Проделки молодого Маяковского
Из цикла "Радинские рассказы"
«Паганель»,-такую кличку дали ученики талантливому художнику и музыканту- петербуржцу, волей случая оказавшемуся в городе Кропоткин. Сначала ему казалось, что здесь - его временное пристанище. Ученики его любили. Педагоги - ценили и уважали. По просьбе отца Виктора Радина, учитель "Паганель"- (Николай Михайлович), за определенную плату стал давать уроки не по музыке, а по рисованию. В своем новом ученике -восьмикласснике, Вите Радине, он увидел одаренного начинающего художника.Николай Михайлович обладал большой эрудицией, лично знал Володю Маяковского. В личных беседах с учеником рассказывал не только о разных направлениях в художественной живописи, но и вспомнил несколько эпизодов из встреч с Владимиром Маяковским.
-Поэтический дар Маяковского, воспевшего революцию, широко известен всей стране, а тогда я учился в Московском училище живописи,ваяния и зодчества,-начал Николай Михайлович.- Там же, только курсом старше, учился Володя Маяковский. Его все знали, как весельчака и выдумщика. Мы с ним часто общались. Так вот , на новогоднем балу он с товарищами перецеловал всех девушек!
(Радин покраснел от неожиданного поворота в рассказе учителя).
-Он еще в апартаментах училища с друзьями поспорил на ящик шампанского, что обцелует девчонок не только своего, но и других курсов!..
Никто не мог предположить, как это ему удастся и что из этого выйдет?
Всем было известно, что у многих девушек к этому времени имелись женихи.
За два дня до карнавала возле ёлки появилась красочно разрисованная палатка . На верхней её части выпуклыми буквами: "И С П О В Е Д А Л Ь Н Я". Снизу приписка-"Только для девушек!"
Вот и первая парочка: девица в легком бирюзовом платье , а рядом- худенький светленький паренек во всем черном и с белой бабочкой, словно прозрачная букашка. Парочка подошла , о чём-то пошепталась. Паренек подтолкнул подружку , и она юркнула в бездну . Через две минуты выпорхнула, розовощекая и возбужденная. Ничего так и не сказала своему заинтригованному обожателю -мотыльку.
К шатру забурлили другие. Девушки, из интереса, одна за другой прыгали под полог, как в омут. Радостные и загадочные выскакивали рыбешками на стремнине реки. Кто с хохотом, кто с неподдельной улыбкой, вполне довольные увиденным.
Но ни одна не открыла тайны, словно заговоренная кем-то. А Маяковский целовал, целовал и целовал, беря с них обет молчания.
Праздник получился шумным и веселым.
Через час зал разразился общим хохотом и гвалтом, когда пятеро славных молодцев и длинноногий Маяковский подхватили палату и скрылись за колонной. Друзья до рассветной зари пили шампанское и делились эмоциями о произведенном фуроре. Потом ходили анекдоты по поводу того, как каждая девушка реагировала на поцелуи «провокаторов».
-Оригинально придумал поэт,- вставил Радин.
- Слушай дальше,- продолжал учитель.
-По окончании семестра Маяковский ехал к родителям в вагоне первого класса. Я- в вагоне третьего класса. Проходя мимо моего купе, Маяковский заметил меня и пригласил в гости.
Вошли в его вагон, а там- контролеры. Маяковский потянул меня назад, в тамбур. Я попятился , подчиняясь его воле. В тамбуре стояла пышногрудая женщина и дымила. Маяковский прикурил от ее сигареты, и два раза небрежно пыхнул в ее сторону, устроив дымовую завесу. Она никак не отреагировала на его проделки. В это самое время появились контролеры. На минуту задержавшись в тамбуре, прошли в следующий вагон. У Маяковского вообще даже не было купленного билета.
-А у вас?- сорвалось с губ Радина.
-Что ты! Чтобы я позволил себе такое, как Володя!
Позже несколько раз встречал его на улицах Москвы с той самой дамой. Кем она ему приходилась: компаньонкой, любовницей? Бог знает!
А вот еще один курьез.
- По окончании каждого семестра в училище устраивалась выставка картин студентов. Маяковский с товарищами подготовил свой «шедевр». Картина называлась «Загадка». В ней, действительно, многое было загадкой.
На хозяйственном дворе училища жил осел, которого использовали ,как тягловую силу. Художники-хохмачи сзади осла поставили , на него положили кусок фанеры, на которую выдавили из тюбиков разные масляные краски. Справа и слева на стойках в подрамниках установили холсты. Соломиной ослу щекотали ноздрю. Тот нервничал, и с остервенением бил хвостом в разные стороны. Так родилась "Загадка" .
Сколотили багетный подрамник и выставили в зал.
Подошёл к картине знатный вельможа с женой.
-Занятно! -пожевал мужчина. -Оригинальный колорит! Да и сюжет...
-Да, да ,барсик, -муркнула его супруга.- Вон лес, а там дальше- избушка. Вглядись-ка повнимательнее. Чувствуется рука мастера...
Друзья за кулисами катались со смеху.
Другие посетители поражали «создателей» не мене яркими и сногсшибательными заумствованиями, отчего у курсантов разболелись животы.
-И как же поступили с этим полотном? -Спросил внимательно слушавший ученик.
-Представь себе, что "картину" оставили в училище. Говорят, профессура использовала на лекциях, а новое поколение воспринимало такую мазню не менее бурно и противоречиво, как когда-то «ценители» искусства, пришедшие на выставку.
В студенческие годы Маяковский устроил забастовку. Самую что ни на есть настоящую. Не где-нибудь, а в столовой.
Зачастую студенты питались в долг. Хозяин отказался кормить «под запись». Тогда Маяковский договорился с друзьями объявить бойкот.
С раннего утра студенты заняли все столики, за которыми просидели до обеда. Благо, хлеб на тарелках бесплатный.
Приходили посетители и, видя, что все столики заняты, уходили. Хозяин понес убыток, и ему ничего не оставалось, как продолжать кормить заговорщиков в долг.
Занятные истории,- промолвил Виктор.- Так кем он был вам, этот Маяковский? Коллегой или вашим товарищем?
Можно сказать, что и то, и другое. Мы близко с ним общались, однако наши дороги разошлись.