Загадка гостиницы Англетер

Александр Сумзин
               
               
        К теме загадочной гибели Сергея Есенина я подступался ещё пару лет назад, но материалов было так много, что работу пришлось отложить. И вот на днях читаю в Интернете: "90 лет назад, 28 декабря 1925 года, в № 5 ленинградской гостиницы "Англетер" был найден повешенным великий русский поэт Сергей Александрович Есенин". А дальше – как всегда: пил до чёртиков, написал кровью прощальные стихи и повесился. Всё сваливают на алкоголизм поэта, а Советская власть тут ни при чём: она его любила, и он её тоже. Всё это укладывается в модный тренд "Назад в СССР", горячо востребованный народными массами и поддержанный сверху: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы демонстраций не устраивало. Естественно, перед возвращением в прошлое надо произвести там косметический ремонт: приукрасить улыбками, убрать трупы, замазать на стенках дырки от пуль… "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью", "Жить стало легче, жить стало веселей" и "У нас зря не сажают".

        Таинственная смерть Сергея Александровича Есенина породила множество версий. После ознакомления с архивными расследованиями ряда авторов в самоубийство поэта уже решительно не верится. Постараюсь обобщить уже имеющиеся материалы и изложить свою точку зрения. Кратко никак не получится.

        1. Начиная с 1919 года в стихах, письмах, высказываниях Есенина всё яснее звучит разочарование в  результатах революции, которую он горячо приветствовал в 1917 году. Развязанный большевиками красный террор произвёл на него гнетущее впечатление. В 1918 году за убийство Урицкого был расстрелян его близкий друг Леонид Канегиссер. Из письма Евгении Лившиц (1920): "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжёлую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал…" Или вот такие слова: "Был в деревне. Всё рушится… Конец всему…"  Его стихи не только не вселяют веру в светлое будущее, а наоборот — обнажают душевную опустошённость, тоску по несбывшимся надеждам, а значит, для власти бесполезны и даже вредны.

        После поездки в Европу и Америку Есенин написал поэму "Страна негодяев" (1923), но не об Америке, а о России.               

            Ну что же мы взяли взамен?
            Пришли те же жулики, те же воры
            И вместе с революцией
            Всех взяли в плен…

        7 февраля 1923 года в письме другу Александру Кусикову с борта теплохода он пишет: "Тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню про Россию, вспомню, что там ждёт меня, так и возвращаться не хочется. Если бы я был один, если б не было сестёр, то плюнул бы на всё и уехал бы в Африку или ещё куда-нибудь. Тошно мне, законному сыну российскому, в своём государстве пасынком быть. Надоело мне это ****ское снисходительное отношение власть имущих, а ещё тошней переносить подхалимство своей же братии к ним. Не могу! Ей-Богу, не могу". И там же: "Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к Февральской, ни к Октябрьской". "Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем, — писал поэт в конце 1923 года. — ... Давно стало явным фактом ... что пролетарскому искусству грош цена..." "Конечно, мне и Ленин не икона..." — это из стихотворения "Возвращение на родину"(1924).       

        В сборнике очерков об Америке "Железный Миргород" Есенин восхищается её индустриальной мощью, и вдруг: "Мне страшно показался смешным и нелепым тот мир, в котором я жил раньше. Вспомнил про "дым отечества", про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши непролазные дороги и стал ругать всех цепляющихся за "Русь" как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию". Поэт отмечал: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Как истинный патриот, Есенин смело выражал недовольство положением дел в своей стране. Время белых берёзок прошло.

        2. Поездка Есенина и Айседоры Дункан по Америке и Европе длилась больше года. 3 августа 1923 года они возвратились в Москву. Есенин начал бурную деятельность по организации нового журнала, где бы печатали крестьянских поэтов. Название придумал явно неприемлемое для властей — "Вольнодумец". В нетрезвом виде он громогласно ругал советский строй. Участились приводы в милицию. Было заведено несколько уголовных дел, но на суды Есенин не являлся, скрывался у знакомых. Поэта спас авторитетный психиатр П. Б. Ганнушкин, земляк и горячий почитатель – выписал справку о тяжёлом психическом заболевании и того оставили в покое. Есенин много ездил по стране. В творчестве по-прежнему — грусть и разочарование. В поэме "Русь советская"(1924) он с горечью пишет:

            Вот так страна!
            Какого ж я рожна
            Орал в стихах, что я с народом дружен?
            Моя поэзия здесь больше не нужна,
            Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

        Или вот замечательные строки из стихотворения «Заря Востока» того же 1924 года:

            Так грустно на земле,               
            Как будто бы в квартире,               
            В который год не мыли, не мели.               
            Какую-то хреновину в сем мире               
            Большевики нарочно завели.

        20 августа 1925 года в письме отцу обещает помочь двоюродному брату Илье с поступлением в какое-либо учебное заведение: "Только не на рабфак. Там коммунисты и комсомол". 6 сентября 1925 года за драку с дипкурьером в поезде Баку  — Москва было возбуждено уголовное дело, уже тринадцатое по счёту. Вмешательство Луначарского не помогло. Есенин запил, потом с помощью того же профессора Ганнушкина лёг в психиатрическую клинику, откуда 27 ноября пишет своему другу Петру Чагину в Ленинград: "Избавлюсь [от скандалов], улажу, пошлю всех... и, вероятно, махну за границу". Очевидно, что власти уже знали о намерении Есенина покинуть страну (временно или навсегда?) и опасались его разоблачений, окажись он в Европе. В клинике поэт написал пятнадцать стихотворений, включая "Клён ты мой опавший..."

        21 декабря Есенин самовольно ушёл из больницы. Простился с близкими. Утром 24 декабря поэт прибыл в Ленинград. Жить ему оставалось четыре дня.

        3. Гостиница "Англетер" находилась по адресу: проспект Майорова, 10/25 (до 1923 и после 1991 года — Вознесенский проспект), четыре этажа, самый центр Ленинграда, из окон виден Исаакиевский собор. Это был строго режимный объект, всё под контролем ОГПУ,  на каждом этаже – дежурные сотрудники.

        Нет ни одного документа, подтверждающего, что Есенин останавливался в гостинице "Англетер", в самом захудалом № 5, бывшей аптеке, без ванны, телефона, явно не соответствующем статусу известного поэта. В первых четырёх номерах второго этажа жили работники гостиницы, других постояльцев не было. Странно, что общительный Есенин не позвонил (в вестибюле кабины с двумя аппаратами) о своём приезде старым друзьям: Александру Сахарову, Иннокентию Оксёнову, Николаю Никитину. Почему газеты не раструбили сенсационную весть о прибытии популярного поэта в Ленинград и поселении его в "Англетере"? Многочисленные постояльцы гостиницы (а их было около 150 человек) впоследствии ни разу не похвастались даже о мимолётной встрече с известным поэтом незадолго до его смерти. Постоялец — призрак! 

        В 1998 году писатель Виктор Кузнецов, доцент кафедры литературы Санкт-Петербургской академии культуры, опубликовал своё исследование "Тайна гибели Есенина". Самостоятельно, через контрольно-финансовую отчётность (из ФСБ ответили  — архив гостиницы исчез) он нашёл список постояльцев "Англетера" за декабрь 1925 года. В № 5 был зарегистрирован работник кооперации из Москвы Георгий Осипович Крюков. Есенина в списке вообще не было! Да это и противоречит здравому смыслу: зачем человеку, бежавшему из Москвы от суда, селиться под надзор ОГПУ, если он мог временно пожить у многочисленных друзей или в другой гостинице?

        4. Теперь надо разобраться с теми, кто причастен к мнимому поселению поэта в этот злополучный чекистский гадюшник. Вольф Эрлих... Все стали называть его другом Есенина после его же мемуаров. Да, он занимался издательскими делами поэта, называл его своим учителем. "И бродит запах — потный, скользкий, тёплый. Здесь истеричка жмётся к подлецу. Там пьёт поэт, размазывая сопли По глупому прекрасному лицу" ("Между прочим" 1931 год). Вот так друг! Отчётливо слышится скрытая неприязнь. В поэзии Эрлиха часто проступает затаённая ненависть к людям и откровенный цинизм. Общее впечатление о нём — неприятное. Вольф в овечьей шкуре.

        По архивным данным, Эрлих с 1920 года (с 18 лет) был секретным сотрудником ЧК-ГПУ-ОГПУ. В 1925 году работал ответственным дежурным Первого дома Ленинградского Совета (гостиница "Астория"), получил двухкомнатную квартиру по адресу: улица Некрасова (Бассейная), № 29/33. Такую милость надо ещё заслужить! Есенин не получил от советской власти даже комнату в коммуналке.

        7 декабря 1925 года Есенин телеграфировал Вольфу Эрлиху: "Немедленно дайте две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить в Ленинград. Телеграфируй". Странно, что именно ему, ведь там жили  близкие друзья поэта. 7 декабря Есенин лежал в больнице, значит, кого-то попросил. А может, это фальшивка? Цель — оправдать нахождение Эрлиха рядом с "объектом"? За семнадцать дней не удосужился выполнить просьбу своего учителя. Позже он сошлётся на отсутствие денег на аванс. Верить? Да на такое дело друзья Есенина завалили бы его деньгами. Вот только проживание на частной квартире предполагает много нежелательных и неподконтрольных свидетелей. Или зачем снимать квартиру, если постоялец туда всё равно не приедет?

        В 1930 году Вольф Эрлих издал книгу "Право на песнь". Воспоминания о событиях в "Англетере" насквозь пропитаны фальшью — читать противно. Скорее всего, его роль в этом деле сводилась к созданию легенды о последних днях поэта в гостинице и обнаружению трупа "самоубийцы". Уж больно ловко он подгадал прийти в "Англетер" 28 декабря к 10.30 утра: "По приходу в гостиницу около № 5 я застал гражд. Устинову которая стояла у № 5 занимаемого Есениным и стучала". Вольф Эрлих был расстрелян в начале 1938 года.

        По официальной версии, в "Англетер" Есенина устроили Георгий Феофанович Устинов (1888-1932) — писатель, журналист и его супруга Елизавета Алексеевна. По их словам, они жили в № 130 той же гостиницы (в списках не значатся) и заходили к нему в номер. Надо отметить, что № 130 был своеобразной штаб-квартирой ОГПУ. Из воспоминаний Устинова о последнем дне поэта: "Увидев меня, он поднялся с кушетки, пересел ко мне на колени, как мальчик, и долго сидел так, обняв меня одной рукой за шею. Он жаловался на неудачно складывающуюся жизнь. Он был совершенно трезв". Невероятная сцена. Не верю. В своих воспоминаниях о последнем дне Есенина Устиновы как будто сознательно запутывают дело. Писатель Виктор Кузнецов делает вывод, что Устинова вообще в гостинице не было, — в те дни он заливал водкой исключение из партии и пропал из поля зрения родных и знакомых. Позже никто не видел Устинова ни во время прощания с поэтом в Доме писателей, ни на проводах гроба на вокзале. Есть все основания полагать, что свидетельства о последних днях поэта за обоих супругов сочинила сожительница Устинова, ответственный секретарь "Красной газеты", агент ОГПУ Анна Яковлевна Рубинштейн. В 1924 году она уже проживала в "Англетере" как Елизавета Алексеевна Рубинштейн! Это она активно фигурирует в этом деле как Елизавета Алексеевна Устинова. Сюжет, достойный изумления Жоржа Сименона! В 1932 году Устинов повесился. Или помогли. В кругу близких друзей он признавался, что знает тайну смерти Есенина. Похоронен на Ваганьковском кладбище в одной аллее, напротив могилы Есенина. Его личное дело до сих пор засекречено. Анна Рубинштейн (1892-1937) расстреляна на Соловках.               

        5. Все свидетельства о присутствии Есенина в "Англетере" строятся на показаниях Эрлиха, Устиновых и их знакомых, тоже связанных с ОГПУ. Кто они? Сексот Лазарь Берман (1894-1980), ранее причастный к аресту Николая Гумилёва. В статье "По следам Есенина" он так описывает увиденное им в № 5 накануне гибели поэта: "Вдоль окна тянется длинный стол, в беспорядке уставленный разными закусками, графинчиками и бутылками. В комнате множество народа, совершенно для меня чуждого. Большинство расхаживало по комнате, тут и там образуя отдельные группы и переговариваясь. А на тахте, лицом кверху, лежал хозяин сборища Серёжа Есенин в своём прежнем ангельском обличии. Только печатью усталости было отмечено его лицо. Погасшая папироса была зажата в зубах. Он спал". Ужасное враньё! Гостей не называет — некому подтвердить. В описи мебели нет длинного стола. Почему на следующее утро в номере не было следов грандиозной пьянки? Устиновы, Эрлих и другие свидетельствуют, что вечером 27 декабря Есенин был трезв, а немногочисленные гости (состав гостей существенно разнится), разошлись к 18 часам.

        Художник-авангардист Павел Андреевич Мансуров (1896-1983) в опубликованном письме О. И. Ресневич-Синьорелли (1972) называет гостями только себя, Клюева, супругов Устиновых и Эрлиха. Поэт Николай Клюев никогда не вспоминал об этом. Исследователи обнаружили массу фактов, говорящих о его согласии с ролью гостя Есенина, поскольку он находился в полунищем, зависимом положении. В 1926 году Мансуров, всегда угодничавший перед властью, вдруг стал ярым антисоветчиком и в 1928 году, выехав с выставкой своих работ в Италию (выпустили!), остался за границей. Агент ОГПУ?

        "Совершенно случайно" в "Англетере" проживал (в списках не значится)  журналист из Костромы Дмитрий Ушаков. Позже он опубликует в своей местной прессе две статьи о последних днях Есенина, свидетелем которых он якобы был. Эта писанина не только выставляет поэта в неприглядном свете, но и позволяет предположить причастность автора к секретному ведомству. Интересно, что в этом же 1925 году Георгий Устинов был инспектором по делам печати в Костроме, то есть начальником Ушакова. Следы их пребывания в Костроме зачищены. Ушаков затерялся на просторах нашей Родины.

        Получается, что Есенин собрал у себя в номере не старых задушевных друзей, а чуждых ему, порой даже едва знакомых людей, чем-то обязанных власти, либо штатных, либо секретных сотрудников ОГПУ. Очевидно, что ни Эрлиху, ни всей этой мутной компании верить нельзя.

        6. Представьте себе: обнаружен труп известного всей стране поэта. Сразу же должны примчаться лучшие Холмсы и Пуаро, судмедэксперты и другие специалисты. Но нет, на место преступления послан участковый милиционер Н. М. Горбов, составивший "Акт о самоубийстве Есенина" без соблюдения установленных норм, карандашом и безграмотно. Причина смерти — сразу в заголовке! Этот акт должен был называться протоколом, как он мог этого не знать? Вот основная его часть:

        "Прибыв на место мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина, в следующем виде, шея затянута была не мертвой петлей, а только одной правой стороной шеи, лицо было обращено к трубе, и кистью правой руки захватился за трубу, труп висел под самым потолком, и ноги от пола были около 11/2 метров, около места где обнаруже[н] был повесившийся лежала опрокинутая тумба, а канделябр стоящий на ней лежал на полу. При снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой рук[е] выше локтя с ладонной стороны порез, на левой рук[е] на кисти царапины, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную белую рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По предъявленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, пис[атель], приехавший из Москвы 24 декабря 1925 г." И всё? А почему так мало?

        Вот что пишет об этом документе Эдуард Хлысталов, полковник МВД: "Можно ли из указанного акта заключить о самоубийстве поэта? Категорически — нет.           Документ составлен на крайне низком профессиональном уровне. Участковый надзиратель фактически не осмотрел место происшествия, не зафиксировал наличие крови на полу, письменном столе, стенах, не выяснил, чем была разрезана у трупа правая рука, откуда взята веревка для повешения, не описал состояние замков в двери, запоров на окнах, наличие ключа от замка двери, не отметил состояние вещей в номере (а они, судя по публикациям в газетах, находились в беспорядке), одежды (она была в растрепанном виде, брюки расстегнуты и спущены, что хорошо видно на рисунке художника В. Сварога), он не приобщил в качестве вещественных доказательств веревку, бритву, другие предметы. Приступая к осмотру, надзиратель обязан был пригласить понятых, которые могли бы подтвердить правильность записей. Фамилии понятых вообще не записаны надзирателем в акте, следовательно, Горбов производил осмотр в одиночку, а потом дал подписать документ случайно подвернувшимся лицам. Акт не имеет отметок о времени его составления, о начале и окончании этого следственного действия".

        Биография милиционера Николая Михайловича Горбова (1895-1931?) хорошо изучена. Он был достаточно грамотным человеком: до революции много лет работал наборщиком в типографии, комиссарил на польском фронте, закончил спецшколу работников уголовного розыска. С 1922 по 1925 год работал в АСО УГРО (активно-секретном отделе уголовного розыска), тесно связанном с ЧК-ОГПУ. Выходит, не зря в "Англетер" был послан этот непростой участковый!

        Самое интересное: почерк Горбова на акте сравнили с более поздними образцами (1927-1930 гг.) — написание многих букв сильно отличается, и подпись другая! Протокол был подменён? Ещё одна фальсификация — показания Эрлиха от 28 декабря 1925 года. Не мог образованный человек написать: "... в беседе с ним он мне сказал что он уезжая с Москвы у него оставались деньги у знакомого его Наседкина 640 руб..." и "...к чему и расписуюся". Допустим, что документ со слов Эрлиха писал какой-то безграмотный мент, но почему и подпись Эрлиха сделана тем же почерком? В этом деле на каждом шагу — ложь! В 1929 году милиционер Горбов был арестован по пустяшному поводу, — покупал продукты по заниженным ценам у знакомых торговцев — взятка. Отсидел 9 месяцев, исключён из ВКП(б), работал в типографии. В 1931 году бесследно исчез.

        7. Фотографий и рисунков висящего Есенина нет. Художник Василий Семёнович Сварог (Корочкин) (1883-1946) оказался в числе первых, кто увидел тело поэта, только что вынутое из петли. Состояние одежды: расстёгнутые и приспущенные брюки, вылезшая из них рубашка и избитое лицо — свидетельствовало об отчаянном сопротивлении. Сварог сообщает также, что заметил следы борьбы в номере и множество ворсинок от ковра на сорочке и в волосах поэта. Он еще тогда предположил, что Есенина после убийства заворачивали в ковер. Друг Есенина поэт  Николай Браун и писатель Борис Лавренёв были приглашены в номер Есенина в качестве понятых, но подписывать протокол о самоубийстве отказались. Николай Браун-младший в возрасте 81 года рассказывал: "Отец за несколько лет до этого из-за крайней нужды помогал в морге разгружать трупы. Знал, как выглядят висельники. У Есенина не был высунут язык, лицо было бледное, но не посиневшее. Не было мокрого пятна на полу, которое бывает, когда у повесившихся опорожняется мочевой пузырь. Да, у поэта остался след на шее от верёвки, потому как он какое-то время провисел, но провисел уже ­будучи мёртвым". Н. Браун так комментировал вид поэта: "Он был умучен".   

        Вместо судебного фотографа в гостиницу прибыл известный мастер из Москвы Наум Наппельбаум. На его фото поэт перенесён на кушетку, одежда приведена в порядок, лицо явно подретушировано, но всё равно вид ужасный. Много споров вызывает вмятина на лбу Есенина, идущая от правого глаза под углом. Это ровный след от горячей трубы отопления. От удара рукояткой пистолета, как многие предполагают, картина была бы совсем другая.

        Секретарь похоронной комиссии поэт Павел Лукницкий свидетельствует: "Есенин мало похож на себя. Лицо его при вскрытии исправили, как могли, но всё же на лбу было большое красное пятно, в верхнем углу правого глаза — желвак, на переносице — ссадина, и левый глаз — плоский: он вытек". Как это объяснить?

        8. Под актом осмотра номера стоят подписи трёх приятелей Вольфа Эрлиха: секретарь объединения поэтов М. А. Фроман (1891-1940), известный поэт В. А. Рождественский (1895-1977) и критик П. Н. Медведев (1891-1938). Но они пришли позже. Вопрос: почему перед снятием тела не пригласили понятых — посторонних людей, жильцов из соседних номеров, например, как это обычно бывает? Личные дела Фромана и Медведева засекречены. Исследователи установили, что Фроман — бывший комиссар, а Медведев с 1922 по 1926 год — штатный сотрудник ОГПУ, причём далеко не рядовой: выступал с докладами, председательствовал на больших собраниях. Позже у него появилось странное хобби — коллекционировал фотографии мёртвого Есенина. В 1938 году расстрелян. Зачистка удивляет своей скрупулёзностью: не забыт никто!

        9. Ещё один ключевой персонаж – управляющий гостиницей Василий Михайлович Назаров (1896-1942). По официальной версии, утром 28 декабря Эрлих и Устинова стучали в дверь номера Есенина, но им не открывали. Устинова (по её словам) вызвала из дома коменданта гостиницы, он приехал, открыл дверь (посторонним людям) и сразу ушёл (берите, что хотите, а что творится в номере — неинтересно или уже известно). А дальше из показаний Назарова: "Не прошло и 2-х минут как гражданка Устинова и с пришедшим к ней гражданином Эрлихом догнали меня и хватаясь за голову в ужасе говорят, что пройдите в комнату № 5. Войдя в комнату, я увидел гражданина Есенина висевшим в переднем правом углу на верёвке. Привязанной к входящей трубе центрального отопления…"

        Этот ход событий полностью опровергают воспоминания вдовы Назарова — Антонины Львовны (1903-1995). Уже в постперестроечное время она рассказала, что Василия Михайловича вызвали в "Англетер" не утром 28-го, а вечером 27 декабря, а вернулся он только на следующий день. По стенограмме фильма Виктора Правдюка "Тайна гостиницы "Англетер", в конце рабочего дня 27 декабря (воскресенье):

Назарова. Он пошёл по всей гостинице. Видит, что всё тихо. И он поднимается наверх и проходит к этому Петрову.

Вопрос. А не к Устинову?

Назарова. То есть Устинову. Но он представился Петровым. Идя в эту комнату, он думал: "Приду и скажу ему, что я уйду сегодня пораньше домой. Я так устал уходить поздно из гостиницы…"

      Ничего не понимаю! Комендант гостиницы собирается подобострастно отпроситься пораньше с работы у писателя Устинова, проживающего в "нехорошем" № 130? Скорее всего, этот лже-Устинов и на самом деле был Петровым (к нему ещё вернёмся). В этом номере Назаров увидел Есенина!

Назарова. Есенин сидел за столом. И он не поднял головы, когда вошёл мой муж. Он так и остался, вот так рукой (подпирает лоб) закрывши полузакрытое лицо, и сидел, и молчал. 

Потом Назаров пришёл домой и лёг спать. "Примерно в одиннадцать часов" позвонили и попросили его к телефону, сообщив, что дело важное: "В гостинице случилось несчастье".

Назарова. Муж встал, подошёл к телефону. Какой был разговор, я не знаю. Он говорит: "Хорошо. Ты иди первый, а я сейчас оденусь и пойду". И ушёл.

Назарова. Высокая большая комната. Всё разбросано было. Он подумал и позвонил Пагава. Пагава был его начальник непосредственный. Он говорит: "Григорий Саныч, что делать, а? Мне не справиться одному-то. Ведь надо же снять его. Он высоко висит. А где я один справлюсь?" Тогда Пагава ему и говорит: "Ты позвони Цкирии, и он придёт. Он высокого роста" ... И вот он (Цкирия) говорит: "Мы сделаем так. Я буду его спускать, а ты, Василий Михайлович, стой внизу и принимай его. А потом мы его положим куда-нибудь".

        Женщина в преклонном возрасте помнит все фамилии, есть смысл ей доверять. Видимо, она не знала, что муж для официальной версии давал совсем другие показания. Получается, что Есенина вынимали из петли после 23 часов 27 декабря, а вся сцена у дверей № 5 на следующее утро была не очень искусно разыграна. 

        Согласно документам, 1 января 1925 года, спустя четыре дня после гибели Есенина, Назарову повысили тарифную ставку на 40%, 15 января отправили в отпуск, а через три месяца перевели на захудалую должность кладовщика в коммунальном хозяйстве. В 1929 году ему подстроили недостачу и после суда отправили на Соловки. Освободился он больным и морально сломленным человеком.

        10. По официальной версии, Вольф Эрлих 29 декабря оформлял свидетельство о смерти Есенина на основании медицинского заключения судмедэксперта Александра Григорьевича Гиляревского (1851-1931), проводившего вскрытие тела в Обуховской больнице. Следователь МВД Эдуард Хлысталов выяснил в архивах, что предъявленное заключение о смерти имело № 1017. Но где оно? Приобщённый к делу акт не имеет каких-либо реквизитов, подтверждающих его принадлежность к медицинскому учреждению, номера, углового штампа и гербовой печати, подписи заведующего отделением. Должно быть два экземпляра — один направляется дознавателю, а второй остаётся в архиве больницы. "Покойный в повешенном состоянии находился продолжи- тельное время", — а сколько? Выводы в акте не учитывают полной картины случившегося, указаны не все прижизненные повреждения, ничего не говорится о потере крови. Другие акты вскрытия тел этим доктором абсолютно не совпадают с тем, подложным, по форме, стилю, нумерации и т. д. Правду мог знать главный врач больницы Виктор Романович Штюллерн, но вскоре после описываемой трагедии он внезапно заболел и в сентябре 1926 года умер. Вдову Гиляревского Веру Дмитриевну  в 1933 году в возрасте 62 лет выслали в Воронеж как социально чуждый элемент, и дальнейшая судьба её неизвестна.

        11.Большой интерес вызывает так называемое прощальное стихотворение, написанное кровью. Вот оно:

            До свиданья, друг мой, до свиданья.
            Милый мой, ты у меня в груди.
            Предназначенное расставанье
            Обещает встречу впереди.
            До свиданья, друг мой, без руки и слова,
            Не грусти и не печаль бровей, –
            В этой жизни умирать не ново,
            Но и жить, конечно, не новей.

        По одной версии, оно было написано на Кавказе летом 1925 года на смерть поэта Алексея Ганина, расстрелянного за антисоветскую деятельность. Мать Есенина Татьяна Фёдоровна говорила, что стихотворение написано на родине, в деревне. Другие считают стихотворение фальшивкой, сочинённой в подражание стилю Есенина кем-то из связанных с ОГПУ лжедрузей-поэтов. Почерк могли подделать специалисты ОГПУ, дело не в этом. Почему стихотворение? Обычно самоубийцы объясняют причину последнего отчаянного поступка, пишут "Прошу никого не винить", отдают распоряжения по наследованию имущества и тому подобное. А здесь как будто взяли то, что уже было (нашли в бумагах поэта), и предъявили как прощальное послание. Экспертиза на соответствие крови не проводилась, даты написания нет. Царапины на руках поэта не могли дать так много крови. Довод о том, что в номере такой классной гостиницы не было чернил, крайне сомнителен, их можно было попросить у дежурного по этажу. Но дело в том, что Есенин всегда писал карандашом: простым, химическим или цветным – и всегда носил его с собой. Укрыватели преступления в своих воспоминаниях упорно выставляют эти чернила на передний план.

        По словам Эрлиха, вечером 27 декабря, прощаясь, поэт засунул листок со стихами в карман его пиджака с просьбой прочесть их как-нибудь потом, когда он останется один, и Эрлих о них якобы забыл. Вспомнил лишь на следующий день, когда Есенина уже не было в живых. Опять враньё! Сексот ОГПУ не полюбопытствовал о содержании листка? Предсмертное послание посвящено простому знакомому (меньше года)? Это он "милый друг", что "в груди" у поэта? Неужели проницательный и подозрительный Есенин не понимал, что Вольф Эрлих — его тайный недоброжелатель. Даже само место его работы уже предполагало сотрудничество с "органами". Почему кровавый листок  не был подшит к следственному делу? Почему тщеславный Эрлих, которому это стихотворение принесло широкую известность, долгие годы о нём не упоминал и никому его не показывал? Скорее всего, оно хранилось не у него, а "там, где надо". Письмо всплыло только в 1930 году: в Пушкинский Дом его принёс редактор журнала "Звезда" Георгий Ефимович Горбачёв (1897-1942), человек с богатым комиссарским и чекистским прошлым. Передал якобы от Эрлиха. Ну, артисты!

        12. В феврале 1993 года Бюро Главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ издало заключение по результатам изучения двух фотографий тела Есенина на секционном столе перед вскрытием. Эксперты заявили, что на шее имеются следы двух материалов – верёвки и ремня, что противоречит версии самоубийства. Душили два раза?

        На рисунке Сварога видна неестественная для повешения поза трупа со скрещенными ногам и поднятой согнутой правой рукой, как будто он хотел освободиться от накинутой сзади удавки. Или всё же хватался за трубу, когда его вешали, и рука застряла между стеной и трубой? Специалисты утверждают, что повешенный не может поднять руки, тело сразу обвисает, к тому же у Есенина были сломаны шейные позвонки. Почему скрещённые ноги — так закатали в ковёр? Почему язык не вывалился, а только прикушен? В общем, одни вопросы... и уверенность, что это не самоубийство.

        Много споров возникает по поводу того, мог ли Есенин завязать верёвку под потолком. У разных авторов высота номера варьируется от 2,7 до 4 метров. Это просто удивительно! За многие годы никто не удосужился измерить высоту потолков! Дальше начинаются расчёты: высота ног над полом 1,5 метра, рост Есенина 1,68 метра, стоящая в углу тумба — около 1 метра… Вывод большинства исследователей — сам повеситься не мог, приподнимали. А если бы он был повешен низко, разве это исключает инсценировку самоубийства? Непонятно, зачем вообще лезть на такую высоту. В правом углу под потолком есть небольшой изгиб трубы — из-за него? Всё, что известно о висящем трупе и обстоятельствах его обнаружения исходит от Назарова, Эрлиха, Устиновой и милиционера Горбова, то есть от ОГПУ. Разве можно дознаться до истины, если следствие ведут сообщники убийц?

        13. Был ли номер Есенина заперт изнутри? Это тоже важно, и об этом дружно свидетельствуют не внушающие доверия Назаров и Эрлих. Смежной с № 5 была пустующая комната бывшего аптечного склада, имевшая выход в коридор. Через неё убийцы могли покинуть номер. На снимке Наппельбаума за шкафом виден занавешенный портьерой вход в эту комнату. Даже сам шкаф кажется не полностью придвинутым к стене. Впрочем, такие сложности убийцам вряд ли были нужны.

        14. Широко известна версия о том, что снимок правого угла комнаты напечатан намеренно неправильно и вместо левого стал правым. Зачем? Чтобы скрыть следы преступления. Отпечаток трубы на лице Есенина позволяет сделать вывод, что он мог висеть только в правом углу. Вся эта версия держалась на пуговицах брошенного на кресло пальто! Вот что пишет исследователь Герман Ломов: "Напав, в сущности, на правильный след, что пальто было двубортным, "историки моды" узрели на снимке под самым воротом пуговицу явно функциональной природы – для застёгивания поднятого воротника. Мол, де, на декоративную пуговица не похожа: иначе зачем её прятать под ворот, где она не видна. У мужского же пальто эта пуговица должна располагаться с правой стороны, а не с левой, как на снимке".

        Жена поэта С. А. Толстая-Есенина в 1926 году заказала фотографу В. В. Преснякову несколько снимков гостиничного № 5. На одном из них мы видим левый угол комнаты: кровать, высокое зеркало, между картиной и окном — две трубы. Никакого "отзеркаливания" снимка Наппельбаума не было! Тогда бы мы имели два абсолютно разных левых угла. Получается, что трубы отопления проходили в обоих углах, а Есенин был повешен в правом. Об этом свидетельствовал Назаров и этот угол фотографировал Наппельбаум. Слишком много выдумано из-за одной пуговицы, всё гораздо проще.

        15.Никаких причин кончать жизнь самоубийством у Есенина не было. Из больницы он вышел окрепшим, просохшим от алкоголя и полным творческих и житейских планов. Надо было обосноваться в Питере, работать в журнале "Поляне" (С. М. Киров обещал должность главного редактора), готовить к печати трёхтомное собрание сочинений. Материально обеспечен — гонорар за это издание составил 10 000 рублей, по 1000 в месяц (зарплата служащих — 30-40 рублей). Его друг Александр Воронский, редактор журнала "Красная новь", регулярно печатал его стихи. И главное — он всегда окружён людьми, его любили и почитали, обнимали и целовали, особенно женщины. Живи и радуйся! Конечно, настроение портило созерцание тошнотворной советской действительности. Но с другой стороны, все свои обиды и недовольство чем бы то ни было, он выговаривал друзьям и выплёскивал в скандалах, а не копил в себе. Поэт относился к экзальтированному психотипу, а они только угрожают самоубийством, и такие демонстративные попытки у него уже были. К тому же висельники выглядят отвратительно, а Есенин — эстет, он бы, вероятнее, застрелился.

        16. Исследователь Виктор Кузнецов приводит интересный случай. Однажды в газетах появилось сообщение о происшествии на проходивших в Ленинграде Есенинских чтениях: "В зал пришла неизвестная женщина, которая стала утверждать, что Есенин погиб не в своем номере, а где-то на чердаке или в подвале, и только потом труп был принесен в пятый гостиничный номер. Она называла старуху, тогда проживавшую в деревне, которая работала в «Англетере» уборщицей. Однако эту незнакомку участники чтений слушать отказались и выставили из зала, как ненормальную..." Очень жаль! По архивным данным, № 5 в 1925 году обслуживала Варвара Владимировна Васильева (р. 1906). Незадачливые и пугливые литераторы могли бы её разыскать и узнать много интересного. Официальная версия крепко держала и держит всех в плену. 

        17. Виктор Кузнецов пришёл к выводу, что Есенин мог быть убит в тайном следственном изоляторе ОГПУ, расположенном рядом, по адресу: проспект Майорова, 8/23, и по подземному переходу тело перенесли в "Англетер". Пиджак поэта (так и не был найден) остался там, откуда его тащили убийцы. Возможно, он был в крови и разорван, поэтому мог послужить уликой. Руководил инсценировкой тот самый "партийный товарищ Петров", лже-Устинов, перед которым угодничал комендант Назаров. Установлено, что это был Павел Петрович Петров (Макаревич, Бытов) (1895-1960), оперативно-секретный работник ОГПУ, числившийся кинорежиссёром "Севзапкино". Это была его лучшая постановка. Вот только некоторые актёры от волнения понесли какую-то отсебятину.

        Управляющим таинственным домом по проспекту Майорова, 8/23 был упомянутый выше Ипполит Цкирия, помогавший Назарову снимать с верёвки тело Есенина. Установлено, что сотрудник ОГПУ И. Цкирия после этого грязного дела был повышен до управляющего домами всего Центрального района Ленинграда.

        В те дни, с 18 по 31 декабря, в Москве проходил XIV съезд РКП(б), органы ОГПУ и милиции находились в состоянии повышенной готовности во избежание возможных провокаций. По версии В. Кузнецова, Есенина, как скрывающегося от суда и по подозрению в готовящемся бегстве за границу, прямо с вокзала доставили в этот тайный следственный изолятор ОГПУ и какое-то время держали под замком. Допрашивали, предложили сотрудничать с "органами" — он повёл себя резко, сопротивлялся и угрожал. Тогда его стали избивать и переусердствовали. Отпускать избитого, имеющего высокие связи в Москве, — значит лишиться должностей. Тогда на ходу разработали инсценировку самоубийства в "Англетере" и по подземному переходу перенесли тело поэта, возможно, ещё живого, в № 5. Я бы ещё добавил, что сотрудники ОГПУ могли держать Есенина под арестом в № 130, где его, уже избитого и прикрывающего рукой лицо, видел комендант Василий Назаров.

        18.В 1996 году комиссия НИИ МВД подтвердила версию самоубийства. Иной результат представить просто невозможно! МВД — правая рука ФСБ будет уличать в преступлении его пра-пра-…бабушку — ОГПУ? Объявить, что "рыцари революции" своими "чистыми руками" подло убили народного поэта? Кто же такое допустит?

        Гриф секретности с материалов дела о гибели Есенина вряд ли снимут. Эта операция была секретной даже в самом ОГПУ, и там всё зачищено. Разрешения на эксгумацию и проведение экспертизы ФСБ не даёт. Возможно потому, что тела Есенина в могиле нет. У родных поэта есть видеозапись Алхимовой Маргариты Васильевны. В 1983 году нашёлся свидетель, шофер ОГПУ Снегирёв: "Мы вынули гроб Есенина и передали его другой группе, которая унесла его в глубь кладбища. А сами остались приводить могилу в порядок". Это было 1 января 1926 года, на следующий день после похорон. В 1986 году, при установке надгробного памятника работы скульптора А. Бичукова, всю площадку на метровую глубину залили бетоном. Всё шито-крыто…

        19. От многих версий убийства Есенина несёт какой-то застарелой антисемитской тухлятиной: нашего златокудрого певца Руси убил еврей Яков Блюмкин по приказу такого же Троцкого. Якобы Лейб Давидович Бронштейн сильно обиделся, увидев себя в одном из персонажей (Чекистов-Лейбман) поэмы Есенина "Страна негодяев". Да к тому же Есенин отбил у него любовницу-певичку! Как говорят интернет-дамы — полный бред. Действительно, Троцкий  одно время опекал и направлял Есенина в русло пролетарской литературы. Трудно вообразить, что фигура такого масштаба, постоянно пишущий теоретик большевизма, будет заниматься убийством поэта. Уж лучше бы ему вражину Сталина замочить — хоть какая-то польза была бы. Троцкий не был русофобом, он был воинствующим интернационалистом. Но  вот главное — в 1925 году оппозиционер Троцкий никакой реальной власти уже не имел и занимал  издевательски мелкие хозяйственные должности: председатель Электротехнического комитета, Главного комитета по концессиям и совещания по качеству продукции (заботился о качестве валенок с галошами). Числился членом Политбюро ЦК партии, но даже на XIV съезде  не выступал. Как бы самому выжить — полтора года "не высовывался". Бывшие союзники Зиновьев (председатель Ленинградского исполкома) и Каменев (председатель Моссовета) на тот момент были его врагами — переметнулись на сторону Сталина.

        Согласен, самым подходящим кандидатом на роль убийцы Есенина был бы его бывший знакомый Яков Блюмкин: и мокрушник, и псих, и почерки умел подделывать (прощальное письмо Бориса Савинкова), но с 1923 года он работал в иностранном отделе ОГПУ и подчинялся Ф. Э. Дзержинскому. Если бы спектакль ставил этот чистодел, то комар бы носа не подточил. Доказательств его нахождения в Ленинграде в те дни нет. "Кто-то где-то видел", — не в счёт. К тому же с сентября 1925 года по июнь 1926 года он был в Тибете, участвовал в Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха. Может, овладел искусством телепортации? В 1929 году Блюмкина расстреляли, а Рерих, опасаясь той же участи, держался подальше от Москвы — жил в Индии.

        Думаю, что националисты зря так радостно приняли Сергея Александровича в свою мрачную компанию — "это только тягостная бредь". Впав в пьяное буйство, назовёт, бывало, кого-нибудь "жидовской мордой", а назавтра слёзно извиняется. Есенин пьяный и Есенин трезвый — это два разных человека. Мог в поддатом состоянии выкрикнуть давно известный, но бесперспективный способ спасения России. Да ещё и всякие приятели-шаромыжники и друзья-завистники, вроде Клычкова или гомосексуалиста Клюева, подзуживали на безобразия, — назавтра в газетах упомянут рядом с народным любимцем.

        "После некрасивой истории со скандалом ("дело четырёх поэтов", 1923 год), завершившейся товарищеским судом в Доме Печати, Есенин пришёл в редакцию и, сдерживая гнев, говорил: "Разве я антисемит? Моя первая жена — еврейка, друзья мои евреи, еврейского поэта Мани-Лейба я пропагандирую в России… Нет у меня антисемитизма. Есенин перекрестился, что иногда делал в подтверждение правдивости своих слов" (С. Б. Борисов "Встречи с Есениным").

        «"Да, что они, сговорились, что ли? Антисемит — антисемит… Да у меня почти все друзья евреи и жёны — еврейки. Да и дети — евреи, получается…" — простодушно оправдывался поэт» (О. Тер-Газарян "Есенин и Айседора Дункан").

        В № 15 газеты "Правда" за 1926 год опубликована статья Троцкого "Памяти Сергея Есенина" — излишне романтичная, но искренняя. Он один из немногих, кто не попрекает поэта алкоголизмом. Искренность Троцкого отмечал философ Николай Бердяев. "Лучшее о Есенине написано Троцким", — это слова Максима Горького. Очевидно, что Троцкий Есенина ценил и уважал и к его убийству никак не причастен. Его оружие — публицистика. Своими "Уроками Октября" довёл Сталина до белого каления. Будущему диктатору тогда тоже было не до поэтов, но когда войдёт в силу — разберётся со всеми. Для него Есенин — подшефный Троцкого. Будут уничтожены друзья поэта, старший сын Юрий и вторая (венчаная) жена — Зинаида Райх. Уверен, доживи поэт до тех времён, его бы тоже "убрали".

        20. В 1927 году Николай Бухарин, явно не без санкции своего хозяина Сталина, в журнале "Октябрь" гневно заклеймил "есенинщину", что послужило началом широкой антиесенинской кампании: осуждающие статьи, диспуты, зачистка библиотек. На многие годы стихи поэта находились под негласным запретом. Издавались в провинции, малыми тиражами, строго отобранные цензурой.  Подростки украдкой переписывали их друг у друга. За чтение его стихов могли исключить из комсомола. После смерти Сталина поэзия Есенина стала постепенно возвращаться. В 1965 году открылся Дом-музей Есенина в селе Константиново, его стихотворения появились в школьной программе.

        Племянница поэта Светлана Петровна Есенина (1938-2010) с начала 90-х годов боролась за восстановление истины: «Мы, родные поэта, хотим только одного: объективного расследования обстоятельств смерти поэта. Мы хотим лишь снять клеймо "самоубийцы-висельника" с С. А. Есенина». Были написаны десятки писем, собраны документы, пройдены сотни инстанций, поданы несколько заявлений в Генеральную прокуратуру РФ. Глухая стена. На обращение к Президенту В. В. Путину, составленное в мае 2005 года, ответа не получено. В 2009 году Генпрокуратура сообщила, что прекращает всякую переписку с С. П. Есениной. На следующий год она умерла.

        Напоследок нужна какая-то чистая и нежная нота. Николай Браун вспоминал: "Ленинград. Лето. Напротив Дома книги, по ту сторону улицы, на фоне Казанского собора стоит Есенин. На нём летний белый костюм. Он стоит весёлый, улыбающийся, светлый. И улыбка у него, как всегда, особенная, задушевная, покоряющая, располагающая к себе. Таким он и остался в моей памяти — жизнерадостным, молодым, светлым".

На фото: справа гостиница "Астория", слева — "Англетер". На втором этаже отмечены два окна есенинского № 5.

        Моя страница http://proza.ru/avtor/cogitosum