Накануне высылки на Север

Александр Зельцер 2
      Ниже приведены документы о судьбе семьи Тишкиных- Масловых, найденные в череповецком архиве внучатой племянницей Я.М.Тишкина Ниной Васильевной Тишкиной ( г.р. 1956;  пенсионер, ветеран ПАО «Северсталь», проживает в г.Череповце). Содержание последних- ещё одно  документальное  доказательство  жестокого  и планомерного уничтожении класса «крепких крестьян» и сельских предпринимателей.
                ***
                ок.1930г. Письмо-прошение в  Уломский РИК.
             Я, Яков (Тишкин) родился в деревне Пустошки  в бедняцкой семье, родители не имели возможности отдать (меня) в сельскую школу. С десятилетнего возраста поставили в кузницу молотобойцом, в которой находился до призыва в военную службу 22 лет возраста. В этот период в летнее время был в пяти навигациях на судах Шульгина и Блохина в качестве  коренного  шкипера, по призыву на военную службу в 95 полк Красноярского полка 1895 ( году ?)-где прослужил один год в течении этого года находился в лазарете в течение 9 месяцев вначале 1897 был уволен по нездоровью, после улучшения здоровья я служил на вольской(?)……..1901-1902г. занимался затем 1902 по 13г. жил у отца занимался сельским хозяйством, в свободное время пилил тес со своим  младшим братом. 1913г. взял в дом бедняцка хозяйство вдову Ирину Ивановну Маслову которая имела на иждивении свою мать старушку и малолетнего сына Михаила и дочь Марию 5 лет,  в этом занимался хозяйством и пилил тес до 1921г. ( В?) 1916-1920г  сын Михаил находился на военной службе,  1920г. после возвращения домой стал жить самостоятельно и управлять хозяйством, а я как человек  чувствую себя не здоровым по силе возможности помогал в работе.


      1923г. Михаил Маслов открыл торговлю (по?) маслоделию от 35 молоконасосов до 1925 а (с?) 25 по 27г. по (1?)  июля имел только одну торговлю, а молочное дело  было принять кооперацией с 1927г. собственными силами без всякого найма  рабочей силы был построен полно механизированный завод
маслобойня, 1 июля торговля была закрыта, 1930г. завод был описан и закрыт. Я же за все время жизни никаким хозяйством не управлял а был ломовым работником по настоящее время кроме грыжи ничего не заработал так никакими средствами ни заведовал, а какие если и были средства не известны мне, то это было все у Михаила. Михаилом был (в?)  29г. построен завод по выработке льняного семя и заключен договор с Уломским  РИКом на 60 пудов семя за год. Маслов проработал 1 месяц и был арестован, и мне захотелось выполнить договор. Договор был выполнен полностью, а на меня еще наложили 60 пудов и 1000 рублей но я как не спец по машинам и пресс у меня ломаться стали его отключил и на меня наложили 60 пудов семя, 1000 рублей и лишили голоса меня, жену, дочку 21 год и тёще 82 лет и сноху. Штраф заплатить невозможно у меня сделали продажу имущества все продали и завод конфисковали, бесплатно дом отдали который стоит со двором под одну крышу. Выселили нас из дома в маленькую зимовку семья 9 человек, неможно нам поместиться в ней такой семье Продали  2 коровы с  2 телят. Овцы. Дали самую плохую землю что и хлеб никакой не растет на ней, по краям получше оставили а нам саму ложину(7) только на ней кукушник(5) да белик(8) Разрабатывали землю мы наверное  больше всех из деревни кокшили (6).


                Не вижу за собой никакой вины перед Советским правительством. Я, Тишкин, как рядовой крестьянин не знаю почему заслужил такое тяжкое наказание и прошу вас Дорогие Товарищи (прошу?) войти в мое безвыходное положение и разобрать изложенное в правильности…все распродали и за что я оштрахован восстановите мне все Гражданские права как труженику крестьянину.
                ***
 Комиссия по рассмотрению списков лишения избирательных прав. Заявление от гражд. Д. Пустошки Уломского района Тишкина Якова Михайловича.1928г.
«…построен завод маслобойный моим неродным сыном т.е.пасынком Михаилом Масловым с машин. Приводом, которая была взята в кредит. Устраивал завод Маслов своими руками и своим семейством. А с 1929г. для выработки льняного масла заключили договор с уломс. РИКом, с предоставлением льняного семя 60 пуд за год  Проработал Маслов 1 месяц и был арестован и мне Тишкину захотелось заключ. Договор за Маслова, хоть я и не спец поэтому делу, но договор выполнил полностью, а уломский РИК  на меня наложил еще 60 пудов, но я как не спец кома(непонятно) машинам и пресс у меня ломаться стал я его отключил, ина меня наложили 60 пудов семя и 1000 руб. и лишили голоса меня Тишкина, жену, дочку 21 год (т.е. сестру Михаила) тещу 82 лет и сноху (Фиона Васильевна , в девич. Забродина) Штраф я заплатить не в состоянии У меня сделали продажу имущества все продали и завод, конфисковали бесплатно, дом продали, который стоит со двором под одну крышу, выселил нас в маленькую зимовку семья 9 человек (Тишкин жена Ирина, сноха Феона (Фиона) с 3 детьми, сестра Феоны Мария теща, еможно нам поместиться в ней, зимовка стоит в стороне (т.е. не под одной крышой с домом и двором прдали 2 коровы с 2 телятами взяли в пустошенский коллектив до торгов и овец. На руках у Тишкина сем-во 9 человек трудоспособна тока дочка 21 год и сноха, ом не самому 58 лет инвалид, жена 53 года тоже больная и 4 детей 1.5 года до 1 лет Землю дали за полями самую плохую что и хлеб не растет, по краям по лучше оставили, а нам выделили самую ложбину, где белик да кукушка растет.  Разрабатывали мы землю больше всех из деревни кокшали  как же мы будем кормиться с такой семьей
                ***
       В Череповецкую окружную Налоговую комиссию от гражданина д. Пустошка Уломс. района от Якова Михайл. Тишкина
                заявление.
        Уломская налог. комиссия меня Т.Я.М. на 1930 г. обложила индивидуальным налогом. Я Тишкин такое постановление нахожу неправильно т.к я не соответствую  такому обложении
Я Тишкин хотя и числюсь членом семьи Маслова, в 1930 г. имущество было распродано, оставлено в мое распоряжение из строения: зимовка двор, овин, баня. Семейное положение 9 человек из них трудоспособных  только 2 женщины из скота 2 лошади на прикорме и те арестованы, которые не в моем распоряжении Посевы яровых мы в нынешнем  году не сеяли озимые находятся в распоряжении Пустошенского колхоза. Заработка моей семьи, который заработал на заводе-130 рублей от которого квитанция у товарища Череповецкого прокурора вот и все мои обстоятельства.
   Прошу Череп. налоговую комиссию войти в мое без выходное положение и освободить от индивидуального налога.
                1930 год 02 июля
 В просьбе было отказано.
                ***

                Справка Уломского  РИКа.
Уломский РАО.
Дана справка Маслова Феона Васильевна Дмитриевский с/с сообщаем, что она имеет с мужем письменную связь, в зависимости мужа не находится, существует на  средства с/с
                Секретарь……………
                ***
Ленинградский областной исполнительный комитет и Ленинградский  Совет № 170 и 473-80 Смольный тел. Авт.№ 172и 173.выписка из протокола № 1-44 и 44   06.03.31
Череповецкому РИКу:
«Ходатайство Масловой Феоны Василевны д. Пустошка, Уломского района. Лишена избирательных прав как бывшая жена торговца, с сентября 1930 с мужем в разводе.
Отказать на основании п.5 «б» ст.14 Инстр. ВЦИК -30 г.
                П.п. секретарь облисполкома          (Богданова)
                ***

                04.09.1930г. Биография
           Феоны Васильевны  Забродиной   Уломского района дер. Пустошка.
 Отец был кузнец, семья была 7 человек, хозяйство было бедное. Отец был больной хронической болью, немог даже нас одеть, обуть приходилось нам жить по людям. С 18 лет жила я в людях в д.  Карпово  у Николая Васильевича Моисеева до 20 лет. С 20 лет жила в Ленинграде в лазарете сиделкой. Зимой жила по людям, а домой возвращалась на летнюю работу к отцу, он болел, пахать  некому 1916г. отец помер, пришлось жить дома, не хотелось, чтобы у матери упало хозяйство, прожила у матери 3 года и вышла замуж за такого же крестьянина как и я Маслова Михаила. Прожила я с мужем 4 месяца 1919г. взяли на военную службу жила солдаткой 2,5 года у своих родителей. В 1921 г. пришел со службы и стал с отцом работать на вольных заработках на пилке теса и на земляной, потом муж задумал поторговать мелкими товарами. Муж стал заниматься торговлей, а (я)  с родителями  работала по крестьянству. Проторговал муж три года, потом торговлю прикрыл, потому что стало плохо из-за закупа товару. От торговли у мужа осталось 300 рублей  Он деньги внес задатком на маслобойные машины, выписал в кредит и построил а отцом завод своими руками, нанятых рук не имели. За уплату машин пришлось прожить скота. Проработали ы на заводе 1924-1928, а 1929 мужа арестовали и осудили на 10 лет. С мужем жила я 8 лет, теперь я осталась с 2 детям (14) У мужа жила 12 лет- ничего не выжила, только выжила лишение голоса. Жила, ломила по крестьянству, хозяйкой в доме не бывала, в 1930 пришлось расторгнуть брак с мужем.
    Прошу рассмотреть мою биографию и обратить внимание и прошу  окружную комиссию восстановить в правах  голоса.
                Ф.Забродина
                ***
 В архиве г. Череповца имеется свидетельство о расторжении брака от 10 сентября 1930 года.
                ***
 О(?) облисполком на №2118 от 2 июля 1931г.
         Вторично сообщается, что гр. Забродина Ф.В. лишена избирательных прав как жена б. торговца и владельца маслобойного завода Маслова М., высланного в 1929 г. за контрреволюционные действия. После развода с мужем Маслова стала именовать себя Забродиной. Дело о лишении избирательных прав Забродиной- Масловой рассмаривалось уже в областной комиссией и предоставлении ей прав ОТКАЗАНО.
 Протокол I-44от 6 марта 1931г.
               
                Секретарь                Сторов
                Управделами                Кабачинов

                ***

                ВЫПИСКА
Из протокола № 12 заседания Череповецкой окружной специальной комиссии по рассмотрению списков лишенных избирательных прав от 17 июня 1930г.
      МАСЛОВА Ф.В. д. Пустошка Уломского р-на лишена (избирательных прав) как член семьи б.торговца. Районной спец. Комиссией В ХОДАТАЙСТВЕ ОТКАЗАНО в силу п.»П» ст 15 Инструкции ВЦИК от 4 ноября 1926г- ОТКАЗАТЬ.
                ***
В  Череповецкую окружную комиссию по рассмотрению лиц лишенных избирательных прав по Уломскому  району от Масловой Ф.В.
                заявление.
   Я Маслова лишена изб. прав 1926 г. за то что была на иждивении мужа Маслова Михаила как производил торговлю в 1922-24г. и подано заявление в Дмитриевский сел. Совет, который 24 мая разобрал заявление спец. Комиссией по данному  и протокольном порядке №14-МНЕ ОТКАЗАНО.
    Ноя сама себя не считаю что я жила на иждивении, всегда старалась жить своим трудом, по хозяйству имели 5 коров так ухаживать за скотом,, а также по земле, когда выйдет время норовилась разрабатывать поболее земли и даже подмогала Маслову. Весной время драла корье, а осенью носила ягоды, мы жили не торговлей, а землей да скотом. Мой муж занимался не только торговлей, крыл крыши и по плотницкой работе работал. В данное время мой муж выслан на 10 лет по наговору злых людей за контревол., но он таковым  не когда не был и сам себе не позволит этого выражать. Даже была одна из общества бумага за подписанием рук, что не замечен был не в чем напротив Совет. Власти Не был никогда никаких  (неразборчиво). Бумага была предана товарищу Федотову, н на суде её не оказалось для оправдания Прошу вторичное заявление разобрать и восстановить в избирательных правах голоса.
                24 мая 1930 г.
                ***

                Биография
              крестьянина д. Пустошка Дмитриевского с/с Якова Михайловича Тишкина
                Я родился 1873 г. в д. Пустошка. Родители даже не имели возможности отдать в сельскую школу, поставили в кузницу молотобойцом 10 летнего возраста, в которой находился до прзыва не военную службу 22лет возраста. В этот период в летнее время был в 5 навигациях на судах Шульгина и Блохина в качестве коренного шкипера по призыву на военную службу в 95г Красноярский  полк 1895 г., где прослужил 1 год в течение этого времени находился наизлечении в полковом лазарете в течение 9 месяцев В начале 1897 г. был уволен по нездоровью с военной службы. После улучшения моего здоровья я служил на вольско прядильной.(неразборчиво)..1901-1902 г.затем с 1902 г. по 1913 г. жил у отца и занимался с/х в свободное время пилили тес со своим младшим братом. В 1913 г. взял в дом вдову Ирин Ивановну Маслову,  которая имела в это время на своем иждивении мать старушку, малолетнего сына Михаила и дочь Марину 5 лет. 1916-1920 год сын Ирины Михаил находился на военной службе после возвращения 1920 г. Михаил стал самостоятельно управлять всем хозяйством, ая как человек чувствую себя не здоровым по сил е возможности помогал в общей работе по хозяйству 1923г. Михаил открыл торговлю  и маслодельб от 35 молоконасосов до 1925г. по 1927г. по 1 июля имел одну торговлю, молочное дело было принято кооперацией с 1927 г. собственными силами без всякого наемного труда был построен полно механизированный завод маслобойный и с того времени т.е. 1927 г. 1 июля торговля была закрыта. В 1930 г. был описан завод и закрыт. Я же за все время жизни никаким хозяйством не  управлял, а был ломовым работником, по 7настоящее время, кроме грыжи ничего не заработал т.к. никаким средством лично я не заведовал, какие если и были неизвестные для меня средства, то это у Михаила Маслова, а я как всю жизнь……………………………………………………………….
Поэтому я  надеюсь РИК войдет в мое положение и удостоверится в истине моей биографии, даже через опрос всего населения восстановить  лишения меня голоса и также моему семейству и даст спокойно дожить честным тружеником в своей крестьянской среде
       Правильность автобиографию Тишкина подтверждает в целом все общество граждан д. Пустошка … присутствовали на собрании за исключением двоих: Сторожилов и Комаровой Над.
                ***
 Выслать за контрреволюционные действия по приговору  окружной выездной ….суда 1929 г.

               

    
   Приложения:
1. Маслов Михаил Матвеевич ( г.р. 1897), уроженец Вологодской обл., дата ареста-1929г. Осужден «тройкой! УНКВД по ДС (Дальстрой) 03.04.1938г.,  обвинен в «контрреволюционной, повстанческой деятельности», расстрелян 05.04.1938г., Реабилитирован в 1960г.(2).
Полной уверенности что этот человек-пасынок В.М.Тишкина из деревни Пустошки пока нет.


Примечания:
1.Прошение своего двоюродного деда Якова Михайловича Тишкина (1873-?) разыскала в архиве г. Череповца  Нина Васильевна Тишкина (р.1956), ветеран ПАО «Северсталь».
2. РИК-районный исполнительный комитет депутатов трудящихся.
3. Сохранена орфография и пунктуация автора.
4. По сохранившимся воспоминаниям родственников семья  в составе 4-х человек (Яков Михайлович Тишкин, его жена Маслова Ирина Ивановна, её 82-летняя мать и дочь 21 года) были высланы на поселение в Мурманскую область. Каких либо документов об их аресте, высылки и пребывании в ссылке в н.вр. не найдено.
5.  На сегодняшний день отсутствуют документы по аресту и осуждению Михаила Маслова (пасынка Я.М.).
6.Деревня Пустошка (ударение на втором слоге) находится в километре от старинного села  Спас-Никольского ( н.вр.  село Дмитриево -по названию одного из храмов-  Димитрия  Солунского),  недалеко от старинного села Уломы- железоделательного центра Северо-Запада в XV-XVII веках (5), так называемого «Железного поля». В н.вр. входит в состав Уломского МО Череповецкого района Вологодской области.
7. Наиболее распространенной профессией в то время в округе были кузнецы.
8. Тишкиных в деревне было три брата: старший -Яков Михайлович (1973-?), средний -Саватей (Савастей) Михайлович (1975-?) –плотник и младший -Василий Михайлович (15.07.1896-12.07.1961) –участник I м.в., георгиевский кавалер, дед Н.В.Тишкиной по отцу.
9. Кукушник -вид растения орхис (3)., другие названия ятрышник болотный, кукушкины слезки (Инт.).
10. Кокшить- бить, колотить кулаками (3), здесь в смысле разделывать тяжелую, задерненную землю.
11. Ложина- искаженное лощина-долина с пологими склонами (Инт.).
12. Белик- растение, другие названия белоголовник, желтушка, полевая ромашка и др.(4).
13. Шкипер- одно из значений- капитан несамоходного судна (например, баржи).
14.   22 марта 1939 г. она пишет автобиографию, где говорит о 3-х малолетних детях: « взяли в завод все описали имущество и скот не оставили для пропитания троих детей. Прошу председателя РИК выделить одну корову для прокормления троих малолетних детей»
15.  Историческую оценку тех драматических событий см., например, в «Истории России с древнейших времен» под. редакц. А.Н.Сахарова,  М., Астрель, 2005г. с.1441-1449.
               

Источники:
1. Архив г. Череповца. Фонд 143. Опись 1.Дело Тишкина -27; Масловой Ф.В.-15; Маслова М.М.-14.
2. Книга «За нами придут корабли» ( список расстрелянных в Магаданской области), М. 1999г. rosarg.natm.ru/card.php
3. В.Даль , М.2006, т.II
4. Там же, т.I
5. История Череповца. Очерки с древнейших времен до наших дней. Сост.Т.В.Сизоненко. Череповец. 2006г. с. 27-29.

                ( Подготовка публикации-А.Г.Зельцер)