Мои коллеги. Истратова Капитолина Федоровна

Зинаида Малыгина
                Время и судьбы.

                Мои коллеги.

                Истратова  Капитолина Федоровна.

                У каждого- свой тайный личный мир.
                Есть в мире этом самый лучший миг.
                Есть в мире этот самый страшный час,
                но это все неведомо для нас.
                Е. Евтушенко.

               

Читатель  может  меня  упрекнуть. Что интересного можно написать об этой женщине!? Как хранительница семейного очага не состоялась, в работе не хватала звезд с неба, склонна была к слабостям жизни, при этом  искушение зельем подчас брало  верх  над ней. Да и  случай с убийством  вызвал кучу пересудов в поселке, а для меня  стал очередной  загадкой  в ее судьбе. Я не оговорилась. Действительно, загадкой.
 Нет, нет, она не была темной лошадкой. Ее жизнь исключала  всякого рода ложь  и маcку приличия. Она не пряталась от людей,  она    убегала от себя.    В это время   ее трудно было понять, тем более принять , потому  что  «это» во все времена  противоречило общепринятому  образу жизни. «Это» мешало ей жить и не находило понимания у окружающих  .» Это» даже не было «тайной ее личного мира»
 На вид она была самой заурядной личностью.   Но тем не менее, ее индивидуальность всегда  привлекала меня.  Я  видела в ней человека  c богатым, но в тоже время  никому не нужным, внутренним потенциалом..   И опять же  я не могла понять, как в одном человеке могут уживаться два противоположных друг другу человека.   Один с  непоказным  глубинным интеллектом,  добрым сердцем, лишенным всякого честолюбия, глубокой порядочностью  и страданием внутри себя, другой, совершенно противоположный первому, склонный к  слабостям  мирской жизни.     Искушение  спиртным  было причиной ее срывов.   Мне искренне было жаль ее , но то, что происходило внутри ее души, знала только она.  Только она была хозяйкой своей судьбы. А судьба на каждом шагу проверяла ее  срывами.  Противовесом   ее срывов   была работа, а  отдушиной- книга .  Работа    требовала  от нее быть  всегда в форме, а книга была ей подругой.
 Книги  наполняли ее    внутренний мир. Она читала много и самые разные вещи.  Я не знала в коллективе ни одного еще такого же человека, который мог с таким упоением читать и так много читать, как она.    Книга в ее жизни была виновником  не сваренного вовремя   обеда для своей семьи, неприбранной квартиры, непостиранного  белья. Она мешала быть ей хорошей хозяйкой для своих мужчин. Книга растворяла на время в ней чувство одиночества.
   Она была со всеми и ни с кем. .  Единственный человек в ее жизни, который, думаю, понимал ее всей душой,- это была  Новикова Октябрина Петровна. И вовсе не потому, что   на момент моего знакомства  с ними они  одинаково уходили от проблем, не боролись за себя. Это    были два одиночества.   Они не находили поддержки в семье, не были счастливы   как женщины,  были изгоями в обществе, так как коварная болезнь в то время  не находила сочувствия и поддержки окружающих. Если работа Капитолину держала в узде, то  для Октябрины Петровны в  последние годы ее жизни  она  не была  для нее  лекарством.  Ее  Олимп был уже в прошлом. В тридцать лет она имела звание «Отличника просвещения СССР» Пик  творчества  не был бальзамом  для ее  в то время  потерянной  души. Да и  работа  в последние годы ее жизни  была для нее в тягость.  Мне искренне было жаль эту талантливую женщину.  Она так и не могла совладать с собой. И сегодня упрекать  и выискивать виноватых в ее смерти, просто глупо. Она   ушла сама. А что касается Капитолины  Федоровны, то   в ее жизни она  была  той отдушиной, кому можно было по-бабски поплакаться, и  пусть не в жилетку, пусть  даже  в стакан  совместно  выпитого  вина.    Октябрина  Петровна  знала, что ее подруга  поймет всем сердцем и разделит ее одиночество.  Сегодня мне понятно, почему Капа не пошла на похороны вместе со всеми. Она   одна из коллег остро  чувствовала боль утраты и потерю навсегда ушедшей в иной мир  своей подруги.  Она себя считала виноватой.  И так было всегда.  Не довольная собой, она  уходила в себя. Тогда одиночество не давало ей силы бороться с собой.  Одиночество было причиной ее болезни.
 Капитолина  Федоровна была первой учительницей моего сына. Холерик от природы, он приносил  нам много хлопот. Она никогда не жаловалась на него. Капитолина  Федоровна воспринимала его таким, каким он был- со всеми его сильными и слабыми сторонами. Она не зацикливалась на его  детских шалостях, но при этом  особое  внимание  придавала  его  ученическим победам.  Главное, что он любил ходить в школу, в отличие от Светы. Он любил свою первую учительницу. И она любила его.
 На выпускном вечере  Капитолина Федоровна для каждого  своего ученика, выпускника  1991 года,  оформила личный гороскоп.  Думаю, что в то время они не оценили огромной проделанной работы их   первой учительницы.  Мой сын, к примеру, положил подаренный  ею альбомчик  на подоконник  школьной  столовой и так бы и забыл о подарке учительницы, если бы не я.  Я храню этот альбомчик как самый ценный подарок в его жизни.   Перечитывая  написанное от руки  его первой учительницей, я и сегодня чувствую  ее  энергетику , которая между строк несет    пожелания добра, удачи и счастья моему сыну на долгие - долгие годы.  Я благодарна ей даже не как коллега, а как мать.   
 Увлечение астрологией в то время было ее хобби. Она выписывала из Москвы  репринтные издания, которые по тем временам стоили больших денег.  Ее интересовала судьба человека , рожденного под звездами и планетами. Безусловно, этот вопрос   всегда во все времена был интересен. В ней постоянно жило стремление к познанию, и астрология в этом смысле привлекала ее ум.  На основе астрологических систем она  делала математические расчеты и построения, которые были не только интересны в то время всем нам, но и   давали  каждому из  нас  материал для размышления.  Можно смеяться над ее хобби, можно вообще никак не относиться к тому, чем она была увлечена, но я сегодня могу с полным основанием сказать, что «звезды поднимают несчастного человека над обыденностью. И законы их сильней ее потока»  Ее душа жила в хаотичном мире звездного пространства, который был ей как раз  интересен. И звезды, как и книги, возвышали Капитолину  Федоровну над серой обыденностью нашей жизни.  И  как понять, черт возьми, эту русскую душу, которая когда-то  тянулась  к звездам, а сегодня искупает вину среди  тех, которые чужды ей по сути ее внутреннего устройства!? Как объяснить то, что рука  ее не дрогнула в том  роковом порыве ненависти!?.   
    И сегодня ,когда я пишу , передо мной лежит стихотворение Марины Цветаевой, написанное   той же  рукой в 1990 году и  подаренное мне с астрологическим прогнозом  на День моего рождения.   Я его  перечитывала десятки раз. . И только сейчас поняла,  насколько оно было близко внутреннему миру этой несчастной женщины, обреченной  сегодня  страдать в селе Заозерном Хабаровского края.  Ее внутренний голос  как будто шепчет мне на ухо эти строчки:
     К вам всем-  что мне, ни в чем не знавшей меры,
     Чужие и свои?!-
     Я обращаюсь с требованием веры
     И с просьбой о любви.
И я понимаю, это и есть  то  единственное, что нужно моей коллеге  в эту минуту, -это   вера в нее, в которой она всегда нуждалась, и любовь, которая  ей  так сейчас необходима.    А  вера и любовь помогут преодолеть ей все невзгоды  ее сложной судьбы. Да будет так!

                26 октября 2007 года.