Аппарат. Взгляд изнутри

Михаил Шаргородский
В последние годы очень модным стало ругать аппарат. Большинство ругающих и понятия не имеют, что такое аппарат. Люди, приходящие в организацию, как правило, сталкиваются с клерками, к тому же, очень часто - новобранцами. По настоящему аппарат - это небольшая когорта специалистов, ведущих определенные направления. Ни один орган, ни одно министерство не сможет работать, не имея подобного рода специалистов. В Англии, например, для сохранения преемственности, запрещается смещать специалистов, при замене министров.
Все эти ведущие фигуры связаны определенной корпоративной этикой. Никто из них не станет охаивать труд своего коллеги. Все они чувствуют, что головой отвечают за положение дел в отрасли. Нередко даже больше, чем министр.
Мне помнится, что однажды министром назначили очень интеллигентного человека, но из другой отрасли. Люди к нему легко заходили, и он подписывал их прошения. Но в канцелярии существовал железный закон, - если нет визы подразделения, которое подготовило этот документ и несет за него ответственность, такой документ не пропускается. У них набралось около трех десятков документов, которые имели подпись министра, но подразделения отказывались их визировать. Документы не были с ними согласованы, не имели соответствующих обоснований, а зачастую вообще противоречили ведомственным нормативным материалам, о которых новый министр еще не мог иметь представления.
К тому же у аппарата был горький опыт, - любая проверка, в том числе и силовых ведомств, разбивалась на их головах. Поддерживал ли ты, или не поддерживал какое-то решение, но если твоя виза есть, ты виноват.
Министров и их заместителей в то время еще не принято было трогать.
Поэтому ведущие работники аппарата стали очень остерегаться визировать документ, который он потом защитить не сможет. Даже если документ уже подписан Министром. Все эти внутренние неурядицы ставили в недоумение людей, и фактически затормозили работу Министерства. Естественно, нарыв взорвался с большим шумом. Министр был страшно оскорблен. Как это можно, что материалы, подписанные министром, подразделения не хотят визировать? Министр собрал большое совещание. Выступил с разгромной речью. Весь аппарат молчал. Пауза очень затянулась.
Наконец, встал самый старый среди нас человек, уже давно пенсионного возраста, и сказал: «Вы этот конфликт можете решить за одну минуту. Дайте команду, чтобы подписанные Вами документы отправлялись без виз.
Вопрос будет немедленно исчерпан, но ответственным за него будете лично и только ВЫ.
Если хотите, назначьте группу компетентных лиц, пусть проверят все подписанные Вами, и не завизированные службами документы. Если хоть один из них будет не завизирован неправильно - можете снять всех нас». Все вздрогнули, но промолчали.
Выступающий продолжил: «Когда аппарат штудирует документ, добиваясь, чтобы он был правильным, он этим самым защищает интересы и своего министерства, и своего министра. Грамотный руководитель подразделения хорошо знает законы, и никогда не допустит их нарушения, а если допустил, значит либо безграмотен, либо жулик.
В связи со сказанным, одна просьба: пожалуйста, не считайте, что аппарат допустил к своему министру непочтение, либо неуважение. Здесь только профессионализм, и,видимо, мы не нашли нужную форму доложить это Вам».
Неожиданно встал еще один, но уже молодой руководитель. Он выступил очень коротко: «Если бы Вы знали, по сколько раз мы прочитываем подписанный Вами документ, прежде чем отказаться его завизировать, Вы бы удивились. У нас буквально руки дрожат, да и тексты эти мы знаем почти наизусть».
Министр был умный. Он хорошо понял, что аппарат прав. Немного помолчав, он поручил всем подразделениям, которые не завизировали подписанные им документы, в двухдневный срок представить в письменном виде обоснование своего отказа.
За этой эпопеей следила вся отрасль. Они поддержали аппарат, потому что большинство из них тоже хотело, чтобы в тот век сплошных проверок, все документы строго соответствовали законам.
Иногда аппарат сравнивают с кастой. Это принципиально неверно. В касте у всех один главный интерес. Они связаны круговой порукой. Там чаще всего действует правило «Один за всех и все за одного». За отклонение от общих правил, каста сама накажет. У них очень жесткие правила, причем строго обязательные для всех. Каста не обязательно мафиозная структура, но мафия всегда каста.
В аппарате, если руководство намерено кого-то снять, очень редко кто-нибудь выступит в его защиту. И то в форме «У него пятеро детей, тяжело больная жена. Давайте дадим ему еще один шанс». Профессиональной стороны никто не коснется. Если ты начнешь говорить на эту тему, то ты ставишь себя выше того, кому и так плохо. Это считается профессиональным оскорблением, и опытные работники этого не допускают.
В аппарате нет круговой поруки, и при нормальной ситуации все подразделения сугубо автономны, в особенности в отношениях друг с другом. Каждый сам за себя.
Поэтому, как правило, здесь не бывает коллективных акций. То, о чем я рассказал выше, скорее исключение, чем правило.
В аппарате почти никогда никого не учат. Каждый боится потерять свое преимущество, если оно у него есть. Поэтому шанс роста, в основном, это переход на другую позицию. Но это довольно непросто. Надо научиться делать свое дело с блеском. Тогда появится шанс, чтобы тебя заметили. Собственная инициатива тоже не возбраняется. Это не Армия. Пришел срок, дадут очередную звездочку. А в аппарате я немало случаев видел, когда люди по сорок и более лет просиживали на одном и том же месте.
К сожалению, большинство людей, ругающих, или просто говорящих об аппарате, не имеют представления о предмете разговора.
Дело в том, что ни один фрукт не требует для своего выращивания столько лет, как опытный аппаратчик. Самый длительный срок выращивания у одного из видов грузинской груши «хечечури» - не меньше 15лет. Примерно столько же времени потребуется для того, чтобы человек соответствовал бы требованиям, необходимым для полноценного руководства ведущими подразделениями министерства. Нужно уметь учиться. Следить за профессиональными новинками, и никогда не напяливать на себя мундир всезнайки.
Мне кажется, что этот руководитель всегда должен думать о перспективе, чувствовать ее, и быть инициатором подготовки соответствующих предложений руководству.
Мне довелось много лет работать в контакте с ГОСПЛАНОМ СССР. Я всегда восхищался уровнем подготовки их специалистов, в особенности ранга начальника отдела. Масштаб их мышления, аналитические подходы к вопросам, умение думать о перспективе, у меня лично всегда вызывали зависть.
Должен честно сказать, что я лично почувствовал себя подготовленным  для оппонирования любым специалистам, систематически «набегавшими» на нас с проверками, примерно на семнадцатом году работы в аппарате. К этому времени мы уже хорошо понимали технологию своих «гостей», и научились грамотно работать с ними. Но ведь проверки - это малая частица нашей работы. Надо уметь правильно вести свой «Корабль». Это и есть главное. Вот для этого, в первую очередь, и нужны знания и опыт.
Возвращаясь к основной теме разговора, должен сказать, что я всегда был убежден, что для того, чтобы в механизме деятельности подразделения не было сбоев, руководитель подразделения на какое-то время должен уметь подменить любого сотрудника из своего подразделения, почему-либо выбывшего из игры.
Есть еще один больной вопрос, на который в аппарате привыкли смотреть сквозь пальцы. Работник аппарата должен уметь писать деловые письма, обоснования различного рода, ходатайства в правительство и т.д. На самом деле повсеместно из 10 человек умеют писать два. И это почему-то грехом не считается. Ну и подумаешь, великое дело, что ты писака? Никто себе не дал труда понять, что прежде чем писать, это же все надо обдумать, выстроить в своей голове, а потом лишь переносить на бумагу. Не можешь писать - значит не умеешь мыслить. А если это так, то зачем ты нужен в аппарате?
Есть еще много вещей, которые нужно знать и уметь в аппарате, но для этого есть соответствующая специальная литература. Я коснулся только того, с чем повседневно приходилось сталкиваться.
Одно время мне пришлось заниматься подбором руководящих кадров для одной из структур.
Пришел человек. В то время он работал и получал хорошую зарплату. Хотел улучшить свою позицию. Речь шла о должности финансового директора. Он представил блестящее досье. Учеба в США, Совершенствование в Англии. Положительные отзывы иностранных фирм.
Мы были достаточно крупной фирмой, и серьезные финансовые операции совершались ежедневно. Там, где он работал, в его ведении было 40 человек. Я его спросил: «А вдруг завтра, не дай Бог, они все умерли. Сможете ли Вы один сделать срочное перечисление?».
Он подумал и сказал: «Нет». Я доложил руководству, что он нам не подходит. Та женщина, что работала у нас на этой позиции, очень часто, когда ее вызывали, даже в выходные дни, одна делала все то, что в обычное время делало все управление. Но операции никогда не срывались.
Но дело все-таки не в этом. Это один, далеко не главный, из насущных вопросов, которыми должен владеть руководитель. Но главное в другом. Руководитель должен видеть и понимать картину в целом, что надо делать и в какой последовательности. Грамотная политика приоритетов позволяет избегать срывов и провалов.
Надо уметь решать вопросы, и с учетом необходимости, зачастую принимать на себя всю полноту ответственности.
Если я не ошибаюсь, то в 1989–м году планировался то ли Пленум, то ли Съезд КПСС, где предполагалось обсудить кадровые вопросы. Республикам предложили подготовить свои предложения. Я тоже участвовал в этой работе. До сих пор помню , что одной из главных предпосылок повышения качества кадров, я видел в том, чтобы был установлен и соблюдался какой-то принцип продвижения кадров.
Мне казалось, что нужно - как в Армии. Нельзя получить звание майора, не побыв лейтенантом, старшим лейтенантом, капитаном. Именно этим и достигается способность командира заменить в случае надобности любого бойца, или офицера.
В практической жизни, к сожалению, все было не совсем так. Нередко на должности попадали так называемые блатные. Этот термин применялся к тем, кто по блату занял должность. А если подобный назначенец был еще и амбициозным, тогда провал был неминуем. Речь не идет о том, что только в учреждениях, или даже в серьезных аппаратах, допускались такие нарушения. Народ во всем изверился. Люди были убеждены, что подбор и назначение кадров до самого, самого верха, идет именно по такому порочному принципу. И что в обнищании страны, провале экономики, и во всех остальных бедах, виновато именно неквалифицированное руководство на всех уровнях. Я тоже разделял эту точку зрения.
Сейчас другой строй. Другой способ производства. Большинство орудий и средств производства перешли в частные руки.
Но мне примерно 3,5 года пришлось поработать в солидной частной структуре. По большому счету, требования к сотрудникам аппарата те же. Тот же документооборот. Та же персональная ответственность за дело, которое делаешь. Только здесь надо уметь делать все, что требует позиция, которую ты занимаешь. Писать за тебя никто не будет. У меня создалось твердое убеждение, что хорошо подготовленный в старых структурах аппаратчик, сможет работать и в новых.
В них объем работы всегда больше, ибо численность сотрудников меньше.
Ну и ответственность покруче. Но это, по-моему, вполне правомерно.
Вообще, вопреки некоторым существующим мнениям, хлеб аппаратчика очень нелегок. К тому же он всегда под прессом ответственности. Ведомственные инструкции так расписаны, что вся ответственность в основном завершается на руководителе подразделения (департамента).
Мне хотелось написать короткую статью в защиту аппарата, в котором я сам отработал 45 лет. Срок достаточный, чтобы иметь суждение по любому вопросу. Видимо, не совсем получилось.
Поэтому я хоть в конце прямым текстом позволю себе обратиться к работодателям, к руководителям высокого ранга.
Господа, берегите профессиональных аппаратчиков. Это люди редких профессий. При правильной организации управления, они Вас избавят от многих бед.

Примечание

Я хорошо понимаю, что моим потенциальным читателям эта статья нужна, как «дырка в голове». Среди них нет аппаратчиков. А вдруг (! ) кто-то задумается? Во всяком случае, я воздал дань уважения людям, среди которых протекла почти вся моя жизнь.