Фалды

Светлана Гейнц
«Фалда(толковый словарь) - одна из двух нижних частей разрезной спинки (на сюртуке, фраке, мундире). К женскому платью отношения не имеет и уж никак не заструится и не может быть густой» (из текста Лэна Туура).

Запутавшись в фалдах женского платья,  автор  критической  статьи,  так и не понял смысл этого слова. Нашел в Толковом словаре одно из значений слова «фалда» применительно к мужской одежде, а дальше прочитать не удосужился, считает, что «к  женскому платью отношения (слово «фалда», прим. автора)  не имеет и уж никак не заструится и не может быть густой».  Довожу до его сведения значение и применение слова «фалды», а также  рисунок женской юбки с фалдами, чтобы воочию убедился, как они выглядят.

Слово «фалда» происходит от немецкого «falte», что означает «сборка, складка».
В России  в XVIII-XIX веках  фалды были обязательны  в одежде дворянина.  Мода  менялась и в соответствии с ней  фалды то укорачивали, то закругляли, то заостряли, то снова удлиняли.
            
В  толковом словаре В. И. Даля – слово «фалда» означает  «одну из половинок хвоста» немецкого платья, а также полу  фрака, военного мундира с разрезной спинкой. Впоследствии Ожегов добавил  толкование и употребление слова в качестве названия трубкообразной продольной складки на любой одежде.
             
В  Толковом  словаре  Ожегова слово «фалда» имеет два значения:
- на сюртуке, фраке, мундире: одна из двух нижних частей разрезной спинки;
- трубкообразная продольная складка на одежде, шторах и т. п.
          
В современных словарях  русского языка  слово «фалда» трактуется, во-первых, как название мягкой, конусообразной продольной складки на одежде, причем, преимущественно женской, и затем уже его первоначальное значение.
               
Наиболее распространенное употребление слова фалда в качестве названия конструктивной составляющей женского платья – в значении конусообразных долей, сборок в расклешенных юбках.
             
Конусообразные  фалды образуются под действием собственной тяжести ткани на юбках-клеш. Конструируются   фалды несколькими приемами:  сначала выпрямляют кривизну среза;  затем кроят детали под углом в 45° или используют фигурную поперечную вытачку.
               
Слово применяется в литературе как  для описания  особенностей кроя в мужской одежде, так и для характеристики женской одежды. Фалды бывают крупные и мелкие.  Любая  красивая драпировка –  это фалды. Мягкие ткани, драпировки, складки, фалды делают объемный силуэт подвижным, «дышащим», «танцующим».
               
«Она не переменяла никогда покроя своей одежды, и одевалась так, как одевались польские дамы в начале XVIII века, т.е. в длинную белую кофту (в обыкновенные дни канифасную, а в праздники коленкоровую) до колен, с фалдами и с узкими рукавами» (Ф. В. Булгарин, «Воспоминания»,1846– 1849 г)
          
На рисунке  показана  юбка  с  большим количеством глубоких фалд.  Особенности кроя женской юбки с фалдами реализованы в популярной конструкции юбки-солнце,  расширяющейся от талии.
Выкройка  представляет собой круг из ткани с отверстием в середине. Такая юбка свободно спадает с бедер, не выделяя их линию.
            
Иногда вместе соединяли  два круга-солнца, этим  достигалась еще большая пышность за счет увеличения количества фалд. По линии талии «лишняя» ткань защипывалась  в равномерные сборки или плиссе. В моде были  вариации юбки-солнце, такие как полусолнце, солнце в три четверти, двойное солнце.