Моя Сибириада. Часть 1. Продукты и талоны

Владимир Параносенков 2
                ПРОДУКТЫ  И ТАЛОНЫ.



        Мой однокашник по академии майор Лашин прибыл в Новосибирское училище двумя днями ранее и уже сумел познакомиться с условиями службы. Он был назначен на должность старшего инструктора политотдела и уже успел один день поработать на новом месте. На аналогичную должность прибыл в училище и я.

- Нам надо быть на службе в понедельник, - улыбаясь и загадочно посмотрев мне в глаза, проинформировал Виктор Лашин, - предлагаю завтра поехать в город, надо изучать достопримечательности центра Сибири!

- Я не против, коль выходной выпал так скоро, и есть возможность погулять, поедем в город! Будем знакомиться с Сибирью, - с удовольствием поддержал я своего коллегу.
 
- Виктор, а как здесь на счёт ужина? - поинтересовался я.

- В рабочие дни обедать мы будем в офицерской столовой, в выходные - где придётся.  Завтрак и ужин будем готовить сами. По субботам штабные офицеры и преподаватели работают здесь до двух часов дня. И потом едут по домам. Тут совсем недалёко в городке за забором есть гражданский продовольственный магазин. Давай, сейчас сходим туда и что - нибудь возьмём на ужин, - предложил Виктор.

- Ясно, значит опять как на сборах в Кубинке, ужин придётся готовить самим! - повторил я слова Виктора и сразу  вспомнил нашу недавнюю совместную учёбу в академии.

      Я подошёл к шкафу, достал военную форму и начал переодеваться.

- Давай сходим в местный магазин, посмотрим что можно купить на ужин, - охотно поддержал я предложение Лашина. - Что нам потребуется из продуктов?

- Ну, пока нам талонов на водку, на табак, колбасу, масло и сахар не выдали, купим заварку для чая, хлеб и консервы,- спокойно ответил Виктор.

      Я удивленно посмотрел на него, пытаясь понять шутит он в очередной раз или говорит правду. Дело в том, что у Виктора, как и у многих сослуживцев, в общении со мной, любящим юмор и шутки, сложилась аналогичная манера разговора - полушутя и с юмором. Так что сразу не разберёшь. Порой это напрягает.

- Да ладно тебе, что ты мелешь, какие талоны? Одевайся, пойдём в магазин, болтун!

      Я подумал, что Лашин шутит, запугивает меня и нагоняет страстей. О талонах мне никто не говорил. В Москве пока с продуктами перебоев не было, поэтому колбасу, сахар, масло и другие продукты можно было свободно купить в любом продуктовом магазине.

      Проходя мимо строевого плаца, я обратил внимание на необычный цвет немного потрескавшего асфальта. В отличие от огромного плаца дивизии Дзержинского, где подразделения парадного расчёта оттачивают мастерство, красоту и сплочённость строя, готовятся для участия в парадах на Красной площади, плац училища был среднего размера, примерно сто пятьдесят на сто метров. Однако цвет асфальта бросился мне в глаза - он был с синевой и даже какого-то седоватого, светло -  серого цвета.

- Всё здесь не так как в Москве, даже плац не такого цвета,- подумал я, но не стал говорить это вслух, чтобы Виктор не подумал, что я ради придирки выпендриваюсь своей московской щепетильностью.

       Магазин действительно оказался недалеко от училища, на углу у поворота в жилой посёлок. Рядом находились пятиэтажные дома из серого кирпича и проходная какого - то промышленного объекта.

- А это что за объект? - спросил я у Виктора, проходя мимо небольшого крылечка проходной.

- Мне сказали, что здесь хранилище воды для города, НФС номер три -  с видом знающего всё местного "старожила" спокойно ответил майор Лашин, - здесь закачивают воду из Оби, фильтруют, хлорируют и очищают, а потом подают в дома горожан.

- Стратегический объект, не так ли?, - обратился я к Виктору.

- Да, здесь на горке все объекты стратегические и насосно - фильтровальная станция, и училище и колония по соседству, - как бы соглашаясь со мной рассуждал Виктор.

       Зайдя в магазин, я стал рассматривать содержимое ассортимента продуктов на его полках. Прямо передо мной на нижней полке прилавка лежат булки белого и серого хлеба. Они занимают большую часть пространства небольшого прилавка. Здесь же, рядом с хлебом, пирамидкой выложены консервы двух видов - сайра и килька в томатном соусе. По соседству бутылки с лимонадом и рядом молоко в стеклянных бутылках. Чуть ниже, в открытой большой металлической банке с рассолом тёмного цвета невзрачная на вид селёдка. Справа в отдельных фанерных ящичках карамель на развес и рядом спички и сигареты . Сверху на пачках с сигаретами лежит листок бумаги на котором ручкой написано - " По талонам ". Сбоку на армейской табуретке грузинский обычный чай в небольших пачках, уложенных в картонную коробку.

- Выбор прямо скажу - не богат. Что будем брать? - доставая портмоне, обратился я к Виктору.

-  Давай возьмём белого хлеба буханочку, пачки две чая, пару бутылок молока и какие - нибудь консервы на твой вкус. Попроси, может тебе дадут пачку масла сливочного, - тихо произнёс Виктор.

- Так, консервы я не ем, но кушать хочется, поэтому возьмём пару баночек, только вот каких? Здесь есть сайра и килька в томатном соусе. Возьмём сайру, чай, хлеб белый, молоко и ... И всё, брать больше нечего!  Может масло ещё дадут ? - вслух рассуждал я и это слышала немолодая уже продавщица магазина.

- Масло у нас по талонам! - глядя на нас , вступила в разговор продавщица, - талоны у вас есть?

- Да откуда у нас талоны, мы не местные, только приехали,- умоляюще начал я уговаривать продавщицу.

- Нет, ребята, масло дать не могу, у нас масло, мясо, табачные изделия, спиртное-все эти продукты строго по талонам!

     Рассчитавшись за продукты, опешившие от увиденного мы вышли из помещения магазина и с удручённым видом направились в училище. Словно ошпаренные кипятком, мы быстро пошли по тротуару вдоль забора. Некоторое время мы оба были в шоке, шли молча и не могли говорить,  обдумывали происходящее.

     В голове быстро закружились мысли и у меня сразу возник вопрос - почему так?  Я не мог понять что происходит. Есть деньги, но купить необходимые для пропитания продукты не можешь.

-  Нихрена! Вот это  мы попали, да Витя! Я в шоке.  А как же мы семьи привезём, чем детей кормить будем? - теперь уже серьёзно спросил я у Виктора.

- Ну, люди как-то живут и мы разберёмся. Может быть не всё так и плохо здесь. Поживём, увидим! - скромно ответил Виктор.

- Я, конечно, подумаю, может и не стоит своих везти сюда, нарушать их устоявшийся нормальный ритм жизни . В Балашихе в семье всё устроено, имеется большая и тёплая трёхкомнатная квартира, с продуктами не бедствуют, школа и детский сад есть, жена работает - начал я размышлять вслух и перечислять прежние условия жизни...

       Перед глазами , словно мы и не расставались , мои девочки. Чернобровая, с большими карими глазами, тёмными, заплетёнными в косички волосами, с серьёзным взглядом старшая дочь Катя. Она давно уже научилась рисовать и читать по слогам, писать прописные и заглавные буквы, умеет считать до ста и готова идти в первый класс. Перед моим отъездом в Сибирь мы подготовили все Катины документы в Балашихе и отнесли в ближайшую к дому школу на улице Шмидта.

       Маленькая и шустрая Наташа с большим удовольствием ходит в детский сад при Центральной объединённой военной базе МВД. Её новая няня Анна Ивановна хорошо знает обеих наших девочек и даже знает , что начальник детского сада Татьяна Малиновская и мама Кати и Наташи  Татьяна Параносенкова являются подругами.

       Начальник детского сада живёт в военном городке вместе с мужем майором Малиновским, который служит начальником физической подготовки и спорта  первого полка дивизии имени Дзержинского. Мы знали друг друга по службе и частенько встречались на различных соревнованиях среди офицеров дивизии.

       В этот же садик в старшую группу и к этой же няне - "Ановне Ивановне", так Катя звала свою любимую няню в детском саду, ходила до самого лета и наша старшая дочь. Но она уже большая, ей в декабре восемьдесят седьмого исполнилось семь лет и в этом году первого сентября она пойдёт в первый класс.

       Моя жена Татьяна устроена и давно работает в отделе кадров Центральной объединённой военной базы МВД. Каждое утро по пути на работу она завозит детей в детский сад на служебном автобусе, который привозит на работу и отвозит по домам сотрудников базы. До недавнего времени и я всегда был рядом с семьёй, служил заместителем командира отдельного батальона по охране этой самой военной базы.

      И вот теперь с моим новым назначением жизнь круто меняется. Семья должна ехать к новому месту службы мужа и всё начинать заново - поиск работы, устройство старшей дочери в школу, младшей в детский сад. Ни знакомых, ни друзей, ни родственников - никого, кто мог бы по первому сигналу протянуть руку помощи...

( Продолжение следует )


Вл. Параносенков г. Новосибирск