О музыке и ее связи с рельефом местности

Александр Попов 8

В декабре 2009 года я получил от Оксаны Поповой сообщение: «Присутствовала на торжественном мероприятии, проведенном Профсоюзом трудящихся-мигрантов 18 декабря 2009 года в связи с Международным Днем Мигранта. Смотрела торжественный концерт, в котором участвовали певцы и музыканты, представившие различные национальные культуры стран из ближнего зарубежья России. После этого концерта мне показалось очень интересной мысль: а что думает просвещенное общество насчет возможной связи рельефа местности и народной музыки? К примеру, вот песни тирольских пастухов, называемые еще йодль, характеризуются сочетанием высоких и низких звуков. Грузинское многоголосие тоже захватывает богатый диапазон высот. Не потому ли, что эти народы живут в горах, и все время видят перед собой перепады высот, горные вершины и глубокие ущелья?
А русские и украинские песни – протяжные, распевные, может быть и потому, что наш рельеф местности - просторная равнина, бескрайние дали, поля, и бесконечная степь?
И уж совсем монотонная, заунывная музыка – у народов Севера, которые живут в абсолютно плоской, бескрайней тундре, и у народов,обитающих в пустынях Азии, где тоже они не видят перед собой перепадов высот?»


Что можно было бы добавить к этому?

В 1986 году я, А.С.Попов с группой иностранных туристов оказался ночью где-то в пустыне под Ташкентом. Летнее тепло и в то же время ночная прохлада. Накрытый шикарный достархан с шикарной восточной едой. Глубокое южное небо с алмазными звездами на небосводе. Тягучая и томная узбекская музыка. Томная и тягучая… В какие-то моменты она неожиданно чередуется темпераментными ритмами разнообразных барабанов и бубен.  Прослушивается большое многообразие древних восточных инструментов. «Это, наверное, изюминки вашего фольклора? – спрашиваю я узбека. – Это изюминки нашей классической музыки", - отвечает он.
И я понимаю, что у восточных людей есть своя классика и свои Чайковские, которых мы, европейцы не всегда знаем.
На самом деле всякую национальную музыку лучше слушать в тех местах,  в том климате и природной среде, где она рождена, рядом с теми людьми, кто ее создавал.
В ту ночь мне эта музыка пришлась по вкусу..