День Бянкина

Владимир Бородин 4
Это  очень  старый  текст.  Но  недавно  я  написал  большую  рецензию  на:  Владимир  Вейхман  "Три  жизни  капитана  Бянкина";  прошу  её  прочитать.  Вместе  с  нижеследующим - это  "информация  к  размышлению"


Для  меня  22  апреля – день  Бянкина.  На  Амуре  есть  народность – негидальцы,  он – из  них.  Ему  было  3  года,  когда  умерла  его  мать.  В  18  лет  вступил  в  КПСС;  в  23  года – капитан,  в  24 – перегнал  новый  пароход  из  Польши  на  Сахалин,  в   Корсаков.  В  31  год  получил  орден  Ленина,  в  39 – начальник  ДВ  пароходства,  «хозяин  Тихого  океана».

    9  мая  1972 г.  США – командующему  ТОФ:  «Через  3  часа  будем  бомбить  порты  Вьетнама».  Он – Бянкину:  «Убирай  суда!»  Бянкин: «Нет!  Уберём – портов  не  будет!».  Министр  обороны:  «Убирай!  Иначе – война!»  Бянкин: «Нет.  Побежим – будут  топить».  Брежнев  спит:  в  Москве  час  ночи.

  В  11  утра  местного  времени  американцы  бомбят  порты;  там  13  судов  СССР,  2 – Кубы,  1 – Польши, 1 – ГДР.  Обстреляны  танкер  «Певек»,  т/х  «Туркестан»,  «Михаил  Фрунзе»,  в  Камфе  бомбёжкой  сожжён  «Гриша  Акопян».  Прошли  по  минным  полям  «Переславль-Залесский»  и  «Зея».

  Проснулся  Брежнев  и  одобрил  решение  Бянкина.  США  ушли  из  Вьетнама.

1.03.74  Бянкин  получил  второй  орден  Ленина.  А  через  3  недели  утонул  «Тикси».  Выговор  министра  Т.Б. Гуженко   Бянкину  за  особое  мнение  о  причинах,  за  отказ  подписать  акт  комиссии.

  Через  2  года – «подстава»  Бянкину ;  сделали  3  чина  крайкома  КПСС  и  КГБ.  А  13.04.1977 – он  снят  с  должности.  22.11.78  он  защитил  диссертацию  «Русское  торговое  мореплавание  на  Дальнем  Востоке.  1860 – 1925».  30.11.1982 – премия  им. С.И. Дежнёва,  первая  за  Уралом.  Далее  пишу  личное;  правда  всё,  но  не  вся.

Я  тогда  копал  два  дела: «Половинкин.  От министра  Колчака  до  лауреата  премии  Сталина»  и  «Штирлиц  в  Приморье».  По  обоим  нужна  была  беседа  с  С.А. Ивановым,  партизаном  гражданской  войны.  Узнал,  что  он  будет  на  презентации  книги  Бянкина  в  Географическом  обществе.

  Когда  пришёл  туда,  зал  был  набит,  но – пустое  место  рядом  с  А.И. Щетининой.  Я – нагло: «Можно?»  Она: «Пожалуйста».  Держала  кому-то,  а  он  не  пришёл?
  Анна  Ивановна – на  море  с  17  лет:  от  матроса  до капитана  дальнего  плавания;  им  стала  в  27  лет,  перегоняя  судно из  Германии  на  Камчатку.  На  вид  ей  давали  тогда  22 года.  Летом  41-ого – под  бомбами  на  Балтике.  Потом  до  46-ого – на  линии  США – Владивосток,  где  суда  гибли  запросто.

    Бянкина  славили  все  часа  полтора.  Последним  выступил  С.А. Иванов,  и – на  уничтожение: «Ложь!  Плагиат!  Дикие  картинки!»  Зал  остолбенел;  потом  взорвался: «Мы  что – идиоты?  Да  кто  ты  такой?»  Крик: «После  таких  слов  в  37-ом  году  Бянкина  бы  отсюда  сразу  в  НКВД!»  Иванов  показал  свой  малозубый  рот:  «Не  вам  про  НКВД  и  37-ой  говорить!  Мне  они  все  зубы  в  лагере  выбили!»

  Я  вскочил:  «Граждане!  Сергей  Алексеевич – сокровище  города!  И  Валентин  Петрович  Бянкин – тоже  сокровище!  И  клеймить  всем  собранием  одного – это  как  37-ой!  Выслушали  обоих – и  всё!  И  думайте,  а  не  злитесь!»  И  толпа – затихла…  Я  сел,  и  Щетинина  сказала: «Молодец»;  это  мне – как  медаль.

   Бянкину  дали  заключительное  слово.  Превозмогая  жгучую  обиду,  он  сказал  обычное.  И  все  стали  расходиться.  Бянкин  стоял  одиноко.  Я  бросился  к  нему: «Валентин  Петрович,  мы  Вас  очень  любим!  Не  берите  в  голову!  И  ещё:  я  сейчас  уйду  с  Ивановым – он  мне  нужен  по  делам…  Вот  мой  адрес:  будет  худо  или  угроза – черкните,  куда  бежать,  и  я  примчусь  на  помощь!»  Он  сказал: «Спасибо.  Я  понимаю».

    С  Ивановым  я  говорил  долго,  но  только  не  о  Бянкине.
    Прошло  два  года,  очень  трудных  для  меня.  И  вот  пришла  мне  открытка:  мятая,  грязноватая,  уголки  криво  обрезаны  ножницами.  На  ней – ни  слова,  адрес – моим  почерком!  Сутки  не  мог  понять,  что  это.

  Вдруг  вздрогнул:  «Бянкин!  Это  я  ему  писал  адрес».  Наутро  бегу  к  Леониду  Д.:  «Лёха!  Где  Бянкина  найти?  Срочно!»  Он  посмотрел  странно  и  сказал:  «Бянкин…  вчера  повесился.  В  Ленинграде».
  Это  случилось  на  НИС  «Профессор  Хромов».  Команда  лет  20  ничего  и  не  знала.  Ему  было  53  года.  Открытку  эту  я  храню.

    Домашний  кабинет  В.П.  мгновенно  опечатали,  почти  все  бумаги  исчезли.  Я  был  в  Музее  ДВ  пароходства  2  года  назад:  о  Бянкине  там – ничего.  Хоронили  его  30.04.83;  ни  одного  лица  от  властей,  очень   много  милиции.  Ливень  и  штормовой  ветер…