Меерсбург. Магическая колонна. Ч. 4. Гасснер

Борис Готман
 
   Внизу, у  основания  Магической колонны твёрдо стоит на земле священник с крестом в правой руке.

   Этот снимок – внизу справа – я увидел в интернете. Поместила его Ekaterina Kashpur,  снабдив примерно такой фразой: "Вот, сфотографировала, а что это такое?"

   Спасибо, Екатерина, за снимок! За него, в порядке культурного обмена,  расскажу Вам, что это и кто это.

   Понятно, что первый смысл этой части композиции Питера Ленка сатирический:  изгнание бесов из стоящего на четвереньках гражданина с обнажённой филейной частью  - а как иначе могут покинуть его демоны?!  Вот они и уходят из него через то самое место и расправляют свои драконьи крылья, чтобы лететь искать другую жертву.

   А изгоняет бесов этот самый твёрдо стоящий на земле священник с крестом в поднятой руке.

   В этом месте знающие историю читатели скажут, что бесов в те времена изгоняли вовсе не моливой и крестом, а  кнутом, палками, пытками  и огнём, поскольку даже знаменитые врачи считали чёрта главным виновником болезней.
    
   Герой Питера Ленка в этом смысле личность совершенно неординарная!  Хоть он тоже был искренне уверен, что изгоняет дьявола, но…
   
   Наверно, "но" надо было бы написать здесь с большой буквы, потому что именно в этом "но" и состоит коренное отличие  каноника  Йоганна-Иосифа Гасснера (Gassner Johann, 1726–1779) от всех прочих "изгонятелей дьявола".
    
   Происходил он из бедной крестьянской семьи и воспитывался в монастыре иезуитами – вот и всё образование.
   
   Тем не менее,  он сумел понять, что многие болезни вызывются естественными причинами, лечить их должны профессиональные врачи и церковникам там делать нечего.
   
   Вторая же группа, по его классификации, вызвана происками дьявола.
   
   Почему он пришёл к такому выводу?
   
   На основе не совсем правильно понятого собственного опыта:  Гасснер страдал сильными головными болями и заметил, что когда он начинал молиться, боль отступала. 
   
   Значит,  решил он,  это могут быть только  происки дьявола,  который отступает, услышав  молитву!
    
   Поскольку молитвы Гасснер читал на латыни, он сделал ещё один вывод: демоны  понимают латынь и боятся  её!
   
   После того, как канонику удалось вылечить от присупов истерии обратившуюся к нему знатную даму, слухи о новом чудотворце  стали распространятся, как снежный ком.
   
   В скульптурной композиции пациент Гасснера не случайно изображён стоящим на четвереньках: именно в такое положение он ставил обращавшихся к нему страждущих для тестирования.
   
   Стоящему на четвереньках Гасснер начинал отдавать на латыни команды и следил за реакцией больного. Если движения и поведение пациента, которого каноник вводил, как сказали бы сейчас, в гипнотическое состояние, соответствовали командам, если у него начинались конвульсии, Гасснер  считал, что больной одержим дьяволом, и брался за его лечение.
   
   Надо сказать, что наступали новые времена, когда власти и светские, и церковные начинали больше доверять науке, чем молитвам.  К Гасснеру направляли известных учёных и медиков для проверки его деятельности.
   
   Одним из таких гостей был и знакомый уже нам Месмер. 
   
   Именно наблюдая  за действиями  Гасснера, он сделал вывод, что "флюиды" могут испускаться и оказывать благотворное влияние на пациента и без магнитов, что прикосновение "невооружённой" руки каноника действует не хуже, а иногда и лучше, чем руки с магнитом самого Месмера!
   
   В отличие от каноника, Месмер прекрасно понимал, что выполнение пациентом  приказов Гаснера с дьявольским присутствием никак не связано и что не с демонами, а с больным контактирует лекарь.
   
   Месмер даже ввел термин «раппорт», означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида».
   
   Впоследствии «раппорт» в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии.
    
   Надеюсь, теперь понятно, почему именно Гасснера скульптор поставил в основе современной гипнотерапии.
    
   Ну, а в клетку, о которой мы говорили в предыдущей части  и по которой "вышагивает" с магнитом в руках Месмер, его коллеги-оппоненты заключили себя сами. Видимо, таким образом скульптор отразил тот факт, что каждый из этих учёных и врачей – и Хелл, и Штерк, и Ингенхауз - "заперся" только в той сфере медицины, которой непосредственно занимался, и не смог оценить новые революционные направления в ней.

   Теперь, чтобы завершить знакомство с персонажами Магической колонны, надо рассказать о  королеве немецкого стихосложения и о "последнем рыцаре", что и будет сделано  в  последующих частях этого репортажа.
   
     Продолжение следует…