись и домашние. Хозяйка усадила нас за стол, на котором в большой глиняной миске парил сваренный в «мундирах» картофель, и таких же глиняных кружках налитое под кромку парное молоко.

    Никаких расспросов, никаких вопросов мне не задавали. Очевидно, я был не первым и не последним в этой бедной хате, в которой обитали совсем простые с большим сердцем люди.

    – Як дійдеш до великого шляху, то до Меджибіжа не ходи, там тепер небезпечно. Перейдеш на другий бік шляху й там спитаєш у селян як тобі дійти до Диражні, а далі вже не так далеко до Бару й мабуть близько до твоїх Котюжан,– напутствовала меня крестьянка, вручая мне не большой узелок с несколькими вареными картофелиннами и ломтем ржаного хлеба.
     __________
     41 Проскуров – ныне областной город на Украине,с 1954-го город Хмельницкий
    
     42 Меджибож – посёлок городского типа на Украине в Летичевском районе Хмельницкой области. Население 1731 жителей (перепись 2001 года). Посёлок расположен при впадении реки Бужок в Южный Буг, за 20 км от железнодорожной станции Деражня на линии Гречаны — Жмеринка — Подольская. Основан в 1146 году

     43 Краткая еврейская энциклопедия, Иерусалим. 1992, т. 5 стр. 199-200.
    
     44 Летичев – районный центр, посёлок городского типа на Украине, в  Хмельницкой области.

     45 См. «БЕЗДНА – год 1942-й» – вторая книга трилогии.