Электричка в один конец

Братья Бирт
Памяти Ксюши Лузиной

 
                Бабушка сидела в пустом вагоне электрички. Совсем недавно вышло много пассажиров. Наверное это была  большая станция. Бабушка была задумчива и вроде сосредоточена на каких-то своих мыслях. Она вспомнила  недавние  похороны... Никто не плакал. Всё было буднично и просто. Всех своих близких бабушка давно пережила, а дальним родственникам всё это было, как спектакль. 
                Электричка стремительно и уверенно мчалась в темноте. Как спокойно здесь думается, как много можно вспомнить. Но вот поезд остановился,  и в вагон вошли две женщины, трое мужчин и девочка лет двенадцати.  На первый взгляд  могло показаться, что всё это одна компания и девочка с ними. Но вот она отошла от взрослых и села рядом с бабушкой.  Остальные пассажиры прошли дальше. Бабушка всё ещё отрешённо сидела и не замечала одинокую девочку.
                Поезд тронулся. За тёмным окном изредка набегали и тут же уходили в темень  светлые пятна фонарей. Вошедшие пассажиры  расселись по вагону.  И тут стало ясно, что  каждый из них сам по себе.  Девочка обернулась к бабушке и спросила:  «Бабушка, а куда мы едем?» Но в ответ бабушка тихо спросила  её: «А как тебя зовут?»  Девочка шёпотом ответила: «Меня  -  Надя». Тогда бабушка глубоко вздохнула и  сказала: «Тут один дядечка такой умный сидел и рассказывал, что нас собирают всех вместе,  и каждый выйдет  там, где ему уготовано.  Никто не пропустит своей станции,  и никто не выйдет раньше времени. Вот так-то! Он  хотел доехать до станции «Ра». И говорил, что все хотят до неё, но не всем это удаётся.  Я,  вот уже весь вечер катаюсь,  а всё никак».  Надя спросила:  «А он вышел, где хотел?»
- "Нет,  не доехал. Так сожалел. И прежде, чем выйти перекрестился  и сказал:  "Господи, каюсь, прости и прими меня…" Надя спросила:  «А он плакал при этом?»  «Ещё как!»  - ответила бабушка, совсем не удивляясь, как это девочка угадала.  Тут бабушка улыбнулась, обращаясь к собеседнице: «Но ты точно должна доехать до станции «Ра».  Ты такая ещё маленькая, чистая душа». Девочка серьёзно слушала  бабушку и уже хотела задать  ещё один вопрос, но тут электричка  неожиданно остановилась. В вагон вошли два здоровых мужика. Они решительно подошли к пассажиру, который  зашёл на предыдущей остановке: «Встаньте, пожалуйста, вам на выход». Мужчина отрицательно закачал головой и продолжал сидеть.  Потом он  вскрикнул:  «Я совсем  недавно зашёл!  Я здесь не хочу выходить!» Ему ответили: «Это не имеет никакого значения. Вы должны выйти здесь! Поезд не пойдёт, пока вы не выйдете! Такие здесь правила!»
- Я не пойду. Это не моя станция!
- Нам видней, чья это станция! Выходите!
- Нет, отстаньте от меня! Я никуда не пойду!
Двое неизвестных взяли мужчину под руки и поволокли его  на выход к дверям.  Ботинок у него с одной ноги слетел и теперь валялся прямо на проходе.  Вскоре все они оказались снаружи на улице, и в вагоне воцарилась тишина.  И только оставленный  ботинок на полу электрички напоминал о протестующем пассажире.  А поезд потихоньку двинулся дальше.
                «Плохая станция,  всего одна лампочка  на платформе горит», - сказала бабушка. Но Надюша уже не слушала бабушку. Её мыслями овладели воспоминания. Они были настолько яркими и точными, что казалось,  будто баба Катя   вот тут сейчас её  навестила.  Ведь там она была постоянно с ней. Родители на работе, а баба Катя каждый день рядом. Сейчас Надя увидела её очень чётко:  знакомые морщинки на лице, её натруженные руки. Она сейчас была в своём любимом домашнем платье. Баба Катя улыбалась ей и звала её к себе.
                Год назад бабушки Кати вдруг не стало. Надя постоянно скучала по ней. Она была для неё самым близким человеком  во всём мире.  Но про мир -  это громко сказано. Надя знала только свой небольшой городок, свою улицу и школу №6. А остальной мир она так и не узнала и теперь никогда  уже и не узнает.
                Один из пассажиров, худой в шляпе, встал и громко на весь вагон крикнул: «Так они же силой его выволокли!  И тут справедливости нет!»  После этого воцарилась тишина. И вскоре мужчина тоже замолчал. За окнами то и дело иногда  проплывали световые пятна. Каждый думал о своей прошлой жизни, никто не нарушал тишины.
                Но вот электричка остановилась, распахнулись двери. За окном была кромешная тьма. В вагон вошла толпа солдат. Впереди шёл молодой лейтенант. Он с каким-то  отчаянием  громко возмущался: «Що за командири такi! На смерть послали! Ось  i повбивали нас всiх»! Показалось, что они внесли с собой запах давно немытых тел. Вроде бы это была компания бомжей.  Солдаты погудели на своём родном  украинском, а потом всё же утихли.
                Бабушка наклонилась к Наде и тихо  зашептала: «Наверное,  с войны едут. Жалко их. Такие молоденькие!» Но девочка почти не слушала  собеседницу. Образ бабы Кати снова всплыл  в памяти Надюши.  Баба  Катя  снова улыбалась. Она выглядела счастливой. Как-то  баба Катя взяла её с собой   в церковь. Там девочке показалось всё очень грустно, особенно эти горящие  свечи.  Пламя на  каждой из них буквально трепетало. «Знаешь,  - говорила тогда бабушка, - Вот свеча горит за упокой, а душа то, как радуется. Душа того, кому поставили свечку. Как представлю, так плакать от радости хочется».
                Некоторое время ехали все молча. Каждый был занят своими воспоминаниями. Но вот поезд  замедлил ход. А в вагон стала проникать снаружи  музыка. Она становилась всё более и более слышной. Электричка, наконец,  остановилась. Двери открылись,  и  торжественная мелодия заполнила вагон. Все пассажиры  обернулись на вход, где показалась  делегация в светлых серебристых   одеждах. Впереди всех шёл священник, за ним пожилая женщина и ещё несколько сопровождающих. Когда они вошли в вагон, музыка умолкла,  и стало  очень тихо. Все замерли. Священник с женщиной пошёл по вагону  к месту, где сидела  Надя. Он вдруг остановился перед ней и, улыбаясь, торжественно проговорил: «Надюша,  нам велено встретить тебя». Женщина  рядом с ним оказалась  бабой  Катей, которая  вдруг  запричитала: «Что же ты так рано к нам... На всё воля Господа нашего... А может оно и к лучшему!» Затем она обняла внучку и заплакала...
                В вагоне все пассажиры, молча смотрели на всё это, боясь даже пошевелиться. Какая-то неведомая сила смирила их всех. Надя  обнимала свою бабушку и  говорила ей: «Бабушка, баба Катя, я думала, что уже никогда тебя не увижу!  Как я счастлива, что ты меня встречаешь! Мне так хорошо теперь! Я не одна здесь! Мы теперь никогда не расстанемся с тобой, правда?» И бабушка взволнованно ответила: «Да,  да,  внученька,  никогда  не расстанемся! Теперь мы будем вместе всегда!»
                В этот момент на платформе снова заиграла торжественная  музыка. Белёсым светом озарилась вся станция.  Девочку Надю  на станции «РАЙ» встречали с большими почестями.  Так было велено свыше. Она шла со своей бабушкой  по перрону, украшенному цветами. Они говорили о чём-то между собой, улыбались и были счастливы. Это было заметно...
                В вагоне бабушка, которая сидела рядом с Надей, припала к окну: «Так вот она станция «Ра». Вот куда дядечка хотел попасть.  Не дурааак! А может мне тогда только послышалось так?  Вон же написано «РАЙ». А встречают-то как!»  И вдруг она поняла, что это  не её остановка!  И замерла душа в тревоге  от предстоящей неизвестности. Как там? Что там? А электричка стала медленно набирать ход, увозя своих пассажиров дальше, где у каждого своя  конечная станция навечно, без возврата назад...

Февраль 2016г.