Клипы памяти

Любовь Архипова
 
Моя память, словно волшебная шкатулка, хранящая  драгоценности, которым нет цены.
 
Память высвечивает яркие цветные клипы: озвученные родными голосами, благоухающие любимыми запахами отчего дома , волнующие музыкой первых свиданий, давящие горькими слезами разлук навсегда.

Если у человека есть память, он не одинок. А бывает наоборот: именно она может сделать человека одиноким.

Чем старше я становлюсь, тем ярче картинки прошлой жизни моей.
 
Память не отпускает. Она волнует, тревожит, печалит невозможностью снова пережить  наяву счастливые дни. В её вечном календаре чёрными метками выделено время пережитых трагедий, которое невозможно стереть.

Клипы памяти из далёкого детства особенно ярки. Они – мои первые уроки. Уроки на всю жизнь.

Смотрите…

Солнечный май на Донбассе. Успешно закончена учёба в первом классе.

Моя первая учительница, незабвенная Мария Моисеевна, после четвёртого, последнего перед летними каникулами, урока сказала:
- Дети, я обещала повести вас сегодня в кино и  просила принести из дома 5 копеек за билет. Подходите по одному к моему столу, кладите  на него монетку и берите один билетик. Видите, я  их принесла для каждого из вас.
- Всем мамы и папы дали деньги для кино? - улыбаясь, приветливо спросила нас.
- Да, - дружно и радостно пропели мы в ответ.

Моя подружка Света гордо двинулась за волшебной бумажкой, а я  приросла намертво к парте, чувствуя, что вот-вот заплачу, так как вспомнила, что мои пять копеек остались лежать на папином столе дома.
 
Одноклассники, игнорируя просьбу Марии Моисеевны «подходить по одному», стайкой подбегали к столу, а я не могла двинуться с места и страшная картина застилала мне глаза: все строем идут с нашей любимой учительницей  во Дворец Культуры смотреть чудесный фильм , а я с портфелем бреду домой.

Сердечко разрывалось от страха, но я решилась. С трудом передвигая ноги, подошла с последними ребятами к столу и отважно взяла билетик, зажала его в кулак и села за парту.

В классе нарастал радостный гомон, а Мария Моисеевна, сосчитав монетки, встала перед классом и спросила:
- Дети, все положили на стол монетки?
- Да, - раздался дружный ответ.
 
Мария Моисеевна, удивлённо посмотрела на нас, села на стул и снова пересчитала деньги, затем строго  произнесла:
- Кто-то из вас взял билет, а монетку не положил. Ребята, я знаю, что никто из вас меня не хочет обмануть. Наверное, кто-то просто забыл положить монетку. Этот мальчик или девочка обязательно вспомнит и мне монетку отдаст. Берите портфели и стройтесь парами, сейчас мы все вместе пойдём смотреть очень интересный фильм.

Одноклассники начали собираться, а я,сгорая от стыда, тихонько уронила ручку на пол, затем быстро присела под парту и … проглотила билет. Он был маленький и мягкий, поэтому справилась с ним легко.

Что делать дальше не знала. Нет, конечно, я понимала, что мне нужно взять  Светку за руку и встать в колонну первой парой: мы были самыми высокими девочками в классе и обе –отличницы. Нам уже, сам   директор школы на общей линейке перед всеми учениками и учителями торжественно вручил похвальные грамоты, а наши портреты красовались на доске почёта с названием «Ими гордится школа».

Внезапно меня осенило, что без билета в кинозал не пропустят. Подошла к Марии Моисеевне и, уже не сдерживая слёз, опустив голову, пролепетала, что у меня разболелась голова и мне надо домой.

Моя любимая учительница прижала меня к себе крепко-крепко и сказала:
- Не плачь, Любочка, это ведь в первый раз я веду вас в кино. Знаешь, мы ещё много раз всем классом и кино посмотрим , и в цирк вас свожу. Ты постарайся больше ничего не забывать.

Я брела домой и горько плакала. Портфель с новыми учебниками для второго класса, которые нам выдали бесплатно, стал тяжёлым, как камень, а голова и вправду разболелась. В тот день, утром, перед школой, мама сказала, что у нас в семье праздник, потому что я окончила первый класс и разрешила мне надеть в школу мой любимый веночек, в котором я танцевала украинский танец на сцене. Папа принёс фотоаппарат и сказал, что такую красавицу с веночком нужно запечатлеть на память.
 
Дойдя до дома, забыла о празднике и первом походе в кино, страх сказать правду родителям не пускал домой.

Как только я всё же, с большим трудом переступила порог, мама тут же воскликнула:
- Что случилось, Любочка? Ты плакала?
- Да, у меня болит голова и меня Мария Моисеевна отпустила домой.
- А я тебе испекла твоих любимых блинчиков с  малиновым вареньем, -
обняла меня и повела на кухню.

Мамины блинчики были самыми вкусными на свете. Они волшебным образом куда-то, далеко-далёко унесли мой страх и я всё рассказала…, а мама сняла с моей головы веночек,прижала меня к груди и качала как маленькую...



*****
На черно-белом фото, сделанном папой, автор.