Проделки молодого Маяковского

Геннадий Леликов
   
Из цикла "Радинские рассказы"
 «Паганель»,-такую кличку дали ученики талантливому художнику и музыканту- петербуржцу, волей случая оказавшемуся в городе Кропоткин. Сначала ему казалось, что здесь - его временное пристанище.  Ученики его любили. Педагоги - ценили и уважали. По просьбе отца Виктора Радина, учитель "Паганель"- (Николай Михайлович),  за определенную плату стал давать уроки  не по музыке, а по рисованию. В своем новом ученике -восьмикласснике, Вите Радине, он увидел одаренного начинающего художника.Николай Михайлович обладал большой эрудицией,  лично знал Володю Маяковского. В личных беседах с учеником рассказывал не только о разных направлениях в художественной живописи, но и вспомнил несколько эпизодов из встреч с Владимиром Маяковским.

    -Поэтический дар  Маяковского, воспевшего  революцию, широко известен всей стране, а тогда я учился в Московском училище живописи,ваяния и зодчества,-начал  Николай Михайлович.- Там же, только курсом старше, учился  Володя Маяковский. Его все знали, как весельчака и выдумщика. Мы с ним часто общались. Так вот , на новогоднем балу он с товарищами перецеловал всех девушек! 
(Радин покраснел от неожиданного поворота в рассказе учителя).
-Он еще в апартаментах училища с друзьями  поспорил   на ящик шампанского, что  обцелует девчонок не только  своего, но и других курсов!..
Никто не мог предположить, как это ему удастся и что из этого выйдет?
Всем было известно, что у многих  девушек к этому времени имелись  женихи.

За два дня  до карнавала возле ёлки  появилась красочно разрисованная палатка . На верхней её части выпуклыми буквами: "И С П О В Е Д А Л Ь Н Я". Снизу приписка-"Только для  девушек!"
 Вот и  первая парочка: девица в легком бирюзовом платье , а рядом- худенький светленький  паренек во всем черном  и с белой бабочкой, словно прозрачная букашка. Парочка подошла , о чём-то пошепталась. Паренек подтолкнул подружку , и она юркнула в бездну . Через две минуты  выпорхнула,  розовощекая и возбужденная. Ничего так и не сказала своему заинтригованному обожателю -мотыльку.

 К шатру  забурлили другие. Девушки, из интереса, одна за другой прыгали под полог,  как в омут. Радостные и загадочные выскакивали рыбешками на стремнине реки. Кто с хохотом, кто с неподдельной  улыбкой, вполне довольные увиденным.
 Но ни одна не открыла тайны,  словно заговоренная кем-то. А Маяковский целовал, целовал и целовал, беря с них обет молчания.
Праздник получился шумным и веселым.

 Через час зал разразился  общим хохотом и гвалтом, когда пятеро славных молодцев и длинноногий Маяковский подхватили палату   и скрылись за колонной. Друзья до рассветной зари пили шампанское и делились эмоциями  о произведенном фуроре.  Потом ходили анекдоты по поводу того, как каждая девушка реагировала на поцелуи  «провокаторов».
-Оригинально придумал поэт,- вставил Радин.
- Слушай дальше,- продолжал учитель.
-По окончании семестра Маяковский ехал  к родителям в вагоне первого  класса. Я- в вагоне третьего класса. Проходя мимо моего купе, Маяковский  заметил меня и пригласил   в гости.
 Вошли в его вагон, а там- контролеры. Маяковский потянул меня назад, в тамбур.  Я попятился , подчиняясь его воле. В тамбуре стояла пышногрудая женщина и дымила. Маяковский прикурил от ее сигареты, и два раза небрежно пыхнул в ее сторону, устроив дымовую завесу. Она никак не отреагировала на его проделки. В это самое время появились контролеры. На минуту задержавшись в тамбуре, прошли в следующий вагон. У Маяковского вообще даже не было купленного билета.
-А у вас?- сорвалось с губ Радина.
-Что ты! Чтобы я позволил  себе такое, как Володя!
  Позже  несколько раз встречал его на улицах Москвы с той самой дамой. Кем она ему приходилась: компаньонкой, любовницей? Бог знает!
А вот еще один  курьез.   
 - По окончании каждого семестра в училище устраивалась выставка картин студентов. Маяковский  с товарищами подготовил свой «шедевр». Картина называлась «Загадка». В ней, действительно, многое  было загадкой.
 На хозяйственном дворе училища  жил осел, которого использовали ,как тягловую силу. Художники-хохмачи сзади осла поставили  , на него  положили кусок фанеры, на которую выдавили из тюбиков разные масляные  краски. Справа и слева на стойках в подрамниках установили холсты. Соломиной ослу щекотали  ноздрю. Тот нервничал, и с остервенением бил хвостом в разные стороны. Так родилась "Загадка" .
 Сколотили багетный подрамник и выставили в зал.
 Подошёл к картине знатный вельможа с женой.

-Занятно! -пожевал мужчина. -Оригинальный колорит!  Да и  сюжет...
-Да, да ,барсик, -муркнула его супруга.- Вон лес, а там дальше- избушка. Вглядись-ка повнимательнее. Чувствуется рука мастера...
 Друзья за кулисами катались со смеху.

Другие посетители  поражали «создателей» не мене яркими и сногсшибательными заумствованиями, отчего у курсантов разболелись животы.

 -И как же поступили с этим  полотном? -Спросил внимательно слушавший ученик.
-Представь себе, что "картину" оставили в училище. Говорят, профессура использовала  на лекциях, а новое поколение воспринимало такую мазню не менее бурно и противоречиво, как когда-то «ценители» искусства, пришедшие на выставку.

 В студенческие годы Маяковский устроил забастовку.  Самую что ни на есть  настоящую. Не где-нибудь, а в столовой.
 Зачастую студенты питались в долг. Хозяин отказался кормить  «под запись». Тогда Маяковский договорился с друзьями объявить бойкот.
 С раннего утра студенты заняли все столики, за которыми  просидели до обеда. Благо, хлеб на тарелках  бесплатный.
 Приходили посетители и, видя, что все столики заняты, уходили. Хозяин понес убыток, и ему ничего не оставалось, как продолжать кормить заговорщиков в долг.

Занятные истории,- промолвил  Виктор.- Так кем он был вам, этот Маяковский? Коллегой или вашим товарищем?
Можно сказать, что и то, и другое. Мы близко с ним общались, однако наши дороги разошлись.