Мое мировосприятие

Алексей Матишев
«… В наше время люди надеются постичь истину с помощью философских размышлений, строя гипотезы и предположения. Однако они забывают о четырех недостатках, присущих всем обусловленным людям: человеку свойственно ошибаться, его чувства несовершенны, он подвержен иллюзии, и склонен обманывать других…» (Шримад – Бхагаватам)
В интернете я случайно обнаружил текст, слова которого если не перевернули мое сознание, то уж точно не оставили равнодушным. Эти слова заставили меня задуматься и дали толчок к размышлениям по некоторым вопросам, старым как мир, но не утратившим от этого своей актуальности. Я думаю, что каждый человек, пока существует как человек разумный, задавался, задается и будет задаваться этими вопросами и искать на них ответы.  С годами ответы могут меняться. Однако это не значит, что человек имеет сознание «флюгера». Нет, просто со временем каждый из нас становиться мудрее, наше сознание утончается и, у каждого по своему, совершенствуется. Человек, худо-бедно, эволюционирует.
Первоисточника этого текста я не нашел. Но не это главное. Главное - их проникновенный смысл, доходящий до самых сокровенных глубин души. Вот этот текст, который похож на молитву.
Я – Свет, а вы не видите Меня.
Я – Путь, а вы не следуете за Мной.
Я – Истина, а вы не верите Мне.
Я – Жизнь, а вы не ищите Меня.
Я – Учитель, а вы не слушаете Меня.
Я – Господь, а вы не повинуетесь Мне.
Я – ваш Бог, а вы не молитесь Мне.
Я – ваш лучший Друг, а вы не любите Меня.
Если вы не счастливы, не вините Меня.
Совершенная простота – вот форма этого текста. Каждое слова покоряет своей лаконичной точностью. Все предельно выверено. На протяжении всего существования человека разумного его Путь Жизни освещается Светом Истины. Этот Свет от Бога – Господа нашего. На этот Путь человечеству постоянно указывают его лучшие Друзья – Учителя. Однако человечество, во многом, еще духовно слепо. Поэтому оно не способно в полную силу воспользоваться этим Светом Истины. Духовная слепота – вот источник человеческих неурядиц.
Это эссе я озаглавил как «Мое мировосприятие». Я думаю, что понимание смысла приведенного выше текста есть некий «лакмус» духовности человека. Он как будто и написан для того, чтобы каждый человек мог спросить самого себя: «А сам я кто? Имею ли я моральное право винить кого-то, если по моим меркам я не счастлив? И что такое вообще Бог, человек в моем представлении?». Рассуждения по обозначенным категориям и будут тем «лакмусом» моей души, о котором я говорил выше. Итак:
О Боге.
Некоторое время тому назад я начал бы, видимо, рассуждения о Боге с доказательств его существовании. Но теперь я совершенно убежден в том, что это совершенно не нужное занятие. Не стоит искать доказательств существования Бога. Бога надо искать! Причем искать не где-то в заоблачных высотах, а у себя в душе. По этому поводу очень убедительно высказывание Льва Толстого: «Живи в поисках Бога – и Бог не оставит тебя». Думаю, лучше не скажешь.
Мой путь к Богу был не прост. Да и у многих людей моего возраста этот путь, видимо, был схож с моим. Рождение и жизнь, порядка сорока лет, в безбожном обществе. Этот период, конечно, не прошел бесследно. Идеология воинствующего атеизма порядком трансформировала душу согласно канонам безбожного лекала. Лет до тридцати вопрос существования Бога для меня вообще не существовал. Как и многие, веру в Бога я считал каким-то анахронизмом нашего просвещенного времени. Однако со временем эта убежденность стала как-то улетучиваться. Особенно повлиял на мое духовное становление период распада советского государства.
В итоге в сорок лет я принял крещение. И этот шаг был совершенно осознанным. Однако сумбур в моем сознании заставил меня как-то систематизировать имеющиеся знания по вопросам теологии. Я стал много читать о Боге, религии, церкви. В итоге я пришел к банальному выводу о том, что самое главное в поисках Бога – это вера. Нет, не слепая вера, а именно осознанная. И основа этой веры в тебе самом, в твоем сердце. Ты должен ее желать. Без желания веры нет. И не надо никаких доказательств и дискуссий на тему существования Бога. Бог есть, если человек верит всем сердцем в него.
Другой вопрос, какой Бог. Для меня, несомненно существование и Бога   Абсолютного, и Бога в лице Сына Человеческого, и Бога имманентного. Бог Абсолютный – это Бог Отец, Бог Сын – это Иисус Христос (я ассоциирую себя с православными христианами), а Бог имманентный – это некая частичка Бога Абсолютного во мне самом, в моей душе. И все это крепко связано воедино Жизнью или Духом Святым, исходящим от Бога Отца.
Бога Отца человек своими несовершенными чувствами постичь не может. Он способен его ощущать только своей зарождающейся интуицией. И, вот, если таковая в сознании человека уже присутствует, то тогда и рождается безоговорочная и крепкая, т.е. прагматичная вера, не требующая никаких доказательств, но базирующаяся на принципах целесообразности и человеческого счастья.
Бог Сын был явлен миру в образе Иисуса Христа. Это нравственный эталон, к которому должен стремиться каждый христианин, да и не только христианин, а каждый человек. Иисус Христос – это путеводная звезда, это маяк нравственного облика человека в его  эволюционном устремлении к Царству Небесному – обителям Бога Отца. И путь к этим обителям лежит через Иисуса Христа – Сына Человеческого.
Наконец Бог имманентный. Это некое отображение образа Христа в зеркале души человеческой. Однако из-за того, что душа затемнена многими не нужными преградами, зеркало освещено еще довольно слабым Светом Истины. Поэтому и образ не ясный и не четкий. Но Свет духовный призван осветить человеческую душу и сделать этот образ ярким и лучезарным.
О человеке.
Определения человека весьма многообразны. Сколько мудрецов – столько и определений. Для своего эссе я выбрал определение Гермеса Трисмегиста: «Человек – это смертный Бог». Смею набраться «храброго нахальства» и несколько уточнить фразу: «… частично смертный Бог». Смертность касается физического тела, но не души, а тем более высшего божественного начала – Духа.
Так кто же он – человек? Многие со мной согласятся, что это единство тела, души и духа. Тело принадлежит миру Физическому, оно смертно; душа – Тонким мирам, а дух – миру Духовному. То, что принадлежит последним двум мирам – тлена не знает.
Что же в человеке (я говорю не о человечестве, а о человеке) эволюционирует? Несомненно - это душа, которой принадлежит сознание. Человек достиг на лестнице эволюции (лестнице Иакова) ступени, которая развивает интеллект. То, что в эволюционном развитии уже достигнуто, находится в его подсознании. Высшая полочка интеллекта – это мудрость. Человеку еще только когда-то предстоит перейти от человека разумного к человеку мудрому.
Человеку разумному в ведической литературе дана очень наглядная иллюстрация. Этой иллюстрацией, в некоторой незначительной своей интерпретации, я хочу воспользоваться. На картинке, которая символизирует человека, изображена карета. Карета запряжена пятеркой норовистых коней. В карете сидят, каждый на своем месте, господин и кучер. Они – это наша обусловленная душа. Господин – высшая ее часть, а кучер – низшая. Господин представляет человеческую индивидуальность и является носителем имманентного Бога. Место кучера занимает наш разум. Кучер подчинен господину и выполняет его распоряжения, но оперативной обстановкой управляет он. Кучер (разум) с помощью вожжей управляет конями, которые так и норовят понести. Кони – это наши желания, которые побуждаются чувствами. Каждый конь руководствуется своим ощущением: один зрением, другой слухом и т.д. Каждый из них от избытка желаний может сбеситься и понести. Но всех их сдерживает кучер – наш разум, посредством вожжей – нашего ума. И вот все это вместе взятое и есть глубочайшая символика человека. Господин – это символ высших духовных начал человека, кучер и вожжи – его ментальности, кони – энергии или астрала, а карета – физического тела. Не карета главная в этой системе. Однако и она очень важна, т. к. несет в себе высшие начала человека. Поэтому человек должен заботиться не только о духовном, но и о физическом своем благополучии.
Человеческая индивидуальность может развиваться только в Духе. Если человек христианин, то в Духе через Христа. Этот Дух, проснувшийся в человеке, побуждает его к достижению высочайшего нравственного идеала, который преподнес нам Иисус Христос. Этот нравственный идеал, принятый разумом человека, шлифует его как драгоценный кристалл, гранями которого являются свобода от сомнений и заблуждений, снисходительность, правдивость, владение своими чувствами, управление умом, бесстрашие, отказ от насилия, уравновешенность, милосердие. Результатом этой «огранки» должна стать способность человека правильно рассуждать о вещах, касающихся и духовного и материального.
Свобода от сомнений и заблуждений достигается через то, что человек начинает правильно понимать учение Христа. В этом учении есть место и безусловной вере, рожденной с участием начал интуиции, и место вере, рожденной в процессе приобретения знаний путем размышлений и опытов. Изучая учение Христа, невозможно не заметить того, что он предостерегал от чрезмерного догматизма, берущего свои начала не от Бога, а от человеческих измышлений. Именно такой догматизм впоследствии стал ящиком Пандоры для некоторых церквей.
Человек должен воспитывать в себе терпимость и снисходительность. Он обязан прощать другим незначительные прегрешения. Нужно стараться не замечать соринок в глазах других людей, особенно близких тебе. Деятельная, жертвенная любовь должна стать нормой жизни.
Правдивость означает, что факты должны представляться, как они есть, а не в угоду кому-то и не в зависимости от конъюнктуры. Правду следует говорить прямо и открыто.
Владение своими чувствами предполагает, что они не должны использоваться для собственного наслаждения сверх меры. Избыточные чувственные проявления вредны для духовного развития. Поэтому следует воздерживаться от использования сверх необходимости.
Подобным же образом и ум не должен загружаться ненужными мыслями. Не надо размышлять о том, как удовлетворить избыточную чувственность, порождающую страсть. Ум следует направлять на главное: на то, чтобы осознать главную потребность человека. А этой потребностью является развитие духовности. Мыслительные способности хорошо развиваются от общения с людьми, излучающими тонкие, благотворные вибрации. Это, как правило, очень духовные люди: учителя, духовные наставники. И, конечно же, святые, чье сознание на много опередило сознание среднего человека.
Бесстрашие в человеке пробуждается от правильного понимания рождения и смерти. Он должен осознавать, что смертно лишь тело, т.е. материальная форма. Что касается остального, то оно бессмертно. Рождение и смерть относятся к воплощению и развоплощению в материальном мире. Не правильное понимание рождения и смерти рождает страх, который выражается в беспокойстве о будущем. Человек, развивающийся в Духе через Христа не испытывает такого страха. Он уверен в том, что после смерти его ждет место в одной из обителей Бога.
Отказ от насилия означает то, что не следует совершать поступков, причиняющих страдания и беспокойство другим. Деятельность человека в физическом Мире во многом направлена на решение сугубо материальных проблем и в большинстве случаев эгоистична. Надо стараться, чтобы твой эгоизм не навредил другим. Но это возможно только тогда, когда ты, трудясь на материальной стезе, не забываешь о духовности и нравственности.
Уравновешенность относится к свободе от привязанностей и неприязни. Быть слишком привязанным к чему-то, или слишком отчужденным от чего-то – это не самое лучшее поведение, так как мы, люди, проходим школу жизни в материальном мире. Ничто материальное не должно быть для нас чуждым, но и это же материальное не должно заслонять от нас духовного. Должна быть, как говорят, золотая середина. Не надо быть ни аскетом, ни беспутным прожигателем жизни. Жизнь Иисуса Христа - достойный подражанию пример поведения человека.
Милосердие – это способность к состраданию ко всему живому. Это способность видеть жизнь везде и способствовать ее развитию. Понятие милосердия неотделимо от понятия любви, которую я воспринимаю не как чувство, а как состояние души. Любить – это значит поднять свою духовность на достаточно высокий уровень, туда, где властвует гармония, дарующая человеку счастье.

Г. Новозыбков.      Февраль 2016 год.