Три Леонардо

Константин Матаков
                ***


Да, сегодня ясно осознаешь, что вопрос о том, кто такой Леонардо – тяжел для аудитории. Скажем, в женской аудитории, задав этот вопрос, сначала услышишь следующее: да-да, мы знаем, мы смотрели «Титаник»! Имеется в виду, конечно, любимец всех девушек Леонардо ди Каприо. Однажды вообще произошел забавный эпизод: я спросил у студенческой группы (исключительно девичьей), кто такой Леонардо, - мне сказали про «Титаник», - а я в ответ говорю, - «да я про того Леонардо, который рисовал!». А девушки мне: «а он там и рисовал!!!». Ведь Леонардо ди Каприо играл в «Титанике» роль художника Джека Доусона.. Это был нокаутирующий удар! Я понял, как глубоко был не прав.. Но это еще не все.. Сегодня очень часто можно услышать такой ответ студенческой публики на вопрос «кто такие Микеланджело, Рафаэль и Леонардо?»: да это же черепашки-ниндзя! А Леонардо – лидер этих черепашек! Я поначалу ничего не понял, и меня пристыдили студенты: как?! Вы не смотрели этот замечательный мультфильм?! Ну да, есть пробелы в образовании..
Зато теперь я точно знаю: Леонардо существует как минимум в трех вариантах, - американский актер, черепашка-ниндзя, и малозаметный художник пятивековой давности, о котором студенческая публика вспоминает в последнюю очередь.. Чему удивляться – мы живем в эпоху массовой культуры, где американские актеры и герои мультфильмов намного более известны, чем ренессансные мастера.. Я уж не говорю о том, что студенты часто думают, что Мона Лиза и Джоконда – это две разные картины.. Как Ленин и Ульянов – два разных человека.. Наверно, теперь это назовут культурным плюрализмом: Леонардо – не только актер и черепашка, а также еще и художник; Бетховен – это не только собака, но и композитор и т.д. Только как-то невесело.. Надеюсь, все три Леонардо не приснятся мне во сне одновременно, и не скажут, что они – одно и то же!