Эволюционирующая роль смерти

Александр Бобков
Всё уже было… Но всё ещё будет!

     К известному постулату: «Всё течёт, все меняется», необходимо сразу добавлять, что все течёт и всё меняется в соответствии с естественными природными ритмами, имеющими универсальный характер и приложимыми к любым объектам и явлениям. При этом, глобальные ритмические процессы вбирают в себя бесчисленное множество более мелких, как бы дочерних, также ритмических и часто циклических по своей природе. К примеру, трёхфазовый жизненный ритм, состоящий из детства, зрелого возраста и старости, заканчивающейся смертью, включает в себя такие биоритмы как: циклическая репродуктивная деятельность эндокринных структур, с фазами роста, созревания, атрезии; стрессовые реакции организма, с фазами тревоги, резистентности и истощения... Какой бы кроме указанных выше биологических процессов в организме мы ни взяли к рассмотрению (физиологические клеточные реакции, реакцию воспаления, иммунной защиты, стадии течения любой болезни), классический, в основном трёхфазовый ритм, повторялся бы закономерно в любом из них.
     Таким образом, ещё задолго до того, когда будет закончен полный цикл жизни организма, отдельные его составляющие бесчисленное множество раз уже «родились бы и умерли», несколько видоизменившись с возрастом, но оставив в неприкосновенности основной трёхчленный ритм «Рождение-Развитие-Смерть». Постепенно, по мере реализации главного земного ритма, которым безусловно является биоритм «Жизнь-Смерть», число объектов ритмической активности в организме (субъектов главного биоритма) убывает к старости, совсем исчезая со смертью тела.
     Возьмём другой пример (из жизни природы) - ритмическую активность космических объектов нашей Солнечной Системы. Планеты имеют периоды обращения (вращения) вокруг собственной оси и периоды движения по замкнутым эллипсоидным траекториям. Само наше светило - Солнце обладает собственным периодом вращения вокруг своей оси (от 27 суток на экваторе - до 32 суток у полюсов). Интенсивность плазменных процессов на Солнце (появление солнечных пятен, вспышек, протуберанцев) также подвержена изменениям со строгой периодичностью (9 и 11-летние периоды). Каждая из планет нашей Солнечной Системы обращается вокруг Солнца. К примеру, период обращения Меркурия вокруг Солнца составляет 0,24 года, Венеры - 0,62 года, а Плутона, - 247,70 года. Один календарный год Земли, в соответствии с Григорианским исчислением равный 365,2425 суткам, вбирает в себя четыре чередующихся с неизменным постоянством времени года. Одни сутки (24 часа) включают в себя малый циклический ритм: день-ночь. При этом, ритм день-ночь обязан своим происхождением вращению Земли вокруг своей оси, а сезонный ритм, - обращению Земли вокруг Солнца.
     Таким образом, что бы ни говорили скептики, наш Мир устроен очень разумно. Ритмичность процессов и явлений - один из самых замечательных законов развития природы и жизни. Разумность ритмического закона, прежде всего, в его замкнутости. Периоды вращения планет Солнечной Системы; ритмы солнечной активности; времена года на Земле; разнообразные биологические ритмы в организмах живых существ, с неизбежностью следующие друг за другом, - не имеют ни начала , ни конца. При этом, смена составляющей, элемента ритма, - это ещё всегда и диалектическое отрицание одного другим. Так, день отрицает ночь, и наоборот; весна отрицает зиму, лето - весну, осень - лето, зима - осень, и всё, - сначала... Можно сказать, что составляющие ритмов как бы «хоронят» друг друга, но не окончательно, а на строго определённое время.
     Закономерное чередование на Земле жизни и смерти, также диалектически взаимно отрицающих друг друга, без сомнения является замкнутым, эволюционным биологическим ритмом живой природы, и человека в частности. Жизнь без конца в одних и тех же формах также нелепа, как и полное прекращение жизни. Только чередование жизни и смерти обеспечивает непрерывное эволюционное приспособление и развитие организмов в постоянно изменяющихся условиях внешней среды, также имеющих ритмический характер. Как ни странно это звучит, но смерть совершенно необходима жизни, также как зло необходимо добру, ненависть - любви, ложь, - правде.  Светлые начала без своих антиподов - немыслимы, их просто не было бы. Есть и «обратная сторона медали». Без жизни - нет смерти, также как нет добра без зла, любви - без ненависти и правды, - без лжи. Эволюционный принцип развития и совершенствования жизни внешне безусловно доминирует над как бы вспомогательной ролью смерти, заключающейся в «расчистке дороги» для новой, более совершенной жизни. Смерть исчерпавшего себя материального тела - явление безусловно позитивное.
     Но действительно ли то, что смерть всего лишь «расчищает дорогу новой жизни»? В чём основное отличие ритма «Жизнь - Смерть» от других биологических ритмов ? Последние обеспечивают непрерывное и постепенное приспособление каждого живого организма ради сохранения стабильности и повторяемости его жизненных процессов. В то же время, биоритм «Жизнь - Смерть» идёт с нарушением стабильности, и с обязательным изменением качества, выражающемся в прогрессивной, эволюционной смене форм материи. Смена «Жизни - Смерти», в отличие от других биоритмов, носит не плавный, а довольно резкий, «дистрессовый» характер.
     Для того, чтобы при дальнейшем изложении темы нам было проще говорить о достаточно изученных механизмах жизни, и в целом пока таинственных механизмах смерти, в их взаимодействии, следует, по-видимому, ещё раз «вспомнить о смерти», с теми, разумеется, известными ограничениями, которые накладываются самим фактом умирания жизни.
     Итак, смерть (mors, лат. или tаnatos, греч. ), в целом включённая в программу жизни, представляет собой процесс её (жизни) «дематериализации», то есть гибели материального тела, организма, с прекращением всех физических свойств жизни, её биологических процессов, и разложением сложной материальной субстанции на простые конечные органические соединения.
     Проблемой смерти занимаются науки: гериатрия, реаниматология (клинические аспекты) и танатология (наука о причинах смерти и механизмах умирания). Напомним о некоторых общеизвестных клинических и посмертных биологических проявлениях смерти. Вслед за отсутствием реакции на внешние раздражители, у умершего не ощущается пульс, не определяется дыхание; температура тела быстро падает ниже 20 градусов по Цельсию. Эти первые проявления смерти в определённой последовательности могут быть выявлены в интервале времени от нескольких минут - до 24-36 часов от момента умирания. Далее, начинается процесс биохимической деструкции тела, который примерно через 3-4 месяца продолжается мумификацией, в свою очередь зависимой от условий среды, в которых пребывает мёртвое тело (продолжается от 6 до 12 месяцев). Вес полностью мумифицированного тела составляет обычно от 7 до 10% от первоначального веса трупа. Одновременно с мумификацией происходит фрагментация и распад тканей мёртвого тела.
     Клинически, и это очень важно в практическом отношении при попытках оживления (реанимации), обычно выделяют 3 этапа или периода умирания. Первый из них - это период, включающий в себя предагонию, агонию и клиническую смерть. Он характеризуется резкими изменениями и извращениями физико-химических и электрических процессов в организме, с последующей их дезорганизацией; сначала частичным, а затем, - и полным прекращением функционирования деятельности ЦНС (электроэнцефалограмма), дыхания и кровообращения. Необратимые изменения в коре головного мозга обычно наступают уже через 3-5 минут после прекращения кровообращения. Второй период, так называемый период промежуточной жизни (или социальной смерти), характеризуется полной необратимостью мозговых процессов, но всё ещё обратимостью изменений по другим органам и тканям. И третий период - биологической смерти, сопровождается полностью необратимыми изменениями во всех тканях и органах умершего тела.
     Но как возникает смерть и от каких причин?
     Следует начать всё же с жизни и констатировать, что сама по себе жизнь представляет внутренне противоречивый процесс и содержит своё же отрицание, то есть смерть. Жизнь всегда мыслится и существует в определённом соотношении со своим необходимым результатом, - смертью. В процессе эволюции, она (жизнь) с помощью адаптационного механизма, постепенно, всё более «отгораживается» от влияний нестабильной внешней среды. При этом, чем выше организация жизни, тем это «отгораживание», то есть, обретение независимости от среды (автономизация онтогенеза), - выше. Однако, довольно совершенный механизм защиты человека от внешних неблагоприятных обстоятельств и «породил», по-видимому, особый механизм его смерти, в основном, - от причин внутренних...
     Считается, что эволюционное развитие от низшего к высшему в природе совершается с помощью длительных, плавных, внешне незаметных переходов, изменения отдельных признаков. Вероятно, так оно и есть. Но это - всего лишь механизм прижизненного количественного накопления новых признаков, навыков, профессионального мастерства, интеллектуального потенциала. Решающим же в эволюционном развитии, по-видимому, является именно резкая смена главного психо-биоритма «Жизнь - Смерть», со сбросом старого и появлением (рождением) нового. Немаловажное значение в механизме подготовки «эволюционного броска» при смене «Жизни - Смерти», безусловно имеют бесчисленные прижизненные стрессовые реакции организма, с включением заболеваний, старости и смерти.
     И только с наступлением смерти возможна реализация качественно новой жизни. Но это безусловно справедливо, когда мы говорим о жизни и смерти вообще, или о жизни и смерти отдельных видов живых существ, имея ввиду, что старая, уходящая жизнь - это жизнь одних представителей Вида, а новая, нарождающаяся, - это жизнь других, более совершенных представителей этого же Вида. При такой постановке вопроса можно смело говорить о циклическом ритме «Жизнь - Смерть» и о его роли в эволюционном развитии всего живого и каждого отдельного Вида живого на Земле. Более того, с этих позиций, жизнь на Земле, а вероятно и не только на ней, также вечна и бесконечна, как вечны и бесконечны просторы Вселенной, её материальные космические объекты, включая планеты бесчисленных Галактик, Солнечных Систем, и безусловно - нашу Землю. Приведём лишь один пример из жизни природы Земли, свидетельствующий о бесконечности жизни на ней. Это - времена года. Можно  начинать с любого. Осень года равнозначна смерти, зима –забвению. Но затем, закономерно наступает весна - время нового рождения природы и быстрого её развития. Весна плавно сменяется летом - временем зрелости жизни. Далее, - всё повторяется сначала. И разве случайно смысловое совпадение времён года с периодами рождения, жизни и смерти растений, животных и человека? Рождение жизни - это всегда весна природы. Весна вечна, также как вечно и лето – пора зрелости жизни. Но путь к ним (к весне и лету) каждый год лежит через старение, умирание и забвение, то есть, через осень и зиму. Следовательно, в ходе осени и зимы, весна и лето не исчезают бесследно, а ежегодно (циклически) пробуждаются к новой жизни, но в несколько изменённых формах бытия (особенности климата, плодородия почвы, урожайности выращиваемых культур, и так далее).
     Таким образом, если, как полагают некоторые учёные и философы, жизнь и возникла из «Хаоса», то хаос жизни нам опять «не грозит»; ибо, развитие жизни, в целом, имеет исключительно прогрессивный, поступательный характер, базирующийся на незыблемых основополагающих Вселенских Законах. И одним из них, в частности, является циклический ритмический закон природы, равно относящийся как к космическим объектам, так и к носителям биологических и социальных свойств, то есть, - к живым существам.
     Вопрос об индивидуальной, конкретной жизни, о жизни и смерти «Я» - гораздо более неясен. И хотя качеством «Я» подсознательно или сознательно наделена по-видимому всякая конкретная жизнь, здесь мы коснёмся в основном безусловно осознанного «Я» человека.
     И жизнь и смерть реальны для нас только в том мире ощущений и восприятий, в котором мы живём. Но истинность нашего восприятия с помощью всего пяти весьма несовершенных органов чувств (у многих животных они развиты лучше) - далеко не безусловна. Научное знание, как известно, базируется на тех же самых пяти чувственных восприятиях человека, усиленных однако изобретенными им техническими средствами, а главное - на работе материального субстрата мышления, - человеческого мозга. Однако, и оно, то есть научное знание, также не безусловно. Видимые рождения и смерти конкретных одушевлённых материальных организмов, изученные с той полнотой, на которую только способна человеческая мысль, более говорят о непостижимости основополагающих тайн рождения и смерти, чем об истинности открываемых человеческим разумом механизмов этих процессов.
     Наш осознаваемый чувственный опыт жизни, поначалу весьма примитивный, начинается только спустя 1,5-2 года после рождения. О последнем и о его «деталях» мы можем узнать от своей матери только через годы. Таким образом, сам акт личного рождения - есть «тайна за семью печатями» для каждого из нас. Первые 2 года жизни, мы хотя и находимся уже материально в этом мире, создаём массу проблем родным и близким, тем не менее, - не живём как личности. В это время мы ещё не осознаём своего бытия на этом свете.
     Когда мы умираем, в какой-то период времени оставаясь пока в этом мире «телесно», мы уже уходим из него «личностно», теряя память и сознание. Надолго ли? Насовсем ли? Мы этого не знаем. Но если верен ритмический-циклический закон природы, жизнь должна повториться на новом уровне.
     Но сохраняет ли новая жизнь старое «Я»? Сегодня прямого и точного ответа на этот вопрос нет. Не менее принципиальны и сложны следующие вопросы… «Мы» ли приходим в этот Мир, и «Мы» ли из него уходим? Поскольку, как уже говорилось, в первые  годы после рождения Мы не осознаём себя личностями и у нас нет ещё своего «Я». Возможно, что в мир приходим не «Мы, а всего лишь наши «проекты», облечённые в начальные «плоть и кровь» зародышей и эмбрионов. Но постепенно, по мере «реализация проекта», то есть в процессе развития, Мы начинаем осознавать окружающий мир и себя в нём, - личностно.
     Постепенно, в течение жизни, мы узнаём сначала от родителей, знакомых людей, а затем и из книг, всё новые и новые удивительные подробности о рождении и развитии как себя, так и себе подобных, а также, - о смерти других людей. Знакомство со специальной познавательной и научной литературой постепенно раскрывает перед нами головокружительную череду превращений крошечной яйцеклетки под воздействием сперматозоидов и гормонов, протекающих в специальных, так называемых репродуктивных органах матери, в результате которых образуются: сначала, зародыш-эмбрион, а затем, - и полноценный живой организм, в процессе развития которого появляется не только большое и сильное тело, но и могучий интеллект, позволяющий осознавать, познавать и изменять себя в этом материальном мире; изучать и определённым образом влиять на окружающую действительность, её организацию, развитие и совершенствование.
     Но ведь всё это, - фантастика! Если вдуматься, то никакие человеческие «ненаучные фантазии» не могут быть фантастичнее того, что происходит в течение жизни с нами в этом «реальном материальном мире».
     А что происходит с нами как с высокоорганизованными личностями после смерти? По-видимому, - это не менее захватывающие «фантастические события», раскрытие которых ещё впереди... Главная загадка земной смерти заключается в определении того, что уходит, распадаясь на простые элементы, молекулы и атомы, а что остаётся цельного, существенного, кроме «случайной или неслучайной недвижимости», может быть и высокоинтеллектуальной, но «застывшей» в как правило незавершённых трудах умерших. Ведь если в жизнь сначала приходит «недоразвитое» во всех отношениях маленькое тело, и лишь затем постепенно в течение ряда лет формируется «Я» человека, то уходит из этой жизни, в первую очередь, высокоинтеллектуальная личность, как правило, с далеко не исчерпанным умственным и духовным потенциалом, но с изношенным и со всех сторон атакуемым болезнями организмом.
     И если биологическая смерть старого тела закономерна, более того - естественна, то прекращение высокоинтеллектуальной жизни «Я» человека, - никак не вяжется с абсолютной разумностью Мироздания, с его великолепными, фантастическими законами бесконечного развития и прогресса всего сущего, и в первую очередь сознательной жизни, как высочайшего проявления «Мирового Разума».
     Наш естественный мир чрезвычайно логичен и рационален. В природе ничего не происходит просто так. Это - аксиома. Бесконечные причинно-следственные отношения - основа всего. Случайность - это всего лишь небольшой экспромт к нескончаемой «причинно-следственной увертюре жизни». Биологическая смерть высокоорганизованных существ, включая и человека, согласно современной научной точке зрения, закономерно возникает от внутренних причин, как следствие нарушений в «энергетическом и репродуктивном гомеостатах».
     В естественных условиях жизни умиранию организма предшествует старение. Среди многочисленных теорий старения, две основные формулируются так: 1) старение организма возникает, как следствие утраты или функциональной деградации неделящихся клеток, прежде всего клеток мозга; 2) старение организма возникает, как следствие накопления ошибочных генетических копий, возникающих в процессе деления клеток, или вследствие ошибок, вызванных мутациями. Из более современных и более научно обоснованных теорий старения, безусловно заслуживает внимания теория так называемого «элевационного механизма» В. Дильмана. Согласно последней, жизнь высокоорганизованных систем, в том числе и человеческая жизнь, возможна только при сохранении стабильности основных жизненноважных систем и структур организма. Стабильность же этих систем (к примеру, кровообращения, дыхания, энергообеспечения, воспроизводства, метаболизирования) является результатом внутренней психобиологической циклической ритмической деятельности саморегулирующихся систем, таких как центральная нервная система, эндокринная, иммунная, и так далее. Кроме того, имеют значение и экзогенные, то есть внешние биологические ритмы, которые тоже оказывают регулирующее влияние на системы организма, и которые тесно связаны с внутренними (эндогенными) ритмами. К экзогенным ритмам можно отнести: ритмы суточные (циркадные); сезонные; ритмы, связанные с изменениями температуры, влажности, солнечной активности.
     Особенностью регуляторной, циклической ритмической деятельности центральной нервной системы (ЦНС) и эндокринной системы является то, что они обязаны обеспечивать постоянство внутренней среды организма (гомеостаз) в движущейся и развивающейся биосистеме. Эти гомеостатические механизмы, развиваясь во времени, постоянно «спасают» организм от чрезвычайных внешних воздействий (многочисленных стрессорных влияний); но сами, со временем, становятся причиной как старения, так и гибели организма. В основе этого одновременно физиологического и патологического процесса лежит механизм нейро-эндокринного торможения на уровне гипоталамуса и гипофиза - органов, выполняющих сложные интегративные функции, связанные с обеспечением ритмической регуляции многих гормональнозависимых систем организма. Сам «элевационный механизм старения» связан с нарушением функционирования так называемых физиологических обратных связей между центральными (гипоталамус, гипофиз) и периферическими эндокринными структурами (железами внутренней секреции). В частности, известно, что возникновение различных стрессовых реакций приводит к гиперсекреции гипоталамусом и гипофизом таких жизненноважных гормонов как кортикотропин-рилизинг-гормон, тиролиберин, различные гонадотропины, адренокортикотропный гормон, соматотропный гормон (гормон роста), тиреотропный гормон и других. Увеличение секреции в центральных эндокринных органах закономерно приводит к активации основных периферических эндокринных желёз с выделением в кровь большого числа гормонов, активно влияющих на все виды обмена веществ, и выполняющих таким образом задачу по метаболической защите организма и его адаптации к постоянно действующим экзогенным и эндогенным неблагоприятным стрессорным факторам. Выполнив в очередной раз свою задачу, периферические гормонально активные соединения, находящиеся в крови в избытке, по механизму отрицательной обратной связи, снижают секрецию гормонов центральными эндокринными структурами (гипоталамусом и гипофизом), прекращая тем самым вынужденное, временное отклонение в гормональной регуляции, а следовательно, - и в гомеостазе организма в целом.
     С возрастом, физиологический механизм эндокринных обратных связей слабеет, снижается порог центральных эндокринных структур к гомеостатическому торможению периферическими гормонами, но продолжает работать прямой, повышающий секрецию (элевационный) стрессовый механизм. Последний является причиной развития основных болезней старения (атеросклероза, гипертонии, ожирения, сахарного диабета, онкологических заболеваний и ряда других). Эти болезни называют «болезнями адаптации», поскольку они развиваются, как правило, постепенно, с возрастом, и являются как бы «платой» (или расплатой) за многочисленные акты адаптации организма к стрессорным воздействиям, позволявшие ему неоднократно в течение жизни выживать, и дожить до старости...
     Следовательно, ритмические гомеостатическне системы организма, развиваясь и изменяясь во времени, спасая многократно в течение жизни организм от преждевременной гибели в результате действия как внешних, так и внутренних неблагоприятных факторов (стрессоров), со временем, сами становятся причиной гибели организма. Старение и смерть являются как бы закономерным следствием развития жизни. Скорость старения и наступления смерти определяется так называемыми «Большими Биологическими Часами», время хода которых устанавливается эволюционно и определяет средние пределы жизни того или иного вида. В ход больших биологических часов постоянно «врываются» стрессорные влияния, активируя нейроэндокринные и метаболические механизмы зашиты. Но одновременно, и постепенно, развивается резистентность гипоталамуса к торможению по механизму отрицательной обратной связи, о чём говорилось выше, которая, со временем, приводит сначала к ослаблению, а затем, - и к утрате ритма, нарушению постоянства внутренней среды организма, к болезням и смерти.
     Таким образом, количество и качество, развитие и старение, жизнь и смерть, представляющие то «единство противоположностей, которое и является единственным критерием этого единства», в высокоразвитом интегрированном организме обеспечиваются, по мнению Дильмана, вышеописанным «элевационным механизмом».
     Естественно, что процесс старения и смерти гораздо более сложен и вширь и вглубь, чем мы позволили себе изложить выше. Мы отметили только наиболее любопытную и с научной точки зрения безупречную концепцию, основанную на достоверных, хорошо проверенных фактах.
     Однако, объяснив на уровне теории механизм старения и умирания, далее, наука становится бессильной, ибо она лишается материальной биологической основы жизни - живого тела, являющегося главным объектом её (науки) «манипулирований». То есть, наука как функция жизни, и именно биологической жизни, не имеет возможностей распространения своих методов исследований на нематериальные, а потому, - и не подвластные науке механизмы сознания и духа, являющиеся, быть может, всего лишь следующей стадией эволюционного цикла развития жизни.
     Действительно, человеку невозможно представить себе личность без тела. Но что такое тело - без личности человека?! Это - просто предмет, зрительный образ, и не более того. И разве с телом, а не с личностью прощаемся мы у гроба покойного? Так ли уж субъективно безнадёжна человеческая личность? Неужели индивидуальная человеческая жизнь столь бессмысленна, что не способна «излучать» некое своё разумное будущее, ради которого он (человек) проживает земную жизнь?
     А может быть вопрос следует поставить иначе. Для чего смерть? Известно, что далеко не всякая смерть востребуется. Вечно живут гены, ловко «перепрыгивая» из одного тела в другое, не умирают земные парамеции… А смерть человека - востребуется. Она (смерть) является судьбой и главной предопределённостью каждой индивидуальной человеческой жизни. Для «материального человека Земли» вопрос: «жить или не жить», в конце концов, разрешается сам собой: « не жить», то есть умереть., для чего-то, по-видимому, более важного, чем сама наша земная жизнь.
     Представленные выше соображения, применительно к человеку, позволяют нам говорить уже не столько о биологическом ритме «Жизнь-Смерть», сколько о комбинированном психофизиологическом циклическом ритме – психо-биоритме, включающем в свою «работу» как материальные, так и «трансцендентные механизмы эволюционирования».
     Итак, всякое физическое развитие жизни, совершенствуя и оттачивая материальные формы, создаёт условия для выживания в непростой окружающей среде, и сопровождается сначала робкими предпосылками, а затем, и всеми необходимыми условиями для интеллектуального развития личности. Именно последнее, и является апофеозом жизни каждого конкретного человека на Земле. Даже когда в преклонном возрасте слабеет тело, на него «наваливаются» болезни, ускоряющие ход естественного «изнашивания» органов и систем, у человека, как правило, растёт интеллектуальный потенциал. Количество опыта, навыков, знаний, приобретённых в течение индивидуальной жизни, трансформируется в новое качество мышления, понимания проблем, в философское осмысление жизни. И если всё это вмиг исчезает со смертью тела каждого человека, то в целом - это невосполнимая потеря интеллекта мира, приобретаемого упорным трудом огромного количества людей в течение их индивидуальных жизней.
     В связи с этим, многочисленные мистические, религиозные и прочие концепции о самостоятельной от земного тела жизни души, в том числе и умерших людей, не так уж и беспочвенны, и тем более, - не бессмысленны. Другое дело, что многочисленные «литературные сочинения» о белой и чёрной магии, бесконечных чудесах исцеления неизлечимых с точки зрения медицинской науки больных, заполняющие книжный рынок, пишутся в основном не специалистами, и в большинстве своём не изучают, а лишь «проповедуют» наивно-мистические принципы различных религиозных конфессий (от Буддизма, Магометанства, Шариата и Иудаизма, - до Католицизма и Православия).
     В основе всех религий, которые каким-то чудесным образом исповедуют единые духовные ценности, лежит мировой, преимущественно чувственный опыт человеческой цивилизации с элементами реальных исторических событий. Любая религия - это своего рода символизация недоступной нашему разуму «Реальности Мира», воспринимаемой по этой причине преимущественно тем самым «шестым чувством», которое можно назвать Душой.
      И по-видимому не случайным является высказывание великого учёного, автора теории относительности А. Эйнштейна о сути религии: « Религиозность – одно из высших качеств гения. Надо знать, что существует сокровенная реальность, которая открывается нам, как высшая красота; знать и ощущать это – вот ядро истинной религиозности».
      Здесь уместно ещё вспомнить, что согласно главному христианско-католическому вероучению, все мы – люди Земли «одержимы временем», которое было «запущено» в момент человеческого «грехопадения». И именно этот момент исторически совпадает с возникновением нашей материальной Вселенной в результате грандиозного космического взрыва компактного сверхплотного сгустка первичной материи, так называемого «Илема».
      А наши сегодняшние человеческие пороки не случайно связываются с явлением «Дьяволизма». Хотя Дьявол и «сидит в деталях». К примеру, добро всегда было и остаётся Божественной Сущностью, в то время как зло рассматривается в качестве детализованного дьявольского отклонения от добра. И сущностью – зло не является. В Библии говорится о вторичности происхождения не только зла, но и смерти. И кто бы сегодня уже мог сомневаться в том, что смерть действительно является частью жизни, то есть, - своеобразным мистическим «переходом» из одной жизни, - в жизнь другую…
      Да, в основе всех религий лежат постулаты о разумности и нравственности Вселенной. Однако, детальный разбор религиозных конфессий и многочисленных идеалистических философских теорий в пределах данной книги просто нереален; тем не менее, упрямая и неистребимая логика человеческого мышления вновь и вновь возвращает нас к необходимости собственного поиска философского, глубинного смысла существования человека на Земле.
     Науке известно, что через гены потомству от родителей передаются скорее внешние физические признаки, чем интеллектуальные качества. Поэтому исчезновение со старым телом индивидуального интеллекта личности - есть самая настоящая нелепость, какую невозможно себе ни представить умом, ни тем более, - оправдать. И это выглядит особенно чудовищно на фоне потрясающей разумности всего «сущего» на свете.
     Таким образом, имеется логика и высшая разумность в умирании старого тела (в разложении на молекулярные структуры для «нового строительства», в новых условиях, новых материальных форм, в том числе и жизни), и полная алогичность истребления высшего достижения жизни, - индивидуального интеллекта личности, его сознания и самосознания. Быть может, они не нужны этому миру? Быть может, вполне достаточно того, что высказано человеком в течение жизни другим её носителям - детям и внукам; того, что написано в книгах и оставлено потомкам в виде культурного и другого наследия? Тогда получается, что интеллект большинства людей не представляет особой ценности для «Мирового Разума». Но ведь даже элементарные материальные частицы никогда не исчезают бесследно, а лишь видоизменяют формы своего существования. Так как же могут так неразумно «разбазариваться» высшие проявления жизни человека - его интеллект и сознание?
     Итак, смерть, внешне, как бы прерывает неуклонный рост духовной активности личности в этом мире, завершая при этом уничтожение физического тела полным распадом материальной субстанции, включая и главную структуру человеческого разума - его мозг. Весь этот процесс как бы говорит нам две вещи: 1) что наше тело как единый, целостный, материальный организм уходит в «небытие», распадаясь на простые органические и неорганические молекулы и атомы, безусловно имеющие определённое будущее в качестве «строительного материала» для новых, в том числе, и сложных форм материи; 2) что наш разум и наше сознание,  достигшие к моменту смерти пика своего духовного восхождения, должны быть востребованы после смерти тела, и обрести новое качество, может быть, и в другой материальной структуре... Если говорить о «Величии Смерти», то оно именно во втором тезисе.
     Однако, закрыть эту непростую для человека Земли тему хочется не только на «оптимистической» но и на практической ноте…
     А дело то в том, что в целом, «истребляющий принцип жизни», с которым, увы, вынуждены считаться все живые организмы Земли, по большому счёту, не содержит в себе того безысходного негатива, который ему приписывают.
     Главное заключается в том, что «истребляющий принцип» предполагает относительность смерти, то есть, смерть только её биологической составляющей. Такова диалектика развития жизни.
     Трудно понять, ещё труднее всё это принять нашим человеческим, постоянно зависимым от смерти существом. Но чем дальше мы живём на этом свете, слабея физически и возрастая сознанием, тем яснее и непреложнее становятся для нас истинные мотивы природной дисгармонии материи и духа. Начинаешь понимать уже не просто верой, а сознанием учёного, что люди, подобно простым клеткам коры или кожи организма (растения, животного и самого человека), должны постоянно умирать и воспроизводиться, с тем, чтобы обеспечивать существование и развитие глубинной, более специализированной, а для человека, ещё сознательной и духовной жизни.
     Для природы неважно, каким образом завершаются биологические циклы существования растений и животных, включая и человека (убийствами, поеданием друг друга, болезнями или естественным запрограммированным умиранием).
     Но человек, являясь частичкой Биосферы Земли, её разумным винтиком в «структуре Высшего Сознания Космоса», должен постоянно воспроизводиться в той или иной материальной или нематериальной «форме», не только сохраняя, но и развивая при этом свою духовную составляющую в виде неуничтожимого «Я».
     А сам земной человеческий организм (биологическое тело), по-видимому, является неким «периодическим тренажёром Любви, Воли, Ума и Логического Мышления» - для совершенствования его Души.