Бернхард Шлинк и его роман Женщина на лестнице

Мона-Вета
       Я полностью согласна с теми, кто считает, что нет женской и мужской литературы, - есть хорошие и плохие писатели. Но, тем не менее, нечто отличительное в мужском и женском творчестве, конечно, существует. Признавая за известными женщинами-писательницами  мастерство и уникальный ум, я, увы, предпочитаю читать произведения, написанные мужчинами. Я думаю, что в творчестве известных писательниц мне не хватает чувственности, незащищенности, некоторой отстраненности от мира героев. Возможно, писательницы слишком эрудированы, и это давит, в том числе и на их собственных героев.
       При всем моем уважении к классике, я очень люблю современную литературу, особенно французскую и немецкую. Бернхард Шлинк — всемирно известный писатель, и мне становится обидно за него, когда в предисловии к каждой его книге упоминается только самый нашумевший его роман «Чтец».
       Я далеко не всегда в восторге от тех романов, которые прославили многих авторов. И у Бернхарда Шлинка мне больше нравится не скандальный роман «Чтец», а его истории о любви: «Женщина с бензоколонки», «Любовник», «Летние обманы» …., где каждый из рассказов — жемчужина. Трудно приходится сегодняшним известным писателям, ведь читатели постоянно требуют нечто такое, что уж удивит, так удивит. И попробуй не подкинь этой прожорливой читательской акуле очередной вкуснятины — сожрет писателя. Вот и Бернхард Шлинк, благодаря своему неистощимому таланту, всегда по-настоящему удивляет.
       Роман «Женщина на лестнице» о любви трех мужчин к одной женщине. Во многих  произведениях Бернхарда Шлинка главный персонаж — женщина, и совсем даже не обычная женщина-мать, или женщина-жена, а женщина  - личность, уверенная в своих силах, со своими убеждениями и жизненной позицией. Но влюбленные мужчины  видят перед собой только лучезарную молодость и красоту, которая должна принадлежать им. А героине не нужна любовь даже таких неординарных мужчин. Героиня ценит в мужчинах наличие сразу нескольких качеств: одержимости, жертвенности и свободолюбия. И если одержимость как раз присутствует в характере двух мужчин: у одного — к искусству, у другого — к деньгам, а вот жертвенности — точно нет. Но больше всего героиня любит свободу! Если есть мужчины, которым нужна только свобода, то почему бы не поверить, что существуют и такие женщины. Тем более, что наша история ими изобилует.
Героиня гораздо сильнее и умнее влюбленных в нее мужчин, и она использует их слабость в своих интересах. Когда-то я услышала из уст своей матери, что если женщина стерва, то никакой, даже самый стервозный мужчина, с ней не сравнится. Похоже, писатель тоже в этом уверен.  Образ героини так материален и чувственен, что даже ее далеко не беззащитный идеализм не уменьшает глубину нашего сопереживания.
      С женщинами вопрос решен, но вот главный герой — он именно такой, о котором может грезить каждая женщина, но только не героиня. Любовь к женщине, с которой он был знаком совсем мало времени, и которая его только использовала, герой пронес через всю свою жизнь. И единственное, что ему она позволила в конце своего жизненного пути, это создать мечту о их совместной жизни. А ведь герою была свойственна та жертвенность, которую героиня хотела видеть в мужчине, но пожалела ли она о несостоявшейся любви? Похоже - нет.
      Роман написан гениальным мастером, тонко, чувственно, и долго после его прочтения вы будете чувствовать запах моря, слышать шум ветра, всплеск волн и прерывистое дыхание героев.