О культуре

Александр Таубин
Все, что отличает от поведения диких сородичей в природе, формально подпадет под определение «культура». Иногда от этой культуры хочется бежать обратно в эту самую природу, откуда, вероятно, и не надо было выходить. «Олдовайская культура», «Мустьерская культура». Так их величают археологи. Если бы вы повстречали представителей этих культур в лесу или в поле, то бежать пришлось бы без промедления и со всех ног. Иначе бы представители упомянутых культур тут же бы убили и съели, не моргнув глазом, и, разумеется, без малейшего угрызения совести.
Здесь я допускаю оптимистический сценарий и допускаю, что убежать, может быть, бы и удалось, так как уроки физкультуры в школе хоть что-то должны были дать современному человеку, а человекообразные бегали неуклюже. Кроманьонская «культура», как теперь выяснилось, съела все остальные «культуры», тогда существовавшие  Отличная «культура» была создана индейцами Южной Америки. Там при открытии крупного храма тысяч двадцать рабов и пленников щедро приносились в жертву. Так что конкистадоров частично можно понять. Что касается индейцев Северной Америки, то их любимым развлечением было снятие скальпов с представителей враждебных племен, а потом и с бледнолицых, причем, со всех подряд. Ну, вот, такая народная традиция! Когда читал Маин Рида, поеживался. Там Соколиный Глаз, со всех сторон хороший индеец со своих врагов скальпы-таки снимать не забывал. Ну, воспитан на этом. Куда деваться? Я не желаю любому из горячих защитников краснокожих оказаться рядом с защищаемыми пару-трое веков назад. Идем в Европу. Замечательно отличились местная церковь. Объявила себя наместником бога и придумала свирепую инквизицию. Иерархи не без основания подозревали, что всякая женщина – это ведьма и тащили их наряду с еретиками целыми толпами на костер. Женщина не может не быть ведьмой, в этом они правы, но только полные идиоты считают, что это основание поступать с ней таким образом.
Международное право затмевает всё. Как элемент культуры оно было заложено завоевательными походами древних и новых времен и характеризуется всего-навсего несколькими фразами: «Победитель получает всё», «Кто смел, тот и съел», «Я сильнее, значит, я прав» и ещё важным и своевременным положением, добавленным Наполеоном: «Отцом ребенка женщины является её муж». Не очень ясно, зачем существует и что изучают всяческие университеты по этой тематике.
Теперь осмелюсь немного сказать об отечественной культуре. С ней всё в полном порядке, отмечу, лишь, в историческом плане названия главных угловых башен в старых крепостях. Их называли детинцами. Да, совершенно верно, в языческие времена и у нас практиковались детские жертвоприношения. Считалось, что это очень умиротворяет языческих богов. А  в остальном, если верить показаниям многих наших историков, отечественные предки были очень пушистые. Не будем же мелочно вдаваться в детали, связанные с походами в 9 - 13 веках, и обсуждать поведение некоторых известных князей до принятия христианства и какие у них бывали до этого гаремы. У султанов таких не было. После принятия гаремы решительно распустили. Освободившихся женщин повыдавали замуж за своих приспешников. Так как с язычеством в основном покончено, хотя и есть адепты старых религий, то можно не сильно беспокоиться, культурные мы  или нет. Конечно, культурные, очень культурные! Снимая шляпу перед плеядой литераторов конца 18 – начала 20 века, я не могу не отметить, что все наши великие писатели и поэты сплошь были большими греховодниками в молодости, в основном, по части женщин (А.С. Пушкин первый и все остальные, кроме, может, Н. В. Гоголя, которому здоровье не позволяло), иногда также и по части азартных игр (А.С.Пушкин, Н.А. Некрасов и не только они). А как мастерам пера, позвольте спросить, получать жизненные впечатления? К старости на тех из них, кто до нее доживал, нападал вирус тяжелого морализаторства. Взять, хотя бы, Л. Н.Толстого с его «Воскресением», А.И. Куприна с известным всем произведением и остальных престарелых мэтров.
Осмелюсь также высказать собственное предположение, что, если кто мало  грешил, то хорошим писателем ему не стать. До этого я сам дошел. Мало, недопустимо мало сам грешил, чтобы стать большим писателем! Возвращаясь к поставленному вначале вопросу, смело утверждаю, конечно, мы культурные, очень культурные, к тому же проживаем в культурной столице, и музеи, куда не ходим, находятся под боком, почти в шаговой доступности.  Я, например, живу а Петербурге не очень далеко от проспекта Культуры и когда его проезжаю, чувствую, как во мне поднимается уровень этой культуры. Совершенно не хочется ругаться и есть отчетливое желание уступать место дамам. Правда, признаю, после того, как проспект Культуры остается позади, культуры во мне опять становится поменьше, желание уступать место куда-то уходит, но всё же чувствую в себе уровень этой самой культуры заметно выше, чем у когда-то населявших нашу землю питекантропов. Спасает, что рядом проспекты Художников, Луначарского,  Кустодиева, Ольги Форш… Едешь дальше, и названия остановок никак не дадут упомянутому уровню этой самой культуры совсем опуститься.  Так что совсем не плохо у нас дело обстоит с культурой, особенно на севере Петербурга, в районе Гражданки – Дальше - Ручья, уважаемые читатели! Жителям других спальных районов не повезло. Там такая благодать по части названий улиц почти полностью отсутствует. Никаких внешних сигналов для повышения внутренней культурны. Не пугайтесь, не автор смотрит на вас на снимке. Это уважаемый далекий предок - Человек рудольфский/Homo rudolfensis. Вид людей, представляющий переходную ступень от человека умелого к эректусам. Жили 2,0—1,78 млн лет назад. Он сидит и в нас, не сомневайтесь! Без него и нас бы с вами не было.