Спираль истории

Виктор Дущенко
У русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина есть рассказ  «Дворянская хандра». Он написан в 1878 году (на так давно отменили крепостное право).
Вот выдержка из него. Герой рассказа едет к соседу на дрожках, запряженных лошадьми.
 «Я ехал с замиранием сердца, словно ожидая, что мне придется увидеть нечто худшее... Сиротливо раскинулась по обеим сторонам дороги равнина, обнаженная, расхищенная, точно после погрома. При взгляде на эти далекие, оголенные перспективы, не рождалось никакой мысли, кроме одной: где же тут приют? Кто тут живет? Зачем живет? В каких выражениях проклинает час своего рождения? Я никогда не был панегиристом старых порядков, но можно ли было представить себе, даже во сне, что на смену прошлому придет такое настоящее? А сколько было радостей-то! Сколько надежд! Ах, эти радости! Есть же такие углы в божьем мире, где они не оживляют, а только отравляют существование!».

Прочитав этот рассказ, я вспомнил, что однажды тоже ехал по равнинам нашей необъятной Родины. И поймал себя на мысли, что меня спустя 124 года также угнетал вид местности, по которой мы двое суток ехали на автомобиле.

Вдоль дороги деревня. Каменные,чаще деревянные, старые, убогие домики. Даже редкий дым из труб (был конец зимы) казалось с большим трудом вырывался наружу из тесного дома, к простору, к небу. Единственное кирпичное здание на обочине дороги - бывший советский магазин, зияло черными проемами вместо окон и дверей. Во дворах не видать ни людей, ни собак. Газа нет.  В голове пыталась созреть глупая мысль: "Прости меня село, прости деревня. За то, что я являюсь представителем того общества, которое тебя разрушает, уничтожает". Но я не дал ей созреть и вырасти далее, чем на этой страничке. 
 
Закон диалектики – история развивается по спирали?