Портрет с кальяном

Эмма Татарская
   Адвокат Надежда Дмитриевна собиралась на встречу с клиентом. Клиент был богат, дело интересное. Неожиданно позвонила подруга Анжела, они дружили ещё со школы. Она говорила какие-то странные вещи: Вадим упал с портрета, кажется мертв.
 
 Надежда отложила все дела и помчалась к подруге. Анжела была растеряна, плакала. Прошли в зал. Надежде было достаточно одного взгляда, чтобы понять -  он мертв, сломана шея. Самое странное, весь абсурд заключался в том, что на картине, которая висела над телом Вадима, было чистое, не зарисованное очертание фигуры. Надежда хорошо помнила эту картину. Она называлась "автопортрет с кальяном". Вадим был изображен полулежащим на диване, в полосатых брюках, бархатной куртке, курил кальян. Точно так был одет Вадим, лежащий на полу.
- Ты вызвала полицию?
- Они будут смеяться! Я не хочу, чтобы Вадим был посмешищем после смерти. У тебя есть знакомый следователь, толковый?
- Есть, конечно, он сейчас частный детектив.
- Звони, прошу тебя! Это убийство. Ты знаешь, сколько врагов у него появилось в последнее время!
Надежда позвонила однокурснику Сергею, он обещал приехать.

 - Вадим вчера работал до поздней ночи, я тоже не спала, читала детектив. Часа в два я вышла к нему, мы выпили чаю и я ушла к себе, но уснуть не могла, пришлось выпить снотворное. Примерно часов в семь я слышала какой-то шум, и как-будто что-то упало. Но встать не могла - снотворное действовало. Проснулась в десять часов, вышла в зал, а он тут... - Анжела опять заплакала.

 Приехал Сергей. Он был знаком с творчеством Вадима, видел в интернете его шаржи, всегда очень злые, но надо отдать должное, написаны талантливо.
Ему неинтересно было писать просто портреты, он придумывал изюминку. Например:  сидит красивый, вальяжный мужчина в кресле на фоне окна, а за окном раскидистое дерево, как рога оленя, получается картина рогоносца. Были и похуже, тогда заказчики не брали портреты, а подавали в суд.
- Кто-то очень обижен на него, вот и решил отомстить, - сказала Надежда.
- Убивать за шарж? Маловероятно...- задумчиво произнёс Сергей.
- А это та самая картина, что висела тут раньше?  Анжела, посмотри, ты же знаешь его руку.
Анжела взяла лупу.
 - Да, это его рука. Но подождите, картина другая! На той обивка на диване была светлей. А рама та же, я помню, как замазала царапину лаком для ногтей, вот здесь.
 -Давайте сделаем так. Представим, что это ограбление, тем более, что картина действительно исчезла. Эту я возьму на экспертизу, может быть стерли растворителем краску. А вы переоденьте его и вызывайте полицию.

 Сергей ушёл. Раму убрали в чулан. Бархатная курточка и полосатые брюки были одеты на рабочий костюм Вадима, их сняли. Когда всё было готово, вызвали полицию.
Бригада работала тщательно. Сняли отпечатки, расспросили Анжелу.
- У кого были ещё ключи от квартиры?
- Только у домработницы. Она приходит по понедельникам.
- Значит пропала только одна картина?
- Да, драгоценности на месте, денег не было.
- Но в столе у вашего мужа обнаружены две тысячи долларов.
- Странно, откуда эти деньги, он ничего не продавал в последнее время.
- А картина была ценная?
- За неё давали двадцать пять тысяч евро.
- Постараемся найти злодея.

 Когда все уехали и увезли тело в морг, вызвали Сергея.
  - Никакой химии, грунтовка не повреждена. Вы разрешите мне посмотреть его мастерскую, письменный стол?
- Конечно, делайте всё, что нужно. Я не сказала им, что ключ есть ещё у Мурзика, это лучший друг Вадима, ещё с училища. Олег очень помогает нам, оплачивает учёбу нашего сына в Англии, он его крестный. Олег сейчас в Италии.
- А у вас есть его картины?
- Да, две. Одну он подарил нашему сыну, другую мне.

 Сергей внимательно посмотрел картины. На одной, на зелёной траве играл мальчик со щенком. Трава была ярко-зелёная, небо ярко-синее. Глаза и мальчика и у щенка одинаково круглые, счастливые. Картина понравилась. На другой -  в голубом,очень чистом небе, летали ангелы. Один из ангелов был похож на Анжелу. Тоже неплохо, подумал он.
- Расскажите мне о нем подробно.
- Ты думаешь, это он? Нет, нет, это ложный след. Сколько раз он выручал Вадима! Платит за него штрафы в суде. Олег маленького роста, тщедушный, он просто не мог бы свернуть шею человеку,- сказала Надежда.

 Анжела вдруг обмякла, Сергей едва успел подхватить её, положил на диван.
Она пришла в себя, посмотрела непонимающе, потом всё вспомнила, заплакала.

 Сергей прошёл в кабинет, внимательно осмотрел всё. Одна бумажка, бланк из лаборатории заинтересовала его. Он вышел на кухню, Надежда варила кофе.
- Ты знала, что Вадим ВИЧ-инфицирован?
- Знала, конечно, но об этом не принято говорить. В последнее время, Вадим пустился во все тяжкие. Юноши к нему приходили определённых наклонностей.
Анжела не могла уйти от него, ей просто некуда, но у неё давно отдельная спальня. Она очень страдает, ведь она любит его.
- А Олег не был влюблён в Анжелу?
- Нет, он очень любит свою вторую жену, долго добивался её. Сын у них растёт.
- А от первого брака есть дети?
- Да, дочь, шестнадцать лет. Она часто живет у них в Италии на  каникулах.

 Вошла Анжела: - Я вспомнила один разговор. Вадим просил у Олега денег, а тот впервые ему отказал, сказал,что строит для дочери дом на Рублёвке, свободных денег нет, и предложил ему продать картину " Портрет с кальяном", у него был на неё покупатель. Вадим отказался, это его любимая картина. Олег предложил написать копию, и оставить себе. Вадим попросил его набросать позу, они у него не получались по памяти. Олег согласился.

 Сергей задумался. Мурзин не выходил у него из головы, мысль зацепилась за него, а он по опыту знал, что это неспроста. Он взял у Анжелы адрес Мурзина и поехал домой, он должен был всё обдумать в одиночестве.
Дома позвонил Олегу в Италию, женский голос ответил, что Олег в Москве.
Сергей достал из сейфа пистолет и поехал к Мурзину.
    Мурзин сидел, тяжело опустив голову. Его счастливой, благополучной жизни пришёл конец, в один час, в одно мгновение. Снова и снова вспоминал сегодняшний день. Он пришёл к Вадиму рано утром, принёс немного денег. Вадим не спал, работал.
 - Это мне мало, я весь в долгах!
 - Давай, я допишу тебе позу на копии, а картину продам, пока есть покупатель.
 - Я уже почти всё написал, осталась поза.

 Вадим переоделся и лег на диван в легкомысленной позе, как было на подлиннике.
Олег переставил картины и взял уголь, написать позу для него труда не составляло.
- Когда ты ложишься в больницу? - спросил он.
- А зачем? Всё равно конец скоро. Знаешь, я хотел тебе сказать. Ко мне приходила твоя дочь. Сказала, что любит меня и всё такое, напридумывала себе.
Ты отвези её в Италию, анализы сдайте, мало ли что...
 - Ты спал с ней? Негодяй, мерзавец, как ты мог, зная про болезнь!
Вся кровь бросилась ему в голову, перед глазами плавали красные круги. Не помня себя, бросился к Вадиму, начал душить его. Вадим упал с дивана, потом что-то                хрустнуло, и всё было кончено.

 Олег стоял, с ужасом глядя на неподвижное тело. Потом машинально взял картину и вышел. Уже в машине подумал: - "Зачем я взял картину, это улика, продать не смогу".
Дома сразу позвонил дочери. Она приехала весёлая, оживлённая.
- Папочка, мы едем в Италию? Давай попозже, через недельку?
Пришлось ей всё рассказать, про убийство он промолчал. Дочь заплакала, потом сказала: - Значит, будем вместе лечиться.

 В дверь позвонили. Олег никого не ждал. Неужели его уже вычислили? Не открывать! Но дочь уже бежала: - Это Вадим!
Сергей прошёл в комнату. Беда, которая читалась в глазах Олега, поразила его. Так преступники себя не ведут.
- Мне не ясен был мотив, но теперь я всё понял, можете ничего не говорить, уезжайте скорей. В полиции не дураки, могут раскопать, да и дочь надо лечить.
- Вы меня отпускаете?
- Уезжайте. Картину я заберу, верну хозяйке, ей сейчас потребуется помощь.
- Она знает?
- Думаю, да. Прощайте.

  Сергей поехал к Анжеле. В прихожей стояли цветы.
- Они уехали? Я не хочу, чтобы Олег попал в тюрьму, у него больное сердце. Зачем ещё жертвы.
- Как вы догадались? Телефон у вас!
- Да, там было двенадцать вызовов,  семь сообщений: люблю, целую и всё такое, так что догадаться было нетрудно. Я стёрла всё. Пойдемте, я вас покормлю, день был трудный.