О свободе, романтизме, заслугах

Светлана Весенняя
  Аксиома : истинной свободы не существует.  Люди зависят от погоды, окружения, транспорта, начальства, вещей, условий жизни, материального обеспечения, родственников, друзей, настроения, здоровья….бесконечный ряд зависимостей.

 И всё-таки «это сладкое слово «Свобода!» Это «сладкое слово» и сыграло свою роль в том, что Наташа решила завершить свою профессиональную биографию. Её любили на работе, да и она ко всем относилась   с теплом, обращалась к коллегам  по именам:  «Любочка», «Людочка», «Вовочка»,«Славик», «Аннушка»…. Эти обращения были настолько искренними и от души, что никто из её коллег ни разу не сделал ей замечание, хотя по статусу учреждения, где все они работали, необходимо было обращаться друг к другу по имени и отчеству.

 И всё-таки Наташа решила уйти с работы : «сладкое» и вольное слово «свобода» уже не отпускало её из своих объятий. К тому же как-то круг трудовой биографии замкнулся : восемнадцатилетней девочкой она начала свою трудовую биографию в Доме пионеров, её сразу приняли на должность «методиста», видимо, сыграл тот факт, что она была студенткой филологического факультета педагогического института. Но какой из неё методист, какие она могла давать советы опытным пионерским вожатым, которых время от времени приглашали на  семинары в Районный Дом пионеров? Да, догадались правильно: советов по организации пионерского досуга она дать не могла.
 А директором Дома пионеров был мужчина с густой и необыкновенно кудрявой шевелюрой, который, принимая Наташу на работу, увидев её сомнения, сказал ей замечательные слова : «Не волнуйтесь, справитесь. Главное, вовремя приходите на работу, Дом пионеров всегда должен быть открыт.!».
 Директор, методист, а были ли там ещё другие работники – она не помнит, прошло около 40 лет. Тогда директор показался ей очень немолодым, ей  было 18 лет, а ему- 36 лет. Недавно Наташе попалась на глаза фотография, на которой, как на постаменте, у памятника латвийскому поэту Я. Райнису  стоит тот самый директор, а вокруг кружочком – пионервожатые и методисты из всех школ Выборгского района Ленинградской области.
 
 Удивительное дело : как избирательна память, как прошла поездка не помнит, только вот фотография, которая  напоминает о поездке в Ригу в гости к  коллегам по пионерскому движению…. Сейчас, из нынешнего времени и с позиций нынешнего возраста, Наташа смотрит на фото директора ДП и понимает, что он был довольно симпатичным молодым человеком…Но тогда….Наташа просто его боялась, особенно когда поняла, что он «положил на неё глаз», а как было не положить : беленькая, ладненькая, застенчивая… А ей было очень неловко от такого внимания, нагрубить ему она не могла, уважала его «старость», поэтому через несколько месяцев работы в должности методиста уволилась с работы и почувствовала себя счастливой. И от того, что никому не надо давать советы по организации пионерского движения, и потому, что не надо было делать вид, что не замечает внимания директора.

 И странное дело - спустя 35 лет она вновь стала работать во Дворце творчества, который в советское время именовался Домом пионеров, а между этими датами, когда она  18летней девушкой была принята на работу в Дом пионеров, а спустя годы- в Дом творчества - целая жизнь, полная открытий и творчества.
Круг был пройден полный, и она уволилась, чтобы вновь быть свободной.   Это большое удовольствие - просыпаться, когда проснёшься, особенно, когда спится. Это лучшее из удовольствий- самой распоряжаться целыми сутками, и так день за днём…

         Как хорошо свободной быть:
         Не надо никуда спешить,
         Встаю теперь не по звонку,
         Когда хочу,
         Я к дочери лечу,
         А захочу-
         У сына погощу.
         Могу и по Арбату погулять,
         Афиши почитать,
         С подругой поболтать,
         А ночью книгу пролистать,
         А утром подремать,
         Программы попереключать...
         Могу грибы солить, мариновать,
         Капусту шинковать.
         И бабьим летом наслаждаться,
         И облаками любоваться,
         В бору сосновом позитивом заряжаться,
         И жизнью восхищаться.
         Как здорово свободной быть:
         Отчёты не строчить,
         Планы не писать,
         На заседаниях сидеть, дремать.
         Хочу свободной быть от глупости чужой,
         От назиданий бесконечных,
         От встреч ненужных...
         Как хорошо свободной быть,
         По своему расписанию жить.

 "У меня романтические отношения…» Романтическое свидание… Романтическая встреча… Красивое слово «романтика» предполагает и особые красивые романтические отношения….
 Разве не странно, что в меркантильном 21 веке слова «романтика», «романтический» и производные от этих слов стали очень употребительны и среди молодых людей, и людей постарше?
 
  Как-то не припомнить Наташе, чтобы в 20 веке эти слова также часто употребляли,  как сейчас. Конечно, о романтике говорили на уроках литературы, мало того, изучали романтический метод как один из способов отражения действительности, т. есть жизни.
 Но никто никогда среди Наташиных подруг и друзей не говорил : «У меня романтические отношения...» Интересно почему?

 Старшеклассницами они бегали на танцы, обсуждали друг с другом своих кавалеров, а, когда возникали пары, дружба плавно  и естественно аккумулировалась во влюблённость, если отношения были длительные, в любовь. Не вспомнить Наташе, как ни вспоминает, чтобы девчонки или парни делали друг другу какие-то подлости, гадости.

 Даже её собственный пример : в первый же день переезда родителей к новому месту службы она познакомилась на детской площадке с мальчиком, ей было 14 лет, ему 15 лет. Вернее мальчик познакомился с ней, родители  разбирали вещи, а её отправили погулять на детскую площадку, которая видна была из окошка финского дома, куда их семью и поселили. Когда начался учебный год, пошла в 8 класс, в котором учился друг этого мальчика, а он сам был их старше на год и поэтому с ними не учился. И так случилось , что на всю оставшуюся жизнь они оказались связаны друг с другом. Спустя годы узнала, что и однокласснику своему с первого дня очень понравилась, но друг ему сказал, что в приехавшую девчонку с длинными светлыми косами влюбился «на всю жизнь»,Б. посмотрел на В.и понял, что он не шутит.  Помните «Песню о друге»? Не задумываяь о своих промелькнувших и намечающихся чувствах к новенькой девочке, Б. понял, что у друга всё серьёзно.

 С той школьной поры летом минет 50 лет, 20 лет, как нет В., но каждую осень Б. приезжает к Наташе, и они сидят на скамеечке у могилы его лучшего друга и её мужа и вспоминают свою юность.
 За все эти годы он только один раз спросил Наташу : «А ведь у нас с тобой что-то могло бы и получиться?» Она ничего не ответила. Когда он уехал, долго думала: что он имел в виду. Когда могло получиться? В прошлом? В настоящем? В будущем? Но в их отношениях ничего не изменилось, вот и в эту осень он и она встретятся сначала на кладбище, потом приедут к ней на обед, а вечером он уедет домой до следующего года. Чем не романтические отношения? И совсем не хочется эти романтические отношения переводить в другую плоскость.


 Человеческих, добрых, красивых взаимоотношений именно  в жёстком мире 21 века сегодня особенно  не хватает, видимо, поэтому и зажило новой жизнью слово «романтика». Ведь в ушедшем 20 веке романтики было достаточно: студенческие строительные отряды,  пионерские лагеря, комсомольские трудовые десанты.
  Наташе вспомнилось, как здорово и весело убирали они картофель в одном из совхозов Олонецкого района Карелии.  С подругой  Таней успевали и норму выполнить, и подурачиться, и пошутить над однокурсником Геной, который был бригадиром, в группе филологов учились всего два юноши. Как только они присядут погреться на солнышке, примостившись на ящиках для сбора урожая, Геннадий тут как тут. Строгий, а они лишь смеются : « Как пчёлки трудимся, не приставай». Обед, аппетит у всех был отменный, поэтому, даже и наевшись, никогда не оставляли еду в мисках, кто-то придумал поговорку : «Лучше в нас, чем в таз…» А вечером танцы, рядом стояла военная часть связистов, обслуживающая релейную станцию, солдаты, прознавшие про студенческий сельскохозяйственный отряд, приходили на танцы. Весело, дружно проводили время.

 Юной девушкой Наташа была очень романтичной, иногда романтизм граничил с авантюризмом. На одном из студенческих вечеров, уже в институте, познакомилась со студентом с физмата, у него был друг, который весь вечер танцевал с  девушкой из её группы.  Когда вечер закончился, парни предложили девчонкам на выходные, а была пятница, на мотоциклах « рвануть» на водопад Кивач, а расстояние-то немалое. И что вы думаете? Студентки, Наташа и Надежда, согласились на это увлекательное путешествие. Был октябрь, уже прохладно, но и  одежда нашлась, и утром следующего дня  они с ребятами, с которыми только познакомились, на мотоциклах рванули на водопад Кивач. И в мыслях не было, что с ними могло что-то случиться, что парни начнут к ним приставать. Время было другое. Поездка удалась,  потому что увидели впервые водопад,  строгую северную красоту. Это был единственный в жизни Наташи случай, когда она мчалась на мотоцикле, а личные отношения ни у неё, ни у подруги с парнями-путешественниками даже  и не наметились,и имён тех ребят не помнит, а свои впечатления сохранились.
 Разве в  21 веке возможна такая поездка? Если современные девушки поедут с ребятами в путешествие, значит, они заинтересованы  в друг друге и возможны близкие отношения.

 Разве могла Наташа в возрасте 20 лет подумать, что романтические отношения возможны в возрасте, когда 60, 70, 80 лет? Сейчас ей кажется, что только в этом возрасте и возможны романтические отношения в 21 веке. У 60-80- летних юность прошла в 20 веке, веке, насыщенном романтикой : целина, стройки века, новые города- интересный и очень разнообразный век. В окно  из своей кухни Наташа часто видит Галю, ей скоро 70 лет, а Жене, её другу, 80лет, всё свободное время они проводят вместе. А на Новый год Евгений подарил Галине картину И. Крамского «Портрет незнакомки»,  Наташа видела, как он покупал картину, когда увидела Галю, сказала, что  знает, что ей Женя подарил на Новый год.  Только разговаривая с Галиной, заметила, что она, действительно, чем-то неуловимо похожа на незнакомку Крамского. Женя дарит любимой и платья, он хочет, чтобы она была красивой. Разве это не романтические отношения?
 
  Когда-то девушкой, потом молодой женщиной Наташа была уверена, что  романтические и любовные отношения возможны, пока молода (д).

               Опять мы говорим
              не так, как я хочу.
              Я знаю много слов
              и потому молчу.
              Спокойно день течет —
              как дождь стекает с крыш...
              А что же знаешь ты
              и почему молчишь?
              Я знаю много слов,
              они — и суть, и суд.
              Но счастья нам с тобой
              они не принесут.
              Нелепо их бросать
              всласть, ото всей души
              в молчание твое,
              как в речку — голыши.
              И молча я ропщу,
               твоих желая слов,
             таких же, что шепчу
             в забвенье жарких снов.
             Не в силах приказать:
             скажи, как я хочу!
             Я знаю, что сказать,
             и потому молчу.
           ( Римма Казакова)

  Романтические и любовные отношения возможны даже за один день до смерти. ( но не будем о грустном).

"Каждый заслуживает ту жизнь,которой живёт..." Неправда, очень часто мы живём совсем не так, как того заслуживаем. Хотя как посмотреть на это всем известное высказывание. Если с философской точки зрения, то, конечно, смысл в этой фразе есть. Не нравится та жизнь, которой живёшь, измени её. Но, если с житейской  взглянуть на эту фразу, то совсем не так её воспринимаешь, потому что кажется, что всей своей жизнью заслужила (л) совсем не ту жизнь, которой живёшь.
Наташа  с юности мечтала о счастливой семейной жизни, о полной гармонии и взаимопонимании, кажется, всё было у неё для этой счастливой семейной жизни. Но счастливая семейная жизнь оказалась слишком короткой. Почему всё сложилось в личной жизни не так, как мечталось? Она часто задаёт себе этот вопрос, пожалуй, знает и ответ...И всё же...

 В одну из таких минут раздумий Наташа решила все свои заслуги собрать в одну папочку, есть такие очень удобные папки с файлами. И стала систематизировать собственные заслуги: оказалось, что их достаточно много, особенно значимые - Министерские, но если их все перечислить, может быть, кто-то из читателей неправильно её поймёт .

   Собранную папку с заслугами открывает Почётная грамота Ленинградского областного комитета ВЛКСМ, которой была награждена Наташа в 1972 г. за активное участие в проведении «Дней техникумов» на областной выставке технического творчества учащихся средних специальных учебных заведений, посвящённых 50-летию образования СССР. К ней какое отношение имеет выставка технического творчества? Самое прямое: в 1972-73 гг  она работала освобождённым секретарём комитета ВЛКСМ  техникума...
 2016г- Грамота физкультурно-спортивного центра «В.» , которую ей вручили в январе 2016г.за участие в соревнованиях по плаванию "Рождественские заплывы" среди взрослого населения города- портфолио получилось очень интересное и  разноплановое, есть и публикации в местной прессе, и  творческие различные сборнички... Да уж, смешнее не придумать...
Для кого она собрала это портфолио? Неужели умирать собралась? Ведь ничего просто так не бывает...

 Умирать совсем не хочется. Перелистывая  эту папочку, Наташа подумала, что это всего лишь бумажки, которые, как вехи, определённым образом характеризуют её саму, её жизнь, эти бумажки в определённый момент жизни доставляли ей радость. Самые главные заслуги в её жизни: в трудные и сложные моменты  жила "по совести", никогда и никому не завидовала, умела быть сама собой и не боялась быть смешной в глазах тех, кто живёт, как бы" смотря на свою жизнь со стороны", как будет выглядеть в глазах окружающих.
Достаточно воспоминаний- жизнь продолжается и сейчас, надо просто жить в той данности, которая есть. И поменьше думать, а что, если... Без всяких если...
 Живи, как считаешь нужным...

Чудачка ты, Наташа, и совсем не изменилась за прожитые годы. Внешний облик во внимание не беру: уже сыну четвёртый десяток, дочери -пятый, а ты ...прежняя.


(продолжение следует, скорее всего нет)
22.02. 2016г