Золочевский замок. О турпоездке по Украине

Алла Валько
               

На второй день пребывания во Львове туристическая группа из Киева отправилась на экскурсию по замкам Львовщины “Золотая подкова”. Мы посетили замки Золочевский, Подгорецкий, Олесский. Нашим гидом оказалась полная, черноволосая украинка, которая сразу же, как только она села в миниавтобус, быстро заговорила по-украински. Естественно, я ничего не понимала. Мне стало ясно, что эта экскурсия для меня потеряна. Из лекции я улавливала лишь отдельные знакомые слова. К тому же мне мешал шум работающего мотора, да и микрофон не отличался качеством звука.

В пути мне удалось пообщаться с несколькими киевлянами, оказавшимися в автобусе моими соседями. У меня сложились тёплые отношения с Валей, воспитательницей детского сада, и её мужем Димой. Ещё накануне, когда я впервые встретилась с группой, я увидела улыбающееся лицо Вали, которая буквально одарила меня своим душевным теплом. Большое внимание ко мне проявили также Валентина, библиотекарь, и её муж Пётр, инженер. Они-то во время остановки и попросили гида говорить по-русски, так что в дальнейшем информация, с которой она знакомила нас, оказалась для меня доступной.

Гид постоянно ощущала моё присутствие, человека из России. Во время одной из остановок, отклонившись от темы экскурсии, она заявила туристам: “О политике говорить не будем”. Но уже в следующее мгновение именно мне она адресовала вопрос: “Разве можно такое простить?” И я твёрдо ответила: “Никогда”. Гид как-то сразу внутренне успокоилась, и я поняла, что моё присутствие больше её не тяготит. Надо заметить, что и туристы из Киева, и жители Львова, узнав, откуда я, сразу же задавали вопрос, не боялась ли я ехать в Украину? “Ведь мы здесь все фашисты, бандеровцы, едим детей”, - приводили они аргументы. В ответ я смеялась и говорила, что зомбоящик не смотрю. Убедившись в том, что я разделяю их боль и обиду и горячо сочувствую им, киевляне почувствовали расположение ко мне и были готовы прийти на помощь в случае, если бы она мне потребовалась. И такие случаи в дальнейшем действительно представились.

Тем временем мы подъехали к Золочевскому замку, и началось наше знакомство с этой сокровищницей Львовщины. Первое упоминание о городе 3олочеве датировано 1442 годом. На месте золочевской твердыни раньше стояла древняя крепость, которая была сожжена татарами. Город Золочев получил Магдебургское право в 1523 году. Город управлялся на основе свода средневековых законов, который давал ему право на самоуправление и определенную независимость от центральной власти. Для жителей украинских городов Магдебурское право стало логичным продолжением Народного Вече. В период с XIV по XIX века Магдебургское право получили 79 украинских городов, первым их которых в 1324 году стал Владимир Волынский, а затем - Львов. По этому праву жили или руководствовались им города: Житомир, Черновцы, Ровно, Киев, Белая Церковь, Чернигов. В них Магдебургское право просуществовало до 1831 года, когда император Российской империи Николай I запретил его.
 
Россияне практически не знакомы с этим термином, так как Магдебургского права, которое успешно действовало на территории всей Киевской Руси, в Московии никогда не было. Россияне на генетическом уровне стремятся к единоначалию, потому что есть царь, наместник Бога на земле, и он принимает все решения. Истоки же демократии Киевской Руси лежали в Вечевом, фактически в парламентском строе. Князь избирался на общем собрании, и горожане имели право его переизбрать. Москва, которая в период расцвета Киевской Руси была сторожевой крепостью, Вечевого строя так и не узнала. А после того, как ордынские ханы создали Великое Княжество Московское, Вече как форма демократии  и вовсе было стёрто из народной памяти. В результате так и не появилась система, которая уравновешивала бы власть и общество, заставляя правителя соблюдать гражданские права своего народа.

У меня стёрлось из памяти, в чём заключалось Магдебургское право, поэтому мне пришлось освежить понимание его сути, когда я была уже в Москве. А тогда после слов о предоставлении Золочёву Магдебурского права, экскурсовод, продолжая лекцию, сказала, что  нынешние очертания древняя крепость обрела после 1634 года, когда её владельцем стал Якуб Собеский, отец будущего короля Польши Яна Собеского. В то время была построена прямоугольная твердыня с четырьмя бастионами по углам. Собеские  царствовали на этих землях в течение полутора веков и возвели храмы самых разных конфессий  - Вознесенскую и Николаевскую церкви, Армянский костёл, парафийный костёл, монастыри и собственно Золочевский замок.

Якуб Собеский начал активно усовершенствовать оборонительную систему замка, укрепив его четыре бастиона. Длина каждой оборонительной стены составляла свыше ста метров и достигала одиннадцати метров в высоту. Оборонительный ров, окружавший Золочевский замок, не наполнялся водой, однако имел значительную глубину, а в его дно были вбиты колья. Валы перед стенами построили таким образом, что в случае вражеского нападения пушечные ядра попадали в земляные насыпи, не повреждая стен. Золочёв стал оборонной цитаделью, способной стать преградой на пути захватчиков. Однако противостоять атакам своих же подданных Золочевский замок не смог, сдавшись без боя войскам Богдана Хмельницкого во время освободительной войны 1648 – 1654 годов. При подавлении восстания от города остались одни руины.

Когда на престол Польского королевства взошёл наследник рода Ян III Собеский,  он ввёл в золочевской твердыне немало фортификационных усовершенствований. Замок полюбился его жене - королеве Мари Казимире Луизе, по желанию которой в конце XVII века была создана истинная жемчужина – Китайский дворец. Он имеет вид двухэтажной остроконечной ротонды с восемью колоннами со стороны главного фасада, балконом вокруг здания и  одноэтажными боковыми пристройками.
 
Однако все усилия Яна III Собеского по укреплению Золочевского замка оказались бессильны перед лицом шестидневной турецкой осады 1672 года. Когда крепость оказалась на пути войска Османской империи к подступам ко Львову, цитадель пала. Но она с честью выдержала нападение того же врага тремя годами позднее, чему способствовал расквартированный в его стенах военный гарнизон. После возвращения замка польскому государству пленные турки заново отстроили сооружение.

В XVІІ веке Золочевский замок славился своим уровнем комфорта. Здесь было сооружено несколько ультрасовременных ватерклозетов. И это в то время, когда в Европе выливали отходы жизнедеятельности людей на улицы, из-за чего в городах стоял омерзительный запах. В одной из комнат находилась дверь в потайной ход, соединявший кабинет короля и сокровищницу, так называемое «длинное ухо» — система, при помощи которой удавалось прослушивать разговоры прислуги, располагавшейся на первом этаже. Из кабинета короля ещё один потайной ход вел на оборонительные валы.
 
На протяжении ХVIIІ столетия замок усиливал свою оборонную мощь, проводя реконструкцию и расширяя численность гарнизона. Однако новые владельцы замка, семья Радзивиллов, считали заботу о замке бременем и передали замок в пользование военному ведомству. С этого момента начался упадок бывшей королевской резиденции.

Оказавшись в 1772 году под властью Австрии, замок-дворец не претерпел изменений в своей судьбе. И лишь в начале XIX века её последний владелец Лукаш Комарницкий предпринял попытку возродить жемчужину к былой жизни,  но реконструкция оказалась ему не по карману, и в 1840 году он передал комплекс в распоряжение австрийского правительства, устроившего в замке военные казармы.
 
В этом же году здесь была организована государственная тюрьма. Выполнять свое зловещее предназначение Золочевскому замку было суждено до 1953 года в составе Австрии, Австро-Венгрии, Польши, СССР, Германии и снова СССР. В 1939 году советская власть устроила во дворце застенок НКВД. К июню 1941 года здесь было  замучено около 700 жителей.
 
Большинство арестованных в то время были политическими заключёнными – «врагами советской власти», жителями региона, которые при польской власти занимали высокие служебные должности в государственных и финансовых органах, на железной дороге, служили в полиции, в судебно-юридических учреждениях, возглавляли научные и культурные заведения, руководили общественными организациями и партиями, а также были крупными землевладельцами и собственниками недвижимости. Среди них большую часть составляли поляки, но было также много украинцев, евреев, чехов, русских и людей других национальностей. Они подлежали аресту с первых дней советской власти, поэтому тюрьмы были переполнены.
 
Сейчас в двух бывших тюремных камерах замка открыта музейная экспозиция предметов быта заключённых, пыточные инструменты, демонстрируются также ворота тюрьмы. В музее собраны материалы по опросам местных жителей, сотни свидетельств очевидцев, портреты замученных узников. Сохранились и ужасные фотокадры расстрелянных и замученных пытками, снятые сразу после отступления НКВД. Списки погибших в Золочевской тюрьме в июне 1941года составляют 460 имён и продолжают пополняться. Национальный состав этих жертв отличается от погибших в 1940 году: здесь около 70 поляков, 4 русских, 4 немца, 27 евреев, остальные – украинцы. В тот период главным объектом репрессий были местная интеллигенция, украинские патриоты. После провозглашения независимости Украины в 1995 году на территории замка был установлен памятник всем безвинно погибшим и замученным в тюремных застенках НКВД в период с 1938 по 1941 год.

Лишь в 1972 году бывшая королевская резиденция получила возможность освободиться от своего тяжкого бремени. После передачи комплекса в ведомство Львовской галереи искусств её директор, академик Украинской академии искусств, Герой Украины, искусствовед,  президент Украинского национального Комитета международного Совета музеев Борис Григорьевич Возницкий начал его масштабную реконструкцию.
 
Из оборонительных сооружений замка до наших дней сохранились валы, бастионы и частично - надвратный корпус, равелин и мост  были реконструированы; в замковом дворе сохранились Китайский дворец, Большой жилой дворец и перестроенная в конце XIX века надвратная башня. Все эти сооружения выполнены в стиле ренессанс.
 
В августе 2009 года Большой дворец Золочевского замка был открыт для осмотра. В экспозиционных залах замка представлена его история, тюремное время и период реставрации. В художественной галерее - полотна Рубенса, портреты XVII—XIX веков, копии картин известных европейских художников:  Дюрера,  Рубенса, Рембрандта,  А. ван Дейка и многих других. Драгоценными экспонатами являются древние светильники из костей ихтиозавра, возраст которых  превышает 60 миллионов лет, корона Данилы Галицкого, старинная резная мебель, оружие, фарфор, скульптуры, ковры, охотничьи трофеи. При входе в корпус - самая большая в Европе картина размером девять на девять метров работы итальянского художника Мартино Альтамоне “Битва под Парканами”.

В 2004 году в Китайском дворце  был открыт Музей Восточных культур. В пяти экспозиционных залах представлено около 250 произведений живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, а также археологических экспонатов из Египта, Шумер, Китая, Японии, Индии, Индонезии, Турции, Персии. Среди экспонатов - мумия сокола, фрагменты египетских саркофагов, японская графика, лаковые изделия Китая, восточные ткани.
 
По окончании экскурсии в Золочевский замок я вместе с киевскими туристами поднялась на оборонительный вал, чтобы полюбоваться видом на внутренний двор замка и пушку, до сих пор “охраняющую” твердыню. И если во время экскурсии по замку я общалась преимущественно с Валей и Димой, которые сделали бессчётное количество моих снимков, то здесь я поговорила и с другими членами группы. Мы обменялись мнениями о взаимоотношениях между нашими странами, и в словах моих новых друзей я не один раз слышала горький упрёк по поводу агрессивной политики России по отношению к Украине, и без того испытывающей экономические трудности, стремящейся преодолеть наследие прошлого – коррупцию, воровство, отсутствие прогрессивных, демократических институтов власти и в то же время вынужденной вести войну на Донбассе. Слышать это мне было, безусловно, горько. Но я верила, что несмотря ни на какие трудности, Украина, возможно, не так скоро, как хотелось бы, но справится со своими проблемами.