Зимняя фуга. Из цикла стихов

Вадим Розов
ПЕРВАЯ МЕТЕЛЬ
 
Приходила ты ночью погожею
В серебристо-песцовом манто...
Белый след затоптали прохожие –
На земле стало снова темно.

Приходила ты в рубище святости –
Белый трепет протянутых рук...
Но твой след погребли в гуще слякоти,
Словно в шуме – божественный звук.


ПРЕВРАТНОСТИ

Холодеет и сердце и ум...
Это – зимнее колдовство.
Начинается снежный бум
И превратностей торжество.
Превращается дождик в снег,
А в пруду каменеет вода...
Это – плач или нервный смех?..
- Ты вернёшься?
- Не знаю... когда.

И ушла.
И осталась тьма.
Неразобранная постель.
Чародействующая зима.
И холодный, метельный хмель.


НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ

Он у лиха выпросил наряд
невидимки. Лишь глаза горят,
облачился их безумный взгляд
в тёмно-синий облачный агат.
Снежный взрыв на голове седой!
Ходит он у вьюги под пятой
с белой, как метели, бородой
и с примёрзшей к бороде бедой.

Гость незваный просится в мой дом.
Вот завыл он волком под окном,
в форточку забросил снежный ком...
Мстительный мне нрав его знаком!
Ноет, хнычет, тарабанит зло
в леденистое оконное стекло...
Взял бы он у ведьмы помело –
жаль, что время сказок истекло.

Всё ж нечистый дух, поди, живой –
Вот взревел в трубе, как домовой,
поперхнулся дымом и золой
и на крышу вылетел стрелой.
Заплясал, по жести грохоча,
как паяц, сквозь слёзы хохоча;
закружился ухарем сплеча
и в сугроб свалился сгоряча.
 
Надоел! Постылый ты фантом!
Не ходи, настырный, ходуном,
не бранись, как пьяный, за окном,
не ломись с бедою напролом.
Как ты ни буянь, как ни крути –
в дом ко мне заказаны пути.
Лучше с бабой снежной покути
да усни -  у ней же - на груди!


Я ЗНАЮ, ТЫ ВЕРНЁШЬСЯ

Я знаю: ты вернёшься.
Будешь нарочно копаться в замке.
Пожалеешь, что дверные петли
даже не скрипнули.
Равнодушно скажешь:
- Это я.
Раздеваясь в прихожей,
страдальчески закаляешь.
- Ты дома?.. На улице такой мороз!..
Поправишь причёску перед зеркалом.
- Ты работаешь?.. Moг бы и поздороваться...
Уверенно зайдёшь в мой кабинет,
оттуда метнёшься в гостиную.
- Тебя нет, что ли?!
Раздражённо толкнёшь дверь в спальню.
- Хватит играть в прятки! Я тоже устала!..
Будто нехотя опустишься на колени,
глазами бессмысленно обшаришь пол
и долго не сможешь подняться.

Я знаю: ты вернёшься,
но больше никогда не увидишь меня.


В СНЕЖНОЙ ПЫЛИ

…С воем носятся машины,
соль со снегом точит шины.
Стой! Спустило колесо!
Занесёт!.. И занесло...
Загудел в башке набат;
крик и стон, и блажный мат…
Боль в груди - как гвоздь забили.
Задохнусь от снежной пыли!
А в глазах круги из радуг...
Недруг рад - на подлость падок!
Нет, не надо зря трепаться!
Нет, мне не до трепанаций!
Доктор мой... Да он с рогами
и с копытами-ногами!
Я не знаю точно, кто:
Фавн, Сатир иль Мефисто…
фель? Фу, дьявол, отвяжись!
Я ещё не кончил жизь,
мне она всего дороже.
Прочь, видения, с дороги!
Я здоров, здоров, как бог!
Но зачем же нож мне в бок?..
Боль в груди - как гвоздь забили.
Кто-то скажет: «Жили-были…»
Недруг рад - на подлость падок!
…А в глазах круги из радуг.


ТЫ ПОМНИШЬ?..

Ты помнишь вкус
материнского молока?
Первую встречу с солнцем?
Луной,
             дождём,
                снегом?
Первое сновидение в своей...
и чужой постели?
Первого мужчину,
о котором ты подумала,
что он сможет заменить тебе
всё на свете?..

Я тоже тебя забыл.


Я НЕ ВЕРЮ…

Я не верю, день фантомный,
в твоё солнечное кредо.
Льются в зимние овраги
ядовитые дожди.
Сигареты, трубы, домны
пышут адом с того света.
Люди – жалкие бродяги,
слепоты своей вожди.

Что приводит нас в больницы,
в мир отверженных, опальных?..
Был и я свободным, смелым –
охватил стерильный страх.
В окнах темень – две глазницы,
нет! – две ямы погребальных,
по камням заледенелым
заступ бьет, как пульс в висках.

Я закрыл глаза и вижу:
будто вспыхнула мигалка.
Из пределов занебесных
вниз летит... летит звезда!
Вот она всё ближе, ближе...
Это – синяя фиалка!
Кто-то бросил цвет чудесный
мне к подножию креста.


ТЕНЬ ОБЛАКА

Пускай забелит кисть метели
Весь белый свет!
Я не хочу, чтоб листья пели
Зелёный цвет,
Чтоб зори на небе воскресли,
А на песке – следы...
Жизнь будет в радость, только если
Вернёшься ты.

Страшнее всех земных истерик
Протуберанцы вёсн,
Залитый солнцем дикий берег,
Пустынный плёс...
Тень облака едва коснётся
Песка, воды –
И сразу сердце содрогнётся:
Вдруг это ты?!


Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ…

Я люблю тебя, синяя вьюга,
За мятежную песню твою.
Заманила морозная фуга –
В ледяной пелене пою!
Твои нежные белые руки
Пеленают меня в снега...
И на самом последнем круге
Для тебя я дитя всегда.
Сколько зим от зенита к надиру,
Сколько лет наяву и во сне
Ты водила ковчег мой по миру,
Чтобы якорь зарылся в снег!..
Проложи в поднебесье лыжню мне
Через чёрные тучи-сугры,
Снег лазурней там…
                Жизнь! - там  разумней
Самой умной земной игры.


Илл.: Метель. Худ. Владимир Кудлай (Днепропетровск).